То есть равна разности денежных поступлений и затрат.
Как уже указывалось выше, остаточная прибыль равна вало вой прибыли за вычетом налогов, отчислений, других неизбежных выплат из прибыли в общей сумме Дн.*
Коммерческая сделка целесообразна, если она обещает при нести чистую прибыль не менее 20...30 % затрат (денежной выручки). Такое жесткое требование вытекает из высокого уровня риска, ха рактерного для коммерческих сделок.
Особый объект коммерческого предпринимательства пред ставляют экспортно-импортные сделки, достаточно полное и деталь ное рассмотрение которых выходит за рамки настоящей брошюры. Однако основные высказанные положения относятся и к сделкам экспортно-импортного характера, в ходе которых товар закупается в одной стране, а продается в другой. При распространении изло женной выше схемы коммерческого предпринимательства на меж дународные сделки необходимо видоизменить схему следующим образом:
- исчислять издержки, расходы, выручку в валюте соответству ющей страны с последующим их сведением при исчислении прибыли в единую валюту, используя валютные коэффициенты или валютный курс;
- исчислять расходы на закупку товара и выручку от его прода жи в ценах соответствующей страны;
-учитывать налоги на экспорт и импорт, на продажу, валютные отчисления, пошлину за провоз товара через границу;
- учитывать дополнительные издержки на транспорт и специ альные виды услуг;
- принимать во внимание ограниченные возможности обмена рублей на валюту, ввоза и вывоза валюты, действующие в стране ограничения на ввоз и вывоз определенных товаров, необходимость вести расчеты за товары и услуги в определенной валюте.
Финансовое предпринимательство
К числу особых видов коммерческого предпринимательства относится финансовое (финансово-кредитное). Его следует выделять, так как объектом купли-продажи в этом случае является весьма специфический товар - деньги, валюта, ценные бумаги. В условиях данного вида предпринимательства деньги и ценные бумаги не только опосредуют товарообменные операции, но и служат основ ным объектом товарно-денежных отношений, превращая их в денеж-
но-денежные, валютно-денежные. По сути мы имеем дело с продажей одних денег за другие в прямой или косвенной форме.
Не так далеко ушли в прошлое годы, когда финансовое пред принимательство было целиком монополизировано государствен ными органами, а осуществление его гражданами или коллективами считалось преступлением. За куплю и продажу валюты можно было даже лишиться жизни. Но времена меняются. Рынок денег, валюты, ценных бумаг получает право на существование, и активными аген тами этого рынка постепенно становятся коммерческие банки, фон довые биржи , предприятия, организации и даже отдельные граждане-предприниматели. Допустимость проведения гражданами операций с ценными бумагами закреплена законодательством РСФСР.
Обрисуем общую схему финансово-кредитного предпринима тельства, то есть содержание и порядок осуществления основных процедур, характеризующих эту форму деятельности. При этом ис ходим из отправного положения, согласно которому схема финансо вой предпринимательской сделки аналогична схеме коммерческой сделки, но коммерческим товаром становятся деньги, валюта, цен ные бумаги.
Как и в прочих видах коммерческой деятельности финансово- кредитной сделке должны предшествовать анализ рынка ценных бумаг и маркетинговая деятельность, связанная с поиском, выявле нием и привлечением потенциальных покупателей денег, валюты, ценных бумаг, то есть будущей клиентуры. Со временем такую дея тельность будут проводить фондовые биржи, которые станут, воз можно, основными очагами финансового предпринимательства.
Одновременно с выявлением потенциального покупателя де нег, валюты, ценных бумаг финансовый предприниматель устанав ливает источники их получения. Первичным обладателем "финан сового товара" может быть сам предприниматель, если им заранее накоплены деньги, валюта, ценные бумаги. В этом сравнительно редком для наших условий случае предприниматель выступает в роли продавца ценных бумаг или ростовщика, предоставляющего ценные бумаги (деньги, валюту и др.) потребителю взаймы за опре деленную плату или под определенный процент.
Выделим также весьма специфичный вид финансового пред принимательства, в условиях которого предприниматель выступает в роли "производителя" ценных бумаг. Естественно, что речь идет не
o фальшивомонетчиках, подпольно печатающих денежные знаки. Имеется в виду гораздо более прозаическая ситуация, когда пред приниматель официально в юридически оформленном порядке "вы пускает", а точнее, осуществляет эмиссию таких ценных бумаг, как собственные акции, облигации, кредитные билеты, коммерческие ценные бумаги (денежные обязательства, векселя). Эти ценные бу маги предприниматель продает, размещает при определенных усло виях и обязательствах в качестве "финансового товара" в чем и заключена суть его предпринимательской деятельности. Подобная форма финансового предпринимательства пригодна в основном для предпринимателей-предприятий, а не отдельных граждан. В буду щем она может получить широкое распространение и в нашей стра не, где сейчас эта форма еще только прививается и скована дейст вующими правилами и нормами.
Более типичный вид финансовой сделки состоит в том, что предприниматель сам выступает в роли первичного покупателя. По купая деньги, валюту, ценные бумаги за денежную сумму Д п , а затем
продавая их другому покупателю и получая от него денежную вы
ручку Дв (которая должна, естественно, быть больше уплаченной суммы Дп), предприниматель получает выгоду (доход, прибыль).
Если у предпринимателя нет наличных" денег для покупки цен ных бумаг, он либо осуществляет покупку в кредит, либо обращается к банкирам-обладателям свободных кредитных денежных ресурсов, чтобы получить у них взаймы (в кредит) сумму Дк недостающих ему
денежных средств для покупки ценных бумаг. В последующем пред
принимателю придется вернуть долг в сумме Да, превышающей Дкна величину кредитного процента. Так что, по существу, между финансовым предпринимателем и обладателем свободных кредит ных денежных ресурсов возникает дополнительная относительно , самостоятельная финансовая сделка.
Финансовое предпринимательство требует получения инфор мации из ряда источников. Это сведения о потенциальных покупа телях денег, валюты, ценных бумаг, о курсе валюты, о кредитном проценте, об условиях осуществления финансово-кредитных опера ций и порядке их оформления, об источниках ресурсов, необходимых предпринимателю. Если такая информация у самого предпринима теля отсутствует, он вынужден получать ее из внешнего источника и платить за это денежное вознаграждение Ди.
В случае, когда у финансового предпринимател я нет собствен ных служебных помещений, конторского оборудования, средств вычис лительной и организационной техники, необходимых для проведения и оформления финансовых сделок, ему приходится арендовать их на определенны й перио д и платить за это денежну ю сумму Дс.
В ходе финансового предпринимательства неизменны м обра зом приходится прибегать к услугам сторонни х организаци й и лиц, посредников , которые зачастую сами являются предпринимателями , осуществляющим и посредническу ю деятельность. Речь идет о по лучении транспортных , аудиторских, юридически х услуг, без кото рых не происходит практическ и ни одна финансовая сделка. В усло виях, когд а сам предпринимател ь не обладает собственным и внутренним и возможностям и обслуживания сделки или ему просто выгоднее прибегнуть к внешне й помощи , он приобретает услуги за денежну ю сумму Д у .
Как и другие виды предпринимательства финансовые сделки
обычно нуждаются как в привлечении ряда категори й наемных ра ботнико в со стороны , так и в найме постоянных служащих. В качест ве таких работнико в выступают юристы , экономисты , бухгалтеры, брокеры , дилеры, маклеры, рассыльные, работник и рекламы . Они и становятся либо наемными служащими , либо сторонним и лицами, оказывающим и предпринимател ю услуги за определенну ю плату. Если финансовый предприниматель создает свою организацию , ста новится официальным юридически м лицом и включает указанны х выше работнико в в свой штат, то он и могут стать участниками пред принимательско й деятельности - агентами коллективного предпри нимательства.
Основная, завершающа я часть финансовой сделки - продажи денег, валюты, ценных бумаг покупателю , в лице конечног о потреби теля, либо другог о предпринимателя , занимающегос я перепрода же й (дальнейшей продажей). В итоге предпринимател ь получает денежну ю выручку Д„ , которая должна быть достаточной для покры тия всех расходов и получения прибыли.
В простейше й финансово-кредитной сделке, когда предприни матель предоставляет потребителю свои деньги , валюту, ценные бумаги в долг, в кредит, то договором , соглашение м о сделке предус матривается, что возвращаемая через определенны й срок сумма будет больше предоставляемой суммы на определенны й процент .
Отметим, что завершающая часть сделки, в ходе которой воз никают прямые финансовые отношения между предпринимателем и покупателем, нуждается в повышенном внимании и тщательном оформлении. Особенно, если денежная выручка поступает к пред принимателю от покупателя через значительное время после пере дачи последнему приобретаемых им денег, валюты, ценных бумаг. Необходимо тщательно выверить финансовую состоятельность по купателя, установить возможный залог, определить гаранта, соглас ного поручиться за. покупателя, так как слишком часто должники оказываются несостоятельными.
Как и любой другой вид предпринимательской деятельности финансовое предпринимательство облагается налогами, и пред приниматель обязан отчислять определенную долю прибыли (дохо да) в государственный и местный бюджеты в виде денежных отчис лений и налоговых платежей Дм.
Общие затраты предпринимателя 3 на проведение финансо
вой сделки складываются, таким образом, из расходов Д,, на при обретение денег, валюты, ценных бумаг, на возврат долга (с процен тами) Дд, на аренду служебных помещений и оборудования Д с , на приобретение информации Д и , на оплату сторонних посредниче ских услуг Д у , а также из внутренних затрат собственных ресурсов 3Вh(ремонт и амортизация собственного имущества, вовлеченного в сделку, расход собственных материалов, оплата собственного тру да):
3 = Д п + Дд + Дс + Ди + Ду + Звн.
Денежные поступления предпринимателя П состоят, как в любой коммерческой сделке, из выручки Дви кредита Д к :
п = д в + д к .
Таким образом, валовая прибыль ПРВот финансовой сделки, как и от любой другой коммерческой сделки, равна:
ПР В = П - 3 .
Вычитая из валовой прибыли предпринимателя уплачиваемые из нее отчисления, налоги в сумме Д н , находим остаточную прибыль:
ПРoст = ПР в -Ди .
Финансовая сделка целесообразна, если при ее продолжи тельности, исчисляемой сроком, заведомо меньшим одного года. расчетная чистая прибыль составляет не менее 5 % от объема сделки (денежной выручки). Для более долговременных сделок процент повышается до 10...15. В данном случае допустим сравнительно низкий процент рентабельности, так как финансовые предпринима тельские сделки чаще всего характеризуются значительным объе мом вовлекаемых денег, валюты, ценных бумаг и потому даже при относительно низком уровне рентабельности удается получить зна чительную массу прибыли.
Представленное выше описание предпринимательской дея тельности и основных видов предпринимательских сделок носит довольно общий характер, в каждом конкретном случае обнаружи ваются многочисленные нюансы, варианты, которые во многом за ранее невозможно предвидеть. В особенности это касается куп ли-продажи ценных бумаг. Так что полученные читателем сведения содержат только исходные предпосылки, помогают овладеть лишь главными "азбучными" истинами предпринимательства.
Остальное - дело практики и искусности каждого предприни мателя. Необходимо дерзать и познавать тайны предприниматель ства, становясь его участником.
Планирование предпринимательства.
Бизнес-план
Как уже отмечалось, предпринимательство характеризует стиль поведения и действий в условиях рыночной экономики. Отсю да, казалось бы, следует, что предпринимательская деятельность имеет мало общего с планированием. Многие из нас привыкли под навязчивым воздействием публицистики и вьевшейся неприязни к государственному плану и Госплану (уже бывшему) исходить из того, что план есть антитеза рынку , а рынок - плану. "Или план, или рынок", - такую прямолинейную монистическую мораль привыкли внушать рыночники-экстремисты ("предельщики"). Между тем и за рубежный опыт, и логика, и объективный анализ подсказывают другое.
Конечно, если иметь в виду директивный, адресный централь ный план, воплощающий в себе командно-административные начала
и сковывающий экономическую свободу первичных хозяйственных звеньев, то такой план рынок не приемлет. Но самопланирование на уровне хозяйственных ячеек, применительно к предприниматель ской деятельности, необходимо и неизбежно и в условиях рынка. В этом одно из важных условий успеха и предотвращения неудач, снижения хозяйственного риска.
Для предпринимательства наиболее характерны планы и про граммы осуществления отдельной сделки и проведения основных операций, составляющих сделку. Если осуществляется несколько сделок, связанных друг с другом, то, планируя их во взаимодействии, приходится иметь дело с планированием предпринимательской де ятельности как непрерывного процесса. По отношению к крупным и продолжительным сделкам и тем более экономическим проектам, направленным на получение дохода и прибыли-, предваряющая их осуществление разработка плана или программы действий - непре менное условие обоснованности замысла и надежности получения желаемого результата.
Поскольку деловое предпринимательство в той его части, ко торая непосредственно связана с задачей получения прибыли, пра вомерно отождествлять с бизнесом, планы осуществления пред принимательских проектов получили в зарубежной практике назва ние бизнес-планов. В последнее время этот термин стал применяться и в отечественной практике. Более того, если ранее ни один серьез ный проект не утверждался и не принимался к реализации без развернутого технико-экономического обоснования и программы осуществления, то теперь стало модным требовать бизнес-план как симбиоз программы и экономического обоснования.
Потребность в бизнес-планах становится все более понимае мой и воспринимаемой советскими экономистами. Вот что пишет по этому поводу кандидат экономических наук И. Липсиц: "Если вы начинаете без такого плана свое "дело", то скорее всего прогорите! Больше того, как показывает мировая практика, бизнес-план нужен всем: и тем, у кого вы собираетесь просить деньги на реализацию своего проекта - банкирам, инвесторам, и вашим сотрудникам, же лающим знать свои перспективы и четче понять свои задачи, а главное - вам самому. Чтобы тщательно проанализировать свои идеи, проверить их на разумность, реалистичность" (Экономика и жизнь, N 33, август 1991).
От внимательного читателя, видимо, не ускользнул тот факт, что в ходе предыдущего изложения сущности производственного, коммерческого, финансового предпринимательства пришлось неод нократно упоминать о бизнес-плане. И это не случайно в силу того, что составление бизнес-планов характерно для всех форм и видов предпринимательства. Так что в некоторой степени с планировани ем предпринимательства как составной частью совершения пред принимательских сделок производственного, торгово-коммерческо- го, финансово-кредитного характера мы уже ознакомились. Теперь настал черед специального описания бизнес-планов как определяю щих инструментов управления любым предпринимательством.
Из самого определения понятия "план" следует, что бизнес- план призван заранее наметить желаемую и практически осущест вимую цель предпринимательских действий. Отсюда следует, что под бизнес-планом понимается план-программа проведения сделки и получения на этой основе прибыли, то есть система планомерно организованных мероприятий, действий, направленных на достиже ние поставленной цели.
Наличие достаточно очерченной цели позволяет характеризо вать бизнес-план как одноцелевой, программный.Формулирование плана в терминах действий еще в большей степени приближает его к целевой комплексной программе, своеобразие которой заключено в специфике целей, масштабов и способов действий. Все это вместе взятое дает основание рассматривать бизнес-план с позиций про граммно-целевого планирования как систему увязанных во времени и пространстве, согласованных по целям и ресурсам мер и действий, направленных на успешное достижение цели получения максималь но возможной прибыли путем осуществления предпринимательской сделки.
Конечно, такое определение бизнес-плана выглядит несколько расширенным, поэтому следует отметить, что в отличие от целевых комплексных программ в бизнес-плане центральное внимание со средоточено на финансово-экономических аспектах проблемы до стижения успеха, тогда как научно-технические, технологические, социальные стороны представлены в нем менее выпуклым обра зом.
Структура и содержание бизнес-плана не регламентированы в строгом смысле этого слова, но в то же время такому плану свойст венно наличие определенных разделов. В дальнейшем изложении
внимание будет сконцентрировано не на бизнес-плане вообще, а на плане предпринимательской сделки, что накладывает свой отпеча ток на структуру и содержание составных частей. Предприниматель ский бизнес-план содержит в общем случае следующие разделы: