Факторы экономической привлекательности предприятий
В настоящем пункте рассмотрена и формализована первая группа факторов – экономические показатели и характеристики взаимодействующих предприятий (партнеров железной дороги), которые используются в методике формирования показателя экономической привлекательности (или значимости, весомости) предприятия с точки зрения интересов железной дороги [3,11].
Нами приняты к рассмотрению следующие факторы и характеристики предприятия , учитываемые при формировании коэффициента предприятия . При перечислении параметров будем указывать требуемую качественную зависимость итогового коэффициента экономической привлекательности от каждого из рассматриваемых ниже параметров.
1. Эффективность использования основных средств предприятия , где – объем реализованной продукции за отчетный период; – стоимость основных фондов узла-предприятия . Очевидно, что чем больше значение , тем качественнее организованы производственные процессы на предприятии , следовательно, тем выше итоговое значение коэффициента экономической привлекательности .
2. Фондоемкость предприятия , где – оборотные средства предприятия. Этот показатель характеризует размер оборотных средств, приходящихся на объем выполненных работ, то есть является показателем, характеризующий оборачиваемость оборотных средств. Очевидно, что чем выше фондоемкость рассматриваемого предприятия, тем выше должно быть значение итогового коэффициента привлекательности .
3. Доля продукции предприятия , реализованная железной дороге от общего объема произведенной продукции. Введем обозначения:
- количество типов продукции производимой предприятием ;
– объем продукции i-го типа, произведенной предприятием за отчетный период, i=1,…, М;
– объем продукции i-го типа, произведенной предприятием для железной дороги. Тогда, очевидно, доля продукции предприятия , реализованная железной дороге, вычисляется следующим образом:
,
где – объем всех видов продукции, производимой предприятием за отчетный период;
– объем всех видов продукции, реализованной за отчетный период предприятием на железную дорогу.
В практической деятельности довольно часто возникает ситуация, когда оптимальным считается некоторое фиксированное соотношение объемов продукции, поставляемой предприятием для железной дороги и поставляемой на внешний рынок, равное некоторому ( ). Такое оптимальное соотношение вырабатывается на основании экспертных оценок или директивного решения.
Наличие оптимального соотношения, равного , обусловлено противодействием двух факторов: с одной стороны, чем больше предприятие поставляет продукции на железную дорогу, тем более оно заинтересовано в сотрудничестве и повышении качества взаимодействия с железной дорогой. К тому же железной дороге выгодно иметь партнеров способных быстро увеличить поставки продукции.
Однако при поставке всей выпускаемой продукции только железной дороге, предприятие практически не участвует во внешних рыночных отношениях, что может негативно отражаться на его развитии, конкурентоспособности и качестве продукции. С другой стороны полная зависимость железной дороги от одного поставщика может привести к проявлению у производителя элементов диктата и производственного эгоизма.
Сказанное означает, что существует некоторое оптимальное (наилучшее) соотношение долей продукции, поставляемых на железную дорогу и на внешний рынок. Значительное отклонение реального показателя от оптимального в ту или в другую сторону является фактором, ухудшающим итоговый коэффициент экономической привлекательности предприятия .
Согласно общей методике формирования слагаемых линейных оценочных форм, изложенной в п. 3.1.1, будем учитывать негативное влияние отклонения реальной доли от оптимального значения с помощью вспомогательной функции
Видно, что и эта функция принимает максимальное значение при , а при остальных значениях аргумента х выполняется , причем значение функции тем меньше, чем дальше аргумент х от оптимального значения (см. 3.1.1).
Естественно потребовать, чтобы значение итогового коэффициента сравнительной привлекательности было тем выше, чем меньше отклонение реальной доли от оптимального значения . Это легко достигается с использованием предложенной функции , если указанная функция будет участвовать в формировании коэффициента в качестве положительного слагаемого с некоторым положительным весовым коэффициентом.
4. Уровень рентабельности характеризует эффективность деятельности узла-предприятия при полученной прибыли . Совершенно очевидно, что при рассмотрении уровня рентабельности, мы имеем дело с двумя противоборствующими факторами. С одной стороны, крайне низкий уровень рентабельности весьма негативно характеризует хозяйствующий субъект. С другой стороны, нехарактерно высокий уровень рентабельности может служить сигналом о неоправданно завышенной цене на продукцию предприятия, некорректном ведении бизнеса и т.п. Это означает, что априори существует некоторое оптимальное значение уровня рентабельности группы предприятий рассматриваемого профиля, отклонение от которого в ту или другую сторону является (с точки зрения железной дороги) негативным фактором в оценке предприятия-партнера.
Как и в предыдущем пункте, влияние отклонения уровня рентабельности от своего оптимального значения на итоговое значение коэффициента сравнительной привлекательности , предлагаем учитывать с помощью вспомогательной функции , рассмотренной в п.3.1.1. Очевидно, что чем больше отклонение уровня рентабельности предприятия от своего наиболее оптимального значения , тем меньше должно быть значение итогового коэффициента экономической привлекательности .
5. Доля заемных средств в обороте предприятия . Здесь – объем оборотных средств предприятия ; – объем средств в обороте предприятия , взятых в кредит (в банках, инвестиционных компаниях, сторонних предприятиях и проч.). При рассмотрении этого показателя, опять-таки имеем дело с двумя противоборствующими факторами. С одной стороны, одним из важнейших показателей качества работы предприятия является его обеспеченность собственными оборотными средствами. С другой стороны, работа с заемными средствами является показателем хорошей кредитной истории предприятия, квалификации руководителей предприятия, доверия к предприятию со стороны банков и иных кредитных организаций. Это означает, что у группы предприятий рассматриваемого профиля существует некоторое оптимальное соотношение оборотных и заимствованных средств, отклонение от которого в ту или иную сторону является нежелательным показателем в производственной деятельности рассматриваемого узла.
Как и в предыдущем случае, влияние – отклонения доли заемных средств в обороте рассматриваемого узла-предприятия от оптимального значения на итоговое значение коэффициента привлекательности , предлагаем учитывать с помощью вспомогательной функции , рассмотренной в п.3.1.1. Очевидно, что чем больше отклонение доли заемных средств в обороте предприятия от своего оптимального значения , тем меньше должно быть значение итогового коэффициента привлекательности .
6. Доля собственных средств от общих средств, выделяемых на развитие узла-предприятия. Введем обозначения:
– объем за отчетный период собственных средств предприятия, направленных на развитие ;
– объем за отчетный период кредитных средств, направленных на развитие предприятия;
– объем средств, выделенных на развитие предприятия сторонними инвесторами в т. ч. и железной дорогой. Тогда доля собственных средств от общих средств, выделяемых на развитие узла-предприятия, выражается в виде дроби:
.
Практика показывает, что чем выше доля собственных средств, выделяемых предприятием на развитие, тем выше качество и стабильность работы такого предприятия, следовательно, тем больше при прочих равных условиях значение итогового коэффициента экономической привлекательности предприятия .
7. Рассмотрим отношение , являющееся долей объема заемных средств на развитие по отношению к объему основных фондов . Очевидно, что зависимость итогового коэффициента привлекательности по отношению к показателю должна являться обратной. Чем выше доля , тем большая часть основных фондов предприятия оказывается фактически заложенной в кредит, следовательно, тем меньше должен быть коэффициент экономической привлекательности предприятия .
8. Загруженность за отчетный период производственных мощностей предприятия :
,
где – мощность предприятия в плане производства продукции i-го типа, то есть максимально возможный объем продукции, производство которого принципиально осуществимо на предприятии .
Как и в случае с параметром (долей продукции, произведенной предприятием для железной дороги), для параметра – доли загруженности производственных мощностей, существует некоторое оптимальное значение , которое обусловлено противодействием двух факторов. С одной стороны, если производственные мощности предприятия загружены слабо, то это означает неэффективность работы предприятия и низкий уровень потребности в его продукции на внешнем рынке. С другой стороны, если производственные мощности предприятия загружены в полном объеме, то это влечет невозможность увеличения выпуска продукции предприятием, в случае возникновения экстренной необходимости, или расширения спроса на внешнем рынке.
Сказанное означает, что существует некоторое оптимальное (оговоримся – для железной дороги) значение загруженности производственных мощностей, определяемое на основании экспертных оценок и/или директивного решения. Значительное отклонение реального показателя b от оптимального в ту или в другую сторону является фактором, ухудшающим значение итогового коэффициента экономической привлекательности предприятия .
Связь между отклонением доли от своего оптимального значения и значением итогового коэффициента привлекательности предприятия для железной дороги так же может быть учтена с помощью вспомогательной функции , рассмотренной в п.3.1.1. Очевидно, что чем больше отклонение доли от оптимального значения , тем меньше должно быть значение итогового коэффициента экономической привлекательности .
9. Степень износа (в %) активной части основных производственных фондов предприятия . Естественно потребовать, чтобы, при прочих равных условиях, зависимость между степенью износа активной части основных производственных фондов и итоговым значением коэффициента сравнительной привлекательности была обратной, с некоторым подходящим коэффициентом пропорциональности.
10. Доля реализованной за отчетный период продукции от общего объема продукции произведенной предприятием :
.
Рассматриваемый параметр является важным показателем качества работы предприятия , показателем востребованности его продукции на внешнем рынке. Работает ли предприятие «на склад», или сразу реализует всю произведенную продукцию, – важнейшая качественная характеристика предприятия . Очевидно, что чем выше , тем большим должно быть итоговое значение коэффициента экономической привлекательности .
11. Номенклатуры продукции (т.е. количество различных наименований (типов) выпускаемой предприятием продукции). Ясно, что предприятие, выпускающее несколько типов продукции, более предпочтительно, нежели предприятие, выпускающее продукцию только одного типа, поскольку в условиях рынка, в случае падения спроса на продукцию какого-либо одного типа, многопрофильное предприятие зачастую способно обеспечить стабильную работу, за счет выпуска и реализации продукции других типов. Однако слишком большое количество типов выпускаемой продукции может привести к значительному распылению ресурсов предприятия и дроблению его производственных мощностей. Поэтому зависимость коэффициента сравнительной привлекательности от номенклатуры не должна быть прямо пропорциональной. Предлагается с ростом считать эту зависимость плавно возрастающей, например, прямо пропорциональной величине .
12. Стоимость С единицы продукции предприятия . Между коэффициентом сравнительной привлекательности и величиной С должна быть обратная зависимость: чем больше С, тем меньше итоговое значение коэффициента привлекательности узла-предприятия .
Следует отметить, что в результате наработки опыта оценивания предприятий, приведенный перечень экономических показателей предприятий может быть расширен или же, напротив, некоторые показатели могут быть исключены (например, при выявлении явных корреляций между ними).
Пусть требуется практически оценить ряд однопрофильных предприятий , , взаимодействующих с железной дорогой и пусть информация об оцениваемых предприятиях , по всем выделенным выше экономическим показателям организована в табл. 4.5.
Таблица 4.5
Организация производственно-хозяйственных показателей
№ п/п | Показатель | Значение для предприятий | |||
Эффективность использования основных средств предприятия, | · · · | ||||
Фондоемкость предприятия, | · · · | ||||
Доля продукции предприятия, реализованная железной дороге, | · · · | ||||
Уровень рентабельности предприятия, | · · · | ||||
Доля заемных средств в обороте предприятия, | · · · | ||||
Доля собственных средств предприятия, направляемых на развитие предприятия, | · · · | ||||
Доля заемных средств на развитие по отношению к основным фондам, | · · · | ||||
Доля загруженности производственных мощностей предприятия, | · · · | ||||
Степень износа основных активных фондов предприятия, | · · · | ||||
Доля реализованной продукции от объема произведенной на предприятии продукции, | · · · | ||||
Номенклатура продукции предприятия, | · · · | ||||
Стоимость единицы требуемой продукции предприятия, | · · · | ||||
Другие показатели | … | … | … | … |