Формирование функционала оценки экономической привлекательности
Для решения стоящей задачи оценки экономической привлекательности предприятий применим методику линейных оценочных форм, изложенную в п. 4.1. Согласно этой методике, вычисление сравнительного консолидированного показателя экономической привлекательности (для железной дороги) предприятия , подразумевает предварительное определение значений линейной оценочной формы привлекательности предприятия . Вычисление производится на основании группы исходных экономических показателей (табл. 4.5) по следующей формуле, которая, как нетрудно видеть, действительно является линейной оценочной формой и отражает все сформулированные выше необходимые качественные зависимости итоговой оценки предприятия от значений учитываемых экономических показателей предприятия.
Весовые коэффициенты в приведенной формуле формируются на основании экспертных оценок, статистического анализа и директивных решений и всегда – строго положительны. Предложенный набор коэффициентов , то есть вектор , определяет интересующее железную дорогу «направление оценки» предприятия .
Нормировочные коэффициенты в нашем случае выполняют двуединую задачу. Во-первых, они уравнивают размерности суммируемых слагаемых так, что в итоге получаем безразмерную величину . Во-вторых, чтобы избежать при вычислении сложения разнородных показателей, различающихся в численном выражении на несколько порядков, нормировочные коэффициенты α1, α2, α3, …, α12 определяются, в соответствии с методикой п. 4.1.4, по максимальному значению соответствующего экономического показателя из группы оцениваемых предприятий :
, ,
, … , .
Формула для вычисления содержит величины , , и , имеющие следующий экономический смысл:
– оптимальная величина доли продукции предприятия рассматриваемого профиля, направляемой в железную дорогу по отношению к общему объему реализуемой предприятием продукции;
– оптимальный уровень рентабельности для предприятий рассматриваемого профиля в данной отрасли в текущей экономической ситуации и в настоящем времени, %;
– оптимальный размер доли заемных средств в обороте предприятия рассматриваемого профиля в данной отрасли в текущей экономической ситуации и в настоящем времени;
– оптимальный уровень загруженности производственных мощностей предприятия рассматриваемого профиля в данной отрасли в текущей экономической ситуации и в настоящем времени.
Значения оптимальных величин , , и устанавливаются в первоначальном рабочем варианте предложенной методики эмпирическим образом, исходя из практического опыта, и могут изменяться с течением времени и с изменениями, происходящими в данной отрасли. Эти значения, естественно, различны для разных отраслей промышленности и предприятий различного профиля. Некоторые значения параметров , , и ,характеризующих предприятие, приведены в табл. 4.6.
Таблица 4.6
Некоторые значения оптимальных параметров, соответствующих предприятиям разных отраслей
Профиль предприятия. Поставки | ||||
Металлургическое производство, прокат | 0,15 | 0,20 | ||
Железобетонные изделия | 0,60 | 0,18 | 0,85 | |
Средства связи | 0,10 | 0,05 | 0,90 | |
Горюче-смазочные материалы | 0,05 | 0,15 | 0,80 | |
Средства СЦБ | 0,75 | 0,05 | 0,90 | |
И т. д. |
После определения всех 12 слагаемых линейной формы для каждого из оцениваемых предприятий , необходимо вычислить соответствующее значение – абсолютного показателя привлекательности предприятия . Результаты вычислений образуют вторую строку в табл. 4.7.
Таблица 4.7
Организация вычислений показателей: и
Показатели экономической привлекательности предприятия | Значения для предприятий | |||
… | ||||
Значения линейной оценочной формы | … | |||
Консолидированный сравнительный показатель, | … |
Следующий шаг формирования оценки экономической привлекательности предприятий – вычисление абсолютной оценки (см. п. 4.1.5) привлекательности для каждого предприятия . Именно эта абсолютная оценка полагается нами за величину – консолидированный сравнительный показатель экономической привлекательности предприятия .
Согласно п.4.1.5, для вычисления достаточно весь интервал между наилучшим и наихудшим значениями оценочной формы оцениваемых предприятий «сжать» аффинным преобразованием в интервал [0; 1]. Указанное сжатие производится по формуле:
,
где – максимальное значение абсолютного показателя экономической привлекательности среди всех оцениваемых предприятий ;
– минимальное значение абсолютного показателя экономической привлекательности среди всех рассматриваемых предприятий . При этом, в случае когда (в частности, например, когда оцениваемое предприятие одно), полагаем
= 0.
Результаты вычислений заносятся в третью строку табл. 4.7.
Таким образом, итоговая табл. 4.7 содержит окончательные значения линейной оценочной формы привлекательности предприятий и требуемые значения коэффициентов – показателей экономической привлекательности предприятий .
Именно значения сравнительного показателя экономической привлекательности предприятий решают задачу оценки и ранжирования с точки зрения интересов например железной дороги предприятий ее экономического окружения, выбора железной дорогой партнеров для сотрудничества, задачу вычисления критериев и научно обоснованного проведения конкурсных отборов, оптимизации и минимизации затрат при ведении экономического взаимодействия, принятия обоснованных управленческих решений.