Защита прав предпринимателей органами прокуратуры.
24 июля 2007 г. был принят Федеральный закон № 209‑ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»1, 26 декабря 2008 г. – Федеральный закон № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»2. Существенная роль в защите прав субъектов предпринимательской деятельности, в соответствии с этим законом, государством отведена органам прокуратуры; практика же прокурорского надзора свидетельствует о том, что состояние законности в данной сфере продолжает оставаться неблагополучным.
Деятельность прокуратуры по защите прав предпринимателей в настоящее время является одним из ключевых участков ее работы. При этом новые полномочия, возложенные на прокуратуру в этой сфере, существенно отличаются от полномочий, традиционно реализуемых прокуратурой при осуществлении надзора за исполнением законов.
Новые полномочия, предоставленные прокуратуре для защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, не укладываются в перечень предоставленных законом средств осуществления надзора за исполнением законов органами власти, управления и контроля и надзора за соблюдением прав граждан.
Федеральным законом № 294‑ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 г.10 на органы прокуратуры возложены следующие полномочия:
1) формирование и утверждение ежегодного сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
2) согласование выездных внеплановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
3) учет проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля внеплановых выездных проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также ежегодный мониторинг внеплановых выездных проверок.
в данном случае прокурор не требует от руководителей и должностных лиц соответствующих органов предоставления документов, а рассматривает эти документы вместе с заявлением о согласовании проведения внеплановой выездной проверки, направленным органами контроля для принятия решения о ее проведении контролирующим органом (согласовании проведения проверки) либо об отказе в ее проведении (отказе в согласовании).
В соответствии с Законом от 26 декабря 2008 г. № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»13, по результатам рассмотрения заявления о согласовании проведения внеплановой выездной проверки субъектов предпринимательской деятельности и прилагаемых к нему документов, не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем их поступления, прокурором или его заместителем принимается решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения.
В соответствии с ч. 6 ст. 9 Закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры. Органы прокуратуры проверяют эти проекты, вносят свои предложения органам государственного контроля, после чего указанные органы направляют в прокуратуру утвержденные планы проведения проверок для формирования ежегодного сводного плана.
В Приказе от 31.03.2008 № 53 (ред. от 30.04.2009) «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности» отмечено, что меры прокурорского реагирования неадекватны состоянию законности в данной сфере правоотношений. Поэтому помимо традиционных средств, используемых прокуратурой в надзорной деятельности, и полномочий, возложенных на нее Федеральным законом № 294‑ ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Генеральный прокурор своим Приказом № 53 обязывает подчиненных прокуроров принимать следующие меры:
1) обеспечить действенный предупредительный надзор и информационное взаимодействие с органами государственной власти, правоохранительными и контролирующими органами;
2) принять меры к обеспечению межведомственной координации контрольной и надзорной работы, предотвращению фактов дублирования контрольных действий и использования проверок для оказания административного давления на предпринимателей.
Ряд мер, способствующих защите прав предпринимателей, установлен Приказом Генпрокуратуры РФ от 27.03.2009 № 93 (в ред. от 12.05.2010 № 200) «О реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294‑ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», это:
1) обязанность организовать проведение сверок данных с органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля об осуществленных внеплановых выездных проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по итогам работы за каждое полугодие;
2) обязанность обеспечить системный сбор, накопление и обработку информации о нарушениях прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, включая сведения общественных организаций и средств массовой информации.
По поручению Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в целях обеспечения защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, при прокуратурах созданы постоянно действующие общественные советы по защите субъектов малого и среднего бизнеса, с участием представителей прокуратур субъектов Российской Федерации, контролирующих органов и общественных организаций.
Основной целью деятельности советов является координация усилий по выявлению незаконного административного вмешательства экономическую деятельность предпринимателей, повышение эффективности взаимодействия органов прокуратуры и общественных организаций, представляющих интересы предпринимателей.