Описание проблемной ситуации

Задание 1.

Кейс-задание. Технопарк Вирджинского университета (к теме «Инновационная инфраструктура»)

Вирджинский технопарк (ВТ) основан 15 лет назад Вирджинским технологическим фондом совместно с Вирджинским политехническим университетом штата с целью создания плодотворных взаимоотношений между исследователями и частными и государственными предприятиями. Это частная коммерческая компания.

Технопарк Вирджинского университета расположен примерно в 3 км от центра студенческого городка, рядом с аэропортом Университета, располагающим 1,5-км-й взлетно-посадочной полосой и всем необходимым для транспортировки грузов. Он занимает 8 зданий общей площадью 2 тыс. м2. В настоящее время в технопарке арендуют площади
30 компаний, в которых работают около 700 сотрудников.

Управлением технопарка занимается всего 4 человека: 2 управляющих и два администратора. За первые 10 лет в ВТ было вложено университетом 3 млн. долл. Сейчас он оценивается в 20 млн. долл.

ВТ располагает разнообразной технологической базой, которая включает транспорт, биотехнологии, новые материалы, компьютерные и лазерные технологии, технологии, основанные на применении техники, средства контроля и защиты окружающей среды и т. д. Компании, обосновавшиеся в технопарке, начинают торговать друг с другом, формируют стратегические союзы и венчурное предприятия.

Одна из задач технопарка – создавать высоко оплачиваемые рабочие места, чтобы способные исследователи, выполняющие наиболее перспективные работы, зарабатывали достаточно, чтобы остаться в Университете и больше времени уделять преподаванию.

Технопарки создают необходимые связи между частными компаниями и университетами. Чтобы определить, как увеличить отдачу исследовательских работ, представители технопарка должны, в первую очередь, встречаться с представителями компаний и выявлять потребности этих компаний. Необходимо также хорошо представлять себе возможности университетов. Для этого организуются встречи с представителями факультетов. Чтобы свести две заинтересованных стороны вместе, технопарк может оплатить либо визит представителей компании в университет, либо представителей университета в какую-либо фирму. Научный потенциал университета и связанные с этим возможности практически неисчерпаемы, и если технопарку удается наладить деловое сотрудничество с промышленной компанией, можно быть уверенным, что университет успешно решит поставленную задачу.

Технопарк должен обеспечить возможность успешного развития «своих» компаний, поскольку единственная возможность процветания технопарка в целом – это успешное развитие работающих в нем компаний.

Вирджинский технопарк делает все необходимое для становления новых компаний: находит предпринимателей с помощью своих связей и рекламы; изыскивает капитал, развивая контакты и помогая с подготовкой проектных предложений; оценивает коммерческий потенциал технологий путем проведения маркетинговых исследований; находит потребителей, используя свои контакты и связи.

ВТ оказывает помощь в ведении бизнеса своих компаний, обеспечивая связи компании с преподавателями и студентами; общественными организациями в области малого бизнеса; центрами развития, финансируемыми правительством; частными компаниями.

Огромно разнообразие услуг Технопарка, предлагаемых компаниям: стратегическое и деловое планирование, маркетинг, финансовое управление, персональное развитие (образование), интеллектуальная собственность, производство и многое другое. Кроме того, Технопарк принимает на себя часть риска, позволяя отсрочку арендных платежей; прощая компании пени; обеспечивает аренду приборов и оборудования по доступной цене; предоставляет в общее пользование оборудование для делопроизводства (факсы, ксероксы, проекторы и т. д.), делает фотосъемку, слайды и т. д. по более низким ценам, предоставляет конференц-залы, кухни, почасовую оплату секретарей и т. д.

Технопарк создает компаниям имидж и повышает их кредитоспособность: строит здания и офисы технопарка всегда высшего качества; поддерживает отличный ландшафт и ухоженную территорию; при каждой возможности подчеркивает связь компании с университетом.

Технопарк помогает компаниям-арендаторам завязать полезные связи с политическими деятелями, государственными чиновниками, занимающимися экономическим развитием, с банками, фондами, компаниями венчурного капитала, с потенциальными потребителями, друг с другом (ежегодные банкеты, посещение специальных мероприятий).

Технопарк постоянно полностью арендован, несмотря на самую высокую арендную плату в городе, следовательно, компании высоко оценивают услуги Технопарка. ВТ живет за счет аренды помещений (21 тыс. м2), общий доход от которой достигает 2,5 млн. долл. в год. Задача технопарка заключается в том, чтобы все участники технопарка платили свою аренду вовремя.

Расширение Технопарка идет параллельно с образованием новых технологических компаний.

Служащие компаний-арендаторов технопарка могут пользоваться различными спортивными сооружениями и участвовать в различных мероприятиях Университета. Технопарк обеспечивает комплексное обслуживание компаний, арендующих его помещения, включая предоставление конференц-залов, различного оборудования, доступ к сети Internet и консультационную поддержку. На территории Технопарка можно получить все необходимые банковские услуги.

Вопросы

1. Кому и для чего необходимы технопарки?

2. Технопарки – эффективная форма организации и поддержки инновационной деятельности. Поясните.

3. Обозначьте возможности и проблемы в организации технопарков в России.

Задание 2.

Кейс-задание.

Некоммерческое партнерство «Ассоциация технопарков в сфере высоких технологий» было образовано в 2011 году, начиная c 2012 года - член Международной Ассоциации научных парков (IASP).

http://nptechnopark.ru/members_of_the_association/

Описание проблемной ситуации - student2.ru

Проанализируйте деятельность российских технопарков по схеме:

  • Государственные органы
  • Информационные партнеры
  • Компании партнеры

Задание 3.

Устный ответ на вопросы

Контрольные вопросы для проведения опросов:

В чём состоит процесс формирования рационального инвестиционного климата?

1. По возможности определите все факторы конкурентоспособности региона.

2. Проанализируйте пути и возможности привлечения инвестиций.

3. Разработайте методику обоснования целесообразности инвестиций с учётом экономической и социальной значимости для территории.

4. Разработайте действенные механизмы по привлечению инвестиций в экономику региона.

5. Какая инфраструктура необходима для привлечения инвестиций?

6. Какую роль могут сыграть региональные власти в инвестиционном процессе?

7. Что такое Бюджет развития, какую роль он играет? Сформируйте свой бюджет развития для региона.

8. Назовите основные инвестиционные проекты вашего региона.

9. Выделите важнейшие направления в «Инвестиционной стратегии Московской области», дайте её общую характеристику.

10. Постройте многопрофильную систему производства на основе использования конкурентных преимуществ территории.

11. Каким образом повышение инвестиционной привлекательности региона может обеспечить качество региональной среды проживания?

Контрольные вопросы для проведения опросов:

1. В чём заключается сущность регионального планирования?

2. Основные положения региональной социально-экономической политики.

3. Роль долгосрочного и текущего планирования в социально-экономическом развитии региона.

4. Структура концепции социально-экономического развития региона.

5. Назовите свойства региональной системы.

6. Представьте структуру внешней среды региона.

7. Представьте структуру внутренней среды региона, соотнесенную с совокупностью экономических ресурсов.

8. Охарактеризуйте информационно-технологическую базу принятия управленческих решений.

9. Перечислите основные интересы следующих субъектов управления:

Региональные органы государственной власти

Руководители предприятий (бизнес-сообщество)

Местное сообщество

10. Сформулируйте понятие синергии.

Задание 4.В таблице представленSWOT-анализ Московской области[1], где определены сильные и слабые стороны региона (внутренние факторы), а также угрозы и возможности, определяемые внешними факторами.

Результаты анализа социально-экономического положения Московской области
Сильные стороны: Ограничения развития:
выгодное географическое положение; высокоразвитое промышленное производство; близость к ключевым железнодорожному и автомобильному узлам, соединяющим магистральные направления Запад-Восток и Север-Юг, а также наличие на территории области крупных международных аэропортов; высокий инвестиционный потенциал и умеренные риски; наличие квалифицированной рабочей силы; развитый научно-производственный комплекс; наличие культурно-исторического наследия. относительная зависимость от решений, принимаемых на федеральном уровне (изменения бюджетного, налогового законодательства, отсутствие четкой региональной политики федеральной власти); высокий уровень демографической нагрузки на трудоспособное население; сложная демографическая ситуация (естественная убыль населения, старение населения); Преобладание импортных товаров на внутреннем рынке Московской области; высокая степень износа основных производственных фондов; несоответствие темпов развития структуры производства и поддерживающей инфраструктуры; отсутствие сырьевых источников; высокая степень дифференциации муниципальных образований по уровню экономического и социального развития.
Возможности развития: Возможные угрозы:
высокая инвестиционная привлекательность; наличие инновационного потенциала развития; наличие возможностей для развития туристского бизнеса; наличие свободных рыночных ниш для организации и ведения бизнеса (финансовый рынок (включая рынок потребительских кредитов), фондовый рынок, логистика, торговля, рынок услуг, рекреация и др.); наличие возможностей для реализации частно-государственного партнёрства.   неблагоприятные структурные сдвиги в возрастном составе населения Московской области, ведущие к снижению числа рождений; возможные отрицательные последствия решений, принимаемых на федеральном уровне (изменения налогового законодательства, приводящие к уменьшению доходов бюджета); снижение мотивации к труду в экономике Московской области для жителей региона (отставание средней заработной платы в Московской области от средней заработной платы в Москве: средняя заработная плата в Москве превышает в 1,5 раза среднюю заработную плату в Московской области, рост социальной нагрузки на бюджет и, как следствие, снижение инвестиционных возможностей бюджета; недостаток квалифицированных кадров рабочих профессий; возрастание различий в социально-экономическом развитии муниципальных образований.

Приведите примеры объектов высокоразвитого промышленного производства из экономической практики региона.

Приведите примеры, отражающие возможности для развития туристского бизнеса в регионе.

Задание 5.Составьте глоссарий «Формы межсекторного сетевого взаимодействия на региональном уровне».

Понятие Сущность
Социальный заказ  
Бенчмаркинг  
Краудсорсинг  
Фандрайзинг  
Фонд местного сообщества  
Грант  

Задание 6. Кейс «Формирование инновационной инфраструктуры для развития малого и среднего бизнеса в республике Крым»[2].

Виды деятельности

Предоставление микрокредитов под льготный процент на реализацию бизнес-планов, предпринимательских программ и проектов, приобретение производственного оборудования, модернизацию производства, внедрение новаторских технологий, осуществление инновационной деятельности.

Цель деятельности

Основной целью деятельности НО «ФМПРК» является обеспечение доступа малых и средних предприятий и организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам посредством предоставления займов субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Крым. Источник: http://minek.rk.gov.ru/rus/info.php?id=611030&department_id=71866

Хотя в направлениях деятельности данных организаций и прослеживается наличие возможности создания бизнес-центров, бизнес-инкубаторов и других организаций для оказания помощи начинающим предпринимателям, но фактически, центры и инкубаторы, которые созданы на данный момент, носят лишь консультативный и обучающий характер. Что касается стартап-центров, стартап-акселераторов и коворкингов, то их создание в ближайшей перспективе в рамках деятельности данных организаций не прослеживается.

Несмотря на «упущения» властей, некоторые предприниматели, которые развивают инфраструктуру способствующую развитию малого и среднего предпринимательства в г. Москве и других городах, реализовали свои проекты и в Крыму. Но пока такие примеры единичны.

Также до момента вхождения Крыма в состав России, там развивалось несколько перспективных проектов, одни из которых – стартап-гостиница «ИТАКА». Но в связи с возникшими финансовыми трудностями, развитие данного проекта было приостановлено и здание было выставлено на продажу.

Дополнительные материалы

Послание Президента Федеральному Собранию. Путин В.В.:

«Нам нужно и дальше укреплять доверие между властью и бизнесом, улучшать деловой климат в стране. Мы предоставили столь широкие полномочия недавно созданной Федеральной корпорации развития малого и среднего бизнеса. Прошу министерства и ведомства, губернаторов, руководителей всех регионов Российской Федерации, государственные компании и банки оказывать ей всё необходимое содействие» Источник: http://www.kremlin.ru/events/president/news/50864 (дата обращения 03.12.2015)

Глоссарий

Стартап – только что созданная компания (возможно даже не являющаяся еще юр. лицом) находящаяся на стадии развития и строящая свой бизнес либо на основе новых инновационных идей, либо на основе только что появившихся технологий. Чаще всего, характерные особенности стартапа это нехватка финансов и непрочное положение фирмы на рынке.

Стартап-центр – это помещение для работы начинающих предпринимателей, предназначенное для размещения стартапов и проектных групп, в котором оказывается экспертная и информационная поддержка. Также стартап-центры могут включать в себя места для компактного проживания и работы, индивидуальных предпринимателей, фрилансеров, с коворкинг пространством и зонами отдыха.

Коворкинг (англ. co-working – совместно работающие) – это модель работы, в которой участники, оставаясь независимыми и свободными, используют общее пространство для своей деятельности. В частности, коворкинг популярен среди фрилансеров, удаленных сотрудников: переводчиков, программистов, дизайнеров и начинающих предпринимателей. Коворкинг занимает промежуточное место между работой из дома и использованием отдельного офиса. Также коворкингом называют каждое отдельное пространство для совместной работы.

Министерство экономического развития Республики Крым является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, подотчетным, подконтрольным и ответственным перед Главой Республики Крым и Советом министров Республики Крым.

Министерство разрабатывает и реализует на территории Республики Крым государственную политику социально-экономического развития, инвестиционную и внешнеэкономическую политику, государственную политику в сфере развития малого и среднего предпринимательства.

В указанных сферах деятельности Министерство координирует деятельность других исполнительных органов государственной власти Республики Крым в случаях, предусмотренных законодательством.

Министерство Российской Федерации по делам Крыма

Федеральное министерство, созданное 31 марта 2014 года указом президента РФ. Целью министерства стало разработка проектов гос. программ по развитию Крыма. Министерство осуществляет выработку и реализацию политики Правительства РФ по ряду направлений. Разрабатывает проекты гос. программ по развитию Крыма, координирует деятельность по реализации этих программ, контролирует осуществление органами гос. власти РК и города Севастополя полномочий РФ, передаваемых им в соответствии с законодательством РФ. Источник: rk.gov.ru/rus/pravit.htm.

Функции упраздненного Министерства Российской Федерации по делам Крыма переданы Минэкономразвития России

Указ Президента РФ от 15.07.2015 N 368 «Об упразднении Министерства РФ по делам Крыма и Государственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Республики Крым и г. Севастополя»

Одновременно упразднена Государственная комиссия по вопросам социально-экономического развития Республики Крым и г. Севастополя.

Правительству РФ поручено в том числе образовать Правительственную комиссию по вопросам социально-экономического развития Республики Крым и г. Севастополя, наделив ее функциями упраздненной Государственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Республики Крым и г. Севастополя.

Признаны утратившими силу отдельные акты Президента РФ, в том числе Указ от 31.03.2014 № 190 «О Министерстве Российской Федерации по делам Крыма», а также внесены соответствующие изменения в структуру федеральных органов исполнительной власти, утвержденную Указом Президента РФ от 21.05.2012 N 636. Источник: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/43685.html © КонсультантПлюс, 1992-2015

Задания в рамках кейса «Формирование инновационной инфраструктуры для развития малого и среднего бизнеса в республике Крым»

1. Проанализируйте актуальность создания и использования стартап-центров в Крыму. К каким положительным экономическим результатам приведет создание системы стартап-центров в этом регионе? Заполните таблицу.

Результат создания системы стартап-центров Как это поможет малому и среднему бизнесу?
   
   
   
   
   

2. Как Вы считаете, что должны делать органы власти различных уровней для развития системы стартап-центров в Республике Крым? Заполните таблицу.

Уровень власти Действия (не менее трех для каждого органа власти)
Региональный: Правительство Республики Крым  
Местный: Руководители муниципальных образований  

3. Предложите формы участия малого и среднего бизнеса в развитии стартап-центров в Республике Крым и укажите положительные результаты этого участия. Заполните таблицу.

Формы участия малого и среднего бизнеса в развитии стартап-центров Как это повлияет на развитие региона
   
   
   
   
   

4. Определите, какие выгоды получат предприниматели от функционирования стартап-центров в Крыму. Заполните таблицу.

Факторы инвестиционной привлекательности стартап-центров для частных инвесторов Доказательства привлекательности данного фактора
   
   
   
   

5. Определите, какие выгоды получат государственные инвесторы, финансируя создание стартап-центров в Крыму. Приведите факторы, доказывающие инвестиционную привлекательность проекта создания стартап-центров в Республике Крым, для государственных инвесторов. Заполните таблицу.

Факторы инвестиционной привлекательности стартап-центров для государственных инвесторов Доказательства привлекательности данного фактора
   
   

6.Назовите конкретные формы и механизмы ГЧП наиболее эффективные, по Вашему мнению, для реализации в рамках проектов, обозначенных в «Перечне объектов государственного (республиканского) значения, предлагаемых для реализации проектов на основе механизма государственно-частного партнёрства».

7. Предложите варианты взаимодействия Правительства Республики Крым с Федеральной корпорацией развития малого и среднего бизнеса.

http://www.acgrf.ru/about/

Описание проблемной ситуации - student2.ru

[1] Стратегия социально-экономического развития московской области до 2025 года. URL: me.mosreg.ru›userdata/135099.doc (жата обращения: 26.11.2015)

[2] Построено на основе: Мельков С.А., Перенджиев А.Н., Ряжапов Н.Х. Сборник учебных кейсов по дисциплине «Региональная политика»: учебное пособие. Химки: АГЗ МЧС России, 2015. 129 с.

Задание 1.

Кейс-задание. Технопарк Вирджинского университета (к теме «Инновационная инфраструктура»)

Вирджинский технопарк (ВТ) основан 15 лет назад Вирджинским технологическим фондом совместно с Вирджинским политехническим университетом штата с целью создания плодотворных взаимоотношений между исследователями и частными и государственными предприятиями. Это частная коммерческая компания.

Технопарк Вирджинского университета расположен примерно в 3 км от центра студенческого городка, рядом с аэропортом Университета, располагающим 1,5-км-й взлетно-посадочной полосой и всем необходимым для транспортировки грузов. Он занимает 8 зданий общей площадью 2 тыс. м2. В настоящее время в технопарке арендуют площади
30 компаний, в которых работают около 700 сотрудников.

Управлением технопарка занимается всего 4 человека: 2 управляющих и два администратора. За первые 10 лет в ВТ было вложено университетом 3 млн. долл. Сейчас он оценивается в 20 млн. долл.

ВТ располагает разнообразной технологической базой, которая включает транспорт, биотехнологии, новые материалы, компьютерные и лазерные технологии, технологии, основанные на применении техники, средства контроля и защиты окружающей среды и т. д. Компании, обосновавшиеся в технопарке, начинают торговать друг с другом, формируют стратегические союзы и венчурное предприятия.

Одна из задач технопарка – создавать высоко оплачиваемые рабочие места, чтобы способные исследователи, выполняющие наиболее перспективные работы, зарабатывали достаточно, чтобы остаться в Университете и больше времени уделять преподаванию.

Технопарки создают необходимые связи между частными компаниями и университетами. Чтобы определить, как увеличить отдачу исследовательских работ, представители технопарка должны, в первую очередь, встречаться с представителями компаний и выявлять потребности этих компаний. Необходимо также хорошо представлять себе возможности университетов. Для этого организуются встречи с представителями факультетов. Чтобы свести две заинтересованных стороны вместе, технопарк может оплатить либо визит представителей компании в университет, либо представителей университета в какую-либо фирму. Научный потенциал университета и связанные с этим возможности практически неисчерпаемы, и если технопарку удается наладить деловое сотрудничество с промышленной компанией, можно быть уверенным, что университет успешно решит поставленную задачу.

Технопарк должен обеспечить возможность успешного развития «своих» компаний, поскольку единственная возможность процветания технопарка в целом – это успешное развитие работающих в нем компаний.

Вирджинский технопарк делает все необходимое для становления новых компаний: находит предпринимателей с помощью своих связей и рекламы; изыскивает капитал, развивая контакты и помогая с подготовкой проектных предложений; оценивает коммерческий потенциал технологий путем проведения маркетинговых исследований; находит потребителей, используя свои контакты и связи.

ВТ оказывает помощь в ведении бизнеса своих компаний, обеспечивая связи компании с преподавателями и студентами; общественными организациями в области малого бизнеса; центрами развития, финансируемыми правительством; частными компаниями.

Огромно разнообразие услуг Технопарка, предлагаемых компаниям: стратегическое и деловое планирование, маркетинг, финансовое управление, персональное развитие (образование), интеллектуальная собственность, производство и многое другое. Кроме того, Технопарк принимает на себя часть риска, позволяя отсрочку арендных платежей; прощая компании пени; обеспечивает аренду приборов и оборудования по доступной цене; предоставляет в общее пользование оборудование для делопроизводства (факсы, ксероксы, проекторы и т. д.), делает фотосъемку, слайды и т. д. по более низким ценам, предоставляет конференц-залы, кухни, почасовую оплату секретарей и т. д.

Технопарк создает компаниям имидж и повышает их кредитоспособность: строит здания и офисы технопарка всегда высшего качества; поддерживает отличный ландшафт и ухоженную территорию; при каждой возможности подчеркивает связь компании с университетом.

Технопарк помогает компаниям-арендаторам завязать полезные связи с политическими деятелями, государственными чиновниками, занимающимися экономическим развитием, с банками, фондами, компаниями венчурного капитала, с потенциальными потребителями, друг с другом (ежегодные банкеты, посещение специальных мероприятий).

Технопарк постоянно полностью арендован, несмотря на самую высокую арендную плату в городе, следовательно, компании высоко оценивают услуги Технопарка. ВТ живет за счет аренды помещений (21 тыс. м2), общий доход от которой достигает 2,5 млн. долл. в год. Задача технопарка заключается в том, чтобы все участники технопарка платили свою аренду вовремя.

Расширение Технопарка идет параллельно с образованием новых технологических компаний.

Служащие компаний-арендаторов технопарка могут пользоваться различными спортивными сооружениями и участвовать в различных мероприятиях Университета. Технопарк обеспечивает комплексное обслуживание компаний, арендующих его помещения, включая предоставление конференц-залов, различного оборудования, доступ к сети Internet и консультационную поддержку. На территории Технопарка можно получить все необходимые банковские услуги.

Вопросы

1. Кому и для чего необходимы технопарки?

2. Технопарки – эффективная форма организации и поддержки инновационной деятельности. Поясните.

3. Обозначьте возможности и проблемы в организации технопарков в России.

Задание 2.

Кейс-задание.

Некоммерческое партнерство «Ассоциация технопарков в сфере высоких технологий» было образовано в 2011 году, начиная c 2012 года - член Международной Ассоциации научных парков (IASP).

http://nptechnopark.ru/members_of_the_association/

Описание проблемной ситуации - student2.ru

Проанализируйте деятельность российских технопарков по схеме:

  • Государственные органы
  • Информационные партнеры
  • Компании партнеры

Задание 3.

Устный ответ на вопросы

Контрольные вопросы для проведения опросов:

В чём состоит процесс формирования рационального инвестиционного климата?

1. По возможности определите все факторы конкурентоспособности региона.

2. Проанализируйте пути и возможности привлечения инвестиций.

3. Разработайте методику обоснования целесообразности инвестиций с учётом экономической и социальной значимости для территории.

4. Разработайте действенные механизмы по привлечению инвестиций в экономику региона.

5. Какая инфраструктура необходима для привлечения инвестиций?

6. Какую роль могут сыграть региональные власти в инвестиционном процессе?

7. Что такое Бюджет развития, какую роль он играет? Сформируйте свой бюджет развития для региона.

8. Назовите основные инвестиционные проекты вашего региона.

9. Выделите важнейшие направления в «Инвестиционной стратегии Московской области», дайте её общую характеристику.

10. Постройте многопрофильную систему производства на основе использования конкурентных преимуществ территории.

11. Каким образом повышение инвестиционной привлекательности региона может обеспечить качество региональной среды проживания?

Контрольные вопросы для проведения опросов:

1. В чём заключается сущность регионального планирования?

2. Основные положения региональной социально-экономической политики.

3. Роль долгосрочного и текущего планирования в социально-экономическом развитии региона.

4. Структура концепции социально-экономического развития региона.

5. Назовите свойства региональной системы.

6. Представьте структуру внешней среды региона.

7. Представьте структуру внутренней среды региона, соотнесенную с совокупностью экономических ресурсов.

8. Охарактеризуйте информационно-технологическую базу принятия управленческих решений.

9. Перечислите основные интересы следующих субъектов управления:

Региональные органы государственной власти

Руководители предприятий (бизнес-сообщество)

Местное сообщество

10. Сформулируйте понятие синергии.

Задание 4.В таблице представленSWOT-анализ Московской области[1], где определены сильные и слабые стороны региона (внутренние факторы), а также угрозы и возможности, определяемые внешними факторами.

Результаты анализа социально-экономического положения Московской области
Сильные стороны: Ограничения развития:
выгодное географическое положение; высокоразвитое промышленное производство; близость к ключевым железнодорожному и автомобильному узлам, соединяющим магистральные направления Запад-Восток и Север-Юг, а также наличие на территории области крупных международных аэропортов; высокий инвестиционный потенциал и умеренные риски; наличие квалифицированной рабочей силы; развитый научно-производственный комплекс; наличие культурно-исторического наследия. относительная зависимость от решений, принимаемых на федеральном уровне (изменения бюджетного, налогового законодательства, отсутствие четкой региональной политики федеральной власти); высокий уровень демографической нагрузки на трудоспособное население; сложная демографическая ситуация (естественная убыль населения, старение населения); Преобладание импортных товаров на внутреннем рынке Московской области; высокая степень износа основных производственных фондов; несоответствие темпов развития структуры производства и поддерживающей инфраструктуры; отсутствие сырьевых источников; высокая степень дифференциации муниципальных образований по уровню экономического и социального развития.
Возможности развития: Возможные угрозы:
высокая инвестиционная привлекательность; наличие инновационного потенциала развития; наличие возможностей для развития туристского бизнеса; наличие свободных рыночных ниш для организации и ведения бизнеса (финансовый рынок (включая рынок потребительских кредитов), фондовый рынок, логистика, торговля, рынок услуг, рекреация и др.); наличие возможностей для реализации частно-государственного партнёрства.   неблагоприятные структурные сдвиги в возрастном составе населения Московской области, ведущие к снижению числа рождений; возможные отрицательные последствия решений, принимаемых на федеральном уровне (изменения налогового законодательства, приводящие к уменьшению доходов бюджета); снижение мотивации к труду в экономике Московской области для жителей региона (отставание средней заработной платы в Московской области от средней заработной платы в Москве: средняя заработная плата в Москве превышает в 1,5 раза среднюю заработную плату в Московской области, рост социальной нагрузки на бюджет и, как следствие, снижение инвестиционных возможностей бюджета; недостаток квалифицированных кадров рабочих профессий; возрастание различий в социально-экономическом развитии муниципальных образований.

Приведите примеры объектов высокоразвитого промышленного производства из экономической практики региона.

Приведите примеры, отражающие возможности для развития туристского бизнеса в регионе.

Задание 5.Составьте глоссарий «Формы межсекторного сетевого взаимодействия на региональном уровне».

Понятие Сущность
Социальный заказ  
Бенчмаркинг  
Краудсорсинг  
Фандрайзинг  
Фонд местного сообщества  
Грант  

Задание 6. Кейс «Формирование инновационной инфраструктуры для развития малого и среднего бизнеса в республике Крым»[2].

Описание проблемной ситуации

Одним из основополагающих направлений проведения региональной экономической политики является развитие малого и среднего предпринимательства. Предпринимательство – это развивающийся сектор экономики, пополняющий бюджет налогами, производящий качественные товары и услуги, создающий новые рабочие места, тем самым способствующий улучшению качества жизни населения. Но малый и средний бизнес – это особая сфера предпринимательства, которая нуждается в поддержке. Для развития малого и среднего предпринимательства, необходимо формирование системы стартап-центров. Но на данный момент региональная политика в области создания стартап-центров в Республике Крым (РК) отсутствует.

В результате отсутствия такой политики начинающие предприниматели сталкиваются с множеством барьеров, которых можно было бы избежать, если бы им предоставлялась вся необходимая поддержка (каковой являет размещение в стартап-центрах, а также оказание экономической, материально-технической, информационной, правовой и другой помощи). Таким образом, малый и средний бизнес развивается более медленными темпами, из-за чего страдает экономика всего региона.

Для поддержки развития малого и среднего предпринимательства в Крыму были созданы:

1.Государственное унитарное предприятие «Крымский гарантийный фонд поддержки предпринимательства»,

Целью деятельности Фонда является обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Крым к кредитным и иным финансовым ресурсам, развитие системы гарантий и поручительств по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Крым, основанных на кредитных договорах, договорах займа и лизинга.

Основными задачами Фонда являются:

  • развитие системы кредитования малого и среднего предпринимательства в Республике Крым;
  • максимальное удовлетворение потребностей малого и среднего бизнеса в кредитных ресурсах и оказание поддержки малому и среднему предпринимательству;
  • содействие формированию среди населения положительного имиджа предпринимательства;
  • формирование благоприятной внешней среды для разви

Наши рекомендации