То есть равна разности денежных поступлений и затрат.

Как уже указывалось выше, остаточная прибыль равна вало­ вой прибыли за вычетом налогов, отчислений, других неизбежных выплат из прибыли в общей сумме Дн.*

То есть равна разности денежных поступлений и затрат. - student2.ru

Коммерческая сделка целесообразна, если она обещает при­ нести чистую прибыль не менее 20...30 % затрат (денежной выручки). Такое жесткое требование вытекает из высокого уровня риска, ха­ рактерного для коммерческих сделок.

Особый объект коммерческого предпринимательства пред­ ставляют экспортно-импортные сделки, достаточно полное и деталь­ ное рассмотрение которых выходит за рамки настоящей брошюры. Однако основные высказанные положения относятся и к сделкам экспортно-импортного характера, в ходе которых товар закупается в одной стране, а продается в другой. При распространении изло­ женной выше схемы коммерческого предпринимательства на меж­ дународные сделки необходимо видоизменить схему следующим образом:

- исчислять издержки, расходы, выручку в валюте соответству­ ющей страны с последующим их сведением при исчислении прибыли в единую валюту, используя валютные коэффициенты или валютный курс;

- исчислять расходы на закупку товара и выручку от его прода­ жи в ценах соответствующей страны;

-учитывать налоги на экспорт и импорт, на продажу, валютные отчисления, пошлину за провоз товара через границу;

- учитывать дополнительные издержки на транспорт и специ­ альные виды услуг;

- принимать во внимание ограниченные возможности обмена рублей на валюту, ввоза и вывоза валюты, действующие в стране ограничения на ввоз и вывоз определенных товаров, необходимость вести расчеты за товары и услуги в определенной валюте.

Финансовое предпринимательство

К числу особых видов коммерческого предпринимательства относится финансовое (финансово-кредитное). Его следует выделять, так как объектом купли-продажи в этом случае является весьма специфический товар - деньги, валюта, ценные бумаги. В условиях данного вида предпринимательства деньги и ценные бумаги не только опосредуют товарообменные операции, но и служат основ­ ным объектом товарно-денежных отношений, превращая их в денеж-

но-денежные, валютно-денежные. По сути мы имеем дело с продажей одних денег за другие в прямой или косвенной форме.

Не так далеко ушли в прошлое годы, когда финансовое пред­ принимательство было целиком монополизировано государствен­ ными органами, а осуществление его гражданами или коллективами считалось преступлением. За куплю и продажу валюты можно было даже лишиться жизни. Но времена меняются. Рынок денег, валюты, ценных бумаг получает право на существование, и активными аген­ тами этого рынка постепенно становятся коммерческие банки, фон­ довые биржи , предприятия, организации и даже отдельные граждане-предприниматели. Допустимость проведения гражданами операций с ценными бумагами закреплена законодательством РСФСР.

Обрисуем общую схему финансово-кредитного предпринима­ тельства, то есть содержание и порядок осуществления основных процедур, характеризующих эту форму деятельности. При этом ис­ ходим из отправного положения, согласно которому схема финансо­ вой предпринимательской сделки аналогична схеме коммерческой сделки, но коммерческим товаром становятся деньги, валюта, цен­ ные бумаги.

Как и в прочих видах коммерческой деятельности финансово- кредитной сделке должны предшествовать анализ рынка ценных бумаг и маркетинговая деятельность, связанная с поиском, выявле­ нием и привлечением потенциальных покупателей денег, валюты, ценных бумаг, то есть будущей клиентуры. Со временем такую дея­ тельность будут проводить фондовые биржи, которые станут, воз­ можно, основными очагами финансового предпринимательства.

Одновременно с выявлением потенциального покупателя де­ нег, валюты, ценных бумаг финансовый предприниматель устанав­ ливает источники их получения. Первичным обладателем "финан­ сового товара" может быть сам предприниматель, если им заранее накоплены деньги, валюта, ценные бумаги. В этом сравнительно редком для наших условий случае предприниматель выступает в роли продавца ценных бумаг или ростовщика, предоставляющего ценные бумаги (деньги, валюту и др.) потребителю взаймы за опре­ деленную плату или под определенный процент.

Выделим также весьма специфичный вид финансового пред­ принимательства, в условиях которого предприниматель выступает в роли "производителя" ценных бумаг. Естественно, что речь идет не




o фальшивомонетчиках, подпольно печатающих денежные знаки. Имеется в виду гораздо более прозаическая ситуация, когда пред­ приниматель официально в юридически оформленном порядке "вы­ пускает", а точнее, осуществляет эмиссию таких ценных бумаг, как собственные акции, облигации, кредитные билеты, коммерческие ценные бумаги (денежные обязательства, векселя). Эти ценные бу­ маги предприниматель продает, размещает при определенных усло­ виях и обязательствах в качестве "финансового товара" в чем и заключена суть его предпринимательской деятельности. Подобная форма финансового предпринимательства пригодна в основном для предпринимателей-предприятий, а не отдельных граждан. В буду­ щем она может получить широкое распространение и в нашей стра­ не, где сейчас эта форма еще только прививается и скована дейст­ вующими правилами и нормами.

Более типичный вид финансовой сделки состоит в том, что предприниматель сам выступает в роли первичного покупателя. По­ купая деньги, валюту, ценные бумаги за денежную сумму Д п , а затем

продавая их другому покупателю и получая от него денежную вы­

ручку Дв (которая должна, естественно, быть больше уплаченной суммы Дп), предприниматель получает выгоду (доход, прибыль).

Если у предпринимателя нет наличных" денег для покупки цен­ ных бумаг, он либо осуществляет покупку в кредит, либо обращается к банкирам-обладателям свободных кредитных денежных ресурсов, чтобы получить у них взаймы (в кредит) сумму Дк недостающих ему

денежных средств для покупки ценных бумаг. В последующем пред­

принимателю придется вернуть долг в сумме Да, превышающей Дкна величину кредитного процента. Так что, по существу, между финансовым предпринимателем и обладателем свободных кредит­ ных денежных ресурсов возникает дополнительная относительно , самостоятельная финансовая сделка.

Финансовое предпринимательство требует получения инфор­ мации из ряда источников. Это сведения о потенциальных покупа­ телях денег, валюты, ценных бумаг, о курсе валюты, о кредитном проценте, об условиях осуществления финансово-кредитных опера­ ций и порядке их оформления, об источниках ресурсов, необходимых предпринимателю. Если такая информация у самого предпринима­ теля отсутствует, он вынужден получать ее из внешнего источника и платить за это денежное вознаграждение Ди.

В случае, когда у финансового предпринимател я нет собствен­ ных служебных помещений, конторского оборудования, средств вычис­ лительной и организационной техники, необходимых для проведения и оформления финансовых сделок, ему приходится арендовать их на определенны й перио д и платить за это денежну ю сумму Дс.

В ходе финансового предпринимательства неизменны м обра­ зом приходится прибегать к услугам сторонни х организаци й и лиц, посредников , которые зачастую сами являются предпринимателями , осуществляющим и посредническу ю деятельность. Речь идет о по­ лучении транспортных , аудиторских, юридически х услуг, без кото­ рых не происходит практическ и ни одна финансовая сделка. В усло­ виях, когд а сам предпринимател ь не обладает собственным и внутренним и возможностям и обслуживания сделки или ему просто выгоднее прибегнуть к внешне й помощи , он приобретает услуги за денежну ю сумму Д у .

Как и другие виды предпринимательства финансовые сделки

обычно нуждаются как в привлечении ряда категори й наемных ра­ ботнико в со стороны , так и в найме постоянных служащих. В качест­ ве таких работнико в выступают юристы , экономисты , бухгалтеры, брокеры , дилеры, маклеры, рассыльные, работник и рекламы . Они и становятся либо наемными служащими , либо сторонним и лицами, оказывающим и предпринимател ю услуги за определенну ю плату. Если финансовый предприниматель создает свою организацию , ста­ новится официальным юридически м лицом и включает указанны х выше работнико в в свой штат, то он и могут стать участниками пред­ принимательско й деятельности - агентами коллективного предпри ­ нимательства.

Основная, завершающа я часть финансовой сделки - продажи денег, валюты, ценных бумаг покупателю , в лице конечног о потреби­ теля, либо другог о предпринимателя , занимающегос я перепрода­ же й (дальнейшей продажей). В итоге предпринимател ь получает денежну ю выручку Д„ , которая должна быть достаточной для покры ­ тия всех расходов и получения прибыли.

В простейше й финансово-кредитной сделке, когда предприни ­ матель предоставляет потребителю свои деньги , валюту, ценные бумаги в долг, в кредит, то договором , соглашение м о сделке предус­ матривается, что возвращаемая через определенны й срок сумма будет больше предоставляемой суммы на определенны й процент .

Отметим, что завершающая часть сделки, в ходе которой воз­ никают прямые финансовые отношения между предпринимателем и покупателем, нуждается в повышенном внимании и тщательном оформлении. Особенно, если денежная выручка поступает к пред­ принимателю от покупателя через значительное время после пере­ дачи последнему приобретаемых им денег, валюты, ценных бумаг. Необходимо тщательно выверить финансовую состоятельность по­ купателя, установить возможный залог, определить гаранта, соглас­ ного поручиться за. покупателя, так как слишком часто должники оказываются несостоятельными.

Как и любой другой вид предпринимательской деятельности финансовое предпринимательство облагается налогами, и пред­ приниматель обязан отчислять определенную долю прибыли (дохо­ да) в государственный и местный бюджеты в виде денежных отчис­ лений и налоговых платежей Дм.

Общие затраты предпринимателя 3 на проведение финансо­

вой сделки складываются, таким образом, из расходов Д,, на при­ обретение денег, валюты, ценных бумаг, на возврат долга (с процен­ тами) Дд, на аренду служебных помещений и оборудования Д с , на приобретение информации Д и , на оплату сторонних посредниче­ ских услуг Д у , а также из внутренних затрат собственных ресурсов 3Вh(ремонт и амортизация собственного имущества, вовлеченного в сделку, расход собственных материалов, оплата собственного тру­ да):

3 = Д п + Дд + Дс + Ди + Ду + Звн.

Денежные поступления предпринимателя П состоят, как в любой коммерческой сделке, из выручки Дви кредита Д к :

п = д в + д к .

Таким образом, валовая прибыль ПРВот финансовой сделки, как и от любой другой коммерческой сделки, равна:

ПР В = П - 3 .

Вычитая из валовой прибыли предпринимателя уплачиваемые из нее отчисления, налоги в сумме Д н , находим остаточную прибыль:

ПРoст = ПР в -Ди .

Финансовая сделка целесообразна, если при ее продолжи­ тельности, исчисляемой сроком, заведомо меньшим одного года. расчетная чистая прибыль составляет не менее 5 % от объема сделки (денежной выручки). Для более долговременных сделок процент повышается до 10...15. В данном случае допустим сравнительно низкий процент рентабельности, так как финансовые предпринима­ тельские сделки чаще всего характеризуются значительным объе­ мом вовлекаемых денег, валюты, ценных бумаг и потому даже при относительно низком уровне рентабельности удается получить зна­ чительную массу прибыли.

Представленное выше описание предпринимательской дея­ тельности и основных видов предпринимательских сделок носит довольно общий характер, в каждом конкретном случае обнаружи­ ваются многочисленные нюансы, варианты, которые во многом за­ ранее невозможно предвидеть. В особенности это касается куп­ ли-продажи ценных бумаг. Так что полученные читателем сведения содержат только исходные предпосылки, помогают овладеть лишь главными "азбучными" истинами предпринимательства.

Остальное - дело практики и искусности каждого предприни­ мателя. Необходимо дерзать и познавать тайны предприниматель­ ства, становясь его участником.

Планирование предпринимательства.

Бизнес-план

Как уже отмечалось, предпринимательство характеризует стиль поведения и действий в условиях рыночной экономики. Отсю­ да, казалось бы, следует, что предпринимательская деятельность имеет мало общего с планированием. Многие из нас привыкли под навязчивым воздействием публицистики и вьевшейся неприязни к государственному плану и Госплану (уже бывшему) исходить из того, что план есть антитеза рынку , а рынок - плану. "Или план, или рынок", - такую прямолинейную монистическую мораль привыкли внушать рыночники-экстремисты ("предельщики"). Между тем и за­ рубежный опыт, и логика, и объективный анализ подсказывают другое.

Конечно, если иметь в виду директивный, адресный централь­ ный план, воплощающий в себе командно-административные начала

и сковывающий экономическую свободу первичных хозяйственных звеньев, то такой план рынок не приемлет. Но самопланирование на уровне хозяйственных ячеек, применительно к предприниматель­ ской деятельности, необходимо и неизбежно и в условиях рынка. В этом одно из важных условий успеха и предотвращения неудач, снижения хозяйственного риска.

Для предпринимательства наиболее характерны планы и про­ граммы осуществления отдельной сделки и проведения основных операций, составляющих сделку. Если осуществляется несколько сделок, связанных друг с другом, то, планируя их во взаимодействии, приходится иметь дело с планированием предпринимательской де­ ятельности как непрерывного процесса. По отношению к крупным и продолжительным сделкам и тем более экономическим проектам, направленным на получение дохода и прибыли-, предваряющая их осуществление разработка плана или программы действий - непре­ менное условие обоснованности замысла и надежности получения желаемого результата.

Поскольку деловое предпринимательство в той его части, ко­ торая непосредственно связана с задачей получения прибыли, пра­ вомерно отождествлять с бизнесом, планы осуществления пред­ принимательских проектов получили в зарубежной практике назва­ ние бизнес-планов. В последнее время этот термин стал применяться и в отечественной практике. Более того, если ранее ни один серьез­ ный проект не утверждался и не принимался к реализации без развернутого технико-экономического обоснования и программы осуществления, то теперь стало модным требовать бизнес-план как симбиоз программы и экономического обоснования.

Потребность в бизнес-планах становится все более понимае­ мой и воспринимаемой советскими экономистами. Вот что пишет по этому поводу кандидат экономических наук И. Липсиц: "Если вы начинаете без такого плана свое "дело", то скорее всего прогорите! Больше того, как показывает мировая практика, бизнес-план нужен всем: и тем, у кого вы собираетесь просить деньги на реализацию своего проекта - банкирам, инвесторам, и вашим сотрудникам, же­ лающим знать свои перспективы и четче понять свои задачи, а главное - вам самому. Чтобы тщательно проанализировать свои идеи, проверить их на разумность, реалистичность" (Экономика и жизнь, N 33, август 1991).

От внимательного читателя, видимо, не ускользнул тот факт, что в ходе предыдущего изложения сущности производственного, коммерческого, финансового предпринимательства пришлось неод­ нократно упоминать о бизнес-плане. И это не случайно в силу того, что составление бизнес-планов характерно для всех форм и видов предпринимательства. Так что в некоторой степени с планировани­ ем предпринимательства как составной частью совершения пред­ принимательских сделок производственного, торгово-коммерческо- го, финансово-кредитного характера мы уже ознакомились. Теперь настал черед специального описания бизнес-планов как определяю­ щих инструментов управления любым предпринимательством.

Из самого определения понятия "план" следует, что бизнес- план призван заранее наметить желаемую и практически осущест­ вимую цель предпринимательских действий. Отсюда следует, что под бизнес-планом понимается план-программа проведения сделки и получения на этой основе прибыли, то есть система планомерно организованных мероприятий, действий, направленных на достиже­ ние поставленной цели.

Наличие достаточно очерченной цели позволяет характеризо­ вать бизнес-план как одноцелевой, программный.Формулирование плана в терминах действий еще в большей степени приближает его к целевой комплексной программе, своеобразие которой заключено в специфике целей, масштабов и способов действий. Все это вместе взятое дает основание рассматривать бизнес-план с позиций про­ граммно-целевого планирования как систему увязанных во времени и пространстве, согласованных по целям и ресурсам мер и действий, направленных на успешное достижение цели получения максималь­ но возможной прибыли путем осуществления предпринимательской сделки.

Конечно, такое определение бизнес-плана выглядит несколько расширенным, поэтому следует отметить, что в отличие от целевых комплексных программ в бизнес-плане центральное внимание со­ средоточено на финансово-экономических аспектах проблемы до­ стижения успеха, тогда как научно-технические, технологические, социальные стороны представлены в нем менее выпуклым обра­ зом.

Структура и содержание бизнес-плана не регламентированы в строгом смысле этого слова, но в то же время такому плану свойст­ венно наличие определенных разделов. В дальнейшем изложении

внимание будет сконцентрировано не на бизнес-плане вообще, а на плане предпринимательской сделки, что накладывает свой отпеча­ ток на структуру и содержание составных частей. Предприниматель­ ский бизнес-план содержит в общем случае следующие разделы:

Наши рекомендации