Вопрос 1. миссия организации.
В случае широкого понимания миссия рассматривается как констатация философии и предназначения, смысла существования организации.
В том случае, если имеется узкое понимание миссии, она рассматривается как сформулированное утверждение относительно того, для чего и по какой причине существует организация, то есть миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.
Характеристики миссии:
1. сформированные в ней задачи фирмы должны быть измеримыми.
2. декларация о миссии компании должна продемонстрировать ее отличие от других фирм, отразить индивидуальность или даже уникальность.
3. декларация о миссии должна определить виды деятельности, которыми компания намерена заниматься, при чем они отнюдь не обязаны совпадать с текущим бизнесом.
4. декларация о миссии должна быть релевантной (относящейся к делу) всем заинтересованным группам.
5. декларация о миссии должна быть вдохновляющей и захватывающей.
Группы людей, чьи интересы должны быть учтены при определении предназначения организации:
- собственники организации
- сотрудники организации
- покупателя продукта организации
- деловые партнеры организации
- местное сообщество, находящиеся с организацией во взаимодействии (социальная и экологическая составляющая)
- общество в целом.
Миссия должна вырабатываться с учетом следующих факторов:
- история фирмы, в процессе которой вырабатывается философия фирмы, формируются ее профиль и стиль деятельности, место на рынке.
- существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала.
- состояние среды обитания организации
- ресурсы, которые она может привести в действие для достижения своих целей
- отличительные особенности, которыми обладает организация.
В расшифровке, которая сопровождает миссию, должны быть отражены следующие характеристики организации:
1. целевые ориентиры организации, отражающие то, на решение каких задач направлена деятельность организации, и то, к чему стремится организация в своей деятельности в долгосрочной перспективе.
2. сфера деятельности организации, отражающая то, какой продукт организация предлагает покупателю, и то на каком рынке организация осуществляет реализацию своего продукта.
3. философия организации.
4. возможности и способы осуществления деятельности организации, отражающие то, в чем сила организации, в чем ее отличительные возможности для выживания в долгосрочной перспективе, каким способом и с помощью какой технологии организация выполнить свою работу.
Что дает миссия для деятельности организации:
1. она дает субъектам внешней среды общее представление о том, что собой представляет организация.
2. миссия способствует формированию единения внутри организации и созданию корпоративного духа.
3. миссия создает возможность для более действенного управления организацией.
Вопрос 2. Цели организации.
Это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.
Долгосрочные цели - цели, достижение которых предполагается к концу производственного цикла.
На практике обычно краткосрочными считаются цели, которые достигаются в течении 1 года, долгосрочные – через 2-3 года.
Выделяют сферы, применительно к которым организации устанавливают цели:
- доходы организации
- работа с клиентами
- потребности и благосостояние сотрудников
- социальная ответственность
Наиболее распространенные направления, в которых в деловых организациях устанавливаются цели:
1. прибыльность, отражается в следующих показателях: рентабельность, величина прибыли, доход на акцию.
2. положение на рынке, отражаемое в следующих показателях: доля рынка, объем продаж, относительность по отношению к конкуренту доля рынка, доля отдельных продуктов в общем объеме продаж.
3. производительность: издержки на единицу продукции, материалоемкость, отдача с единицы производственных мощностей, объем производимой в единицу времени продукции.
4. финансовые ресурсы: структура капитала, движение денег в организации, величина оборотного капитала.
5. мощности организации: размер занимаемой площади, количество единиц техники и т.д.
6. разработка, производство продукта и обновление технологии.
7. изменение в организации и управлении.
8 человеческие ресурсы: количество прогулов, текучесть кадров, квалификация.
9. работа с покупателями: скорость обслуживания, число жалоб и т.д.
10. оказание помощи обществу: объем благотворительности и др.
Цели роста организации отражают соотношение темпа изменения объема продаж и прибыли организации, темпа изменения объема продаж и прибыли по отраслям в целом:
1. цели быстрого роста – предполагают, что руководство хорошо понимает рынок, умеет выбрать наиболее подходящую часть рынка, сконцентрировать на ней свои усилия, при этом организация развивается быстрее, чем отрасль в целом.
2. цель стабильного роста - при ее достижении организация развивается таким же темпом, как и отрасль в целом, она стремится сохранить неизменной свою долю рынка.
3. цель сокращения – ставиться организацией тогда, когда по целому ряду причин она вынуждена развиваться более медленными темпами, чем отрасль в целом, либо в абсолютном выражении сокращать свое присутствие на рынке.
Ключевые требования, которым должны удовлетворять правильно сформулированные цели:
- цели должны быть достижимыми
- цели должны быть гибкими
- цели должны быть измеримыми
- цели должны быть конкретными, то есть четко фиксировать, что необходимо получить в результате деятельности, кто и в какие сроки должен ее достигать.
- цели должны быть совместимыми: долгосрочные цели должны соответствовать миссии, краткосрочные цели – долгосрочным, не должны противоречить друг другу, относящиеся к прибыли и к установлению конкурентной позиции, цели прибыльности и благотворительности.
- цели должны быть приемлемыми для основных субъектов влияния, определяющих деятельность организации, и в первую очередь для тех, кому придется их достигать.