Завышенная оценка информированности собе-
Седника.
Ты замкнут на себя, и тебе кажется, что партнеру все
известно и понятно. Следствие - не обеспечивается аргу-
ментированность твоих доводов.
Отождествление эмоций.
Ты думаешь, что у партнера твое предложение вызо-
вет такие же эмоции, которые испытываешь ты. Эмоции и
чувства связаны и зависят прежде всего от мотивов. Они у
тебя могут быть совсем другими, чем у партнера.
Неадекватность сил.
Свои возможности и способности ты завышаешь, а си-
лы партнера уменьшаешь.
Ложная мотивация.
Ты приписываешь собеседнику мотив поведения, ему
не свойственный, и тратишь время и силы на ложном на-
правлении.
Чрезмерная апелляция к уму партнера.
Эмоциональное воздействие могло бы ускорить де-
ло. Вспомни Цицерона: "Оратор должен владеть двумя
основными достоинствами: во-первых, умением убеждать
точными доводами, а во-вторых, волновать души слуша-
телей внушительной и действенной речью".
Памятка
ЧЕМ КУЛЬТУРНЫЙ ЧЕЛОВЕК
ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ НЕКУЛЬТУРНОГО?
Во-первых, он знает этические принципы и правила поведе-
ния.
Во-вторых, это знание превратилось в убеждение, нравст-
венное чувство и в установку типа "вы - центр Вселенной, а не
я".
НЕ УЧИТЕСЬ У ЧИНОВНИКОВ
ПИСАТЬ
Чиновники вообще-то писать и не умеют, отписываться - да,
чтобы дело не двигалось без пользы какой-либо для них лично.
И притом какой язык у государственных людей!
И вот наши молодые деловые люди, которым надо, чтобы
дело двигалось, садятся за свои столы. Они пишут деловое
письмо, документ, справку, характеристику, приказ и... куда по-
девалась их нормальная речь?
Тяжеловесные обороты, какие-то деревянные слова, канце-
лярский жаргон, псевдонаучные термины - короче, какая-то та-
рабарщина потекла в изобилии. Конечно, письменная речь не
должна быть, как в романе, разговорной.
Однако из яркой устной речи что-то должно попадать и в
деловую переписку, и в документооборот. Не попадает. И вроде
бы те же русские буквы, но язык - не русский.
И ладно, чиновники всех веков, они за бумажные слова
деньги получали от правителей и сограждан. А вот зачем моло-
дым, грамотным, крутым ребятам, делающим деньги совсем
иначе, нужен чиновничий язык?
Самоанализ
СТОИТ ЛИ ВООБЩЕ ПИСАТЬ
ПИСЬМО?
ПЯТЬ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ ВОПРОСОВ
Перед тем как взять в руки ручку, сесть за пишущую ма-
шинку или к персональному компьютеру, уточни для себя такие
моменты:
1. Вид письма (сопроводительное, письмо-заказ, выставле-
ние счета, ответ на запрос партнера, извинение за какую-
либо задержку, рекламное письмо...).
2. Должны ли тебе ответить или нет?
3. Будет ли письмо однозначно понятно твоему адресату, не
вызовет ли оно каких-либо неясностей по предлагаемой
проблеме?
4. Уверен ли ты, что письмо придет в срок? А если не уве-
рен, то не лучше ли отправить его телексом или телефак-
сом? Или, может быть, лучше позвонить?
5. Ясно ли ты представляешь, о чем писать, как аргументи-
ровать, какой цели добиваться?
И ФИРМЕННАЯ ПЕЧАТЬ НЕ СПАСЕТ
ПЯТЬ ПРАВИЛ ДЛЯ НАПИСАНИЯ
ДЕЛОВЫХ ПИСЕМ
1. Письмо пиши логично, последовательно, кратко и убеди-
тельно, чтобы читающий не терял время, чтобы у него
возникла мысль - да, это серьезно, интересно, и этот во-
прос надо решить.
2. Тон письма должен быть корректным, никаких двусмыс-
ленностей, никаких грубостей, даже если адресат непри-
ятен для тебя или враждебен к тебе.
3. Слова отбирай тщательно, и слова простые. Предложе-
ния тоже. Дополнительная переписка иногда возникает
из-за лексики и стиля изложения. Избегай неточностей,
профессиональных и ненужных сокращений.
4. Письмо оформи так, чтобы оно привлекло внимание сек-
ретаря или референта. Они ведь могут и не положить его
на стол или в папку шефа, или положить его в самый низ,
или просто выбросить в корзину.
5. Помни, что даже мелкое несоблюдение правил может
сделать твое письмо дефектным с юридической точки
зрения. За рубежом не принято ставить печать на ком-
мерческие документы, достаточно одной подписи даже и
неглавного менеджера. Но и такие письма там проходят
проверку на достоверность фактов, на юридическую точ-
ность, завизированы проверяющими.
ПОРЯДКЕ...
В СООТВЕТСТВИИ... В СВЯЗИ"
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ПРОЗЫ,