Анализ оборота реализации предприятия торговли

Задание 1. Провести анализ динамики общего объема розничной реализации, анализ товарооборота по группам товаров и периодам года на основании данных таблиц 2, 3, 4. Назвать возможные причины, оказавшие влияние на развитие оборота розничной торговли в динамике, на отклонение фактических данных отчетного года от прошлого и на структуру товарооборота. Дать оценку деятельности торгового предприятия в отчетном году.

Таблица 2- Анализ динамики оборота розничной реализации торгового предприятия

(тыс. руб.)

Год Розничный товарооборот в действующих ценах Индексы цен Розничный товарооборот в сопоставимых ценах (к базисному году) Прирост товарооборота по сравнению с базисным годом Прирост товарооборота по сравнению с предшествующим годом Темпы роста (снижения) в сопоставимых ценах, %
цепные базисные цепные базисные
А
1-й 9775,2 1,0   9775,2        
2-й 14080,4 1,2 1,44 11733,7 1958,5 1958,5 120,04 120,04
3-й 21587,5 1,24 2,21 17409,3 7634,1 5675,6 148,37 178,1
4-й 36363,3 1,17 3,72 31079,7 21304,5 13670,4 178,52 317,95
5-й 50872,3 1,12 5,2 45421,7 35646,5 146,15 464,66

В ходе анализа динамики оборота розничной торговли торгового предприятия за 5 лет, было выявлено, что объем оборота в действующих ценах и в сопоставимых ценах, постоянно растет. Так, например, во 2-ом году объем товарооборота в базисном вырос на 20,04%, в 3-ем году на 78,1%, в 4-ом на 217,95%, ну а в 5-ом году на 364,66% или же на 14342 тыс. руб. Это свидетельствует о положительной деятельности супермаркета «Альфа».

Далее проведем Анализ оборота розничной торговли торгового предприятия в разрезе товарных групп (таблца3).

Таблица 3- Анализ оборота розничной торговли торгового предприятия в разрезе товарных групп

(тыс. руб.)

Товарные группы Прошлый год Отчетный год Отклонение (+;-) по Темпы роста, %
сумма, тыс. руб. уд.вес, % сумма в дейст. ценах индекс цен сумма в сопост. ценах уд.вес, % сумме в дейст. ценах сумме в сопост. ценах уд.весу, % в дейст. ценах в сопост. ценах
А
Продовольственные товары, в т.ч. 32996,1 90,74                  
Консервированная продукция 6759,9 18,59 9528,4 1,04 9161,9 19,81 2768,5 2402,0 21,5 140,95 135,53
Гастрономические товары 7014,5 10113,4 1,18 8570,7 18,53 3098,9 1556,2 13,93 144,18 122,19
Кондитерские товары 5956,3 16,38 7783,5 1,07 7274,3 15,73 1827,2 1318,0 11,8 130,78 122,13
Вино-водочные изделия 10120,0 27,83 13984,8 1,10 12713,5 27,49 3864,8 2593,5 23,22 138,19 125,62
Молоко и молочные продукты 2763,6 7,6 3601,8 1,15 3132,0 6,77 838,2 368,4 3,3 130,33 113,33
Диабетические товары 381,8 1,05 554,5 1,05 528,1 1,14 172,7 146,3 12,83 145,23 138,32
Непродовольственные товары, в том числе: 3367,2 9,26                  
Косметические товары 3367,2 9,26 5305,9 1,09 4867,8 10,53 1938,7 1500,06 13,42 157,58 144,57
Итого 36363,3 50872,3   46247,8 11171,2 139,90 127,18
                         

Анализ таблицы 3 показал, что товарооборот в отчетном году в действующих ценах увеличился на 14509 тыс. руб. в абсолютном выражении или на39,9% в относительном. При анализе оборота в действующих ценах в разрезе ассортиментных позиций установлено, что наибольший прирост продаж происходил по следующим группам:

1. Косметические товары (1938,7 тыс. руб., 57,58%);

2. Диабетические товары (172,70 тыс. руб., 45,23%);

3. Гастрономические товары (3098,9 тыс. руб., 44,18%);

4. Консервированные товары (2768,5 тыс. руб., 40,95%);

5. Винно-водочные изделия (3864,8 тыс. руб., 38,19%);

6. Кондитерские изделия (1827,2 тыс. руб., 30,68%);

7. Молоко и молочная продукция (838,2 тыс. руб., 30,33%).

При анализе товарооборота в сопоставимых ценах в разрезе ассортиментных позиций выявлено, что наибольший прирост продаж происходил по следующим группам:

1. Диабетические товары (146,3 тыс. руб., 38,32%);

2. Консервированные товары (2402 тыс. руб., 35,53%);

3. Косметические товары (1500,06 тыс. руб., 27,18%);

4. Винно-водочные изделия (2593,5 тыс. руб., 25,62%);

5. Гастрономические товары (1556,2 тыс. руб., 22,19%);

6. Кондитерские изделия (1318 тыс. руб., 22,13%);

7. Молоко и молочная продукция (368,4 тыс. руб., 13,33%).

То есть позиции 1-5 как в действующих ценах, так и в сопоставимых ценах поменяли свое местоположение, так как в сопоставимых ценах товарооборот по этим позициям снизился по сравнению с товарооборотом в действующих ценах. Это может объясняться тем, что рост товарооборота в действующих ценах по данным группам произошел за счет роста цен, а не физического объема продаж, что нельзя назвать положительной тенденцией.

Значительных колебаний по удельному весу товарных групп в общем объеме товарооборота не наблюдается, что можно отнести к положительным моментам.

Таблица 4- Анализ оборота розничной реализации торгового предприятия в отчетном году по периодам года (индекс цен 10%)

(тыс. руб.)

Кварталы Годы В % к прошлому году Удельный вес к итогу, %
прошлый отчетный в действ.ценах в сопост. ценах прошлый год отчетный год
в действ.ценах в сопост. ценах
А
I 5418,1 6359,0 5780,91 117,37 106,7 14,9 12,5
II 8581,7 12107,6 11006,91 141,09 128,26 23,6 23,8
III 10690,8 15312,6 13920,55 143,23 130,21 29,4 30,1
IV 11672,7 17093,1 15539,18 146,44 133,12 32,1 33,6
Итого 36363,3 50872,3 46247,55 139,9 127,18

При анализе показателей по товарообороту торгового предприятия по кварталам прошлого и отчетного периода, наблюдается рост товарооборота во всех четырех кварталах, как в действующих, так и в сопоставимых ценах. Например, во 2-ом квартале в действующих ценах ТО вырос на 41,09%, а в сопоставимых на 28,26; в 3-ем квартале в действующих ценах на 43,23%, а в сопоставимых на 30,21%.

Задание 2. Построить диаграммы развития оборота розничной реализации торгового предприятия в динамике, по кварталам и в ассортиментном разрезе (в действующих и в сопоставимых ценах).

анализ оборота реализации предприятия торговли - student2.ru

Рис.1 Диаграмма развития оборота розничной реализации торгового предприятия в динамике, по кварталам

Наблюдается отрицательная динамика в сопоставимых ценах по сравнению с действующими ценами, точно так и, ТО в сопоставимых ценах значительно меньше, чем в действующих. Например, в первом квартале ТО в сопоставимых ценах по сравнению с действующими ценами, уменьшился на 578,09 тыс. руб. или на 9,09%. Это можно объяснить тем, что увеличение продаж в отчетном периоде происходило за счет роста цен, что нельзя отнести к положительному моменту.

Задание 4. Рассчитать влияние изменения цен и физического объема реализации на изменение оборота розничной торговли торгового предприятия в отчетном году (табл. 5). Определить методом абсолютных разниц или методом цепных подстановок влияние трудовых ресурсов на изменение оборота розничной реализации по данным таблицы 6. Сделать соответствующие выводы.

Таблица 5- Анализ влияния цен и фактического объема продаж на изменение оборота розничной реализации в отчетном году

(тыс. руб.)

Годы Оборот розничной реализации Абсолютный прирост (снижение) за год Темп роста, %
в действ.ценах индекс цен в сопост. ценах всего в т.ч. за счет изменения в действ.ценах в сопост. ценах
физического объема товарооборота роста цен
А
Прошлый 1,12 - - - - - -
Отчетный 50872,3 1,12 45421,7 9058,4 5450,6 139,9 124,9

В результате анализа влияния цен и фактического объема продаж на изменение розничной реализации в отчетном году, можно сделать выводы, что ТО увеличился на 14509 тыс. руб., за счет изменения роста цен на 5450,6 тыс. руб. и физического объема ТО на 9058,4 тыс. руб. При этом темпы роста в действующих ценах на 39,9%, но с учетом корректировки ТО в сопоставимых ценах на 24,9%.

Рост оборота по реализации товаров и услуг во много зависит от обеспеченности предприятия необходимой численностью работников и уровня их производительности труда.

Степень влияния на объем ТО численность работников и Пт рассчитываем способом абсолютных разниц и способом цепных постановок. Для расчета используем данные по предприятию в динамике (таблица 6).

Таблица 6-Влияния трудовых ресурсов торгового предприятия на изменение объема оборота розничной реализации в действующих ценах в отчетном году

Наименование трудовых факторов   Прошлый года действ.ценах Отчетный года сопост. ценах Изменения
Абсолютное (+ -) Относительное (%) величина влияния, тыс. руб. доля влияния, %
А
Оборот розничной торговли без НДС, тыс. руб. 36363,3 45421,7 9058,4 124.9 9058,4 100,0
Численность работников, всего, чел 103,3 1212,11 13,4
Производительность труда одного работника, тыс. руб./чел. 606,055 732,608 126,553 120,8 7846,29 86,6

Расчет влияния факторов методом абсолютных разниц:

∆ТО(Ч)= ∆Ч*Пт0=2*606,55=1212,11 тыс. руб.

∆ТО(Пт)=Ч1*∆Пт=62*126,553=7846,286 тыс. руб.

∆ТО=∆То(Ч) + ∆ТО(Пт)=1212,11 + 7846,286 тыс. руб.

∆ТО=∆ТО(Ч) + ∆ТО(Пт) = 1212,11,7846,29=9058,4 тыс. руб

Расчет влияния факторов способом цепных постановок:

ТО00*Пт0

ТО1,01*Пт0

ТО11*Пт1

∆ТО(Ч)=ТО1,0-ТО01Пт00Пт0

∆ТО(Пт)=ТО1-ТО1,01Пт11Пт0

ТО0=60*606,055/36363,3

ТО1,0=62*606,055=37575,41

То0=62*732,608=45421,696

∆ТО(Ч)=37575,41-36363,3=1212,11

∆ТО(Пт)=45421,696-37575,41=7846,286

Вывод: Факторный анализ влияния Пт и численности работников на объем ТО показал, что основная сумма прироста получено за счет увеличения Пт работников супермаркета «Альфа» на 7846,29 тыс. руб. или на 86,6%

Увеличение численности работников составил 2 человека или 3,4%, что позволило получить 1212,11 тыс. руб. дополнительного ТО или 13,4% от общего объема прироста ТО.

Задание 5. Рассчитать показатели эффективности использования товарных запасов торгового предприятия в отчетном году (табл. 10).

Таблица 10-Анализ эффективности использования товарных запасов торгового предприятия в отчетном году

Показатели Ед.изм. Прошлый год Отчетный год Отклонение (+;-) Темп изменения, %
А Б
Оборот розничной торговли, без НДС тыс. руб. 36363,3 50872,3 139,9
Однодневный оборот розничной реализации тыс. руб. 101,01 141,31 40,3 139,9
Фактические товарные запасы на 01.01 тыс. руб. - - -
01.04. тыс. руб. 123,3
01.07. тыс. руб. 118,1
01.10. тыс. руб. 114,9
31.12. тыс. руб. 119,3
Средние товарные запасы тыс. руб. 4318,3 5225,5 907,2
Время товарного обращения дни 42,7 36,9 -5,8 86,4
Скорость товарного обращения оборотов 8,4 9,7 1,3 115,4

При анализе эффективности использования ТЗ торгового предприятия необходимо рассмотреть следующие показатели:

Время товарного обращения показывает продолжительность пребывания товара в сфере обращения. В отчетном году время товарного обращения снизилось по сравнению с прошлым годом на 5,8 дней, что является положительным моментом, так как в результате ускорения оборачиваемости происходит относительное высвобождение средств из оборота.

Скорость товарного обращения показывает, сколько оборотов совершает средний запас за определенный период времени для получения объема продаж. В отчетном году скорость товарного обращения увеличилось на 1,3 оборота, что также является положительным для предприятия.

Наши рекомендации