Некоторые проявления строптивости со стороны жены
Из распространенных видов строптивости можно выделить следующие:
Ослушание мужа в том, что он запретил, как выход из дома без его разрешения; посещение мест, которые он запретил посещать или людей, которых он запретил навещать или же приглашать
Всевышний Аллах сказал: «Оставайтесь в своих домах, и не наряжайтесь так, как наряжались во времена джахилии» (аль-Ахзаб 33: 33).
Хафиз Ибн Касир сказал: “Женщины должны пребывать в своих домах и не выходить без нужды”. См. “Тафсир Ибн Касир” 3/631.
Это и есть основа. Однако исключением являются такие случаи, которые вынуждают женщину выйти из дома или же когда разрешение мужа на это не требуется, поскольку это не вызовет его гнева. Доводом на то, что женщины могут выходить из дома по своим нуждам, является хадис, переданный ‘Аишей (да будет доволен ею Аллах): “Однажды, уже после того, как мусульманкам было вменено в обязанность ношение покрывала, Сауда (да будет доволен ею Аллах) вышла из дома по нужде. Она была крупная женщина, и покрывало не мешало узнавать Сауду, знавшим ее. Увидев ее, ‘Умар ибн аль-Хаттаб сказал: “О Сауда, клянусь Аллахом, мы узнали тебя, подумай же о том, как тебе выходить неузнанной!” Сауда вернулась обратно в то время, когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ужиная в моем доме, держал в руке кость с мясом. Она вошла и сказала: “О посланник Аллаха, я вышла по своей надобности, а ‘Умар сказал мне то-то и то-то”. После этого Аллах начал ниспосылать откровение, а когда ниспослание закончилось, кость все еще находилась в руке пророка (мир ему и благословение Аллаха), так как он не положил ее. И пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Вам было разрешено выходить по своим надобностям»”. аль-Бухари 4795, 5237.
Имам Ибн Батталь сказал: “В этом хадисе содержится доказательство на дозволенность выхода женщинам из дома для дозволенных вещей, как посещение родителей, родственников, и тому подобные вещи, в чем есть нужда”. См. “Шарх Сахих аль-Бухари” 7/364.
Однако дозволенность этого не указывает на то, что женщина не должна спрашивать разрешения мужа и не ставить его в известность! Необходимо знать, что женщина не должна покидать свой дом без разрешения мужа. В известном хадисе про историю, когда ‘Аишу (да будет доволен ею Аллах) оклеветали, сказано, что она спросила посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): “Разрешишь ли ты мне отправиться к моим родителям?” аль-Бухари 4141, Муслим 2770.
Хафиз аль-‘Иракъи сказал: “Слова ‘Аиши: «Разрешишь ли ты мне отправиться к моим родителям?» указывают на то, что жена не может отправиться к своим родителям, кроме как с дозволения мужа”. См. “Тарх ат-тасриб ” 8/58.
Со слов Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если ваши жены станут испрашивать вашего разрешения отпускать их ночью в мечеть (на молитву), то позволяйте им». аль-Бухари 865, 5238.
Имам ан-Науауи после упоминания этого хадиса сказал: “Этот хадис служит доказательством на то, что женщина не выходит из дома ее мужа, кроме как с его согласия, поскольку это было связано с разрешением мужа. И муж должен запрещать своей жене выходить из дома, кроме как по нужде, будь это желание навестить родителей, посетить их похороны и т.п.”. См. «аль-Маджму’» 4/199.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Не дозволено жене выходить из дома, кроме как с разрешения мужа. И никому не позволено забирать ее к себе, удерживая ее от мужа, будь это по причине того, что она кормящая, в преддверии родов и т.п. А если она выйдет из дома своего мужа без его согласия, то является строптивой, ослушницей Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха), заслуживающей наказания”. См. “Маджму’уль-фатауа” 32/281.
Шейхуль-Ислам также сказал: “Если она выйдет из дома мужа без его согласия, то с него спадает обязанность нести расходы на нее”. См. “Маджму’уль-фатауа” 32/281.
Имам Ибн Къудама сказал: “Женщина не выходит из дома, кроме как с разрешения мужа, однако муж не должен запрещать ей навещать своих родителей, потому что в этом есть порывание родственных связей!” См. “аль-Мугъни” 7/242.
Имам Мухаммад аль-Хатыб аш-Шарбини сказал: “Строптивость проявляется тем, что жена выходит из дома мужа без его дозволения. Но не когда она выходит, чтобы пойти к судье, дабы потребовать от мужа свои права; и не для заработка, если муж не в состоянии тратить на нее; и не для получения фатуа, если ее муж не является факъихом, который не способен дать ей религиозный ответ”. См. «аль-Икъна’» 2/282.
Имам Ахмад в отношении женщины, у которой есть муж и больная мать, сказал: “Подчинение мужу более обязательно для нее, чем подчинение матери, кроме как если она получит разрешение мужа (ухаживать за матерью)”. См. “Шарх Мунтаха аль-Ирадат” 3/47.
Он также сказал: “Она не обязана подчиняться своим родителям в том, чтобы покинуть мужа, и даже в том, чтобы навестить их и т.п., поскольку муж имеет больше прав на свою жену, чем ее родители”. См. “аль-Инсаф” 8/362.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Если женщина вышла замуж, то муж её начинает иметь на неё больше прав, чем её родители, и подчинение мужу для неё становится более обязательным, чем подчинение родителям”. См. “аль-Фатауа аль-кубра” 3/147.
Во время прощального Хаджа посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «В отношении своих жен вы имеете право на то, чтобы они не пускали в дом никого из тех, кто вам неприятен. Если же они это сделают, то бейте их, но, не нанося увечий». Муслим 1218.
Следует знать, что истинное подчинение – это когда человек подчиняется и в том, что ему нравится и в том, что ему не нравится. Ведь подчиняться в том, что человек и без того делает с удовольствием или делает потому как, и без того бы сделал, не является истинным подчинением. В качестве наглядного примера этим словам можно привести известный хадис: «Не тот поддерживает родственные связи, кто отвечает тем же; по-настоящему поддерживает их тот, с кем порывают родственные узы, а он их связывает». аль-Бухари 5991.
Примечание:
Исходя из предыдущей главы, стало ясно, что женщина обязана подчиняться мужу во всем благом, в чем нет ущемления ее прав. Однако необходимо знать, что подчинение мужу, и вообще кому-либо из людей, будь это правитель мусульман или родители, может быть только в том, в чем нет греха и ослушания Аллаха! Со слов ‘Али ибн Аби Талиба (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Воистину, подчинение может быть только в одобряемом». аль-Бухари 7145, Муслим 1840.
Со слов ‘Имрана ибн Хусайна и аль-Хакама ибн ‘Амра (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) говорил: «Нет подчинения сотворенному, в ослушании Творца!» Ахмад 1/131, 5 /66, ат-Табарани в “аль-Кабир” 18/165 и “ас-Сагъир” 4/321. Достоверность хадиса подтвердили имам ад-Даракъутни, хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр, шейх Ибн аль-Къайим, имам аш-Шаукани, шейх аль-Альбани. См. “аль-Исти’аб” 3/26, “И’лям аль-мууаккъи’ин” 1/58, “ас-Сайль аль-джарар” 2/55, «Сахих аль-джами’» 7520.
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Если муж призовет жену к чему-то греховному, то она должна воспрепятствовать этому. Если же он принудит ее к этому, тогда грех только на нем”. См. “Фатхуль-Бари” 9/304.
Проявление неблагодарности к мужу за оказываемые им блага
Подобное является одним из худших и общих качеств всех женщин, кроме тех, кому Аллах оказал великую милость.
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мне был показан Ад, и оказалось, что большинство из его обитателей женщины, проявлявшие неверие». Его спросили: «Они не веровали в Аллаха?» Он ответил: «Они проявляли неблагодарность по отношению к своим мужьям и не благодарили за благодеяния, которые им оказывали. Если ты долго будешь делать добро какой-нибудь (из таких женщин), а потом она увидит от тебя нечто такое, что ей не понравится, то обязательно скажет: “Я никогда не видела от тебя ничего хорошего!”» аль-Бухари 29, Муслим 907.
Слова «проявлявшие неверие» означают: неверие, связанное с благодарностью, а не неверие, связанное с неверием в вопросах имана.
Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами о хадисе: «Большинство обитателей Ада женщины», сказал: “Причина этого в том, что они мало повинуются Аллаху, Его посланнику (мир ему и благословение Аллаха) и своим мужьям, а также часто наряжаются при выходе из дому, подвергая соблазну людей”. См. “аз-Зауаджир” 2/339.
Со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах не посмотрит на ту женщину, которая не благодарит своего мужа, хотя она зависит от него». ан-Насаи в “аль-Кубра” 9086, аль-Хаким 2/190, аль-Баззар 2349. Достоверность хадиса подтвердили имам Ибн Хазм, хафиз аз-Захаби, шейх аль-Альбани и др. См. “Сахих ат-таргъиб ” 1944, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 289.
‘Абдур-Рахман ибн Шибль (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, нечестивцы – они обитатели Ада!» Его спросили: “О посланник Аллаха, а кто это такие?” Он ответил: «Женщины». Его спросили: “О посланник Аллаха, разве наши матери, сестры и жены – не женщины?” Он ответил: «Конечно, однако, речь идет о тех, которые когда им даешь, они не благодарят, а когда их постигает испытание, они не проявляют терпения!»” Ахмад 24/291, аль-Хаким 4/604. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 3058.
Свят Аллах, как же много женщин попадают под это описание, сказанное более чем тысячу четыреста лет назад пророком (мир ему и благословение Аллаха)!
И как же не задуматься праведной мусульманке над этими хадисами и не избегать этих скверных качеств, дабы не оказаться в числе обитательниц Ада?!
Отказ от половой близости с мужем
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если мужчина пригласил жену разделить с ним ложе, а жена не пришла, и мужчина так и провел ночь, злясь на свою жену, то ангелы будут проклинать ее до самого утра!» А в версии у Муслима сказано: «И Тот, Кто на небе, будет гневаться на нее до тех пор, пока ее муж не станет доволен ею». аль-Бухари 5193, Муслим 1436.
Талькъ ибн ‘Али (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если мужчина позовет свою жену для удовлетворения своей нужды, то пусть она отвечает, даже если будет стоять у печи»”. ат-Тирмизи 1160, аль-Байхакъи 7/292. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1202.
Т.е. не важно, чем занята жена, готовит, убирает по дому и т.п., если ее позвал муж для близости, она обязана оставить свои дела сразу же и ответить на его призыв.
Со слов Зайда ибн Аркъама (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если мужчина позовет свою жену, то она должна ответить, даже если будет в этот момент верхом в седле». аль-Баззар 155. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1203.
Этот хадис в строгой мере указывает на то, что жена обязана удовлетворить мужа, если он возжелал ее. Ведь даже если в таком положении для нее пророк (мир ему и благословение Аллаха) сделал обязательным ответить на желание мужа, то в иных ситуациях она должна ответить тем более!
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) говорил: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) проклял говорящих «Скоро»!” Передатчик этого хадиса – Мухаммад ибн Хумайд сказал: “Это когда человек зовет свою жену, а она говорит (для отговорки): «Сейчас, сейчас»”. аль-Хатыб 11/220. Иснад достоверный.
Когда шейхуль-Ислама Ибн Таймию спросили относительно того, чем обязан муж по отношению к жене, если она отказывает ему в близости? Он ответил: “Ей не дозволено проявлять строптивость по отношению к нему, запрещено ей сторониться его в интимной близости. И если она отстраняется от него и продолжает упорствовать в этом, то он может побить ее, если она упорствует в своей непокорности. И не дозволено ей отстраняться от него, когда он желает ее. Более того, этим она ослушается Аллаха и Его посланника (мир ему и благословения Аллаха)!” См. “Маджму‘уль-фатауа” 32/278.
Скверное отношение к мужу, его оскорбление и нанесение ему обид
Речь идет о том, когда женщина ведет себя таким образом, или же говорит в такой манере, что это вызывает гнев у мужа и причиняет ему страдания. К этому также относится причинение страданий и родственникам мужа не по праву.
Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Вам не дозволено наследовать женщин против их воли. Не чините им препятствия, чтобы унести часть брачного дара, который вы им дали, если только они не совершили явной мерзости» (ан-Ниса 4: 19).
Саляфы разногласили в отношении слов «если только они не совершили явной мерзости», группа из них говорила, что речь идет о прелюбодеянии женщины, а другие говорили, что речь идет о том, когда она стала строптивой. Имам Ибн Джарир ат-Табари после того, как привел все мнения об этом, сказал: “Смысл аята: Не дозволено вам, о верующие, чинить препятствия в отношении женщин, чиня им трудности и запрещая им получения их пропитания и одеяния согласно обычаю, чтобы оставить себе часть брачного дара. Исключением является то, когда они совершат мерзость в виде прелюбодеяния, или причинят вам страдания и противоречат вам в том, чем они обязаны в отношении вас. В таком случае вам дозволено препятствовать им и создавать им трудности, чтобы забрать часть того, что дали им из числа брачного дара”. См. “Тафсир ат-Табари ” 6/533.
Всевышний Аллах также сказал: «Не выгоняйте их из домов, и пусть они не выходят из них, если только они не совершат явную мерзость» ( ат-Талякъ 65: 1).
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: “Явная мерзость – это когда женщина причиняет вред членам семьи мужа. И если она причиняет вред им своим языком, то им дозволено выгнать ее”. См. “Тафсир ‘Абдур-Раззакъ” 11021, “Тафсир ат-Табари ” 23/34.
Ибн ‘Аббас также сказал: “Повиновение жены включает в себя также и хорошее отношение к семье мужа и бережливое отношение к его имуществу”. См. “Тафсир ат-Табари ” 6/287, “Тафсир Ибн Аби Хатим” 3/939.
Са’ид ибн ‘Абдуль-‘Азиз рассказывал: “Однажды Абу ад-Дарда (да будет доволен им Аллах) сказал женщине, у которой был скверный язык: «Если бы ты была немой, то это было бы для тебя лучше!»” См. “аль-Гъая уа-ннихая” 174.
Предательское отношение к мужу в его отсутствие
Всевышний Аллах сказал: «Праведные женщины покорны и хранят то, что положено хранить в отсутствие мужей, благодаря заботе Аллаха» (ан-Ниса 4: 34).
Имам ас-Судди об этом аяте сказал: “В отсутствие мужей они оберегают их имущество и хранят свое целомудрие, как повелел это Аллах”. См. “Тафсир ат-Табари ” 6/692.
Мукъатиль сказал: “Такие женщины оберегают свои половые органы в отсутствии мужей и не поступают с ними предательски в их отсутствие”. См. “Тафсир Ибн Аби Хатим” 3/941.
‘Абдуллах ибн Салям (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Спросили как-то пророка (мир ему и благословение Аллаха) о лучших женщинах, и он сказал: «Лучшая из женщин – это та, которая радует тебя, когда смотришь на нее, повинуется тебе, когда велишь ей, и в твое отсутствие бережет себя и твое имущество»”. ат-Табарани в “аль-Кабир” 3/276, ад-Дыя в “аль-Мухтара” 1/180. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 3299.
Со слов Фадали ибн ‘Убайда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О троих даже не спрашивай! Это – человек, оставивший общину мусульман, ослушавшийся своего имама и умерший в ослушании. Рабыня или раб, которые сбежали от своего господина и умерли в таком состоянии. И женщина, муж которой отсутствует, оставив ей достаточно пропитания, а она выставляет после этого свою красоту напоказ. О них даже не спрашивай!» Ахмад 6/19, аль-Хаким 1/119. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 3058.
Имам аль-Мунауи о словах: «О троих даже не спрашивай!» сказал: “Т.е. они из числа погибших”. См. “Файдуль-Къадир” 3521.
Сподвижники ‘Абдуллах ибн ‘Амр и Фадаля ибн ‘Убайд (да будет доволен ими Аллах) говорили: “Три вещи являются несчастием! Несправедливый правитель, который не благодарит, когда поступаешь хорошо, и не прощает, если сделал плохо. Плохой сосед, который увидев благое, скрывает это, а увидев плохое, рассказывает об этом. И скверная женщина, которая раздражает тебя, когда ты с ней, и относится предательски к тебе, когда ты отсутствуешь”. Ибн Аби Шейба 5 /347, Уаки’ в “аз-Зухд” 457.
Требование развода без веской причины
Со слов Саубана (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Какая бы женщина не попросила развода у своего мужа без веской причины, то для нее запретным станет запах Рая!» Ахмад 5 /277, Абу Дауд 2226, ат-Тирмизи 1187, Ибн Маджах 2055. Достоверность хадиса подтвердили имам ат-Тирмизи , имам Ибн Хузайма, имам Ибн аль-Джаруд и шейх аль-Альбани. См. “Фатхуль-Бари” 9/403, “Ируауль-гъалиль” 2035.
Имам Ибн Къудама сказал: “Этот хадис указывает на запретность требования развода без нужды, поскольку в этом вред, как для нее, так и для мужа, а также это лишает никах его пользы без необходимости”. См. “аль-Мугъни” 8/177.
Имам аш-Шаукани сказал: “В этом хадисе содержится указание на то, что требование женщиной развода у мужа запрещено строжайшим образом! Ведь тот, кто не ощутит запах Рая, значит, не войдет в Него”. См. “Найлюль-аутар” 12/371.
Со слов ‘Укъбы ибн ‘Амира и Абу Хурайры (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Женщины, добивающиеся развода и разлуки, являются лицемерками». ан-Насаи 3461, ат-Табарани в “аль-Кабир” 17/339. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 1938.
В этом хадисе речь идет о виде развода с выкупом, именуемом «аль-хуль’».
Имам аль-Мунауи сказал: “Такие женщины были описаны лицемерием для устрашения и предостережения от этого. Порицается женщине требовать хуль’, кроме как по причине, как вражда, ее неприязнь к мужу по причине скверного его качества и характера религиозного или мирского, опасение не соблюдать его некоторые права, и т.п.”. См. “Файдуль-Къадир” 2/432.
Таким образом, женщина не имеет права требовать любой вид развода от мужа без веской причины, будь это просто талякъ или хуль’. Однако если на это есть причина, то нет в этом ничего запретного, как сказал Всевышний Аллах: «Если вы опасаетесь, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха, то они оба не совершат греха, если она выкупит развод» (аль-Бакъара 2: 229).