Коэффициенты линейной оценочной формы

Для неотрицательности итоговой оценки, все коэффициенты Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru линейной формы Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru считаются неотрицательными.

С математической точки зрения [8], весовые коэффициенты Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru линейной формы Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru образуют вектор Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru , нормальный к гиперплоскости Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru и указывающий направление скорейшего возрастания функции Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru , то есть, по сути – вектор градиента функции Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru , указывающий выбранное (из практических соображений) «направление» оценки предприятия Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru [9]. Известно, что именно в направлении вектора Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru смещается гиперплоскость Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru при увеличении значения константы Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru , то есть при увеличении значения итоговой оценки [8]. Таким образом, вектор Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru в прямом смысле является направлением поиска наилучшей желаемой оценки в n-мерном пространстве оценочных параметров Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru (или, что то же самое, – поиска предприятия, параметры которого максимизируют оценочную форму).

Весовые коэффициенты линейной формы Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru выполняют три основных функции.

Первая функция весовых коэффициентов линейной формы Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru – уравнивание размерностей суммируемых слагаемых. Размерности коэффициентов Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru подбираются таким образом, чтобы они уравнивали размерности слагаемых формы так, чтобы в итоге получить безразмерную величину – оценку предприятия Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru . Указанное требование выполняется автоматически, если коэффициенту Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru приписывается размерность, обратная к размерности соответствующего оценочного параметра Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru , что влечет безразмерность слагаемого Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru в линейной форме Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru .

Вторая функция коэффициентов линейной формы Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru – придание учитываемым экономическим показателям соответствующих весов в интересах компании, проводящей оценку. Величины коэффициентов Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru отражают значимость (вес) соответствующего фактора в оценке привлекательности предприятия Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru . Значения коэффициентов Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru могут (и должны) зависеть от требуемого направления оценки предприятия Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru . Это означает, что в конкретных производственных ситуациях следует придавать, в соответствии с интересами оценщика, разную значимость тем или иным учитываемым факторам, то есть придавать весовым коэффициентам Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru разные значения. Очевидно, что для реализации второй функции весовых коэффициентов (придания большего или меньшего веса тому или иному оценочному параметру), необходимо применение различного рода экспертных оценок, практического опыта, директивного воздействия, то есть реализация второй функции опирается, в конечном счете, на конкретную производственную ситуацию и человеческий фактор.

Третья функция весовых коэффициентов линейной формы – нормировочная. Она заключается в том, чтобы уравнять порядки суммируемых величин – произведений Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru . Совершенно ясно, что значения коэффициентов Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru должны быть подобраны таким образом, чтобы все слагаемые оказались величинами одного порядка. Это необходимо для того, чтобы при вычислении значения Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru не пришлось суммировать значительно отличающиеся величины. Например, объем основных фондов предприятия может исчисляться миллиардами рублей, а значение его рентабельности – несколько процентов. Суммирование столь разных по порядку величин приведет к потере значимости и нивелированию фактора рентабельности.

4.1.3. Проблема определения нормировочных коэффициентов

Как следует из предыдущего пункта, при проведении оценки предприятия с помощью линейной формы, принципиальным является вопрос, как определять весовые коэффициенты Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru оценочной линейной формы, какие значения придавать этим коэффициентам при проведении практических оценок. В настоящее время, при практическом проведении оценок с помощью линейных форм, набор коэффициентов Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru формируется зачастую «на глазок», то есть на основании каких-либо экспертных оценок или директивных решений, то есть на основании соглашений, принимаемых на человеческом уровне. Задача строгого и объективного определения значений весовых коэффициентов в настоящее время является открытой и актуальной научной проблемой. Разработок общего подхода и методологических исследований в этом направлении до настоящего времени не велось.

Между тем, необоснованное назначение весовых коэффициентов Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru оценочной формы Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru , проведенное, например, экспертами крупной компании даже (на первый взгляд!) из весьма разумных соображений, может привести к негативным последствиям и неправильным итоговым оценкам. Рассмотрим следующий негативный пример.

Пусть в конкурсе на поставку некоторого вида продукции участвуют два предприятия Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru и Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru . Предположим, для простоты, что оценка и ранжирование этих предприятий производится всего по двум экономическим показателям: Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru и Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru . Линейная оценочная форма, в этом случае, имеет вид: Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru . Пусть для предприятий Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru и Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru имеются конкретные исходные значения экономических показателей, которые организованы в таблице 41.

Таблица 4.1

Показатели предприятий Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru и Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru

  Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru
Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru
Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru

Рассмотрим ситуацию, когда эксперты считают показатели Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru и Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru равнозначными (их веса одинаковы) и для реализации условия нормировки (уравнивания порядков складываемых величин в линейной форме Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru ) назначают нормировочные коэффициенты Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru и Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru равными обратным величинам к минимальным значениям соответствующих экономических показателей Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru , разумно полагая, что тогда произведения Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru и Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru окажутся величинами одного порядка (и это действительно так!). Соответствующие значения нормировочных коэффициентов указаны в таблице 4.1 в третьем столбце.

Логика экспертов в этой ситуации очевидна. Значения экономического показателя Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru у любого предприятия отрасли не могут быть ниже наихудшего значения по отрасли. Следовательно, в оценочной форме Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru , слагаемое Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru у предприятия с наихудшим показателем Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru будет равно единице. У остальных предприятий отрасли, имеющим более высокий показатель Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru , слагаемое Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru окажется выше единицы, но вряд ли будет превосходить единицу на несколько порядков, поскольку для этого у какого-то предприятия отрасли значение показателя Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru должно быть много выше, чем у остальных предприятий. Это противоречит имеющимся исходным данным, практическому опыту, да и весьма маловероятно для группы однопрофильных предприятий. В результате такого назначения нормировочных коэффициентов Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru и Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru , значения слагаемых Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru и Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru в оценочной форме Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru у всех предприятий отрасли будут близки к единице, что соответствует априорному мнению экспертов о равнозначности экономических показателей Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru и Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru оцениваемых предприятий.

Вычислим значения линейной оценочной формы Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru для конкурирующих предприятий Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru и Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru , и произведем их ранжирование:

Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru ; Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru .

Видно, что Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru , то есть предприятие Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru предпочтительнее для сотрудничества и заключения договора на поставку продукции.

Предположим, что наряду с предприятиями Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru и Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru , заявку на участие в конкурсе подает некое третье предприятие Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru со следующими экономическими показателями, приведенными в таблице 4.2.

Таблица 4.2

Показатели предприятий Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru , Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru , Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru

  Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru
Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru
Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru

В соответствии с вышеизложенными «разумными» соображениями, эксперты назначают новые нормировочные коэффициенты Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru и Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru , поскольку у вновь возникшего третьего предприятия значения экономического показателя Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru хуже, чем у предприятий Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru и Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru . Новые нормировочные коэффициенты указаны в таблице 4.2.

Вычислим значения линейной оценочной формы Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru для конкурирующих предприятий Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru , Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru и Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru , и произведем их ранжирование:

Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru ; Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru ; Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru .

Итак Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru . Видно, что предприятия Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru и Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru поменялись местами (!) в порядке оценки их привлекательности и предпочтительности для сотрудничества, хотя их экономические показатели, разумеется, никак не изменились от введения в рассмотрение третьего предприятия Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru .

Из приведенного примера следует, что вышеизложенные «разумные» соображения, которыми руководствовались эксперты, могут привести к весьма негативным последствиям. Появление в конкурсе третьего предприятия с заведомо низкими экономическими показателями может изменить порядок предпочтения среди предприятий с высокими показателями.

Очевидно, что при систематическом использовании столь необоснованной методики ведения оценок, открывается путь к различным спекулятивным действиям и махинациям. Предприятию Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru , изначально являющемуся аутсайдером, для победы в конкурсе на поставку продукции можно не улучшать свои экономические показатели, а достаточно выдвинуть на конкурс (возможно даже фиктивное) предприятие Коэффициенты линейной оценочной формы - student2.ru с заведомо низкими экономическими показателями, что, как мы видели в приведенном примере, может привести к изменению порядка предпочтения в верхней части ранжированного списка[1].

Приведенный конкретный пример показывает, сколь опасным может быть необоснованное определение коэффициентов линейных оценочных форм. С точки зрения интересов компании, ведущей оценки, проблема правильного определения нормировочных коэффициентов оценочной линейной формы является чрезвычайно важной, поскольку необоснованное назначение весовых коэффициентов, исходя только из эвристических или директивных соображений, может привести к негативным последствиям, неправильным итоговым оценкам и, как следствие, неудачному выбору партнера для экономического сотрудничества.

Наши рекомендации