В личностных особенностях участников.

Во взаимодействии участников между собой.

В организации самого процесса совещания.

1. "Агрессор".

Критикует всех подряд, принижает статус участников, не

соглашается с тем, что предлагается.

Рецепт.

На любое его высказывание и опровержение задавать во-

прос: "А вы что предлагаете?". 2. Напоминать ему, что излишняя

критика гасит конструктивные идеи.

2. "Блокировщик".

Упрямо ни с кем не соглашается, приводит примеры из лич-

ного опыта, возвращается к вопросам, которые уже решены.

Рецепт.

1. Напоминать о цели и предмете обсуждения. Задавать ему

вопросы типа: "То, что вы говорите, относится к нашей цели или

этому обсуждению?". 2. Тактично напоминать "блокировшику",

что он уходит в сторону.

3. "Удалившийся".

Не хочет участвовать, рассеян, разговаривает на личные те-

мы.

Рецепт.

Предложить ему высказаться и внести свои предложения: "А

вы что думаете по поводу...?" или: "Какие предложения есть у

вас?".

4. "Ищущий признания".

Хвастается, много говорит, утверждает свои статус.

Рецепт.

Задавать вопросы, показывающие, что его высказывания -

это высказывания о себе, а не о деле: "То, что вы нам сообщили,

можно ли использовать для решения обсуждаемого вопроса?".

5. "Прыгающий с темы на тему".

Постоянно меняет тему разговора.

Рецепт.

Останавливать вопросами типа: "Мы разве закончили рас-

смотрение проблемы?" или: 'То, что вы говорите, относится к

нашему совещанию?".

6. "Доминирующий".

Пытается захватить власть и манипулировать присутствую-

щими.

Рецепт.

Спокойно и уверенно останавливать его высказывания

встречными: "Ваше предположение - лишь только одна из воз-

можных альтернатив. Давайте послушаем и другие предложе-

ния."

7. "Повеса".

Тратит время собравшихся, пуская пыль в глаза, рассказыва-

ет развлекательные истории, беспечен, циничен.

Рецепт.

Спрашивать: соответствуют ли его высказывания теме со-

вещания.

8. "Адвокат дьявола".

В предыдущей книге рассказывалось о его полезной роли

при некоторых обстоятельствах, но на совещании, которое идет

с помехами, такой человек больше дьявол, чем адвокат. Он спе-

циально задает заведомо острые вопросы, ведущие в тупик, к

провалу совещания.

Рецепт.

1. Оценивай остроту его вопросов: "Ваш новый вопрос не

обостряет анализируемую проблему, а уводит нас от нее".

2. Акцентируй внимание на неоправданной полемичности

или провокационности его заявлений для текущей ситуации.

3. Переадресовывай его вопрос ему же для ответа: "А вы са-

ми что думаете по этому вопросу?" или: "Мы бы хотели послу-

шать ваш вариант ответа на ваш же вопрос."

ВОСЕМЬ СИТУАЦИЙ, УГРОЖАЮЩИХ

УСПЕШНОМУ СОВЕЩАНИЮ,

И ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ГРАМОТНОЕ

ПОВЕДЕНИЕ ВЕДУЩЕГО.

Многим людям свойственно использовать для достижения

своих целей нечестные или неэтичные средства и методы.

Твоя задача как ведущего:

а) выявлять эти приемы и средства,

б) нейтрализовать их вредное воздействие

Ситуация 1.

Явный обман, искажения, нечестные заверения.

Психологически грамотный подхол:

1. Не стоит грубо обличать в обмане, а если решил изобли-

чить, то делай это тонко.

2. Потребуй обоснования и факты, подтверждающие его за-

верения: "Вы не продали бы мне автомобиль в ответ на

мое голословное заявление, что у меня есть деньги. Про-

шу подтвердить".

3. Предположи вслух, что действия твоего оппонента про-

диктованы неясными, но, вероятно, более полезными для

него намерениями.

4. Предложи ему самому обозначить свою тактику и оце-

нить ее.

5. Предложи шутливо по очереди обмениваться подобными

тактиками. "Сначала вы мне обещаете и не продаете, по-

том я".

Ситуация 2.

Кто-то пошел ва-банк.

1. Не поддавайся его нажиму.

2. Не заостряй внимание на его тактике, как бы не придавая

ей значения. Тогда и ему будет легче отступить.

3. Дай в необидной форме характеристику его, в общем-то,

детской позиции.

4. Сравни выгоды и потери для него в случае продолжения

игры ва-банк и в случае компромисса.

Ситуация 3.

Кто-то "застрял" на объяснении причин или выяв-

Лении виновных.

Скажи, что понять причины важно, но найти пути выхода из

ситуации еще важнее, поэтому давайте не тратить время на то,

что менее важно.

Ситуация 4.

Наши рекомендации