Цены и тарифы на жилищно-коммунальные услуги
Цены (тарифы) на жилищно-коммун-ые услуги регулируются в соотв-ии с законодательством. Цены (тарифы) на жилищно-коммун-ые услуги формируются на основе плановой себестоимости этих услуг, всех видов установленных налогов и неналоговых платежей в соответствии с законодательством Все основные виды жилищно-коммунальных услуг относятся к числу жизненно важных благ, удовлетворяющих первостепенные потребности населения. Поэтому при установлении цен и тарифов на такие услуги учитывается необходимость обеспечения доступности их всем слоям населения. Цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги относится также их дифференциация по различным категориям потребителей:
ü население; бюджетные орг-ции, предприятия обществ-го питания и быт. обслуживания, коммунальные предприятия; с/х предприятия; промыш-ые, строит-ые, торг. и др хозрасчетные предпр-я.
В цены (тарифы) на коммун-ые услуги для юр. лиц включаются:
а) затраты, зависящие от объёма оказываемых услуг;
б) установленные налоги и неналоговые платежи;
в) рентабельность в размере не более 30%;
г) затраты, связанные с предоставлением указанных услуг по льготным тарифам нас-ю, не покрываемые тарифами юр. лиц и др. источ-ми (с участием их рентаб-ти не более 15%).
Тарифы на электроэнергию и газ устанавливаются едиными по всей территории РБ с дифференциацией по отдельным категориям потребителей (промыш-ть, с/х и нас-ие). Тарифы за электроэнергию для населения независимо от ведомственной подчиненности электростанций устанавливаются исходя из норм электропотребления отдельно для гор-го и сельского нас-ия. Тарифы на воду и услуги канализации устанавливаются местными органами власти, как правило, дифференцированно для различ. городов или нас-ных пунктов. Расчет цен на жилищно-коммунальные услуги осуществляется:водоснабжения и канализации - за 1 куб. метр реализованной воды и за 1 куб. метр отвода сток в городскую канализацию;отопления и горячего водоснабжения - за 1 Гкал тепловой энергии;сбора, вывоза и обезвреживания твердых бытовых отходов - за 1 куб. метр;за пользование лифтами - на 1 человека в месяц;по техническому обслуживанию жилого дома - на 1 кв. метр общей площади жилого помещения Оплата населением и юр. лицами коммунальных услуг (водоснабжение, канализация, отопление) производится исходя из факт-го потребления этих услуг в натур. выражении, исчисляемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии – по установленным местными исполнительными или распорядительными органами нормам (норм-ам) потреб-ия, а также тарифов на коммун-ые услуги, утвержденных в установленном порядке Тарифы для предп-ий на услуги по водо-, теплоснабжению и канализации в республике индексируются ежемесячно в завис-ти от изменения курса белор. рубля по отнош-ю к доллару США. При этом расчет произв-ся по след. формуле:Ти = Тб • [(Кс + Кт • Ки / К6)],где Ти тариф, проиндексированный на изменение курса доллара США, р.; Т6 действующий тариф, р.; Кскоэффициент собственных затрат (1 – Кт); Кт коэф-ент топливной составляющей в затр-х; Кизначение курса белорусского рубля по отношению к доллару США на дату индексации цены (тарифа), p.; Kб значение курса белор. рубля по отношению к доллару США на дату установления цены (тарифа), р.
21 вопрос
22. Особенности ценообразования в общественном питании
На предприятии общественного питания изготавливаются готовая обеденная продукция, а также мясные, овощные и другие полуфабрикаты. Различают:
Собственная продукция – это продукция, которая подвергается кулинарной обработке (холодные закуски, первые, вторые блюда, горячие и холодные напитки, кондитерские и кулинарные изделия, полуфабрикаты, приготовленные на предприятиях общественного питания).
Покупные товары – это товары, полученные от других поставщиков и реализуемые на предприятиях общественного питания без кулинарной обработки (табачные и кондитерские изделия, спички, напитки, мороженое ).
Цены на продукцию предприятий общественного питания относятся к системе розничных цен, т.к. продукция реализуется населению, но методика и порядок их определения существенно отличаются от ценообразования на промышленные и продовольственные товары, реализуемые в торговле.
Издержки производства в общественном питании в отличие от других отраслей определяются без стоимости сырья, используемого для изготовления продукции. В их состав включаются лишь собственные затраты связанные с производством продукции: заработная плата работников, затраты на транспортировку и хранение сырья и полуфабрикатов, расходы на топливо и электроэнергию, амортизация основных производственных фондов.
Издержки обращения представляют собой затраты на реализацию продукции и покупных товаров: оплата труда продавцов, расходы на транспортировку покупных товаров, амортизация стоимости торгового оборудования, магазинов, киосков и т.д.
Одной из особенностей работы предприятий общественного питания является то, что наряду с реализацией продукции собственного производства.
Уровень наценки на изготовленные блюда и другую собственную продукцию, а также на покупные товары устанавливается в зависимости от наценочной категории предприятия. Предприятия общественного питания подразделяются на пять наценочных категорий: люкс, высшая, первая, вторая, третья.
Предельные размеры наценок устанавливаются в процентах к стоимости набора сырья в розничных ценах и составляют: для предприятий люкс – 200 % , высшей категории – 170 %, первой – 120 %, второй – 70 %, третьей категории – 40 %.
В зависимости от типа предприятия общественного питания, ассортимента выпускаемой продукции и способа ее реализации в республике могут использоваться два метода калькулирования продажных цен на продукцию собственного изготовления:
• исчисление розничной цены готового изделия по стоимости сырьевого набора с учетом отнесения предприятий к определенной наценочной категории;
• определение отпускной цены на основе расчета себестоимости единицы выпускаемой продукции и норматива рентабельности.
Основными ценовыми документами на предприятиях общественного питания являются калькуляционные карточки и меню. На каждом предприятии общественного питания на каждое наименование блюд составляется калькуляционная карточка по установленной форме. Продажная цена на продукцию собственного производства исчисляется с помощью калькуляции в калькуляционной карточке бухгалтером-калькулятором. Калькуляционная карточка составляется на каждое блюдо или изделие кухни.
Вопрос
Если в сырьевом наборе изменились компоненты и цены на сырье и продукты, то в свободных графах калькуляционной карточки рассчитываются новые цены с указанием даты составления калькуляции. Составленная калькуляционная карточка обязательно должна регистрироваться в реестре калькуляционных карточек. Для контроля правильности установления продажных цен на продукты и покупные товары и применения наценок общественного питания на каждом предприятии общественного питания ведется «Книга регистрации окончательных продажных цен на продукты и товары». В этой книге приводят дату поступления товаров и продуктов, покупную цену, розничную цену с торговой надбавкой и окончательную продажную цену с наценкой общественного питания и налогом на добавленную стоимость. В случае начисления налога с продаж и сбора на услуги эти виды начислений также включаются в продажную цену.
На основании калькуляционных карточек предприятия общественного питания составляют меню на изготавливаемые и реализуемые изделия на определенные даты (на один, два дня). В меню указываются наименование предприятия, наименования реализуемых блюд и напитков, кулинарных изделий, выход основного продукта и общий вес полной порции и полупорции, цены.
Калькуляционные карточки и меню подписываются руководителем, заведующим производством, калькулятором (экономистом) предприятия общественного питания.
Вопрос