Общая схема формирования оценки эффективности взаимодействия
Без ограничения общности предлагаемых методик, рассмотрение ведется на примере конкретных производственных ситуаций взаимодействия хозяйствующего субъекта (крупного филиала хозяйствующего субъекта например железной дороги) с предприятиями его экономического окружения, например, с предприятиями, осуществляющими поставки товаров или предоставление услуг для организации перевозочного процесса.
За значение функционала силы взаимодействия между элементами экономико-правового пространства принимается определяемая в дальнейшем поэтапно оценка эффективности взаимодействия железной дороги как крупного филиала хозяйствующего субъекта с предприятием экономического ее окружения (рис.4.3).
Железная дорога |
Предприятие |
Рис. 4.3. Выделенная пара взаимодействующих узлов организационной сети |
С практической точки зрения, показатель необходим для оценки и ранжирования предприятий экономического окружения, выбора хозяйствующим субъектом или его филиалом (железной дорогой) партнера для сотрудничества, проведения конкурсных отборов, оптимизации и минимизации затрат при ведении экономического взаимодействия, принятия обоснованных управленческих решений.
Исходя из практических соображений, коэффициент должен формироваться с учетом четырех основных групп факторов взаимодействия между экономическими субъектами – экономических факторов, параметров надежности и устойчивости, организационно-правовых факторов, и степени доверия к предприятию [11]. Следует подчеркнуть, что первые две группы факторов (экономические; надежности и устойчивости) носят объективный производственный характер и являются фундаментальными, в то время как четвертая группа (сигнальные показатели степени доверия) имеет в большей степени надстроечный непроизводственный и субъективный характер, то есть зависит от разного рода иной информации и экспертных оценок.
С математической точки зрения, показатель эффективности взаимодействия между железной дорогой и предприятием должен формироваться на основании некоторых консолидированных показателей по каждой из четырех групп факторов в отдельности и должен представлять собой некоторый функционал:
,
где:
– коэффициент экономической привлекательности предприятия , соответствующий группе экономических факторов и вычисляемый на основании экономических показателей сетевого узла ;
– коэффициент надежности и устойчивости узла-предприятия , вычисляемый на основании статистической информации о предприятии, группы факторов его надежности и методик оценки устойчивости узлов;
– коэффициент, отражающий организационно-правовой статус предприятия и юридически-правовой характер отношений между предприятием и железной дорогой;
– коэффициент, отражающий группу факторов, влияющих на взаимодействие предприятия с железной дорогой и вычисляемый на основе математической обработки случайных сигналов и текущей сопутствующей информации (в том числе и непроизводственного характера) о предприятии .
Итоговый функционал оценки эффективности взаимодействия между элементами организационной сети впоследствии формируется из перечисленных выше четырёх разнородных показателей с помощью общей методики формирования интегральных оценок.
Схема зависимостей между формируемыми показателями взаимодействия элементов экономико-правового пространства и сведения промежуточных консолидированных показателей в итоговую интегральную оценку силы взаимодействия показана на рисунке 4.4.
Итоговая интегральная оценка |
Консолидированные показатели |
Учитываемые факторы |
Группа экономических параметров |
Группа факторов устойчивости и стабильности |
Сигналы и сигнальные показатели |
Группа правовых и юридических факторов |
Рис.4.4. Схема формирования итоговой интегральной оценки эффективности взаимодействия |
Базисные производственные факторы |
Надстроечные факторы |