Зачем ее решать (цели, мотивы)?

3. Помни, что для каждой проблемы существуют свои сис-

темные элементы, раскрывающие ее со всех сторон. Если

эти элементы, их взаимосвязи не выявить, то решение

будет однобоким и низкокачественным.

Памятка

НЕ ЗАБЛУДИСЬ В ТРЕХ СОСНАХ

СВОЙСТВА (СИМПТОМЫ), ПРИЧИНЫ

И СЛЕДСТВИЯ ПРОБЛЕМЫ

Людям свойственно путать свойства (симптомы), причины и

следствия при решении проблем. Как различать эти веши?

Свойства (симптомы) - очевидные аспекты проблемы, при-

влекающие к ней внимание. Они никогда не объясняют пробле-

му, а только проявляют ее. Ты видишь ее и все.

а только проявляют ее. Ты видишь ее и все.

Причины - стимулы, благодаря которым что-то происходит.

Они могут быть проверены, и они - основание для наблюдаемых

следствий.

Следствия - явления, приятные, а чаше неприятные, демон-

стрирующие проблему и порождающие необходимость ее реше-

ния.

Свойства (симптомы) - это часть следствий. Например, го-

ловные боли - это симптомы проблемы нездоровья. Причина -

перенапряжение зрения. Следствие - снижение трудовой спо-

собности.

За проблему можно принимать и следствие. Например, сни-

жение доходов - следствие каких-то неправильных действий и

одновременно проблема для любой фирмы. Чтобы решить эту

проблему, то есть остановить снижение доходов как устранение

нежелательных следствии, нужно сначала выявить причины их

снижения.

Диагноз

СЛАБАЯ РЕФЛЕКСИЯ

Плавая в воде, человек может плыть и одновременно мыс-

ленно анализировать свой стиль плавания, дыхания, распреде-

ления сил

Такой анализ называется рефлексией.

Проверенная во многих экспериментах истина: если в про-

цессе решения проблемы человек только плывет и не рефлекси-

рует то решение проблемы затрудняется. Рефлексия особенно

важна при столкновении с препятствиями, при пробуксировке

решения или в тупиковой ситуации.

Но рефлексия у большинства людей очень слабо развита.

Это -барьер, о который спотыкаются во многих случаях. Непро-

сто сделать психологический поворот и увидеть "со стороны",

себя, свое сознание и мышление, сознание и мышление других.

Рефлексия:

􀂉 расширяет поле осознаваемых элементов, особенно-

сти мышления и практических действий,

􀂉 способствует осмыслению помех и затруднений в

любой ситуации,

􀂉 выступает в качестве одного из механизмов развития

мышления.

Рецепты:

1. Анализируй не только само решение, но и барьеры,

выявленные в процессе решения.

2. Время от времени переключайся на анализ путей и

процессов решения.

3. Подумай над сложностями, с которыми столкнулась

твоя группа в процессе решения и взаимодействия.

4. Попробуй увидеть свои мыслительные затруднения.

5. Анализируй барьеры взаимодействия членов группы

и их отключения на другие объекты вместо процесса

решения.

6. Если ведется протокол обсуждения проблемы или

переговоров, давай слово тому, кто это делает. Он

сосредоточен на содержании ситуации и лучше ее

улавливает, особенно когда это делает квалифициро-

ванный референт-секретарь.

Синдром

"Я ЗНАЮ ВСЕ, ЧТО МНЕ НАДО ЗНАТЬ"

Почти все люди, а тем более предприимчивые, верят в то,

что им вполне хватает собственных знаний для решения всех

проблем.

И проявление собственного незнания считается чем-то по-

стыдным.

Однако при этом мы забываем, что любой человек не может

знать всего, что даже надо ему знать. И только со стороны мож-

но увидеть и оценить вот эту непоколебимую веру в достаточ-

ность своих знаний.

Вера в достаточность собственных знаний - свидетельство

ограниченности.

Рецепт:

Ты не отрицаешь, что у тебя есть сложные, важные и сроч-

ные проблемы. Ты уверен, что знаешь, как их решить, и у тебя

вполне достаточно сил для этого. Но с самого первого момента

возникновения сложной проблемы скажи себе, что есть, вероят-

но, специалисты, которые могут решить ее быстрее, чем ты. И

спроси себя:

Какой информации не достает для решения проблемы?

Консультация каких специалистов была бы полезна? (про-

фессионалов в твоем деле, социально-управленческих психоло-

гов, экономистов, юристов, банкиров, специалистов по рекла-

ме?).В США действуют 60 тысяч консультационных фирм, пре-

доставляющих информационные услуги. С 90-х годов они поя-

вились и в России. Так что попробуй, во-первых, взглянуть на

свои знания со стороны, а, во-вторых, найти и пригласить про-

фессиональных консультантов.

Консультация каких специалистов была бы полезна? (про-

фессионалов в твоем деле, социально-управленческих психоло-

гов, экономистов, юристов, банкиров, специалистов по рекла-

ме?).В США действуют 60 тысяч консультационных фирм, пре-

доставляющих информационные услуги. С 90-х годов они поя-

вились и в России. Так что попробуй, во-первых, взглянуть на

свои знания со стороны, а, во-вторых, найти и пригласить про-

фессиональных консультантов.

3. Неправильно оценивает вероятность наступления усло-

вий, от которых зависят последствия принятого решения.

Например, как показывают эксперименты, человек обыч-

но переоценивает вероятность малоправдоподобных со-

бытии и недооценивает вполне правдоподобные.

4. Сопряженное с риском решение обычно рассчитывает на

максимум ожидаемой полезности как разности между

возможными выигрышами и потерями.

5. Агрессивные установки и потребность в доминировании

повышают уровень риска. Коллегиальные решения более

рискованны, чем индивидуальные.

НЕ СЖИГАЙ МОСТЫ ЗА СОБОЙ

ПРАВИЛ ПРИ

Наши рекомендации