Раздел 3. Механизмы антикризисного управления.

Потребность и необходимость в антикризисном управлении. Механизмы антикризисного управления. Государственное регулирование кризисных ситуаций.

Раздел 4. Диагностика вероятности возникновения кризиса и последующего банкротства предприятия.

Анализ финансового состояния предприятия по данным бухгалтерской отчетности. Основные показатели платежеспособности, ликвидности и рыночной устойчивости. Влияние государственной налоговой политики на финансовое состояние предприятия. Финансовые механизмы повышения устойчивости предприятия.

Модели диагностики:

- по структуре баланса;

- по соотношению стоимости материально-производственных запасов и финансовых источников их формирования;

- дискриминантные факторные модели (Альтмана, Теффлера, Лиса);

- по системе показателей У. Бивера;

- по системе финансовых показателей Н.А.Никифоровой.

Раздел 5. Порядок и процедуры банкротства предприятия.

Основные причины возможного банкротства предприятия. Лица, которые могут быть признаны банкротами и их организационно-правовые формы. Признаки банкротства. Виды банкротства: явное, фиктивное, заказное, добровольное, принудительное. Процедуры, применяемые к предприятиям-должникам согласно ФЗ № 127 от 26.10.2002г.

Раздел 6. Теоретические основы реструктуризации предприятия.

Понятие о реструктуризации, ее основные отличия от других способов реформирования. Формы проведения реструктуризации. Способы проведения реструктуризации отдельных подсистем структуры предприятия.

Раздел 7. Практические проблемы реструктуризации предприятия.

Оперативная и стратегическая реструктуризация в целях финансового оздоровления предприятия. Внешние механизмы финансовой стабилизации. Источники финансирования реструктуризации бизнеса. Этапы реализации модели реструктуризации бизнеса. Методические принципы формирования системы показателей для оценки экономической эффективности реструктуризации.

СОДЕРЖАНИЕ ОБЗОРНЫХ ЛЕКЦИЙ

Семестр

Ном. лек. Темы лекций
Причины возникновения кризисов и их последствия. Потребность и необходимость в антикризисном управлении  
Модели диагностики вероятности возникновения кризиса и банкротства предприятия. Процедуры, применяемые к предприятиям-должникам согласно ФЗ № 127 от 26.10.2002г.  
Понятие о реструктуризации, ее основные отличия от других способов реформирования. Оперативная и стратегическая реструктуризация в целях финансового оздоровления предприятия.  

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семестр

Ном. зан. Содержание
Механизмф антикризисного регулирования
2. Диагностика вероятности возникновения кризиса и банкротства предприятия по следующим моделям: - по структуре баланса; - по соотношению стоимости материально-производственных запасов и финансовых источников их формирования; - дискриминантные факторные модели (Альтмана, Теффлера, Лиса); - по системе показателей У. Бивера; - по системе финансовых показателей Н.А.Никифоровой
3. Порядок проведения конкурсного производства по отношению к предприятию-должнику
Финансовое оздоровление предприятия путем его реструктуризации

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ НАД ДИСЦИПЛИНОЙ «АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»

Самостоятельная работа, по рекомендуемой программе курса «Антикризисное управление» является основной формой обучения студента-заочника. Она включает освоение базовых понятий и категорий каждой темы дисциплины, ее содержания на основе изучения основной и дополнительной литературы; самопроверку полученных знаний по прилагаемым контрольным вопросам, а также выполнение самостоятельной контрольной работы.

В цикл заочного обучения в университете входят лекции, практические занятия, а также индивидуальные и коллективные консультации. Темы, рассмотренные на лекциях и практических занятиях, охватывают основные разделы и раскрывают наиболее важные вопросы и проблемы курса. Цель практических занятий заключается как в закреплении лекционного материала, так и в решении задач, имитирующих различные ситуации, связанные с диагностикой вероятности возникновения кризисных ситуаций и антикризисным управлением.

Формой контроля по курсу «Антикризисное управление» для студентов экономистов заочной формы обучения является дифференцированый зачет с комплексной оценкой, включающей оценку результатов контрольной работы и зачетные задания.

Самостоятельная работа с книгой

При изучении дисциплины и подготовке к занятиям студентам рекомендуется пользоваться основной и дополнительной литературой, представленной в данной программе. В основную литературу входят учебники, курсы лекций, словари, законодательные и нормативные акты, разделы и главы которых рекомендованы после каждой темы. В качестве дополнительной литературы для углубленного изучения материала даются отдельные монографии, статьи из экономических журналов, общественно-политической периодики.

При изучении каждой темы желательно выделять основные понятия, выписывать краткие формулировки и основные положения, так проделанная в течение семестра работа поможет при подготовке к зачету и в выполнении контрольной работы.

Самопроверка

В конце каждого раздела курса представлены вопросы для самопроверки, необходимые при самоконтроле полученных знаний, выполнение которого гарантирует успешную сдачу зачета по дисциплине.

Консультации

Для руководства и более успешной самостоятельной работы студента заочной формы обучения предусмотрены коллективные и индивидуальные консультации, в рамках, которых преподаватель выявляет неясные вопросы и проблемы, существующие в группе по отдельным темам дисциплины, трудности при подготовке контрольных заданий, а также оказывает помощь студентам, обратившимся с конкретными вопросами по содержанию или методике преподавания курса, помогает им выработать индивидуальный сценарий самостоятельной работы над учебными проблемами, контрольными заданиями.

Контрольная работа

Контрольная работа состоит из двух частей. Первая часть выполняется в виде реферата, а вторая часть заключает в себе решение практической задачи. Работа над контрольным заданием должна идти систематически на протяжении всего семестра, согласно графику. Работа должна быть сдана в соответствии с установленным сроком. Тематика рефератов, перечень вариантов задачи, методические указания и требования по их выполнению представлены ниже.

Наши рекомендации