Имуществом и земельными ресурсами

Основными задачами Комитета по управлению муниципальным имуществом (далее по тексту – КУМИ) на 2016 год были:

1. Выполнение плана администратора доходов городского бюджета.

Фактическое поступление денежных средств от использования муниципального имущества по статьям доходов КУМИ за 2016 год составило 395 581,4 тыс. руб., или 85,5% от плана по доходам (462 761,6 тыс. руб.) (причины: возникновение задолженности по арендным платежам ОАО «Нижегородские коммунальные системы»; оспаривание арендаторами кадастровой стоимости земельных участков; ненадлежащее исполнение условий договоров аренды; выкуп земельных участков в собственность; отсутствие спроса на объекты недвижимости при продаже муниципального имущества вследствие их неудовлетворительного технического состояния; низкая покупательная способность населения, обусловленная сложившейся экономической ситуацией в стране; аннулирование результатов продаж без объявления цены по причине отказа победителей от подписания договоров купли-продажи и т.д.)

2. Вовлечение максимального числа объектов муниципальной собственности в хозяйственный оборот.

Имущество.

По состоянию на 01.01.2017 года арендуемые площади составляют 29,3 тыс. кв. м. За 2016 год заключено 1 475 договоров аренды, 19 договоров о закреплении имущества на праве оперативного управления, 10 договоров о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения.

Земельные участки.

В рамках предоставленных полномочий Комитет осуществляет предоставление земельных участков в соответствии с Земельным Кодексом РФ собственникам зданий, расположенных на земельных участках, и для целей, не связанных со строительством, в собственность за плату, бесплатно, в аренду, в постоянное (бессрочное) пользование. Предоставление производится через торги и без торгов.

В 2016 году КУМИ оформлено:

2.1. Проекты постановлений администрации города:

а) о предоставлении земельных участков в собственность без проведения торгов– 100 шт., из них:

в собственность бесплатно – 96 (общая площадь земельных участков – 10,95 га);

в собственность за плату – 4 (общая площадь земельных участков – 0,2 га);

б) о предоставлении земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование – 3 шт. (общая площадь земельных участков – 129,13 га);

в) о предоставлении земельных участков в аренду -20 (общая площадь земельных участков – 2 га);

г) о предварительном согласовании предоставления земельных участков - 246 шт., из них:

- в аренду – 29 шт.;

- в собственность - 214 шт.;

- в постоянное (бессрочное) пользование – 3 шт.;

д) о разделе земельных участков – 1 шт.;

е) о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками – 5 шт.;

ж) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков, в предоставлении земельных участков в собственность, аренду, в перераспределении участков - 39 шт.

2.2. Оформлены договоры:

аренды земельных участков – 251(общая площадь земельных участков 26,5 га на сумму годовой арендной платы 16,7 млн. руб.);

о размещении - 55 (общая площадь земельных участков 26,1 га, сумма оплаты в год – 1,7 млн. руб.);

купли-продажи земельных участков без проведения торгов – 310 (общая площадь земельных участков 67,1 га на сумму 92,8 млн. руб.);

2.3. Оформлены соглашения о перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена - 64 шт. В результате совершения данных сделок в бюджет поступило 4,2 млн. руб.

В 2016 году КУМИ на торгах продано 27 участков, в том числе:

6 земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, общей площадью 5,4 тыс. кв. м. В бюджет города от продажи таких участков поступило 2 086,7 тыс. руб. На 2016 год план по поступлению денежных средств от продажи на аукционах земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, не устанавливался.

21 муниципальный земельный участок, реализованный одновременно с продажей объектов недвижимости на аукционах, общей площадью 15,8 тыс. кв. м на общую сумму 9677 тыс. руб. При плане 50 000 тыс. руб. процент исполнения составил 19,4%. (причины неисполнения: отсутствие спроса на объекты недвижимости вследствие их неудовлетворительного технического состояния; низкая покупательная способность населения, обусловленная сложившейся экономической ситуацией в стране; в отношении 6-ти отдельно стоящих объектов, продажа которых осуществлялась с единовременным отчуждением земельных участков, торги без объявления цены аннулированы по причине отказа победителей от подписания договоров купли-продажи).

В аренду на торгах предоставлено 76 земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, общей площадью 79,8 тыс. кв. м. Размер годовой арендной платы составил 11 751,9 тыс. руб.

3. Реализация прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества.

В 2016 году осуществлялась приватизация муниципального имущества, не задействованного в обеспечении функций и задач местного самоуправления.

Прогнозный план (программа) приватизации муниципального имущества города Дзержинска на 2014-2016 годы утвержден решением городской Думы от 31.10.2013 № 638 (с изменениями от 30.01.2014 № 682, от 26.02.2014 № 691, от 26.03.2014 № 711, от 24.04.2014 № 752, от 26.06.2014 № 770, от 25.11.2014 № 825, от 24.12.2014 № 843, от 03.03.2015 № 868, от 28.04.2015 № 900, от 18.06.2015 № 946, от 04.09.2015 № 965, от 29.10.2015 № 20, от 28.01.2016 № 77, от 07.04.2016 №111).

По состоянию на 01.01.2017 года с учетом внесенных изменений в Прогнозный план (программа) приватизации муниципального имущества города Дзержинска и с учетом реализованных 33-х объектов в 2015 году общее количество объектов, подлежащих приватизации в 2016 году, составляет 1662 объекта муниципальной собственности (недвижимое имущество и сооружения).

В отчетный период в Программу приватизации внесены изменения, в частности исключены 1475 объектов газопроводов и дополнительно включено 2 объекта.

Таким образом, из оставшихся 189 объектов за 2016 год реализовано 26 объектов, из них:

4 объекта по адресу: г.Дзержинск, пер.Гаражный. д.3, реализовывались единым лотом;

5 объектов по адресу: г.Дзержинск, ул. Попова, д.7, реализовывались единым лотом.

Приватизация муниципального имущества осуществлялась следующими способами:

на аукционах - реализовано 5 объектов;

посредством публичного предложения - 13 объектов;

без объявления цены - 8 объектов.

В городской бюджет от продажи поступило 7909 тыс. руб., что при плане 73 000 тыс. руб. составило 10,8%. Неисполнение плановых показателей от реализации объектов, включенных в программу приватизации муниципального имущества, сказалось и на неисполнении доходов от продажи земельных участков под объектами приватизации.

Отклонение фактических показателей от запланированных объясняется такими причинами как:

- отсутствие спроса на объекты недвижимости вследствие их неудовлетворительного технического состояния;

- низкая покупательная способность населения, обусловленная сложившейся экономической ситуацией в стране.

В соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества…» в 2016 году реализовано преимущественное право субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение арендуемого муниципального имущества по цене, равной его рыночной стоимости по 2-м объектам (процедура носит заявительный характер). С арендаторами заключены договоры купли–продажи арендованного имущества с рассрочкой платежа от 3-х до 5-ти лет.

Плановые показатели по договорам купли-продажи с залогом (преимущественное право) с рассрочкой платежа выполнены на 453,1 %. Фактические поступления составили – 4 531 тыс. руб. при плане – 1000 тыс. руб.

Фактические поступления за 2016 год от продажи муниципальной доли в праве общей долевой собственности отсутствуют.

Выкуп муниципальной доли в праве общей долевой собственности носит заявительный характер. В 2-ом квартале поступило одно заявление на выкуп муниципальной доли в праве общей долевой собственности. Рыночная стоимость муниципальной доли по результатам оценки составила 2958 тыс. руб. Для заключения договора купли-продажи необходимо провести мероприятия, установленные постановлением городской Думы города Дзержинска Нижегородской области от 01.06.2010 № 571 «Об утверждении Порядка заключения инвестиционных контрактов на проведение реконструкции, капитального ремонта или достройки объектов инвестирования», а именно: рассмотрение цены на заседании межведомственной комиссии по инвестиционной политике (МВК), принятие постановления администрации о продаже муниципальной доли, заключение договора. В настоящее время пройдена процедура согласования цены на МВК, принято постановление администрации, проект договора купли-продажи - в стадии подготовки.

4. Подготовка документов для технической инвентаризации объектов недвижимости и постановки их на кадастровый учёт.

В 2016 году проведена работа по инвентаризации муниципального имущества, в результате которой осуществлено обследование технического состояния 80 объектов недвижимости (80% от запланированного показателя), на которые получены технические документы.

5. Подготовка документов для осуществления государственной регистрации права собственности муниципального образования на объекты недвижимости.

В результате работы по оформлению права муниципальной собственности на объекты недвижимости в отчётном периоде получено 139 документов о государственной регистрации права муниципальной собственности (69,5% от запланированного показателя).

6. Проведение мероприятий по подготовке документов для осуществления государственной регистрации права собственности муниципального образования на объекты недвижимости в связи с разграничением полномочий.

За 2016 год в муниципальную собственность города принят из федеральной собственности 1 жилой дом (общежитие) по адресу ул.Ульянова, д.9 площадью 2395,7 кв. м. Из государственной собственности Нижегородской области в муниципальную собственность г.Дзержинска за 2016 год было принято движимое имущество на сумму 129 396,64 руб.

В 2016 году по муниципальным контрактам было приобретено 9 квартир для расселения детей-сирот.

На 22 сооружения (общей протяженностью 12 487,51 м и общей площадью 9 250,0 кв. м), стоявших на учёте как бесхозяйные объекты, признано право муниципальной собственности.

На 2 вновь построенных объекта недвижимости в рамках Концессии с ОАО «ДВК» (общей площадью 28,9 кв. м) зарегистрировано право муниципальной собственности.

Из частной собственности в муниципальную были приняты 45 жилых помещений и их доли по договорам мены (общей площадью 1 486,67 кв. м).

Из частной собственности по договорам пожертвования в муниципальную собственность было принято движимое имущество на общую сумму 8 269,5 тыс. руб.

За 2016 год в федеральную собственность в связи с разграничением полномочий были переданы 2 нежилых помещения общей площадью 546,3 кв. м.

7. Подготовка документов для постановки на учет бесхозяйных объектов недвижимости, признания права собственности в судебном порядке.

В 2016 году было поставлено на учет 14 бесхозяйных объектов (в четыре раза больше от запланированного (467%)). На 22 объекта, стоявших на учете как бесхозяйные, признано в судебном порядке и зарегистрировано право муниципальной собственности.

8. Осуществлялся учет муниципальной собственности и ведение реестра муниципального имущества.

9. Подготовка выписок из реестра муниципальной собственности по запросам физических и юридических лиц.

За 2016 год выдано 2774 выписки из Реестра муниципальной собственности.

10. Подготовка согласований (или отказов) от имени собственника перепланировок и реконструкций помещений в многоквартирных домах.

В 2016 году подготовлено 24 согласования от имени собственника перепланировок и реконструкций помещений в многоквартирных домах.

11. Оформление и регистрация договоров мены жилых помещений при расселении жителей домов, признанных аварийными.

За отчетный период зарегистрировано 32 договора мены жилых помещений при расселении жителей домов, признанных аварийными.

12. Сокращение расходов от использования и содержания объектов муниципальной собственности.

Предоставление муниципального имущества в аренду, а также реализация объектов муниципальной собственности в рамках программы приватизации позволили значительно снизить нагрузку на городской бюджет в части содержания объектов в надлежащем техническом состоянии.

13. Обеспечение муниципального земельного контроля.

За 2016 год КУМИ в рамках осуществления муниципального земельного контроля проведено 257 выездных проверок, в результате которых выявлены следующие нарушения:

- использование земельных участков без правоустанавливающих документов ( ст.26 ЗК РФ и ст.7.1 КоАП РФ) – 19 нарушений;

- использование земельных участков не по целевому назначению (ст.8.8 КоАП РФ) – 2 нарушения.

Для принятия мер административного воздействия документы по выявленным нарушениям направлены в соответствующие органы, а именно:

- в Дзержинский отдел Управления Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области - 19;

- в прокуратуру г. Дзержинска – 2;

Также КУМИ ведется работа по выявлению нарушений земельного законодательства в поселках. Проверка проводится, в основном, по жалобам жителей и обращениям начальников территориальных управлений. В рамках полномочий сектор имущественного и земельного контроля КУМИ фиксирует факты нарушений и предоставляет документы о них в соответствующие надзорные органы.

В ходе работы по проверкам имущества (здания, помещения, сооружения) в рамках гражданско-правовых отношений (договоры аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления, безвозмездного пользования) и неустановленных правовых отношений проведено 98 проверок, в ходе которых выявлено 6 нарушений, выразившихся в использовании объектов без надлежаще оформленных документов (фактическое пользование).

14. Работа по взысканию задолженности по арендной плате по договорам аренды имущества и земельных участков в судебном и досудебном порядке.

Имущество:

В целях снижения суммы задолженности по арендной плате за отчетный период направлено 15 претензий с требованием о погашении задолженности на сумму 13 503,0 тыс. руб., из них погашена задолженность на сумму 1 579,2 тыс. руб.

Подготовлены соответствующие документы о взыскании задолженности по арендной плате в судебном порядке на общую сумму 6 989,3 тыс. руб.

Принято Решений Арбитражного суда Нижегородской области в пользу КУМИ о взыскании задолженности на сумму 3 441,8 тыс. руб.

Земельные участки:

С целью взыскания задолженности по арендным платежам за землю, недопущения возникновения просроченной задолженности проведены следующие мероприятия:

а) Претензионно-исковая работа.

- Предъявлена 81 претензия на общую сумму 18,9 млн. рублей. Удовлетворено претензий на сумму 7,11 млн. рублей.

- Направлено в суды 75 исков о взыскании задолженности за пользование земельными участками на общую сумму 20,5 млн. рублей. Удовлетворено по решениям судов 72 иска на общую сумму 16, 9 млн. рублей.

б) Работа комиссии по взаимодействию с должниками по неналоговым платежам.

- Проведено 16 заседаний комиссии с приглашением 97 арендаторов должников. В результате работы комиссии сумма задолженности уменьшилась на 1,9 млн. рублей.

в) Взимание платы за использование земельных участков без надлежаще оформленных документов.

- Предъявлено 168 требований об оплате за использование земельных участков без надлежаще оформленных документов на общую сумму 11,4 млн. рублей. Оплачено по требованиям в досудебном порядке на общую сумму 2,4 млн. рублей. Всего по итогам работы в этом направлении получено 20,8 млн. руб.

г) Контроль за прохождением исполнительного производства по принятым судебным актам о взыскании задолженности за пользование земельными участками.

- Взыскано по исполнительным документам всего 6,5 млн. рублей. Проведен совместный рейд со службой судебных приставов по выявлению и описи имущества должников.

15. Осуществление полномочий собственника в соответствии с действующим законодательством в отношении муниципальных унитарных предприятий и учреждений города в целях эффективного использования муниципального имущества.

За 2016 год в соответствии с полномочиями КУМИ:

- Принято и рассмотрено 13 пакетов годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности муниципальных унитарных предприятий за 2015 год, которые были утверждены приказами КУМИ. 165 отчётов об использовании муниципального имущества муниципальных учреждений за 2015 год.

Ежеквартально проводились рассмотрение 13 пакетов промежуточной бухгалтерской отчетности муниципальных унитарных предприятий города и анализ результатов их деятельности на отчетную дату.

В рамках анализа отчетности сформировано 7 сводных годовых и 21 квартальный отчет по результатам деятельности МУП и МУ.

Произведено начисление части чистой прибыли по результатам 2015 года в размере 4 735,7 тыс. руб., из которых 4 511 тыс. руб. –часть чистой прибыли МУП «Городское благоустройство». Значительный размер прибыли МУП «Городское благоустройство» обусловлен тем, что предприятие в начале 2015 года осуществило продажу базы (пр. Ленина, д. 106), средства от продажи были направлены на покупку новой специальной техники и осуществление ремонта объектов недвижимости, в которых расположено предприятие.

По состоянию на 31.12.2016г. в бюджет перечислено 663,2 тыс. руб. С муниципальными унитарными предприятиям подписаны акты сверки расчётов по части чистой прибыли.

Проведена оценка социальной и бюджетной эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий. В начале 2016 года были проведены заседания Балансовой комиссии, на которой были рассмотрены результаты деятельности 13 действующих предприятий и приняты по ним управленческие решения.

Согласовано муниципальным унитарным предприятиям: 33 изменения штатных расписаний, 5 новых организационных структур, 12 положений об оплате труда и премировании. Внесены 14 изменений в уставы муниципальных унитарных предприятий, в том числе в связи с изменениями Типового устава муниципального унитарного предприятия.

Согласовано совершение 80 крупных сделок МУП, 7 – МБУ и 9 МКУ.

Подготовлено 49 приказов о принятии в муниципальную имущественную казну на сумму 22 116 тыс. руб.; о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения и оперативного управления – 43 приказа на сумму 218 982 тыс.руб.; о списании муниципального имущества – 101 приказ на сумму 34 050 тыс.руб.

Рассмотрено 16 изменений в перечень особо ценного имущества и 4 изменения в перечень недвижимого имущества.

Согласовано 70 изменений, вносимых в уставы муниципальных учреждений.

В целях совершенствования нормативно-правовой базы деятельности МУ и МУП:

- Разработаны и приняты Требования к отдельным видам товаров, работ, услуг, закупаемых МУП подведомственных КУМИ.

- Внесены изменения в Правила разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в городской бюджет части прибыли МУП.

- Внесены изменения в Типовой устав МУП.

16. Осуществление капитального ремонта муниципального имущества (инженерной инфраструктуры) и содержание инженерной инфраструктуры.

- Выполнены работы по капитальному ремонту теплосетей города на сумму порядка 10 млн. руб.; а так же по устранению чрезвычайной ситуации на теплосетях на сумму 390 тыс. руб.

- Осуществлено техническое и аварийно-диспетчерское обслуживание газопроводов и газового оборудования городского округа города Дзержинска на общую сумму – 3 380,2 тыс.руб.

- Осуществлено техническое и оперативно-диспетчерское обслуживание сетей электроснабжения поселка малоэтажного строительства на сумму 3 654,1 тыс. руб. и сетей водоснабжения и водоотведения на сумму 1 248,0 тыс. руб.

17. Осуществлены закупки жилых помещений в рамках реализации полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Приобретено и распределено 9 квартир на общую сумму 11 660,22 тыс. руб.

18. Разработка и утверждение новых значений коэффициентов дифференциации по видам деятельности арендаторов внутри одного вида разрешенного использования земельных участков (Кд), государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа город Дзержинск, в связи с принятием постановления Правительства Нижегородской области от 14.10.2015 № 659 «О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 02 июня 2006 года № 186».

Произведена разработка и утверждение новых значений коэффициентов дифференциации по видам деятельности арендаторов внутри одного вида разрешенного использования земельного участка (Кд), внесены изменения в постановление администрации города Дзержинска № 689 от 04.03.2016.

19. Внесение изменений в постановление городской Думы г.Дзержинска от 28.03.2007 № 198 «Об утверждении Методики расчета арендной платы и Значений коэффициентов дифференциации по видам деятельности и по видам использования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Дзержинска».

30 июня 2016г. внесены изменения в Методику расчета арендной платы и значений коэффициентов дифференциации по видам деятельности и по видам использования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города.

20. Внесены изменения в регламенты по оказанию муниципальных услуг, ответственным за которые является КУМИ (17), в соответствии с реестром муниципальных услуг, утвержденным постановлением администрации города Дзержинска от 10.06.2013 № 2178, в связи с изменениями земельного законодательства, а также в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов».

21. Работа по реализации Федерального закона «О концессионных соглашениях».

В отчетный период проведен мониторинг исполнения ОАО «Дзержинский водоканал» обязательств концессионера по концессионному соглашению.

С этой целью проведены следующие работы:

- анализ годового отчета концессионера;

- выездные проверки для осмотра вновь созданных и реконструированных объектов по концессионному соглашению;

- выездные проверки документации концессионера, в том числе финансовой и проектно-сметной документации по концессионному соглашению.

В результате проведенной работы была выявлена необходимость приведения текста концессионного соглашения в соответствие с действующим законодательством, внесения изменений в концессионное соглашение в части отчета концессионера, включения в состав объектов концессионного соглашения новых объектов водоснабжения и водоотведения, являющихся неотъемлемой частью единой системы водоснабжения и водоотведения городского округа город Дзержинск.

В результате проведенной работы был подготовлен проект дополнительного соглашения к концессионному соглашению (постановление администрации города Дзержинска от 16.11.2016 № 4190 «О внесении изменений в постановление администрации г. Дзержинска от 07.10.2011 № 3496».

По дополнительному соглашению в число объектов концессионного соглашения были включены объекты водоснабжения и водоотведения, являющиеся элементами единой системы водоснабжения и водоотведения г. Дзержинска, право собственности на которые было зарегистрировано в 2011-2016 гг., а также детализирована процедура вывода из состава объектов концессии имущества, которое далее непригодно для использования по целевому назначению.

22. Инвентаризация правоустанавливающих документов на индивидуальные дома и земельные участки под ними с целью увеличения налогооблагаемой базы.

Проводится работа по инвентаризации правоустанавливающих документов на индивидуальные дома и земельные участки под ними с целью увеличения налогооблагаемой базы. За 2016 год вновь поставлены на учет 44 объекта.

Наши рекомендации