Функции и эффективность хозяйственного механизма
По мере развития производительных сил хозяйственный механизм приобретает все более рельефные черты, его элементы — четкость, а функции — адресность.
Первой функцией хозяйственного механизма является экономическая реализация собственности на средства производства. Присвоение создаваемого в обществе продукта, образующее глубинную сущность отношений собственности, экономически реализуется в конкретных формах, находящихся в тесной взаимосвязи с уровнем развития производительных сил. Так, в рамках феодального общества последовательно сменяют друг друга различные формы организации хозяйства и виды ренты. Конкретные формы функционирования капитала порождают соответствующие им превращения формы прибавочной стоимости.
Функцией хозяйственного механизма является такая организация общественного производства, в ходе которой экономически реализуется исторически определенная форма собственности.
Хозяйственный механизм служит средством, орудием реализации основного экономического закона способа производства. Поэтому хозяйственный механизм включает исторически определенные формы и методы организации производительных сил, что и обеспечивает удовлетворение коренных интересов владельцев важнейших средств производства. Переход, например, от простой кооперации к мануфактуре, затем и к фабрике означал не только укрепление материально-технической базы собственности, но и перестройку форм ее экономической реализации. Сами мануфактура или фабрика не служат элементами хозяйственного механизма. Он включает экономические и организационные формы, с помощью которых объединяются вещественный и личный факторы, для того чтобы процесс производства мог существовать именно как процесс.
Формы и способы организации производства и представляют собой рычаги, воздействующие на совершенствование технического базиса и эффективность общественного хозяйства, на повышение производительности общественного труда, на более полную реализацию отношений собственности. Отсюда следует, что прогрессивность хозяйственного механизма исторически определенного общества может быть оценена с учетом эффективности организационных форм движения производительных сил. Этот признак, в частности, позволяет усилить аргументацию преимуществ.
Можно заключить, что хозяйственный механизм содержит ряд организационных форм и методов экономической реализации собственности и выступает тем самым как организационно - экономический способ осуществления требований основного экономического закона данного общества.
Функция хозяйственного механизма — регулирование пропорций общественного воспроизводства. Формы и методы обеспечения упорядоченности этого процесса включаются в хозяйственный механизм, и сам он выполняет функцию регулирования пропорций общественного воспроизводства.
Эта функция хозяйственного механизма также осуществляется исторически определенными способами. Если, например, на этапе свободной конкуренции рыночный механизм выступает единственным способом регулирования пропорций воспроизводства, то в современном хозяйстве регулирование значительно разнообразнее. Общим итогом рыночных методов установления пропорций воспроизводства остается достижение сбалансированности как частного результата устранения диспропорциональности. Поэтому процесс формирования пропорций здесь происходит в результате «взрыва» противоречий в периоды различных кризисов. Третья функция — разрешение противоречий между развитием производительных сил и конкретными формами производственных отношений — обусловлена местом хозяйственного механизма в структуре производственных отношений общественной формации, его организационно-экономическим характером.
При анализе первых двух функций хозяйственного механизма рассматривались его роль и место в исторически определенном общественном строе. Как уже отмечалось, хозяйственный механизм не остается раз и навсегда данным, неизменным на всем протяжении исторического движения общественно-экономической формации. Изменения в общественном производстве неизбежно влекут за собой необходимость «настройки» всей системы его организации.
Время — имманентная мера общественного труда, а его экономия в обобщающем виде характеризует использование ресурсов производительных сил. Результативность тех или иных общественных форм производства в конечном счете определяется их способностью к сбережению времени, а закон экономии времени действует как критерий эффективности хозяйственного механизма.
Закон экономии времени — универсальный закон. В сфере организации общественного производства он измеряет рациональность построения и ведения хозяйства. Именно потому, что уровень производительности общественного труда в конечном счете характеризует и систему его общественного устройства, хозяйственный механизм способа производства может быть оценен с учетом выполнения им требований закона экономии времени.
Вопросы и задания для самопроверки:
1. Раскройте понятие хозяйственного механизма организаций культуры.
2. Охарактеризуйте система механизмов менеджмента.
3. Перечислите черты хозяйственного механизма организаций культуры.
4. В чем заключаются функции и эффективность хозяйственного механизма?
Литература:
1. Игнатьева Е.Л. Экономика культуры: Учебное пособие. 2-е изд., уточн. и доп. – М.: ГИТИС, 2006, 231с.
2. Тульчинский Г.Л., Щекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры: Учебное пособие. 4-е изд., испр. И доп. – СПб.: Издательство «Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2009. – 544с.
3. Оноприенко В.И. Хозяйственный механизм общественных формаций. Избранное. // Научный электронный архив. http://econf.rae.ru/article/6041
Понятие системы образования.
Структура и динамика преобразований системы образования в России.
Основные понятия и термины по теме:
План изучения темы:
1.Понятие системы образования.
2. Общая структура системы образования РФ.
3. Основные педагогические теории.
Социально-культурная сфера – совокупность отраслей, предприятий или организаций связанных прямо и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление. К социальной сфере относят такие услуги, как образование, здравоохранение, культура, физическая культура, общественное питание, коммунальное и социальное обслуживание, пассажирский транспорт, связь.
Образование в Российской Федерации представляет собой громадную систему, сравнимую, пожалуй, только с системой военно-промышленного комплекса.
Понятие системы образования
Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сеть реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций».
По мнению Б.С. Гершунского, система образования может быть представлена в виде двумерной матрицы, каждая «ячейка» которой соответствует учебно-воспитательной (или образовательно-воспитательной) системе того или иного уровня и профиля: вертикальная ось отражает уровень образования, а горизонтальная – профили получаемого образования.
Учебно-воспитательная система характеризует педагогический аспект функционирования учебного заведения соответствующего уровня и профиля. Любая такая система – это совокупность взаимосвязанных компонентов: целей и содержания учебно-воспитательной и развивающей деятельности, методов, средств и организационных форм обучения и воспитания. Для каждого уровня и каждого профиля образования существует своя специфическая учебно-воспитательная система.
Наряду с понятием учебно-воспитательной системы существует понятие педагогической системы, которое нередко персонифицируется и используется для характеристики плодотворной научной деятельности крупных педагогов (системы Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, В.Ф. Шаталова, Дж. Дьюи, М. Монтессори, Р. Штайнера и др.).
К образовательным системам относятся все социальные институты, целью которых является образование человека. Характер системы образования определяется социально-экономическим, политическим строем страны, ее культурно-историческими и национальными особенностями.
Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики. К числу таковых можно отнести следующие:
1. Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
2. Единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонациональных государств.
3. Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровню и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.
4. Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
5. Свобода и плюрализм в образовании.
6. Демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
Названные принципы определяют основные направления и приоритеты образовательной политики в России.
Общая структура системы образования РФ
Образовательное учреждение ведет учебно-воспитательный процесс по определенной образовательной программе. В Законе РФ «Об образовании» определены следующие виды образовательных учреждений:
• дошкольное: ясли, детский сад;
• общеобразовательное (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования): школы, лицеи, гимназии;
• учреждения начального профессионального (училища), среднего профессионального (техникумы, колледжи), высшего профессионального (институты, академии, университеты) и послевузовского профессионального (аспирантура, докторантура) образования;
• специальные (коррекционные) для обучения детей с отклонениями в развитии: школы для слабовидящих, глухих и др.;
• учреждения дополнительного образования детей: музыкальные, художественные школы, центры, клубы, курсы и др.;
• учреждения дополнительного образования взрослых;
• учреждения для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей: интернаты, детские дома;
• другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс: курсы, институты повышения квалификации, переподготовки и др.
Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.
Граждане могут использовать различные формы получения образования: в образовательном учреждении – в форме очной, очно - заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования.
Дошкольное образование
Российские дошкольные образовательные учреждения в своей деятельности руководствуются Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, принятым в 1995 г. В соответствии с Типовому положением (1995 г.) Российское дошкольное образование и его учреждения должны решать достаточно широкий комплекс задач от охраны жизни и здоровья детей до приобщения к духовно-нравственным ценностям при тесном взаимодействии с семьей в интересах полноценного и гармоничного развития ребенка.
Для дошкольных учреждений России характерны многофункциональность, разнотипность, свобода в выборе приоритетного направления учебно-воспитательного процесса, использовании образовательных программ.
Современное дошкольное образование России располагает следующими видами дошкольных учреждений: детский сад; детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и т.п.); детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида (в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании); центр развития ребенка — детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех детей.
Среднее (школьное) образование
Общее среднее образование является центральным звеном системы образования в Российской Федерации, которое включает в себя: средние общеобразовательные школы; школы с углубленным изучением отдельных предметов; гимназии; лицеи; вечерние школы; образовательные учреждения типа интернатов; специальные школы для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии; внешкольные образовательные учреждения (детские музыкальные и художественные школы, школы искусств, хоровые и хореографические студии, фольклорные ансамбли, детско-юношеские спортивные школы, станции юных техников, центры досуга и др.).
Выпускники средних школ являются основными поставщиками студенческого контингента в высшие учебные заведения.
Среднее профессиональное образование
Среднее профессиональное образование направленно на подготовку специалистов-практиков по более чем 280 специальностям и реализуется по двум основным профессиональным образовательным программам: базового уровня и повышенного уровня.
Срок обучения по программе среднего профессионального образования базового уровня по очной форме на базе среднего (полного) общего образования составляет 2-3 года в зависимости от профиля подготовки.
Существуют два основных вида средних специальных учебных заведений:
1) техникум (училище), реализующий основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня;
2) колледж, осуществляющий профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня. Реализация образовательных программ среднего профессионального образования может также осуществляться в высших учебных заведениях.
Высшее профессиональное образование
В зависимости от числа направлений обучения студентов вузы делятся на университеты, академии и институты. Выпускники вузов могут иметь квалификацию: бакалавр, дипломированный специалист, магистр по соответствующим направлениям подготовки (специальностям), причем соответствующие образовательные программы могут быть реализованы как непрерывно, так и ступенями. Выпускнику, прошедшему итоговую государственную аттестацию по аккредитованной образовательной программе вуз выдает документ государственного образца (диплом) об уровне образования и его квалификации.