Сущность предпринимательской деятельности
Предпринимательство как процесс организации производства товаров и услуг для удовлетворения постоянно возобновляющегося спроса и получения прибыли, а также как функция управления этим процессом имеет свою историю и динамику развития.
Терминологическая сущность и содержание, вкладываемые в понятие "предпринимательство", менялись и упорядочивались в процессе развития экономической теории.
Достаточно простое и весьма емкое определение предпринимательства дает В.И. Даль. В частности, он пишет, что «предпринимать» означает «затевать, решаться исполнить какое-либо новое дело, приступать к совершению чего-либо значительного»: отсюда «предприниматель» - «предпринявший» что-либо..
Согласно современному российскому законодательству предпринимательская деятельность (или предпринимательство) - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества - продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.Однако и это определение не отличается полнотой.
Предпринимательство можно определять с различных позиций, таких как:
· деятельность, направленную на максимизацию прибыли;
· инициативную деятельность граждан, заключающуюся в выработке товаров и услуг, направленную на получение прибыли;
· прямую функцию реализации собственности, основную ее производственную функцию;
· процесс организационной новации в целях извлечения прибыли;
· действия, направленные на возрастание капитала, развитие производства и присвоение прибыли;
· специфический вид деятельности, направленный на неустанный поиск изменений в существующих формах жизни предприятий и общества, постоянная реализация этих изменений.
В этой связи предпринимательство более правильно определять как процесс непрерывного поиска изменений в потребностях, спросе конечного потребителя на продукцию и услуги, удовлетворения этой потребности путем организации производства, сбыта, маркетинга, логистики, менеджмента, ориентированных на самые лучшие новации, приносящие максимум производительности в каждой из стадий процесса воспроизводства.
В этом определении акцент делается не на максимизацию прибыли, а на потребителя[5], на его потребности, удовлетворение которых благодаря высокому уровню организации предпринимательства и может принести максимальную прибыль.
Содержание предпринимательства, границы его осуществления тесно связаны с формами и видами предпринимательской деятельности (табл. 1.1). В соответствии с принятой структурой процесса воспроизводства (производство, обмен, распределение, потребление) выделяют четыре главных сферы предпринимательства: производственная, коммерческая, финансовая и сфера потребления. Другие виды предпринимательской деятельности, например, инновационная, маркетинговая, включаются в состав четырех главных сфер предпринимательства.
Функции и факторы предпринимательской деятельности
Функции предпринимательства
Основная предпринимательская функция – творческо-поисковая или инновативная, связанная с поиском и использованием новых идей и средств их реализации в процессе производства.
Организаторская функция предпринимательства предполагает организацию собственного дела и управление производственным процессом.
Ресурсная функция предпринимательства проявляется в том, что предпринимательская деятельность вовлекает в эффективное использование материальных и нематериальных ресурсов и факторов производства. Среди них – трудовые ресурсы, земля и другие природные ресурсы, средства производства, научные достижения. Эффективное потребление ресурсов, находящихся в собственности предпринимателя, является одним из важнейших условий предпринимательского успеха. Вместе с тем стремление к максимальной прибыли нередко приводит к хищническому использованию природных ресурсов. Поэтому требуются соответствующие государственные меры, устанавливающие меру ответственности за хищническое отношение к природным ресурсам.
Социальная функция предпринимательства состоит в том, что в предпринимательской деятельности проявляются индивидуальные таланты и возможности; формируется особый слой людей, способных организовать и вести собственное дело.
Общеэкономические функции предпринимательства – производственная, доходная и функция обеспечения занятости.
Производственная функция состоит в производстве продуктов и услуг, удовлетворяющих нужды потребителей. Развитие предпринимательства является одним из высоко значимых условий экономического роста, увеличения объема валового внутреннего продукта.
Доходная функция обеспечивает поступление доходов от предпринимательской деятельности в бюджеты различных уровней и увеличение национального дохода.
Функция обеспечения занятости предполагает рост числа рабочих мест, сокращение безработицы.