Экономика и социология труда

Экономика и социология труда

Методические указания по организации самостоятельной работы по дисциплине «Экономика и социология труда» для студентов всех форм обучения направления 38.03.03 «Управление персоналом» Профиль «Аудит и контроллинг персонала»

Калининград

ББК

Автор: Балясникова Е. В., канд. экон. наук, доцент кафедры

«Управление персоналом» БГАРФ

Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры «Управление персоналом» протокол № __ от ________ 201__ г.

В методических указаниях представлен систематизированный практический материал по основным разделам курса корпоративная социальная ответственность. Выполнение практических заданий позволит обучающимся сформировать знания, умения и навыки, необходимые в будущей профессиональной деятельности.

В методических указаниях использовались практические ситуации, деловые игры из ранее опубликованных учебников и учебных пособий, представленных в списке использованных источников.

Рецензент:

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Цель и задачи дисциплины. Ее место в учебном процессе. 4

2. Вопросы для самостоятельной работы и форма контроля. 4

3. Список рекомендуемой литературы.. 6

4. Перечень заданий для самостоятельного решения. 8

5. Итоговые тесты по дисциплине. Ошибка! Закладка не определена.

6. Темы рефератов: Ошибка! Закладка не определена.

7. Формы контроля знаний. Ошибка! Закладка не определена.

8. Вопросы для подготовки к зачету. Ошибка! Закладка не определена.

9. Список использованных источников. Ошибка! Закладка не определена.

1. Цель и задачи дисциплины. Ее место в учебном процессе

1.1 Цель и задачи дисциплины.

Цель изучения дисциплины состоит изучении теоретических основ социологии труда посредством привлечения теоретических знаний к решению актуальных проблем в области управления трудовым поведением, как на макроэкономическом уровне, так и на уровне отдельного трудового коллектива.

Задачи изучения курса:

- получение знаний, необходимых для понимания целостной картины механизма осуществления управления трудом на макро-, мезо-, и микро- уровнях;

- изучение особенностей основных направлений менеджмента предприятия по отношению к персоналу предприятия;

- изучение и применение методов планирования численности, производительности труда, изучение факторов ее роста, зависимостей темпов роста заработной платы от роста производительности и другие конкретные задачи предприятия в области управления персоналом;

- - выявление взаимосвязей социально-трудовых отношений с экономическими отношениями и процессами.

1.2.Требования к уровню знаний, умений и навыков студентов по изучению дисциплины «Корпоративная социальная ответственность».

Знать:

- базовые основы современной теории и методологии социальной политики и социальной защиты населения;

- принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений в этой области управления во взаимосвязи с другими процессами, происходящими в обществе и экономике

Уметь:

- выявлять и правильно интерпретировать происходящие изменения и наиболее острые экономические и социальные проблемы в области социальной политики и социальной защиты, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;

- разрабатывать и обосновывать варианты эффективных решений в области социальной политики и социальной

- защиты населения

Владеть:

- важнейшими методами экономического и социологического анализа явлений и процессов в социально-трудовой сфере

2. Вопросы для самостоятельной работы и форма контроля

Содержание раздела Форма контроля
Раздел 1. Предмет и методология курса Опрос, аттестационное и итоговое тестирование
Раздел 2. Модель человека. Качество жизни Опрос, аттестационное и итоговое тестирование
Раздел 3. Потенциал человека Опрос, аттестационное и итоговое тестирование
Раздел 4. Эффективность экономической деятельности Опрос, аттестационное и итоговое тестирование
Раздел 5. Социально-трудовые отношения Опрос, аттестационное и итоговое тестирование

Список рекомендуемой литературы

Основная литература:

Рекомендуемая литература
Основная литература
  Авторы, составители Заглавие Издательство, год Колич-во
Л1.1 Генкин М.Б. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. – 3-е изд., доп. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА – М) Ю 2009..- 464 с.
Л1.2 Кибанов А.Я. Экономика и социология труда: учебник М: Инфра-М, 2009 . – 584 с.  
Дополнительная литература
  Авторы, составители Заглавие Издательство, год Колич-во
Л2.1 Мумладзе Р.Г.; Гужина Г.Н. Экономика и социология труда: учебник М: КНОРУС, 2007. – 328 с.


Интернет-ресурсы:

1. www. Kadrovik.ru – национальный союз кадровиков

2. www.aup.ru/docs/d2/ - Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37) (с изменениями от 21 января, 4 августа 2000 г., 20 апреля 2001

3. www.ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»

4. www.hrm.ru – Журнал «Кадровый менеджмент»

5. www.uptp.ru – Журнал «Проблемы теории и практики управления»

6. www.peoplemanagement.co.uk – Журнал «People Management»

7. www.workforce.com – Сайт журнала «Workforce management»

8. www.shrm.org – Сайт «Society for Human Resource Management»

9. www.hr-journal.ru – Электронный журнал для специалистов по управлению персоналом

10. www.hrc.ru – Кадровый клуб

11. www.rhr.ru – Человеческие ресурсы России

12. www.apsc.ru – Ассоциация консультантов по подбору персонала

13. www.hr-zone.net – Статьи, публикации по управлению человеческими ресурсами

14. www.hrdigest.ru – Ежемесячный дайджест для профессионалов в области HR и внутрикорпоративной коммуникации

15. www.msk.treko.ru – Электронный словарь тренера и консультанта

16. www.distance-learning.ru – Информационный портал «Дистанционное обучение»

17. http://planetaedu.ru/vacancies/ – Портал «Планета образования» – объявления о вакансиях для студентов и молодых специалистов в компаниях

4. Перечень заданий для самостоятельного решения

Темы для обсуждения

1. Какие аспекты отражает понятие «труд»?

2. В чем сущность творчества?

3. Определите взаимосвязи понятий «труд» и «творчество».

4. Какова сущность процесса труда?

5. Назовите основные виды деятельности по управлению человеческими ресурсами в обществе и на предприятии.

6. Определите сущность и содержание комплексного подхода к управле­нию человеческими ресурсами.

Задания:

1. Проанализировать определения исходных понятий экономической теории. Выявить взаимосвязи понятий. Особое внимание обратить на значения понятия «труд»: труд как процесс (вид деятельности человека) и труд как экономический ресурс.

2. Дайте определения понятий: «потребность», «благо», «ресурсы», «эффективность», «норма», «собственность», «труд», «качество жизни», «социально–экономическая система», «доходы», «капитал». Покажите взаимосвязь этих понятий

3. Покажите эволюцию определений понятия «труд». Как определяли это понятие И. Бентам, А. Маршалл, другие экономисты? Труд как тягость и труд как удовольствие. При каких условиях труд перестает быть тягостью? Дайте определение труда как процесса (вида деятельности человека).

4. Определите понятие «труд как экономический ресурс». Поясните соотношение понятий: «рабочая сила», «человеческий капитал», «трудовой потенциал».

4.

Тесты

Экономика и социология труда

Методические указания по организации самостоятельной работы по дисциплине «Экономика и социология труда» для студентов всех форм обучения направления 38.03.03 «Управление персоналом» Профиль «Аудит и контроллинг персонала»

Калининград

ББК

Автор: Балясникова Е. В., канд. экон. наук, доцент кафедры

«Управление персоналом» БГАРФ

Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры «Управление персоналом» протокол № __ от ________ 201__ г.

В методических указаниях представлен систематизированный практический материал по основным разделам курса корпоративная социальная ответственность. Выполнение практических заданий позволит обучающимся сформировать знания, умения и навыки, необходимые в будущей профессиональной деятельности.

В методических указаниях использовались практические ситуации, деловые игры из ранее опубликованных учебников и учебных пособий, представленных в списке использованных источников.

Рецензент:

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Цель и задачи дисциплины. Ее место в учебном процессе. 4

2. Вопросы для самостоятельной работы и форма контроля. 4

3. Список рекомендуемой литературы.. 6

4. Перечень заданий для самостоятельного решения. 8

5. Итоговые тесты по дисциплине. Ошибка! Закладка не определена.

6. Темы рефератов: Ошибка! Закладка не определена.

7. Формы контроля знаний. Ошибка! Закладка не определена.

8. Вопросы для подготовки к зачету. Ошибка! Закладка не определена.

9. Список использованных источников. Ошибка! Закладка не определена.

1. Цель и задачи дисциплины. Ее место в учебном процессе

1.1 Цель и задачи дисциплины.

Цель изучения дисциплины состоит изучении теоретических основ социологии труда посредством привлечения теоретических знаний к решению актуальных проблем в области управления трудовым поведением, как на макроэкономическом уровне, так и на уровне отдельного трудового коллектива.

Задачи изучения курса:

- получение знаний, необходимых для понимания целостной картины механизма осуществления управления трудом на макро-, мезо-, и микро- уровнях;

- изучение особенностей основных направлений менеджмента предприятия по отношению к персоналу предприятия;

- изучение и применение методов планирования численности, производительности труда, изучение факторов ее роста, зависимостей темпов роста заработной платы от роста производительности и другие конкретные задачи предприятия в области управления персоналом;

- - выявление взаимосвязей социально-трудовых отношений с экономическими отношениями и процессами.

1.2.Требования к уровню знаний, умений и навыков студентов по изучению дисциплины «Корпоративная социальная ответственность».

Знать:

- базовые основы современной теории и методологии социальной политики и социальной защиты населения;

- принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений в этой области управления во взаимосвязи с другими процессами, происходящими в обществе и экономике

Уметь:

- выявлять и правильно интерпретировать происходящие изменения и наиболее острые экономические и социальные проблемы в области социальной политики и социальной защиты, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;

- разрабатывать и обосновывать варианты эффективных решений в области социальной политики и социальной

- защиты населения

Владеть:

- важнейшими методами экономического и социологического анализа явлений и процессов в социально-трудовой сфере

2. Вопросы для самостоятельной работы и форма контроля

Содержание раздела Форма контроля
Раздел 1. Предмет и методология курса Опрос, аттестационное и итоговое тестирование
Раздел 2. Модель человека. Качество жизни Опрос, аттестационное и итоговое тестирование
Раздел 3. Потенциал человека Опрос, аттестационное и итоговое тестирование
Раздел 4. Эффективность экономической деятельности Опрос, аттестационное и итоговое тестирование
Раздел 5. Социально-трудовые отношения Опрос, аттестационное и итоговое тестирование

Наши рекомендации