Экономическая сущность доходов и прибыли , виды доходов.
Виды прибыли предприятия
Цели и задачи управления прибылью предприятия
Управление формированием прибыли от реализации продукции.
Эффект финансового рычага
Управление распределением и использованием чистой прибыли
Показатели рентабельности
Планирование прибыли
Экономическая сущность доходов и прибыли , виды доходов.
В условиях рыночной экономики прибыль выступает как цель деятельности всех коммерческих организаций , конечный положительный финансовый результат.
Финансовый результат может быть и отрицательным, т. е. предприятие может нести убытки. Получение прибыли жизненно необходимо предприятиям, так как прибыль служит источником финансовых ресурсов для их развития.
Наличие прибыли позволяет удовлетворять не только экономические интересы предприятия как хозяйствующего субъекта, но и государства, работников данного предприятия, собственников капитала.
Объектом экономических интересов государства является та часть прибыли, которую уплачивает предприятие в виде налогов. Экономический интерес предприятия заключается в увеличении доли прибыли, остающейся в его распоряжении. За счет этой части прибыли предприятие решает экономические задачи своего развития. Интересы работников также связаны с остающейся в распоряжении предприятия прибылью, так как она является источником средств для улучшения условий труда, повышения квалификации, дополнительного материального стимулирования, социального развития. Собственники капитала прямо заинтересованы в росте прибыли, так как на этой основе обеспечивается рост их капитала.
На практике прибыль определяется как разность между доходами и расходами предприятия.
Доходы организаций — это увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).
В зависимости от характера, условий получения и направлений деятельности предприятия доходы подразделяются на следующие виды:
— доходы от обычных видов деятельности;
— прочие доходы.
Доходы от обычных видов деятельности — это выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг без налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей (чистая выручка). Эти доходы характеризуют результат операционной (производственной) деятельности и являются одним из
важных показателей плана хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.
Прочие доходы достаточно разнородны, поэтому в их составе можно выделить несколько разновидностей.
1), Доходы предприятия, формирование которых не связано с реализацией продукции (выполнением работ, оказанием услуг), но является результатом определенных хозяйственных и финансовых операций. Например, поступления от предоставления за плату во временное пользование активов предприятия; поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты по ценным бумагам); доходы от продажи основных фондов и иного имущества и др. Эти доходы планируются.
2) Нерегулярные поступления. (полученные штрафы, пени неустойки за нарушение хозяйственными партнерами условий договоров; положительные курсовые разницы при повышением курса иностранных валют; списание кредиторской задолженности в связи с истечением сроков исковой давности .
3) Поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств, например страховые возмещения в связи с авариями, пожарами, стихийными бедствиями.
Общая сумма всех доходов предприятия представляет собой валовые доходы.Доходы позволяют предприятию возмещать текущие расходы, что создает основу для самоокупаемости хозяйственной деятельности и формировать прибыль, что создает основу для самофинансирования.
Виды прибыли предприятия
Полученные предприятием доходы формируют его прибыль.
Прибыль предприятий подразделяется на несколько видов: валовая прибыль,
прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль.
Валовая прибыль определяется как разность между выручкой от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг (без НДС , акцизов и других
аналогичных обязательных платежей) и производственной себестоимостью реализованной продукции (работ, услуг).
В предприятиях торговли валовая прибыль представляет собой разность между выручкой от продажи товаров (без НДС) и стоимостью реализованных товаров по закупочным ценам, т. е. валовая прибыль в торговле — это доход, полученный в виде торговых надбавок.
Прибыль от продаж отражает конечный результат операционной (производственной) деятельности предприятия и формируется как разность между валовой прибылью и управленческими и коммерческими расходами. Прибыль (убыток) от продаж — это разность между чистой выручкой и полной себестоимостью реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг). В предприятиях торговли — это разность между доходом от торговых надбавок и издержками обращения.
Наряду с операциями по реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг предприятия имеют и другие хозяйственные и финансовые операции и соответственно прочие доходы и расходы.
Прибыль до налогообложения рассчитывается с учетом прочих доходов (прибавляются) и прочих расходов (вычитаются). Прибыль до налогообложения — конечный результат хозяйственно-финансовой деятельности.
Чистая прибыль формируется после уплаты текущего налога на прибыль. При этом учитываются также изменения отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств.
В практике хозяйственной деятельности выделяют следующие виды прибыли предприятий.
1. Прибыль до уплаты налогов и процентов имеет значение для юридических и физических лиц, предоставляющих предприятию кредиты, займы и получающих соответствующие проценты. Эта сумма прибыли может быть рассчитана на основе отчета о прибылях и убытках, в котором выделяются суммы процентов, полученных и уплаченных предприятием в определенном периоде.
2. Налогооблагаемая прибыль определяется на основе данных налогового учета и представляет собой ту сумму прибыли, которая выступает базой для уплаты налогов, т. е. это расчетная величина, определяемая в соответствии с требованиями действующего налогового законодательства.
3.Базовая прибыль — показатель, рассчитываемый в акционерных обществах и представляющий собой чистую прибыль, уменьшенную на сумму дивидендов по привилегированным акциям, начисленным их владельцам за отчетный год. В отчете о прибылях и убытках акционерных обществ отражается базовая прибыль (убыток) на акцию. Это отношение базовой прибыли
отчетного года к средневзвешенному количеству обыкновенных акций, находящихся в обращении в течение года.
4. Нераспределенная прибыль — финансовый ресурс, накопленный за весь период существования предприятия путем реинвестирования части чистой прибыли после ее распределения собственниками (после выплат дивидендов акционерам и учредителям). Нераспределенная прибыль отражается в бухгалтерском балансе предприятия (раздел «Капитал и резервы»).
Наряду с обобщающим показателем прибыли на предприятиях может быть определена прибыль по конкретным видам деятельности и отдельным операциям, например прибыль от финансовых вложений, операций с ценными бумагами, от предоставления во временное пользование активов предприятия,
На величину прибыли (убытка) предприятия влияют различные факторы, среди которых можно выделить внешние, независимые от предприятия, и внутренние.
Внешними факторами являются: политическая стабильность, состояние экономики страны, региона, темпы инфляции, конъюнктура рынка, банковский процент, размеры налогов, цены на экономические ресурсы, услуги сторонних организаций и др.
К внутренним факторам относятся объемы хозяйственно- финансовой деятельности, ассортимент реализуемой продукции, себестоимость производства и реализации продукции, цены реализации, наличие прочих доходов и расходов, обеспеченность собственными оборотными средствами, наличие долгосрочных кредитов и займов, эффективность использования ресурсного
потенциала (основных и оборотных средств, персонала) и др. В процессе анализа прибыли рассчитывают влияние различных факторов на прибыль от продаж, прибыль до налогообложения и чистую прибыль для того, чтобы обосновать управленческие решения, связанные с формированием прибыли в
перспективе.