Обязательность выплаты закята
Закят – одна из обязанностей, предписанных Всевышним Аллахом для своих рабов в Исламе и один из его столпов. В хадисе – шариф говорится со слов ибн Умара, радыйаллаху анху: «Посланник Аллаха, саллаллаху алейхи уассаллям, сказал: «Ислам основывается на пяти столпах: свидетельство о том, что нет бога, кроме Аллаха и что Мухаммад – посланник Его, выполнение молитвы, выплате закята, совершение хаджа, соблюдение поста в месяц рамадан» (Сахих, аль- Бухари ). Выплата закята была вменена в обязанность мусульманам во втором году хиджры. Закят вместе с намазом упоминается в Коране двадцать семь раз. Этот факт потверждает о его значимости в Исламе. Всевышний Аллах сказал в Коране: « Возьми с имущества их милостыню, которой ты очистишь и оправдаешь их». (Коран, сура «Тауба», аят 103) Закят делает разрешенным имущество состоятельных, очищает его. Сказал Всевышний Аллах в Коране: « В имуществах которых известное право для просящего и лишенного» ( сура «Маъаридж», 24-25 аяты). Закят заключается в ежегодном отчислении состоятельным мусульманином одной сороковой части своего имущества в пользу бедных. Сказал Всевышний Аллах в Коране: «Счастливы верующие, которые в своих молитвах смиренны, которые уклоняются от пустословия, которые выплачивают закят» (сура «Аль – муьминун», 1-4). Закят – это ибадат, которая избавляет сердце от скупости, очищает имущество, пробуждает в душах людей милосердие. Аллаху Таъала обещал большую награду тем, кто платит закят. Сказано в Коране: «…и выстаивающие молитву, и дающие закят, и верующие в Аллаха и последний день, - этим Мы дадим великую награду» (сура «Ан – ниса», 160 аят). Что может быть лучше, чем милость Аллаха, которую Он дарует. Всевышний Аллах говорит в Коране: «…а милость Моя обьемлет всякую вещь. Поэтому Я запишу ее тем, которые богобоязненны, дают закят и которые веруют в наши знамения» (сура «Аль – Аъраф», 156 аят). Закят увеличивает состояние верующего и дает баракат его имуществу. Имущество, с которого был выплачен закят, оберегается Всевышним Аллахом. Потому что Пророк Мухаммад (саллаллаху аляйхи уассаллям) сказал: «Оберегайте ваше имущество выплатой закята». Известно, что Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сражался с теми племенами, которые отказались от выплаты закята после смерти Пророка.
Поступая так, Абу Бакр ссылался на слова Посланника Аллаха «Поистине, чистота души и имущества зависит от выполнения должного, что же касается имущества, то здесь должным является выплата закята».
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда Посланник Аллаха ушел из этой жизни и Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, стал халифом, а некоторые из арабов вернулись к неверию (куфр), 'Умар, да будет доволен им Аллах, спросил (Абу Бакра): "Как же ты можешь сражаться с этими людьми?! Ведь Посланник Аллаха с.а.с. сказал: "Мне было велено сражаться с этими людьми (многобожниками), пока они не скажут: "Нет бога, кроме Аллаха", а кто произнесет (эти слова, тем самым) защитит от меня свое имущество и свою жизнь, если только (не совершит ничего такого, за что его можно будет лишить имущества или жизни) по праву, и тогда (лишь) Аллах произведет с ним расчет". В ответ на это Абу Бакр, да будет доволен им Аллах,) сказал: "Клянусь Аллахом, я непременно стану сражаться с теми, кто отделяет молитву от закята, ведь закят с имущества брать обязательно! И, клянусь Аллахом, если они откажутся отдать мне хотя бы веревку, которую отдавали Посланнику Аллаха я стану сражаться с ними из-за этого!". (А потом) 'Умар, да будет доволен им Аллах, говорил: "Клянусь Аллахом, не иначе как Сам Аллах раскрыл сердце Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, (принявшего решение) сражаться, а я понял, что это - правильное (решение)!"» (Сахих, аль-Бухари).
1.2. Наказание за неуплату закята
Таким образом, двух мнений относительно обязательности закята быть не может, а тот, кто отрицает это, заслуживает обвинения в неверии (куфр). Выплачивать закят мусульманам было предписано раньше, чем соблюдать пост (саум), а именно во втором году хиджры. Если не считать молитвы, этот вид поклонения является наилучшим, и поэтому, по единодушному мнению ученых, человек, отказывающийся от выплаты закята, совершает великий грех. Так, например, одну из глав «Книги закята» своего «Сахиха» имам аль-Бухари озаглавил «Грех человека, отказывающегося выплачивать закят», ссылаясь на слова Аллаха Всевышнего «...а тех, которые копят золото и серебро, не расходуя этого на пути Аллаха, порадуй вестью о мучительном наказании в тот День, когда (накопленное золото и серебро) будет раскалено в пламени ада, и заклеймят им лбы их, бока и спины (и будет сказано им): "Вот что скопили вы для себя, так вкусите же то, что вы копили!"» (Коран, сура «Тауба», аяты 34-35).
В этой главе приводится следующий хадис. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «(В День воскресения) верблюды придут к своему хозяину в наилучшем виде, который они имели (в этом мире), и если он не отдавал с них должного, они станут топтать его своими ногами, и овцы придут к своему хозяину в наилучшем виде, который они имели (в этом мире), и если он не отдавал с них должного, они станут топтать его своими копытами и бодать своими рогами». Пророк с.а.с. также сказал: «И они имеют право на то, чтобы во время доения перед ними была вода». Пророк также сказал: «И пусть в День воскресения никто из вас не является ко мне с блеющей овцой на шее. (Имеется в виду такая овца, с которой человек не уплатил положенного закята) и не говорит: "О Мухаммад!", ибо я скажу: "У меня ничего для тебя нет (То есть я ничем не смогу тебе помочь.), ведь я уже довел (до твоего сведения послание Аллаха)!". И пусть никто не является ко мне с ревущим верблюдом на шее и не говорит: "О Мухаммад!", ибо я скажу: "У меня ничего для тебя нет, ведь я уже довел (до твоего сведения послание Аллаха)!"» (Сахих, аль-Бухари).
Кроме того, со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передают, что Посланник Аллаха сказал: «В День воскресения богатство, дарованное Аллахом тому, кто не выплачивал с него закят, предстанет перед ним в образе плешивого ядовитого змея с двумя черными пятнами на глазах, который обовьется вокруг него, вопьется ему в щеки и скажет: "Я - твое богатство, я - твое сокровище"», а потом Пророк с.а.с. прочитал: «И пусть скупящиеся на то, что даровал им Аллах по милости Своей, ни в коем случае не считают, что это лучше для них, напротив, это для них хуже: в День воскресения обязательно закуют их в ошейники из того, на что они скупились. Аллаху принадлежит наследие небес и земли, и Аллах ведает о том, что вы творите» (Коран,сура «Али имран», аят 180).(Сахих, аль - Бухари).
Условия выплаты закята
Закят предписан мусульманам, и не принимается ни от неверных, ни от вероотступников. Всевышний сказал: «Возьми пожертвования из их имущества, чтобы смыть ими [их грехи] и очистить их» (Сура «Тауба», аят 103.) А что касается неверных, то они не очистятся, даже если пожертвуют все золото земли. Все это не означает, что неверные не будут наказаны за неуплату обязательного пожертвования. Напротив, они будут наказаны, но ислам не обязывает их придерживаться своих предписаний до тех пор, пока они не уверуют. Всевышний сказал: «Тому, чтобы были приняты их пожертвования, препятствует то, что они не веруют в Аллаха и Его Посланника, совершают молитву нехотя и жертвуют имущество не по доброй воле» (Сура «Тауба», аят 54.)
Закят обязаны выплачивать свободные мусульмане, а рабы освобождаются от этой обязанности, потому что все, чем они владеют, принадлежит их хозяевам.
Имущество должно быть абсолютной собственностью закятоплательщика.
Имущество должно быть возрастающим или пригодным к возрастанию.
Имущество должно достигать определенного нисаба, который составляет стоимость 85 гр. золота.
Имущество должно превышать основные нужды закятоплательщика, также превышать расходы на содержание его семьи и тех, кто находится на его иждивении. Расходы должны быть в меру принятого обычая. Не желательно чрезмерное расточительство и роскошь.
Имущество должно быть свободным от долгов, также должны быть отчислены безотлагательные долги.
Имущество должно оставаться в собственности закятоплательщика в течение целого года с того момента, как оно достигнет нисаба, за исключением сельскохозяйственной продукции и обнаруженного клада и драгоценных металлов.
Имущество должно быть непререкаемо чистым и добыто дозволенным Аллахом путем, так как Аллах чист и принимает только чистое. Потому что имущество, добытое неверным путем, теряет условие законности владения им.
Виды закята
Он делится на две основные части:
Закят разговения (закят-уль-фитр).
Закят с имущества (закят-уль-маль). Первая часть закята - закят-уль-фитр связана с соблюдением поста в месяце рамадан и служит прощением ошибок, допущенных во время поста. Например, пустословие, сквернословие и т.п., которые для постящегося недопустимы, так же как прием пищи и питье. Вторая часть – закят с имущества, который делится на несколько видов. Это закят, выплачиваемый со скота, закят с золота и серебра (или денег), закят с торгового имущества и закят с урожая.
Закят с имущества обязателен по истечении определенного срока, равного одному году по лунному календарю, кроме закята с продуктов земледелия, который выплачивается после созревания урожая.
Закят со скота (по мазхабу Абу Ханифы)
1. Скот должен в основном питаться на общих, дозволенных (халяль) пастбищах в стаде. Если хозяин кормит скотину полгода и больше кормами, то с такой скотины закят не выплачивают, только если они не предназначены для продажи. Если даже есть для продажи, то и она подвергается закяту, если его стоимость достигает закятооблагаемого минимума.
2. Целью содержания в стаде на пастбище должно быть увеличение поголовья, удоев, упитанности, независимо, самец это или самка. Не облагается закятом скотина для работы, пашни, перевозки груза или верховой езды. Например, верблюдов содержат для перевозки груза, быка, чтобы пахать, баранов и овец для мяса, и они не облагаются закятом.
3. После достижения нисаба (минимума) должен пройти год. До этого закятом не облагается.
4. Нисаб должен быть в начале и в конце года, если в середине года он поднимался или падал, то это в учет не берется.
При подсчете нисаба не учитываются верблюжата, не достигшие года, ягнята и телята, даже если и достигают нисаба. Если нет годовалой скотины для выплаты закята, то выплачивают взрослой скотиной и берут плату за разницу, а если выплатили молодой скотиной, то добавляют разницу. Собирателю закята нельзя выбирать самую лучшую, тощую, среднюю, беременную и ту, которая только родила.
Для каждого вида скотины существует определенный нисаб.
а) верблюды.
Если имеется от пяти до девяти (включительно) верблюдов, то в качестве закята выплачивают годовалого барашка или овцу. Если меньше пяти верблюдов, то хозяин не облагается закятом. От десяти до четырнадцати – два барашка или овцы, точно таких же, как и в первом случае. От пятнадцати до девятнадцати – три барашка или овцы. От двадцати до двадцати четырех – четыре барашка или овцы.
От двадцати пяти до тридцати пяти – верблюжонка, которому уже исполнился год. Этот вид называется «бинту мухаз», так как мать этого верблюжонка может забеременеть.
От тридцати шести до сорока пяти – верблюд из категории «бинту лабун», т. е., тот, которому исполнилось два года. «Бинту лабун» назвали от того, что его мать могла родить и иметь молоко.
От сорока шести до шестидесяти – «хикат», т. е., верблюд, вступивший в четвертый год жизни. «Хикатом» назвали его потому, что на нем можно перевозить груз, ездить, и в этом возрасте верблюдица способна рожать.
От шестидесяти одного до семидесяти пяти – «джазат», т. е., верблюд, которому исполнилось четыре года, и пошел пятый. «Джазатом» его назвали от того, что у него перестали расти и меняться зубы.
От семидесяти шести до девяноста – два «бинту лабун».
От девяноста одного до ста двадцати – два «хиката».
От ста двадцати одного до ста двадцати девяти закят выплачивают, дав «хиката» и одного барашка.
От ста тридцати до ста тридцати четырех – два «хиката» и два барашка.
От ста тридцати пяти до ста тридцати девяти – два «хиката» и три барашка.
От ста сорока до ста сорока четырех – два «хиката» и четыре барашка.
От ста сорока пяти до ста сорока девяти выплачиват два «хиката» и одну «бунту мухаз».
От ста пятидесяти до ста пятидесяти четырех – три «хиката».
От ста пятидесяти пяти до ста пятидесяти девяти – три «хиката» и одного барашка.
Таким образом закят обновляется – при каждом пяти увеличенном числе добавляют по одному барашку и трем «хикатам», при каждом двадцати пяти – три «хиката» и одного «бинту мухаза», при каждом тридцати шести три «хиката» и одного «бинту лабуна».
От ста девяноста девяти до двухсот выплачивают четыре «хиката».
Все предписанные для закята должны быть верблюдицами.
б) Вторая категория – коровы и буйволы.
Закятооблагаемый минимум (нисаб) для этой категории – тридцать штук.
Если имеется от тридцати до тридцати девяти, то закят выплачивают одним годовалым теленком, независимо от пола.
От сорока до пятидесяти девяти – двухгодовалой скотиной.
От шестидесяти до шестидесяти девяти – двумя годовалыми телятами.
От семидесяти до семидесяти девяти – одна двухгодовалая и одну годовалая скотина.
От восьмидесяти до восьмидесяти девяти – двумя двухгодовалыми.
От девяноста до девяносто девяти – тремя годовалыми телятами.
От ста – двумя телятами и одной двухгодовалой скотиной, т. е., с каждой тридцатой – теленка, а с каждой сороковой – двухгодовалую скотину.
От ста десяти две двухгодовалых скотины и один теленок и так далее.
в) Третья категория – овцы.
Нисабом для овец является сорок голов.
От сорока до ста двадцати – одна овца.
От ста двадцати одного до двухсот – две овцы.
От двухсот одной головы до трехсот девяносто девяти – три овцы.
От четырехсот – четыре овцы.
После этого с каждой сотни выплачивают по одной овце. Овца тоже должна быть годовалой.
г) О закяте с лошадей, ослов и мулов.
Этот вид животных закятом не облагается, если только его не держат для продажи. Они рассматриваются как товар для торговли, их оценивают и с каждых двухсот дирхемов выплачивают по пять дирхемов, или с каждой лошади по одному динару.