Тема: Совместные и малые организации

1. Совместные организации.

2. Малые организации.

1. Совместная организация (СО) – это юридическое лицо, уставный фонд которого состоит из доли иностранного инвес­тора и доли отечественных партнеров – физических и (или) юридических лиц. Это такая форма совместного предпринима­тельства отечественных и иностранных партнеров, при кото­рой происходит объединение капиталов партнеров, создается общая производственная база, осуществляется общее управле­ние, производится продукт, находящийся в общей собствен­ности этих партнеров, имеет место совместное получение при­были и ее распределение между партнерами, совместная от­ветственность и несение рисков.

Основной целью создания и функционирования СО является обеспечение расширенного воспроизводства, конкурентоспо­собности товаров и на этой основе получение максимальной прибыли для каждого из партнеров организации.

Этапы создания совместной организации
Выбор вида деятельности на основе маркетинговых иссле­дований с учетом возможностей по обеспечению конкурентоспособности товаров
Выбор иностранного партнера на конкурентной основе в ходе проведения международных тендерных торгов с учетом, прежде всего финансового положения партнера и его произ­водственного опыта
Подготовка проекта «Соглашения о намерениях», где формулируются цели создания, основные условия и принципы деятельности; приводятся характеристики рынков сбыта, раз­мера уставного фонда и доли вкладов партнеров; намечаемых объемов производства; определяются основные принципы пла­нирования деятельности и управления; условия оплаты труда; техническая документация и учредительные документы
Подготовка бизнес-плана и проекта технико-экономиче­ского обоснования создания СО, который включает: а) изуче­ние рынков сбыта; б) обоснование места расположения СО; в) определение цен на производимую продукцию и тенденций их изменения; г) расчет эффективности производства СО как самостоятельного хозяйствующего субъекта; д) определение возможности его самоокупаемости, самофинансирования и рентабельности; е) определение эффективности участия в СО каждого из партнеров
Подготовка учредительных документов (учредительного до­говора и Устава), с изложением прежде всего юридического стату­са СО, положения о правах и обязанностях участников СО, кото­рое содержит порядок формирования уставного фонда и высших органов управления СО, распределения прибыли, разрешения спо­ров, получения доли имущества организации при ее ликвидации
Регистрация СО в органах государственного управления, сообщение о котором передается по месту нахождения предпри­ятия и публикуется в печати. Зарегистрированное предприятие получает свидетельство о регистрации установленного образца и с этого момента приобретает статус юридического лица

Преимуществами СО являются:

· получение экономического эффекта от специализации и кооперирования;

· возможность проведения эффективной диверсификации производства;

· получение дополнительного научно-технического эффекта;

· обеспечение обоюдного контроля со стороны партнеров

· только за эффективностью совместного производства, но и за реализацией продукции;

· более широкие возможности по обеспечению эффектив­ной внешнеэкономической деятельности;

· освоение новых рынков сбыта продукции;

· преодоление дефицита капитальных, материальных и трудовых ресурсов;

· снижение предпринимательских рисков.

2. Малые организации – это организации, соответствующие за­конодательно установленным для отдельных отраслей эконо­мики критериям численности работников, реже – оборота и получающее налоговые льготы по кредитам и другие виды госу­дарственной поддержки.

Малые организации представляют малое предпринимательство. Малая организация может быть создано частным лицом и предприятием любой формы соб­ственности. Оно может быть «одноклеточным» и более сложным, иметь филиалы, участки, представительства и различные организационно-правовые формы.

К малым организациям относятся организации с чис­ленностью работающих:

- до 100 чел. — в промышленности и на транспорте;

- до 60 чел. — в сельском хозяйстве и научно-технической сфере;

- до 50 чел. — в строительстве и оптовой торговле;

- до 30 чел. — в розничной торговле и бытовом обслужива­нии населения;

- до 25 чел. — в других отраслях непроизводственной сферы.

Для малых организаций характерно разнообразие целей их деятельности. Жизнеспособность малых предприятий опреде­ляют свобода и простота их создания, льготная система налого­обложения и использование рыночного механизма ценообра­зования.

Малые организации могут быть созданы в результате выде­ления из состава действующего предприятия, объединения, ор­ганизации отдельного структурного подразделения. В этих слу­чаях организация (предприятие), из которой выделилось малая организация, выступает его учредителем.

Для государственной регистрации малой организации сле­дует представить учредительный договор и устав предприятия. В учредительном договоре определяются отношения между предприятием и его учредителем, финансовые связи, уставный капитал, порядок отчисления из прибыли в пользу учредителя. Уставом малой организации определяются цели его деятель­ности, порядок образования имущества предприятия, порядок управления и распределения прибыли, условия реорганизации и прекращения его деятельности.

Управление предприятием осуществляется в соответствии с Уставом.

Структура управления, штаты и трудовые отношения определяются трудовым коллективом самостоятельно. С руководителями, специалистами и другими работниками могут быть заключены контракты.

Достоинства малой организации и предпринимательства:

· малая организации смягчает безработицу;

· обеспечивает мобиль­ность, ускорение оборачиваемости оборотных средств, быстрое перетекание капитала в эффективные сферы деятельности, воз­можность организации венчурного бизнеса и повышения эко­номической эффективности используемых ресурсов;

· позволяет наиболее полно раскрыться потенциалу человека.

К недостаткам малых организаций относятся:

· эко­номическую неустойчивость (зависимость от учредителя и от рынка);

· невысокий уровень менеджмента;

· трудности привлече­ния высококвалифицированных специалистов;

· довольно низ­кий технический и технологический уровень, как следствие – низкую инвестиционную активность малых организаций.

Основными направлениями повышения эффективности про­изводственной деятельности малых предприятий являются:

- комплексное совершенствование нормативной базы, регу­лирующей деятельность субъектов малого предпринимательства;

- обеспечение координации деятельности государствен­ных органов и общественных организаций по оказанию под­держки малому и среднему предпринимательству;

- создание благоприятных условий для доступа субъектов малого предпринимательства к кредитно-финансовым ресур­сам включая развитие механизмов микрофинансирования, а также доступ к ма­териально-техническим и информационным ресурсам, научно-техническим разработкам, новым и высоким технологиям;

- формирование инфраструктуры поддержки малого пред­принимательства включая создание специальных фондов, ин­новационных центров, научно-технологических парков, а так­же содействие развитию производственных, торговых, научно-технических и информационных связей с иностранными юри­дическими и физическими лицами;

- расширение и совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для мало­го предпринимательства;

- формирование новой модели предпринимательской дея­тельности:

1) на основе создания эффективных форм взаимо­действия государственных и предпринимательских структур, позволяющих аккумулировать инвестиционные ресурсы, в су­щественной мере повышать качество обслуживания потребите­лей;

2) путем совершенствования сотрудничества крупных и мелких предприятий, которое позволяет крупному предпри­ятию сосредоточиться на стратегических вопросах повышения его конкурентоспособности, а малому предприятию на основе организации субподрядной системы получить от крупного предприятия работы определенного вида.

3) путем активизации производственной, инновационной, ин­вестиционной, внешнеэкономической деятельности и наращи­вания экспортного потенциала субъектов малого предприни­мательства на основе повышения уровня конкурентоспособ­ности производимой ими продукции.

Тема: ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА

Наши рекомендации