Маркетинговая политика на предприятии
Управление фирмой, работающей на основе принципов и методов маркетинга, состоит из двух частей: первая — это общефирменная система управления, основанная на принципах маркетинга как на рыночной концепции управления; вторая часть — это управление собственно маркетинговой деятельностью фирмы посредством соответствующих организационных структур.
Управление маркетингом в фирме — сложная многоаспектная проблема, решение которой невозможно без комплексного и системного подхода, четкого определения объекта (объектов), функций и методов управления.
Организационная структура маркетинговой деятельности компании представляет совокупность служб, отделов, подразделений, занимающихся различными видами маркетинговой деятельности.
Организация службы маркетинга не носит универсального характера и строится с учетом специфических особенностей деятельности компаний. Организационные структуры маркетинговой деятельности зависят от размера компании, ее ресурсов, специфики товаров и рынков, на которых они реализуются, и др.
Организационная структура управления маркетингом и контроля за реализацией маркетинговых программ бывает функциональная, товарно-функциональная, рыночно-функциональная, товарно-рыночная, матричная и по проекту.
При функционально-ориентированной структуре организации управления маркетингом происходит иерархическое распределение обязанностей отделов маркетинга по различным функциям с подчинением вице-президенту (директору), который координирует их деятельность.
Преимущество функционально-ориентированной организации маркетинга проявляется в:
разделении ответственности за выполнение функций;
упрощенных формах контроля их выполнения;
возможности оперативного принятия решений;
простоте иерархических коммуникаций.
Недостатки этой формы маркетинговой службы проявляются по мере возрастания числа реализуемых товаров или рынков, на которых функционируют компании. Причин тому несколько: во-первых, отсутствует управление реализацией конкретных товаров на конкретных рынках, поскольку в службе маркетинга нет специалистов, полностью отвечающих за какой-либо товар или рынок; во-вторых, каждое функциональное подразделение решает свои задачи и считает свои функции более значимыми, чем функции других служб маркетинга и т.д.
При организации маркетинговой службы компании, ориентированной на товар, компаниями создаются отделы, специализирующиеся по товарам, группам товаров или производителям этих товаров.
Рыночно-функциональной организационной структуре управления маркетингом присуши те же достоинства и недостатки, что и товарно-функциональной структуре управления маркетингом.
Товарно-рыночная структура организации управления маркетингом
Этот способ организации маркетинговой службы используют компании, реализующие широкий ассортимент товаров, предназначенных для разнообразных рынков. Хотя в управлении маркетингом компанией также используется и функциональный подход, фактически данная организационная структура является комбинацией двух рассмотренных организационных структур управления маркетингом.
При такой организационной структуре управления маркетингом все важнейшие функции применительно к конкретным рынкам и товарам закрепляются за определенными исполнителями.
Особенность матричной организационной структуры управления маркетингом заключается в том, что руководителю программы по освоению рынка определенной продукции передаются от высшего менеджмента компании необходимые полномочия по распоряжению ресурсами, а также исполнителями мероприятий, составляющих программу.