Теоретический анализ проблематики трудовых конфликтах на туристском предприятии
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: «Методы разрешения деловых конфликтов туристского предприятия»
Выполнил студент__________
Группа____________________
Проверил__________________
Оценка____________________
__________________________
Подпись преподавателя______
Кострома
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Костромской государственный технологический университет»
Институт гуманитарных наук и социальных технологий
Кафедра социально-культурного сервиса и туризма
УТВЕРЖДАЮ
Доцент кафедры СКСиТ
_________________ М.В.Данилина
«___»___________________2017 г.
ЗАДАНИЕ
на курсовую работу
Студенту Куличенко Олегу Владимировичу
Группы 15-ТУ-1
1. Дисциплина: Менеджмент в туристской индустрии
2. Тема работы: «Методы разрешения деловых конфликтов туристского предприятия»
3.Срок сдачи студентом законченной работы7.06.2017 г.
4. Перечень вопросов, подлежащих разработке (согласованный с руководителем план работы и библиографический список):
Разработать введение, разработать теоретическую главу по теме курсовой работы, провести исследование особенностей и трудовых конфликтных ситуаций (практическая часть) по теме курсовой работы, разработать выводы и практические рекомендации в заключении, составить список используемой литературы.
5.Календарный план
Наименование части работы | Сроки выполнения | Отметка о выполнении |
Задание | До 22 февраля | |
Содержание. Список использованной литературы | До 1 марта | |
1.Характеристика объекта исследования | До 1 апреля | |
2.Теоретическая часть | До 1 апреля | |
3.Аналитико-расчетная или проектная часть | До 15 мая | |
4.Графическая часть | ||
Аннотация Заключение Приложения | ||
Текст курсовой работы (проекта) | До 20 мая | |
Текст доклада и демонстрационный материал по курсовой работе (проекту) | До 25 мая | |
Текст курсовой работы (проекта), доклада и демонстрационный материал по курсовой работе (проекту) | С 26 мая по 6 июня |
Руководитель работы _____/Данилина Марианна Вячеславовна «__» ____ 2017
Студент______/ Куличенко Олег Владимирович «___»_______ 2017
АННОТАЦИЯ
Куличенко О.В. Методы разрешения деловых конфликтов туристского предприятия ( на примере « Спорт-Тур» г.Кострома).
Кострома: КГУ, 15-ту -1, 2017- 36 с.,
2 прил., список литературы из
1 презентация- CD-RW.
Объект исследования - турфирма « Спорт-Тур» г. Кострома
Целью данной курсовой работы является исследование особенностей конфликтных ситуаций в деятельности туристской индтрии
Предмет исследования- Методы разрешения деловых конфликтов туристского предприятия ООО « Спорт-Тур» г.Кострома.
В процессе исследования использованы методы:
· включенное наблюдение (на примере «Спорт-Тур» г. Кострома);
· тестирование;
· интервьюирование;
· анализ.
Получены следующие результаты:
1.Дана общая характеристика турфирмы «Спорт-Тур»;
2.Провести исследование особенностей и трудовых конфликтных ситуаций;
3.провести анализ конфликтных ситуаций в турфирме «Спорт-Тур».
4.Разработаны, рекомендации по профилактике преодолению трудовых конфликтов.
Оглавление
Введение……………………………………………………………….............6
1. Теоретический анализ проблематики трудовых конфликтах на туристском предприятии…………………………………………………………………………...8
1.1.Теоретический анализ проблематики конфликтной ситуации и конфликтов в трудовой среде……………………………………………………….8
1.2. Типология конфликтов в трудовом коллективе туристского предприятия………………………………………………………………………….15
1.3. Профилактика и преодоление трудового конфликта туристского предприятия………………………………………………………………………….16
2. Использование особенностей деловых конфликтных ситуаций и деловых компонентов в деятельности ООО «Спорт-Тур» г. Кострома……………………………………………………………………………...19
2.1. Общая характеристика деятельности фирмы ООО «Спорт-Тур» г.Кострома……………………………………………………………………………19
2.2. Анализ конфликтных ситуаций и оценка уровня предрасположенности к трудовым конфликтам компании ООО «Спорт-Тур» г. Кострома……………22
2.3. Разработка, рекомендации по профилактике и преодолению трудовых конфликтов на туристском предприятии …………………………………………..23
Заключение…………………………………………………………………….29
Список используемых источников…………………………………………31
Приложения 1 ……………………………………………………………….32
Приложения 2………………………………………………………………..36
Введение
Актуальность нашей работы заключается в разрешении деловых конфликтов туристского предприятия. В настоящее время мы наблюдаем за нестабильностью туристских перевозок, направлений в другие страны и их курорты из-за геополитического положения в мире. И из-за этого появляются конфликты в турфирмах. В настоящее время находятся пути разрешения конфликтов из-за таких ситуаций. В настоящее время, чтобы избежать конфликтной ситуации , туристы берут направления на южные курорты Российской Федерации и Закавказье: Абхазия. Конфликты между туристами и организаторами туризма чаще всего проявляются в форме всевозможных жалоб. Современный турист, учитывая жесткую конкуренцию на рынке туризма, стал более грамотным и щепетильным в вопросе исполнения своих прав, предусмотренных договором. С другой стороны, пестрота и разноуровневость качества предоставления туристских услуг, обусловленные деятельностью новых и менее опытных туристских фирм, провоцируют туриста на конфликт. В результате туристы жалуются на ненадлежащее исполнение услуг, обещанных турфирмой, на несвоевременное информирование об изменениях в программе тура, недостоверную информацию о туре и т. д. Множество конфликтов возникает по поводу оформления договорной документации. Подписывая договор, турист до конца может так и не понимать, что он на самом деле приобретает. Усугубляет ситуацию то, что часто туристская фирма в пункте договора о правах, обязанностях и ответственности, как правило, стремится оставить за собой как можно больше прав, а туриста нагрузить обязанностями.
Чаще всего конфликты могут возникать при грубом отношении работника социально-культурного сервиса и туризма к туристу или наоборот.
Цель: исследование особенностей конфликтных ситуаций в деятельности.
Задачи:
1.Превести теоретический анализ о трудовом конфликте на туристском предприятии.
2.Исследовать особенности конфликтной ситуации на примере турфирмы « Спорт- Тур»
3.Дать общую характеристику деятельности турфирмы « Спорт-Тур»
4.Проанализировать конфликтные ситуации в турфирме «Спорт-Тур»
5.Оценить уровень предрасположенности к трудовым конфликтам в компании «Спорт-Тур»
6.Разработать рекомендации по профилактике и преодолению трудовых конфликтов.
Объект исследования: турфирма «Спорт-Тур»
Предмет исследования: Особенности деловых конфликтов туристского предприятия.
Методы исследования: оценка документов, тестирование.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, теоретической и практической глав, заключения, списка литературы, приложений.
Заключение
Делая вывод по Методом разрешения деловых конфликтов туристского предприятия, мы узнали какие есть конфликты и как их можно разрешить. Какие есть методы конфликтов. Какие есть тактики к преодалению конфликтов. Мы провели исследование кадровой структуры персонала и его потенциала в туристской фирме «Спорт-Тур». Для этого мы использовали такие методы, как наблюдение. На основе этого были сделаны следующие выводы:
Турфирма «Спорт-Тур» является надежным предприятием и имеет стабильный доход. Она сотрудничает с ведущими проверенными туроператорами и предлагает качественный турпродукт по выгодным ценам. У данной фирмы высокий уровень квалификации обслуживающего персонала, ведь обязательным при приеме на работу является высшее образование.
Помимо этого турфирма выдвигает для кандидатов на должности ряд таких важных в работе требований, как знание начального уровня английского языка, уверенное пользование персональным компьютером, опыт работы в сфере туризма и знание основ туристической деятельности. Работники фирмы – являются носителями ее имиджа, от них зависит репутация предприятия. Поэтому руководство турфирмы тщательно относится к подбору новых кадров. Для тех работников, кто имеет большой стаж работы, на данном предприятии есть ряд поощрений.
Решили следующие задачи:
1.Провели теоретический анализ о трудовых конфликтах на туристском предприятии.
2. Провели трудовую конфликтную ситуацию на примере турфирмы « Спорт- Тур».
2.1 Дали Общая характеристика фирмы «Спорт- Тур»
2.2 Провели анализ конфликтной ситуации
Рекомендации:
Мы рекомендуем соблюдать нормы этикета и предотвращать конфликты методом диалога и взаимопонимания в туристской сфере и искать другие направления отдыха не смотря на международную проблему в мире.
Книги
1.1.Буртовая Е.В. Конфликтология : Учебное пособие
1.2.Агеева Л.Г. Конфликтология краткий теоретический курс: Учебное пособие. Ульяновск 2010. С 200
1.3.Анцупов А.Я. Шипилов А.И. Конфликтология. М., 2000 С 276
1.4. Решетникова К.В. Конфликты в системе управления. М., 2013 С 174
1.5. Москвин В.А. Анатомия трудового конфликта. - М.: КУРС: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 150 с.
1.6.Сулимова, Т. Технологии урегулирования конфликтов. Социальная политика и социальное партнерство. – 2011. – № 9.– С. 24-32.
Электронные ресурсы
2.1. Спорт-Тур [Электронный ресурс] —Режим доступа: http://sporttourk.ru
2.2.Тест по методике конфликтов [Электронный ресурс] —Режим доступа: www.vmestemir.ru
Приложения 1
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: «Методы разрешения деловых конфликтов туристского предприятия»
Выполнил студент__________
Группа____________________
Проверил__________________
Оценка____________________
__________________________
Подпись преподавателя______
Кострома
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Костромской государственный технологический университет»
Институт гуманитарных наук и социальных технологий
Кафедра социально-культурного сервиса и туризма
УТВЕРЖДАЮ
Доцент кафедры СКСиТ
_________________ М.В.Данилина
«___»___________________2017 г.
ЗАДАНИЕ
на курсовую работу
Студенту Куличенко Олегу Владимировичу
Группы 15-ТУ-1
1. Дисциплина: Менеджмент в туристской индустрии
2. Тема работы: «Методы разрешения деловых конфликтов туристского предприятия»
3.Срок сдачи студентом законченной работы7.06.2017 г.
4. Перечень вопросов, подлежащих разработке (согласованный с руководителем план работы и библиографический список):
Разработать введение, разработать теоретическую главу по теме курсовой работы, провести исследование особенностей и трудовых конфликтных ситуаций (практическая часть) по теме курсовой работы, разработать выводы и практические рекомендации в заключении, составить список используемой литературы.
5.Календарный план
Наименование части работы | Сроки выполнения | Отметка о выполнении |
Задание | До 22 февраля | |
Содержание. Список использованной литературы | До 1 марта | |
1.Характеристика объекта исследования | До 1 апреля | |
2.Теоретическая часть | До 1 апреля | |
3.Аналитико-расчетная или проектная часть | До 15 мая | |
4.Графическая часть | ||
Аннотация Заключение Приложения | ||
Текст курсовой работы (проекта) | До 20 мая | |
Текст доклада и демонстрационный материал по курсовой работе (проекту) | До 25 мая | |
Текст курсовой работы (проекта), доклада и демонстрационный материал по курсовой работе (проекту) | С 26 мая по 6 июня |
Руководитель работы _____/Данилина Марианна Вячеславовна «__» ____ 2017
Студент______/ Куличенко Олег Владимирович «___»_______ 2017
АННОТАЦИЯ
Куличенко О.В. Методы разрешения деловых конфликтов туристского предприятия ( на примере « Спорт-Тур» г.Кострома).
Кострома: КГУ, 15-ту -1, 2017- 36 с.,
2 прил., список литературы из
1 презентация- CD-RW.
Объект исследования - турфирма « Спорт-Тур» г. Кострома
Целью данной курсовой работы является исследование особенностей конфликтных ситуаций в деятельности туристской индтрии
Предмет исследования- Методы разрешения деловых конфликтов туристского предприятия ООО « Спорт-Тур» г.Кострома.
В процессе исследования использованы методы:
· включенное наблюдение (на примере «Спорт-Тур» г. Кострома);
· тестирование;
· интервьюирование;
· анализ.
Получены следующие результаты:
1.Дана общая характеристика турфирмы «Спорт-Тур»;
2.Провести исследование особенностей и трудовых конфликтных ситуаций;
3.провести анализ конфликтных ситуаций в турфирме «Спорт-Тур».
4.Разработаны, рекомендации по профилактике преодолению трудовых конфликтов.
Оглавление
Введение……………………………………………………………….............6
1. Теоретический анализ проблематики трудовых конфликтах на туристском предприятии…………………………………………………………………………...8
1.1.Теоретический анализ проблематики конфликтной ситуации и конфликтов в трудовой среде……………………………………………………….8
1.2. Типология конфликтов в трудовом коллективе туристского предприятия………………………………………………………………………….15
1.3. Профилактика и преодоление трудового конфликта туристского предприятия………………………………………………………………………….16
2. Использование особенностей деловых конфликтных ситуаций и деловых компонентов в деятельности ООО «Спорт-Тур» г. Кострома……………………………………………………………………………...19
2.1. Общая характеристика деятельности фирмы ООО «Спорт-Тур» г.Кострома……………………………………………………………………………19
2.2. Анализ конфликтных ситуаций и оценка уровня предрасположенности к трудовым конфликтам компании ООО «Спорт-Тур» г. Кострома……………22
2.3. Разработка, рекомендации по профилактике и преодолению трудовых конфликтов на туристском предприятии …………………………………………..23
Заключение…………………………………………………………………….29
Список используемых источников…………………………………………31
Приложения 1 ……………………………………………………………….32
Приложения 2………………………………………………………………..36
Введение
Актуальность нашей работы заключается в разрешении деловых конфликтов туристского предприятия. В настоящее время мы наблюдаем за нестабильностью туристских перевозок, направлений в другие страны и их курорты из-за геополитического положения в мире. И из-за этого появляются конфликты в турфирмах. В настоящее время находятся пути разрешения конфликтов из-за таких ситуаций. В настоящее время, чтобы избежать конфликтной ситуации , туристы берут направления на южные курорты Российской Федерации и Закавказье: Абхазия. Конфликты между туристами и организаторами туризма чаще всего проявляются в форме всевозможных жалоб. Современный турист, учитывая жесткую конкуренцию на рынке туризма, стал более грамотным и щепетильным в вопросе исполнения своих прав, предусмотренных договором. С другой стороны, пестрота и разноуровневость качества предоставления туристских услуг, обусловленные деятельностью новых и менее опытных туристских фирм, провоцируют туриста на конфликт. В результате туристы жалуются на ненадлежащее исполнение услуг, обещанных турфирмой, на несвоевременное информирование об изменениях в программе тура, недостоверную информацию о туре и т. д. Множество конфликтов возникает по поводу оформления договорной документации. Подписывая договор, турист до конца может так и не понимать, что он на самом деле приобретает. Усугубляет ситуацию то, что часто туристская фирма в пункте договора о правах, обязанностях и ответственности, как правило, стремится оставить за собой как можно больше прав, а туриста нагрузить обязанностями.
Чаще всего конфликты могут возникать при грубом отношении работника социально-культурного сервиса и туризма к туристу или наоборот.
Цель: исследование особенностей конфликтных ситуаций в деятельности.
Задачи:
1.Превести теоретический анализ о трудовом конфликте на туристском предприятии.
2.Исследовать особенности конфликтной ситуации на примере турфирмы « Спорт- Тур»
3.Дать общую характеристику деятельности турфирмы « Спорт-Тур»
4.Проанализировать конфликтные ситуации в турфирме «Спорт-Тур»
5.Оценить уровень предрасположенности к трудовым конфликтам в компании «Спорт-Тур»
6.Разработать рекомендации по профилактике и преодолению трудовых конфликтов.
Объект исследования: турфирма «Спорт-Тур»
Предмет исследования: Особенности деловых конфликтов туристского предприятия.
Методы исследования: оценка документов, тестирование.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, теоретической и практической глав, заключения, списка литературы, приложений.
Теоретический анализ проблематики трудовых конфликтах на туристском предприятии
1.1.Теоретический анализ проблематики конфликтной ситуации и конфликтов в трудовой среде
В первой главе мы хотим рассмотреть проблематику конфликтной ситуации и конфликтов в трудовой среде. В наше время мы наблюдаем множество конфликтных ситуаций из-за не выплаты з/п, из-за не выполнения обязанностей работадателей, особенно в туристских фирмах. Директора не очень любят набирать новые кадры, а если и набирают. То сразу же увольняют от месяца, до трех. Это из-за не готовности выплатить з/п коллективу, т.к. деньги уходят на кредиты дополнительного персонала ( водители, закупка автобусов) и аренда фирмы.
В условиях перехода к рынку и частного предпринимательства, усиления экономического хаоса значение приобретают трудовые конфликты как разновидность социального конфликта [1.1].
Трудовые конфликты — это столкновение интересов и мнений, оценок между представителями различных групп по поводу трудовых отношений (условий, содержания, организации труда и его оплаты) [1.1].
Трудовой конфликт в организации рассматривается как:
1) прямой вызов внутреннему порядку и стабильности трудового коллектива, позволяющий выявить интересы, разногласия, взаимные претензии и проблемы;
2) способ регулирования взаимоотношений, налаживания оптимального порядка в организации производства и трудовых отношениях;
3) необходимый этап в развитии трудового коллектива.
Особенности социально – трудовых отношений в России
В нашей стране значимость трудового конфликта сегодня резко увеличивается. Происходит не только становление рыночной экономики, но и существенная трансформация социально-трудовых отношений. С отказом государства от своего монопольного положения в отношениях собственности и в сфере управления трудом и производством произошла ощутимая поляризация участников трудовых отношений на собственников-работодателей и наемных работников — собственников своей рабочей силы. Они имеют во многом не совпадающие, а подчас и противоречивые интересы, что нередко приводит к трудовым конфликтам (спорам) между ними [1.1].
Другая особенность социально-трудовых отношений в современной России в том, что они основаны не только на действующем трудовом законодательстве (КЗоТ РФ), но и на нормативных актах локального значения, таких, как трудовой договор (контракт) и коллективный договор, заключаемых субъектами этих отношений [1.1].
Обязательства, взятые на себя сторонами, участвующими в заключении как индивидуальных трудовых контрактов, так и коллективных договоров (эти стороны — наемный работник или коллектив наемных работников, с одной стороны, и работодатель или его уполномоченный представитель — с другой) должны выполняться всеми, без исключения, в полном объеме. Невыполнение или нарушение этих обязательств при соответствующих условиях создает в организации конфликтную ситуацию, переходящую, как правило, в трудовой конфликт [1.1].
В зависимости от того, кто участвует в этом противостоянии и противоборстве, трудовые конфликты делятся на:
1) индивидуальные ;
2) коллективные;
В индивидуальном трудовом конфликте участвуют, с одной стороны, конкретный наемный работник, а с другой — работодатель.
В коллективном трудовом конфликте участниками выступает коллектив наемных работников (как единая организационная структура) и противостоящий ему работодатель (в лице представительных органов этой структуры) [1.1].
Индивидуальные трудовые конфликты возникают прежде всего в связи с такими обстоятельствами как:
· перевод работника на другую работу без его согласия;
· увольнение работника с постоянной работы без его согласия;
· задержка или невыплата заработной платы;
· не предоставление отпуска или сокращение его срока;
· наложение дисциплинарного взыскания;
· привлечение к сверхурочным работам;
· работа в выходные (праздничные) дни;
· не возмещение материального ущерба, нанесенного действиями наемного работника и т.д.
Коллективные трудовые конфликты
Под коллективным трудовым конфликтом (спором) понимаются неурегулированные разногласия между работниками и работодателями по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений по вопросам социально-трудовых отношений [1.1].
Однако не всякое разногласие по установлению или выполнению условий коллективного договора следует оценивать как коллективный трудовой конфликт (спор), поскольку возникшие разногласия могут быть преодолены сторонами — участниками сложившихся (или складывающихся) трудовых отношений. Если же эти разногласия становятся неурегулированными, то наличие таких разногласий свидетельствует о возникшем коллективном трудовом конфликте [1.1].
Конфликты подобного рода возникают в силу противостояния, скалывающегося между работниками и работодателями, но взаимодействие в ходе конфликта осуществляется представителями той и другой стороны [1.1].
Такими представителями являются:
· представители работников — органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, органы общественной самодеятельности, образованные на собрании (конференции) работников организации, филиала, представительства и уполномоченные им;
· представители работодателя — руководители организации и другие полномочные представители в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица, полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями органы [1.1].
· Коллективные трудовые конфликты (споры), как и индивидуальные трудовые конфликты, обычно бывают двух видов:
1) конфликты, возникающие в связи с установлением и изменением условий труда. Они, в свою очередь, подразделяются на споры, связанные с заключением или изменением ранее заключенного коллективного договора, и споры, возникающие при разработке других нормативных актив или связанных с ними изменениями в их содержании;
2) конфликты по поводу выполнения уже заключенных коллективных договоров и соглашений. К этому виду коллективных трудовых конфликтов следует отнести также споры (конфликты), которые возникают при толковании (интерпретации) содержания коллективно-договорных актов, поскольку они возникают в процессе их реализации, в процессе выполнения содержащихся в них требований.
· Предметом споров, связанных с этим видом конфликтов, могут быть не только проблемы труда и его условия, но и различного рода социально – бытовые проблемы, связанные, например, с установлением льгот для определенной категории работников и др.
Сегодня основными причинами трудовых конфликтов являются:
· задержка выплаты заработной платы;
· отсутствие индексации заработной платы в связи с нарастающей инфляцией;
· неудовлетворенность размером оплаты труда;
· взаимные неплатежи между предприятиями-производителями и потребителями;
· нарушения, связанные с реализацией трудового законодательства (нарушение принятых обязательств работником, нарушения законодательства о труде руководителем, нарушения коллективных договоров обеими сторонами);
· систематические задержки бюджетных ассигнований;
· ухудшение охраны труда и рост производственного травматизма;
· недостатки информатизацией ной связи между работниками и руководителями отдельных структурных подразделений.
Пути разрешения трудовых конфликтов:
1. Заключение коллективного договора, соглашения и контрактов, содержащих права и обязанности договаривающихся сторон.
2. Конфликтные вопросы могут рассматриваться комиссией по трудовым спорам или народными судами.
3. Работа советов и конференций трудовых коллективов с участием представителей руководства отрасли или правительства региона.
4. Принятие ведомственных и межведомственных конвенций между представителями государственных органов, работодателями и профсоюзами [1.2].
Этапы анализа конфликтов.
Известно восемь основных этапов научного анализа конфликтов:
1)Составление программы;
2)Определение конткретного объекта изучения;
3)Разработка методики анализа конфликтов;
4)Пробное исследование, доработка программы и методика;
5)Сбор первичной информации;
6)Качественная и количественная обработка собранных данных;
7)Анализ и объяснение полученных результатов;
8)Обоснование и формулировка выводов и практических рекомендаций;
Определение конкретного объекта изучения (выборка). Конфликтолог, как правило, не может изучить все множество конфликтов, которое является носителем интересующего его аспекта конфликтного взаимодействия. Если, например, его интересует состояние конфликтности взаимоотношений сотрудников в организации, то он просто не имеет возможности изучить все взаимоотношения между всеми без исключения сотрудниками. Да это и не нужно делать для того, чтобы представить истинное положение дел. Состояние конфликтности взаимоотношений в организации можно достаточно объективно оценивать, изучая их в нескольких структурных подразделениях организации. Все множество конфликтов, которое является объектом изучения и теоретически должно быть изучено, образует генеральную совокупность. В нашем примере генеральную совокупность составляют взаимоотношения между всеми сотрудниками организации [1.3].
· Разработка методики анализа конкретного вида конфликтов.
Методика представляет собой систему методов процедур, используемых в процессе изучения конфликте Она должна соответствовать целям и задачам изучения, обеспечивать получение достаточно полной и достоверной информации [1.3].
· Пробное изучение конфликтов на небольшой выборке, оценка достоверности получаемой информации, доработка программы и методики. Практика изучения конфликтов показывает, что трудно сразу разработать такую методику, которая позволила бы в полном объеме решить все задачи изучения. Невозможно сразу предусмотреть все организационные проблемы; особенности поведения изучаемых людей в ходе исследования; понимание адресованных к ним вопросов; побочные факторы, которые могут оказать значительное влияние на результаты, и способы их нейтрализации; достаточно точно определить силы, средства и время, необходимые для изучения; выявить возможные трудности в обработке данных и другие проблемы. На все эти вопросы можно получить ответ только в практике самого изучения. Вот почему необходимо пробное исследование. Оно позволяет заранее выявить наиболее «узкие» места и устранить их. Пробное изучение дает возможность повысить достоверность полученной информации, уточнить и даже выдвинуть новые гипотезы, проверить организационную процедуру анализа, дать предварительную оценку эффективности приемов качественного и количественного анализа полученной информации [1.3].
· Сбор первичной конфликтологической информации сопровождается контролем достоверности и надежности получаемых данных. На этом этапе важно как можно более полно реализовать программу анализа, изучить все то, что планировалось подвергнуть изучению, не допустить искажения собираемой информации [1.3].
· Качественная и количественная обработка собранных данных проводится в соответствии с выдвинутыми гипотеза ми, а также может выходить за их рамки. На данном этапе основным методом является содержательный теоретический конфликтологический анализ. Значительно расширяет его возможности обоснованное и грамотное использование математических методов, компьютерной техники [1.3].
· Анализ и объяснение полученных результатов заключается в систематизации собранных и обработанных данных, построении на этой основе описательной и объяснительной модели исследуемого аспекта конфликтного взаимодействия. Объясняя полученные результаты, важно избежать негативного влияния установок, сформировавшихся до исследования. Если полученные факты противоречат ожидаемым, то необходимо не отбрасывать их, а менять выдвинутые гипотезы и повторно проверять факты.
· На этом этапе желательно установить систему факторов, влияющих на развитие изучаемого конфликта, вскрыть наиболее существенные закономерности в его динамике [1.3].
· Обоснование и формулировка выводов, практических рекомендаций завершают процесс исследования. Для повышения эффективности работы конфликтолога на этом этапе необходимо использовать не только информацию, полученную в ходе исследования, но и, опираясь на свой опыт, учитывать знания, имеющиеся по данной проблеме во всех отраслях конфликтологии [1.2].
1.2. Типология конфликтов в трудовом коллективе туристского предприятия
Рассмотрим кратко основные типы конфликтов в зависимости от степени вовлеченности в них людей (А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов).
1) Внутриличностный конфликт.
Этот тип конфликтов не соответствует общепринятому определению конфликта [1.2].
2) Межличностный конфликт.
Этот тип конфликта самый распространенный. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего это конфликт между руководителями соседних отделов (подразделений). Например, конфликт между двумя кандидатами на повышение при наличии одной вакансии [1.2].
Во всех ситуациях межличностных конфликтов выделяются два взаимосвязанных аспекта:
– содержательная сторона конфликта, т. е. предмет спора, вопрос, вызывающий разногласия;
– психологическая сторона конфликта, связанная с личностными особенностями его участников, с их личными взаимоотношениями, с их эмоциональными реакциями на причины конфликта, на его ход и друг на друга.
3) Межгрупповой конфликт.
Организации состоят из множества групп как формальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты. Ярким примером межгруппового конфликта может служить непрекращающийся конфликт профсоюзов с администрацией [1.2].
4) Межгосударственный конфликт.
Анализируя тот или иной конфликт, мы приходим к выводу, что каждый маленький, или локальный конфликт является частью большого, а иногда и глобального конфликта [1.2].
1.3. Профилактика и преодоление трудовых конфликтов
Профилактика конфликтов – это деятельность, направленная на недопущение их возникновения и разрушительного влияния на ту или иную сторону, тот или иной элемент общественной системы, т. е. воздействие на субъектов или факторы среды, которые в будущем могут стать источником конфликта. Такая деятельность представляет собой активное вмешательство управляющего субъекта в реальный процесс общественных отношений людей, в их взаимодействие в различных сферах жизни. Профилактика конфликта предполагает умение руководителя предвидеть, прогнозировать ход событий в организации [1.2].
Существует ряд препятствий, снижающих возможность предупреждения конфликтов, направление их развития в конструктивное русло:
1. Это препятствие имеет психологическую природу и связано с таким родовым качеством человеческой психологии, которое характеризуется как непреодолимое стремление человека к свободе и независимости. В связи с этим люди воспринимают, как правило, негативно всякие попытки вмешательства в их взаимоотношения, оценивая подобные действия как выражение стремления ограничить их независимость и свободу;
2. Существование некоторых общепринятых нравственных норм, регулирующих человеческие взаимоотношения. Исходя из них, люди считают свое поведение сугубо личным делом, а вмешательство третьего лица рассматривают как нарушение общепринятых норм нравственности, одной из которых является неприкосновенность личной жизни;
3. Это препятствие имеет правовой характер и связано с тем, что в странах с развитыми демократическими традициями некоторые общечеловеческие нормы нравственности приобрели форму правовых норм, охраняющих основные права и свободы личности. Их нарушение в той или иной форме может быть квалифицировано не только как не вполне нравственное, но и как противоправное, тем более, что в ряде стран уже приняты специальные законоположения, запрещающие фирмам вмешиваться в личную жизнь своих сотрудников;
Поэтому успешная деятельность по предупреждению конфликта может вестись только в границах, устанавливаемых:
1) психологическими,
2) нравственными
3) правовыми требованиями к регулированию человеческих взаимоотношений. Причем такая деятельность становится целесообразной только в том случае, если возникла реальная опасность перерастания личных или групповых взаимоотношений в разрушительные, деструктивные формы [1.2].
Вывод:Делая вывод по первой главе мы провели теоретический анализ о трудовых конфликтов на туристстком предприятии. Дали определение трудовой конфликт, рассмотрели трудовой конфликт в организации. Про