Оценка конкурентоспособности товаров поступающих в торговое предприятие
Конкурентоспособность товара – это такой уровень его экономических, технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке. Кроме того, конкурентоспособность – сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка и свойств другого товара.
Товар – главный объект на рынке. Он имеет стоимость и ценность, обладает определенным качеством, техническим уровнем и надежностью, задаваемой потребителями полезностью, показателями эффективности в производстве и потреблении.
Конкурентоспособность предприятия – это свойство предприятия, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке.
Анализ проблем и перспектив работы предприятия отрасли показывает, что увеличение объемов выпуска продукции, расширение ассортимента, повышение конкурентоспособности возможны только при постоянном осуществлении комплекса мер по обновлению и совершенствованию технологического процесса. Постоянно растущий спрос на ликероводочные изделия связан с экономическими факторами, но и с функциональными особенностями этих видов товаров.
С развитием рыночного механизма появилась острая необходимость в активной деятельности по поиску возможных путей и методов повышения конкурентоспособности производимой продукции, так как более конкретными и избирательными стали требования потребителей к ассортиментному составу. Спрос показывает: какую продукцию и в каком объеме необходимо производить и иметь в продаже.
В связи с этими критериями главным направлением стратегии производства становится повышение конкурентоспособности производимой продукции, а следовательно, и предприятия для закрепления его позиций на рынке и получения максимальной прибыли.
Таким образом, для повышения конкурентоспособности хлебобулочных изделий необходимо учитывать следующие особенности потребительского рынка:
—специфика спроса на продукцию (привычка);
—ассортимент;
—удовлетворение потребностей населения;
— качество продукции (уровень качества);
—рынок сбыта;
—цена;
—привлекательность внешнего вида;
—реклама;
—качество обслуживания;
Первый компонент – привычка. Это приобретенная или разработанная схема поведения, которая стала автоматической или почти автоматической. Привычка – осознанная необходимость, накопленные знания, для потребителя – средство, обеспечивающее удобство и спокойствие, для изготовителя – средство формирования привычки и увеличения продаж. Привычки потребителей следует изучать и использовать при формировании ассортимента виноградных вин и коньяков.
Второй компонент – реклама и привлекательность внешнего вида.
Основное назначение рекламы – обеспечить продвижение или продажу продукции. При ее создании необходимо учитывать, что рекламный текст воздействует не только на сознание потребителя, но и на его подсознание, что помогает повысить спрос на различные виды товарных групп
Маркировка - неотъемлемая часть рекламы, главное назначение которой - доведение основных сведений о продукции до потребителей, ее идентификация. Одним из носителей производственной маркировки являются этикетки, на которых указываются все сведения, необходимые для субъектов рыночных отношений.
5. Стандарт качества и безопасность
Соответствует требованиям нормативно-технической документации.
Кроме этикетки, привлекательность внешнего вида виноградных вин и коньяковможет обеспечить упаковка.
Третий структурный элемент - упаковка - предметы, материалы и устройства, использующиеся для обеспечения сохранности товаров и сырья к перемещению и хранению.
Четвертый - качество обслуживания - один из важных компонентов эмпирической формулы конкурентоспособности. Чрезвычайно важно показать уважение к потребителю, отблагодарив его за то, что выбрал именно эту продукцию, именно этого, конкретного предприятия.
Торговое обслуживание начинается для покупателей с улыбки продавца, чистоты и порядка, изобилия товаров. Покупателю приятно, когда для него созданы красивый экстерьер и интерьер, организован сервис дополнительных услуг и т.д.
Проведен сравнительный анализ реализации продукции, в результате исследований определились факторы, способствующие увеличению количества продаж:
- приятная внешность продавца;
- культура обслуживания;
- профессионализм и компетентность;
- настроение продавца;
- его интеллектуальный уровень;
- внутренняя культура продавца;
- индивидуальный подход к каждому покупателю.
Кроме того, необходимо систематическое планирование сбыта.
Разбивка показателей сбыта по группам покупателей позволяет определить наиболее перспективные сегменты рынка и приспособить в целях увеличения сбыта потребительские характеристики хлебобулочных изделий к запросам покупателей.
Пятый - цена и ценообразование. Цена - денежное выражение стоимости хлебобулочных изделий. Она складывается из следующих составляющих: стоимость сырья, энергетические затраты, торговая наценка. Ценовое лидерство - этот путь обеспечивается возможностями предприятия к снижению затрат на производство. Пристальное внимание направляется на: стандартизацию продукции, управление издержками, внедрение рациональных технологий, контроль расходов.
Шестой компонент - уровень качества, он напрямую зависит от компетентности и заинтересованности в результатах своего труда. Качество продукции является определяющим в общественной оценке результатов деятельности предприятия. Выпуск эффективной и высококачественной продукции позволяет предприятию получить дополнительную прибыль. Уровень качества продукции супермаркета АО «ГУЛЛИВЕР» отвечает требованиям потребителя, что положительно влияет на ее конкурентоспособность.
Выводы:
1. АО «ГУЛЛИВЕР» является лидером среди супермаркетов г.Ульяновска. Высокие показатели, характеризующие ассортиментную политику предприятия, дает супермаркету «ГУЛЛИВЕР» по праву считаться лучшим супермаркетом города, удовлетворяющего все потребности покупателей
2. Повышение качества торгового обслуживания является важнейшим стратегическим направлением развития АО «ГУЛЛИВЕР», обеспечивающим конкурентное преимущество.
3. Уровень качества продукции супермаркета АО «ГУЛЛИВЕР» отвечает требованиям потребителя, что положительно влияет на ее конкурентоспособность.