Вопрос 6. Необходимость, цели и задачи гос. регулирования цен. Формы и методы воздействия государства на цены

Государственное регулирование цен – воздействие на процессы формирования, установления и применения цен и тарифов со стороны государственных органов путем проведения законодательных, административных, бюджетно-финансовых и других мер с целью стабилизации экономических процессов в государстве.

В зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит антикризисный, антиинфляционный характер. Государственное регулирование заключается в том, чтобы не допустить инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита, резкого роста цен на эксплуатируемое сырье и топливо, монополизма товаропроизводителей, способствовать созданию условий для нормальной конкуренции, ориентируемой на внедрение достижений НТП.

В условиях рыночной экономики государственное регулирование цен преследует следующие цели:

• согласование интересов субъектов рыночной экономики: товаропроизводителя, покупателя и государства;

• обеспечение экономической безопасности страны;

• защиту отечественного товаропроизводителя;

• защиту наименее обеспеченных слоев населения от необоснованного роста цен на товары первой необходимости;

• создание условий для нормальной конкуренции;

• государственное влияние на деятельность предприятий-монополистов;

• ограничение инфляционного роста цен в результате возникновения товарного дефицита, резкого роста цен на факторы производства;

• поддержание ценовых пропорций.

.Свобода предприятий в установлении цен ограничивается не только потребительским спросом, рыночной ценой и участниками каналов товародвижения, но и государством. Можно выделить 3 степени такого ограничения.

1. Фиксация цен. Государство использует следующие основные способы фиксации цен:

• использование цен прейскурантов. Государственный прейскурант – это официальный сборник цен и тарифов на товары и услуги, который утверждается и издается государственными органами ценообразования, а так же министерствами и ведомствами.

• замораживание цен. Данный подход используется в случае возникновения диспропорций в ценах или кризисных ситуаций в экономике и проводится исключительно в целях стабилизации положения.

• фиксирование монопольных цен. Государство фиксирует цены предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке.

2. Регулирование цен за счет установления предельных уровней цен, введение фиксированных коэффициентов по отношению к прейскурантным ценам, установление предельных надбавок, регламентация основных параметров, влияющих на формирование цены.3. Регулирование системы свободного ценообразования:

• запрет на горизонтальное фиксирование цен –• запрет на вертикальное фиксирование цен –• запрет на демпинг • запрет на недобросовестную ценовую рекламу запрет на ценовую дискриминацию.

Меры воздействия на производителей со стороны государства могут быть как прямыми, так и косвенными. К косвенному регулированиюотносятся меры, воздействующие на спрос, предложение, уровень конкуренции и другие факторы макроэкономической сбалансированности. К основным рычагам прямого ценового регулированияотносятся:

1) установление верхнего абсолютного предела цены, «ценового потолка» (самый жесткий рычаг в условиях рынка);

2) ограничение роста цены путем регламентирования норматива рентабельности в процентах к себестоимости;

3) установление ограничений на посреднические вознаграждения;

4) определение нижнего предела цены, «ценового пола».

Посредством первых трех рычагов сдерживается рост цен во избежание роста инфляции. Четвертый рычаг используется главным образом в фискальных целях. Нижний ценовой порог устанавливается государством для стимулирования научно-технического прогресса.

Крайним вариантом прямого ценового регулирования является установление фиксированных цен, когда продавец не имеет права отклоняться от них в какую-либо сторону.

.

7. Гос. регулирование цен в РБ. Закон РБ «О ценообразовании»

Основные направления ценовой политики в республике на краткосрочную и долгосрочную перспективу нашли отражение в разработанной и принятой правительством в 1999 г. Концепции ценообразования в РБ. Целью совершенствования системы ценообразования является создание такого механизма, который бы создавал условия для эффективного использования ресурсов, повышения конкурентоспособности экономики, реализации приоритетов государственной экономической политики при одновременном сохранении равновесия на рынке и повышения на этой основе жизненного уровня населения. В социально ориентированной переходной экономике приоритетной задачей выступает достижение важнейших социальных результатов, в частности, обеспечение достойного прожиточного минимума, предоставление гражданам, в первую очередь, малообеспеченным, возможности приобретать в достаточном количестве товары первой необходимости. Концепцией были определены главные составляющие политики цен на ближайшую и долгосрочную перспективу. В перспективе взят ориентир на создание рыночного механизма ценообразования. Изменившиеся институциональные, макроэкономические и внешние условия выступили предпосылками необходимости обновления концепции ценообразования в Республике Беларусь, ориентации на создание рыночного механизма ценообразования в сочетании с его гибким государственным регулированием. В новой редакции концепция утверждена постановлением Совета Министров от 20.07.2005 № 799. В качестве принципов ценообразования определены: • сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов);• разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен (тарифов); • установление регулируемых цен на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли, при необходимости с предоставлением государственных дотаций и других мер государственной поддержки; • осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о ценообразовании.

В законе Республики Беларусь «О ценообразовании» (1999 г.). установлены права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования, к которым отнесены предприятия с правом юридического лица, предприниматели, республиканские и местные органы государственного управления. Республиканские органы государственного управления устанавливают цены на целый ряд товаров и услугПравом утверждения и контролирования цен наделены также министерства транспорта и коммуникаций, связи, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального, лесного хозяйства и некоторых других. Местным органам власти дано право регулировать цены и торговые наценки на социально значимые товары и услуги, реализуемые предприятиями на их территории, услуги тепло- и водоснабжения, канализации для предприятий, коммунальные услуги для населения, перевозку пассажиров городским транспортом, продукцию общественного питания и др. Возможность ограничивать цены на продукцию подведомственных предприятий имеют также министерства и ведомства. Согласно закону РБ «О ценообразовании» в республике могут использоваться следующие основные способы государственного регулирования цен:• установление фиксированных цен (тарифов);• установление предельных цен (тарифов);• установление предельных торговых надбавок (скидок) к ценам;

7 вопрос

8. Антимонопольное регулирование в национальной экономике
Национальная экономика Беларуси характеризуется зна­чительным числом предприятий-монополистов, наличием административных монополий в виде концернов, ассоциа­ций, министерств, сохранением монополии государствен­ной собственности, чрезмерным уровнем концентрации и недостаточным развитием малого бизнеса, что затрудняет формирование конкурентной среды.

Основными законодательными актами, регулирующими антимонопольную деятельность, являются (с учетом изме­нений и дополнений):

♦ Закон Республики Беларусь «О противодействии мо­нополистической деятельности и развитии конкуренции» от 10.01.2000 г. №364-3;

♦ Инструкция по определению доминирующего положе­ния хозяйствующих субъектов на товарных рынках Респуб­лики Беларусь (утверждена постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 17.10.2002 г. № 229);

♦ Инструкция по выявлению и пресечению антиконку­рентных ценовых соглашений (согласованных действий) о ценах (утверждена постановлением Министерства пред­принимательства и инвестиций Республики Беларусь от 28.04.2000 г. N° 9);

♦ Инструкция по выявлению монопольных цен (утверж­дена постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 28.04.2000 г. N» 10);

♦ Положение о Государственном реестре хозяйствую­щих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь (утверждено поста­новлением Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 07.07.2000 с № 13).

♦ Инструкция по организации и проведению проверок по соблюдению антимонопольногозаконодательства хо­зяйствующими субъектами, доминирующими на товарных рынках (утверждена постановлением Министерства пред­принимательства и инвестиций Республики Беларусь от 31.07.2000 г. № 14).

На их основе определен Государственный реестр хозяйс­твующих субъектов, занимающих доминирующее положе­ние на товарных рынках Республики Беларусь, областей и г. Минска.

В первом разделе находятся естественные монополии, цены на продукцию которых устанавливают соответству­ющие министерства (Министерство экономики — цены на нефть, газ, лекарственные препараты, социально значимые продукты питания и т.д., Министерство транспорта — цены на грузовые и пассажирские перевозки и т.д.). В республике выделяют следующие виды монополий:
- государственная монополия — система общественных отношений, при которой исключительное право осущест­влять отдельные виды деятельности (в том числе предпринимательскую) имеет государство в лице определенных государственных органов или иных специально уполномо­ченных субъектов права;
- естественная монополия — система общественных от­ношений, санкционированная государством, при которой удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением из­держек производства на единицу товара по мере увеличения объемов его производства), соответствующие товары не мо­гут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи, с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения лены, чем спрос на другие товары;
- чрезвычайная монополия— система общественных отношений на товарном рынке по созданию, реализации или потреблению товаров, санкционированная государством на определенный период времени;
- правомерная монополия – государственная, естествен­ная или чрезвычайная монополии.

9. Понятие и система методов ценообразования

Основу методологии ценообразования составляют методы обоснования цен, которые базируются на основных ценообразующих факторах.

Ценовые методы - методы формирования цен на товары и услуги в рамках принятой ценовой стратегии. Все делятся на: 1.с ориентацией на изд-ки произ-ва: 1.1 затратный (ориентация цены на изд-ки произ-ва. К рассчитанной с/с ед. продукции + фиксированный размер прибыли и косв. налоги Ц = с/с + П + Н); 1.2 агрегатный (для товаров, сост-щих из сочет-ий отд-ых изделий, продукции, собранной из эл-тов, узлов, деталей. Ц = сумма цен отдельных конструктивных эл-тов(изделий), кот-е ранее были определены с добавлением затрат на их сборку и компановку); 1.3 структурной аналогии(определят структурную формулу цены аналог-го изделия Ц(или с/с) = З0 / Дз.о. , З0 - абсол-ое знач. Основного вида затрат при произ-ве нов. изделия, руб.; Дз.о. – доля осн-го вида затрат в цене нов. изделия. Метод эф-вен для производств с широкой номенклатурой выпуск. изделий)

1.с ориентацией на качество, потребительские свойства продукции (параметрические методы): 2.1 удельных показателей(опред-ют осн-ой кач-ый пок-ль, делят цену на него = удельная цена ЦУД. = ЦББ Цена нов. изделия: ЦН = ЦУДН, ПБ и ПН – знач-я осн-го кач-го параметра по базовому и нов изд. Базисное изд. – наиболее сопоставимое по потребительск. св-вам, конкуренции, технологии пр-ва. Есди учитыв. неск. потреб-их св-в: ЦН = ЦБ *∑ (ПНi / ПБi * Yi) Yi – пок-ль весомости i-го кач-го параметра); 2.2 балловый (учитывает при опред. цены св-ва, на поддающ-ся кол-ому измерению. Кажд. пок-лю качества ставится балл в сравн. с аналогом ЦН = ЦБ*(∑БНi*Yi)/(∑ ББi*Yi); 2.3. корреляционно-регрессионный (определяются эмпирические формулы (регрессионные уравнения) зависимости цен от изменения параметров качества в пределах параметрического ряда изделий ЦН=Ф (x1, x2, x3, … , xn). Преимущество метода - опред-ие цены как для нов. продукции, так и для аналога)

2.с ориентацией на спрос, уровень конкуренции: 3.1 ощущаемой ценности товара (цена учитывает спрос: высокая на товар с выс. спросом, низкая – спрос сниж-ся. Затраты имеют второстепенное значение. Учет в цене имеющихся в товаре выгод, кот. ищет потребитель. В основе – субъективная оценка покупателем ценности товара); 3.2 следование за лидером (на рынке с относ-но неэл-ным спросом и отсут-ем конкуренции. Предприятия ориенир. на конкурентов); 3.3 торги (тренды) (покупатель объявляет конкурс на продавцов на товар с опред-ни технико-эк. хар-ми. В рез. торгов контракт заключ. на мин. цену, выс. кач-во, короткие сроки выпол. заказа).

9 вопрос


Наши рекомендации