Исчерпана ли формула российской самобытности?
Раскрепостившие общество горбачевская перестройка и последовавшие за ней ельцинские реформы пробудили в людях инстинкт прорывного, как в русских сказках, обогащения. Вдруг возникло небывалое до того ощущение неограниченных возможностей: стоит лишь проникнуть туда, где большие деньги делаются легко и быстро. В результате Россия размежевалась на две страны. Между ними нет "железного занавеса", они совместимы и взаимопроницаемы, они постоянно взаимопритягиваются и взаимоотталкиваются. Но по составу жителей и доминирующим тенденциям две эти страны существенно одна от другой отличаются, что наглядно выявилось в ходе нашего исследования.
Первая из них - Россия большинства - выросла из советского прошлого. Она связана с этим прошлым тысячами невидимых нитей, которые опутывают даже тех, кто возвращаться назад не хочет. Вторая - Россия меньшинства - возникла
[282]
из отрицания прошлого. Она моода, образованна, энергична, тносительно обеспеченна, она ищет (или уже нашла) себя в новых видах деятельности, прежде всего в частном бизнесе, который в стране ее отцов и дедов из легальной жизни был исключен. И вот эта-то молодая Россия выступает сегодня, сама того, быть может, не подозревая, в роли главного наследника и продолжателя советского образа жизни эпохи его разложения. Отбросив его официальную (идеологическую и моральную) оболочку, она протянула из прошлого в настоящее (а возможно, и в будущее) его скрытую, теневую, нелегально-коммерческую суть, проявлению которой при переходе от социализма к капитализму была дана невиданная доселе свобода.
Картина, что и говорить, озадачивает. Россия вновь стоит перед проблемой, которая, как тень, преследует ее на протяжении столетий: опять, по Карамзину, "воруют, все воруют". Перед этой проблемой капитулировали все российские политические режимы, в том числе и самые тиранические, обозначенные именами Ивана Грозного, Петра Великого и Иосифа Сталина. И если оглядываться, как на образец, на их опыт построения "великой России", создания "сильного государства" и осуществления "диктатуры закона", то в нем можно обнаружить все что угодно, но только не эпохально-необратимые сдвиги в решении этой фатально воспроизводящейся из века в век проблемы. В данном случае опыт прошлого может пригодиться нам лишь как опыт бесславных поражений, а не героических побед, и именно под этим углом зрения он и должен быть сегодня осмыслен.
Россия (в том числе и советская) издавна утверждала себя как могучая военная держава. На приобретение и поддержание этого статуса она расходовала огромные средства, создавая тем самым непосильные тяготы для населения. Платой за Державное величие была бедность народного большинства - в этом своеобразие российской истории и, если угодно, одно из равных проявлений ее самобытности. Сюда и уходят корни
[283]
отечественной коррупции. Бедность большинства сопровождалась трудностями пополнения казны. Тощая казна создавала сложности с оплатой труда многочисленной армии управленцев бывших несущей конструкцией власти. Их приходилось или посылать на "кормление", или закрывать глаза на то, что малость своих официальных доходов они компенсируют, как могут, - нередко не ведая удержа. Российская державность и российская коррупция — две стороны единого исторического явления.
Советская власть попыталась, прибегнув к жесточайшему диктату и подчинив мирную жизнь нормам военного времени, сохранить и упрочить державность и при этом подавить коррупцию. Эффект получился обратный: подавление прав частной собственности и превращение всех граждан в государственных служащих создавало для коррупции и теневой экономики такую благоприятную среду, какой не было за всю прежнюю историю России. Время показало, что теневые экономические отношения оказались настолько жизнеспособны, что подавить их не смогли ни насилие, ни всеобщий страх. Репрессированные частные интересы проросли, в конце концов, и сквозь коммунистический асфальт, и их пришлось реабилитировать - ради самосохранения самой системы. Но это привело лишь к тому, что здание, возведенное на крови и идеологических догмах, стало быстро разваливаться. Коммунистический режим не мог с прежним успехом подавлять частные интересы, и они устремились в теневую сферу, причем на сей раз от "верхов" не отставали и "низы", превратившиеся в массе своей из устрашенных коллективизацией послушных крестьян в почувствовавших вкус свободы - пусть и относительной - горожан. Брежневский "развитой социализм" - это тоталитаризм, попытавшийся примирить свою доктрину с реабилитированными частными интересами. Результат известен: под якобы всеобщей идеологической оболочкой образовалась всеобщность реальная - коррупционно-теневая.
Это был не просто кризис коммунистической системы, приведший к ее распаду. Это было свидетельство окончательной
[284]
исчерпанности прежней модели великодержавия, воспроизводившейся в разных формах со времен Московской Руси. Формула "державность - бедность - коррупция ", которая никогда не декларировалась, но почти всегда использовалась, перестала работать. Михаил Горбачев, отчаянно искавший ей замену, в этом, как известно, не преуспел, в результате чего потерял свою должность, а вместе с ней и страну. Он и не мог преуспеть, потому что для этого ему нужно было найти эквивалент коммунистической идее, придававшей державности сакральный смысл и позволявшей интерпретировать бедность как нечто преходящее, а коррупцию - как нечто нелегитимное и потому преходящее тоже.
Общественная и государственная реальность, фиксируемая формулой российской самобытности, могла сохраняться и видоизменяться только при наличии идеологической склейки, скреплявшей нестыкующиеся детали этой конструкции, замазывавшей зияющие между ними смысловые бреши. Крах коммунистического проекта позволил демистифицировать отечественную историю и соответствующий ей тип духовности - в том числе и романтизированную "загадочность русской души". Он обнажил то, что скрывалось не только под коммунистическим, но и под предшествовавшими идеологическими проектами, такими, как "Москва - третий Рим" или "православие, самодержавие, народность". Последовавший за этим распад страны обнаружил исчерпанность традиционных для России способов цементирования общественной системы: судорожные попытки сформулировать новую "национальную идею" по спущенному сверху заказу были заведомо обречены на беспомощность и бесплодность. Время таких идей, похоже, безвозвратно ушло, и России предстоит учиться жить в расколдованном мире рациональности, в котором национальные цели и методы их достижения не имеют никаких шансов обрести утраченный сакральный статус. Но научиться этому, имея за плечами многовековой опыт другой жизни, не так-то просто.
[285]
Посткоммунистическая Россия, уменьшившись в размерах пробует заимствовать чужие формулы - те, которые прежде упрямо отторгала. Она юридически легализовала частную собственность, придала конституционный статус экономическим и политическим свободам, отказавшись от традиционных для страны способов легитимации власти, - теперь она формируется на всеобщих выборах. Результаты пока не впечатляют, скорее - наоборот: державная мощь поколеблена, бедность усугубилась, а коррупция и теневой бизнес расцвели цветом еще более пышным, чем при "развитом социализме". Но самое тревожное заключается не в этом, а в тех общественных настроениях, которыми сопровождается нынешний кризис и которые выявились в ходе нашего исследования. И прежде всего - в настроениях наиболее молодой, энергичной и достаточно многочисленной части населения, воспринявшей дарованную свободу как свободу теневой деятельности. Мы имеем в виду и "низовых" предпринимателей, которые при нынешних условиях не помышляют, судя по всему, о выходе из теневой среды (хотя и начинают тяготиться ее нравами), и людей, которых мы условно назвали ПРЕДпредпринимателями и которые озабочены тем, чтобы в эту среду попасть, получив тем самым доступ к единственному на сегодня источнику первоначального накопления капитала.
Вместе с тем полученные нами данные дают основания полагать, что в российском обществе еще живы иллюзии насчет эффективности союза моральной и карательной силы. Но как бы ни был велик политический соблазн при строительстве правового порядка опереться на эти иллюзии, на этот самообман доправового массового сознания, - дело это явно бесперспективное. Тем более что в обществе нет для этого достаточных мобилизационных ресурсов. Как показало наше исследование, преобладающая его часть весьма сдержанно относится к авторитарным методам борьбы с коррупцией и теневым бизнесом-Сомнительно, чтобы при таком состоянии общественного сознания мог получить реальную поддержку сакральный вождь-
[286]
диктатор, без которого союз моральной и карательной силы невозможно представить. При этом также следует учесть, что большинство государственных институтов, призванных противостоять экономическим злоупотреблениям, как раз и выглядят в глазах общества самыми ненадежными: милицию, органы суда и прокуратуры, налоговые и таможенные службы представители всех групп называют в числе наиболее коррумпированных.
Судя по всему, морально-репрессивные установки, доминирующие сегодня в России, часто нацелены не столько против теневых отношений во всей их совокупности, сколько против злоупотреблений должностных лиц, то есть против коррупции в строгом смысле этого слова. И чем ближе люди к теневой среде (фактически или хотя бы только психологически), чем больше вовлечены в нее, тем отчетливее проявляет себя эта особенность современного массового сознания. Здесь-то, быть может, и проходит черта между предпринимательским меньшинством (реальным и потенциальным) и непредпринимательским большинством.
Конечно, отделить борьбу с коррупцией от борьбы с теневым бизнесом можно разве что в воображении. Однако при нынешних обстоятельствах в обнаруживающемся разграничении есть и свой смысл: оно показывает, что в группах меньшинства, выделяющихся не только своими теневыми пристрастиями, но и своим либерализмом, наметился хотя и не очень явный, но все же уловимый сдвиг от морально-репрессивных установок к экономико-правовым, причем, что особенно важно, заметнее всего он проявляется у предпринимателей. Да, они Демонстрируют высокую, порой очень высокую готовность пользоваться нынешней неупорядоченной свободой, в том числе и свободой теневой деятельности. Но они же и меньше всех Уповают на административно-полицейские меры, ограничивающие коррупционно-теневую свободу других, и больше всех озабочены тем, чтобы расширить пространство своей собственной Легалъной свободы.
[287]
Именно в рядах представителей российского "низового" бизнеса обнаруживается сегодня наиболее внятный запрос на изменение самого характера отношений между предпринимательским классом и государством. Значительная их часть готова, похоже, выйти из тени, если власть обеспечит приемлемые для них законодательные правила игры. И они же, как можно предположить, готовы платить - в разумных размерах - налоги на содержание государственного аппарата, если он будет гарантированно обеспечивать соблюдение этих правил и выполнять другие возложенные на него функции. Многие предприниматели (а в этом, кстати, от них почти не отличаются и бизнесмены потенциальные) даже сейчас с пониманием относятся к экономическим интересам чиновников и считают, что повышение окладов - в сочетании с жестким контролем - умерило бы коррупционные аппетиты последних. И это при том, что именно предприниматели, как показывают наши данные, имеют наибольшие основания для недовольства властями, ибо именно они меньше всего рассчитывают на официальную защиту своих интересов, ориентируясь главным образом на неформально-дружеские сети квазигражданского общества. Они, как никто, чувствуют себя выпавшими из государства, отщепленными от него, и у нас нет оснований утверждать, что чувство это комфортное. Скорее - наоборот.
Если наши предположения верны, то отсюда следует, что описанная в предыдущей главе ситуация выкупа конституционных прав представителей бизнеса устраивает все меньше, что они начинают этой ситуацией тяготиться и примиряются с ней лишь постольку, поскольку ничего ей не могут пока противопоставить. Да, при существующем положении вещей выкупать конституционные права выгоднее, чем защищать их в официальном порядке. Но само это положение, при котором нормы обычного права доминируют над формально-юридическими, многоми нашими предпринимателями уже не воспринимается, похоже, как нормальное.
[288]
Иными словами, в настроениях "низового" предпринимательства просматривается важная тенденция, свидетельствующая о том, что здесь вызревает идея заключения своего рода социального контракта между бизнесом и государством. Идея эта аля России новая, даже революционная. Ведь такой контракт может состояться лишь при условии, что государство сделает главную ставку именно на бизнес, освобожденный от опутывающей его паутины административной зависимости от чиновника. Если такое деловое соглашение состоится, то это будет окончательным преодолением многовековой отечественной традиции, будет признанием того, что сила государства может быть надежно обеспечена лишь тогда, когда оно опирается на благосостояние народа, которое, в свою очередь, недостижимо, пока энергия частных интересов предпринимательского класса искусственно гасится, г его расширение и конкуренция внутри него сдерживаются внешними обстоятельствами. И только в том случае, если это произойдет, формула российской самобытности ("державность - бедность - коррупция") начнет уходить в прошлое.
Это не значит, что вместе с формулой обречен кануть в прошлое и державный статус страны. Это означает лишь то, что Россией исчерпаны ресурсы поддержания такого статуса за счет благосостояния, вместо благосостояния, как альтернативы благосостоянию. В условиях современного мира и при нынешнем состоянии российского общества его можно сохранить, а быть может, и упрочить только на основе благосостояния, увеличивающего платежеспособность населения и расширяющего базу налогообложения, что, в свою очередь, немыслимо без формирования свободной от чиновного диктата конкурентной производительной среды. Но и корни коррупции иным способом Подрубить невозможно. Об этом свидетельствует опыт других СтРан, и это хорошо понимают многие наши собеседники. Как заметил один из них, "среди нищеты на кого ни опирайся (в борьбе с корупцией. - Авт.) - эффекта не будет". И он в своих представлениях не одинок.
[289]
Разумеется, инерция жизни по старой формуле слишком сильна и потому эффект даже самой эффективной и рациональной экономической политики станет общеочевидным не сразу. Идаже не очень скоро. Но медленное движение вперед все же лучше, чем топтание на месте с бесконечными оглядками назад и поисками точек опоры там, где найти их уже нельзя1
Мы, возможно, не уделяли бы столько внимания немногочисленной и маловлиятельной группе "низовых" предпринимателей-одиночек, не выискивали бы в их умонастроениях симптомы формирующихся правовых ценностей, не будь импульсов и публичных сигналов, поступающих сегодня от представителей среднего и даже крупного отечественного бизнеса. Слово "ценности" - прежде всего имеются в виду осознанные установки на продуктивность, ответственность и правовой порядок - в их лексиконе становится едва ли не ключевым. Это значит, что теневой союз между бизнесом и чиновничеством устраивает предпринимательский класс все меньше, а потребность в прозрачности экономических связей ощущается в нем все острее.
Значение такого поворота трудно переоценить: ведь ценности правового порядка в условиях рыночной экономики, по-
1 Это, кажется, начинают понимать и представители русского национализма - единственного, пожалуй, идеологического течения, которое может претендовать (по крайней мере, теоретически) на воспроизведение в обновленной форме старой державной мифологии. Вовсяком случае наметившееся в их рядах размежевание весьма показательно. Среди них появились люди (прежде всего мы имеем в виду А. Севастьянова), признающие исчерпанность державно-имперской политической и идеологической отечественной традиции и открыто порывающие с ней. В противовес ей выдвигается идея русского государства-нации и русского капитализма, то есть капитализма с подчеркнуто этнической окраской. Мы не ставим перед собой задачу детального критического разбора этой концепции; она заслуживает отдельного разговора. Здесь же достаточно отметить, что ключевой вопрос о взаимоотношениях государства и бизнеса в данном случае даже не ставится, а это значит, что в проекте русского капитализма сохраняются содержательные посылки для эволюции в направлении отвергаемого традиционализма.
[290]
торим еще раз, не могут утвердиться ни во властных структурах, ни в широких слоях населения до тех пор, пока они не укоренились в бизнесе. Если же в самом обществе нет субъективно-правового сознания и правового порядка, то не может быть правовым и государство; оно может быть в таком случае либо репрессивно-полицейским, либо имитационно-правовым, что опять же есть лишь завуалированная разновидность государства полицейского. Вот почему так важно осознать, что процесс формирования такого субъекта в стране начался, и весь вопрос теперь в том, насколько быстро предпринимательский класс сумеет консолидироваться (в том числе и организационно, а быть может, и политически) на основе ценностей, выстраданных многими его группами. И если наша информация об умонастроениях "низовых" бизнесменов-одиночек добавит сторонникам такой консолидации уверенности в их силе и правоте, то мы будем считать свою задачу выполненной.
Движение в этом направлении, учитывая отечественные пат-ронажно-клиентальные традиции, столетиями регулировавшие взаимоотношения власти и бизнеса, не будет и не может быть простым и бесконфликтным.Однако иного пути освобождения от теневых соблазнов, столь сильных в резервной армии российского бизнеса, равно как и от морально-репрессивного антитеневого синдрома, довлеющего над сознанием непредпринимательского большинства, мы не видим. Пока и политическая власть, и право распоряжаться собственностью будут находиться в одних руках, ничего измениться не может: и аппарат управления, и органы правопорядка, и судебная система останутся коррумпированными, сколько и как их ни реформируй. До тех п«р любые антикоррупционные меры могут быть только имитационными, какими они были в России всегда. А раз так, то и массовое сознание будет реагировать на все это так, как свойственно сознанию доправовому, мечущемуся между морально-репрессивным идеализмом и теневым материализмом. Это и есть, видимо, главный вывод, который можно сделать на основании нашего исследования.
[291]
Приложение
Таблица 16
Если говорить о взятках, вымогательстве, незаконных поборах уклонении от налогов, нелегальном производстве и т. п., то с работниками каких учреждений у в ас в наибольшей степени связано представление о таких проявлениях теневой экономики? (респондент мог выбрать не более трех ответов)
Варианты | Населе- | Предпри- | ПРЕДпред- | НЕпредпри |
ответов | ние в | ниматели | прини- | ниматели |
целом | матели | |||
Работники милиции | ||||
Владельцы крупных | ||||
предприятий, банкиры | ||||
Работники суда и | ||||
прокуратуры | ||||
Налоговые службы | ||||
Работники таможенных | ||||
органов | ||||
Работники спецслужб, | ||||
органов безопасности | ||||
Работники | ||||
здравоохранения | ||||
Владельцы мелких и | ||||
средних предприятий | ||||
Работники сферы | ||||
образования | ||||
Работники пенсионных | ||||
фондов | ||||
Генералитет, работники | ||||
военного ведомства | ||||
Другие | ||||
Все в равной степени | ||||
Затрудняюсь ответить |
[292]