В личностных особенностях участников.
Во взаимодействии участников между собой.
В организации самого процесса совещания.
1. "Агрессор".
Критикует всех подряд, принижает статус участников, не
соглашается с тем, что предлагается.
Рецепт.
На любое его высказывание и опровержение задавать во-
прос: "А вы что предлагаете?". 2. Напоминать ему, что излишняя
критика гасит конструктивные идеи.
2. "Блокировщик".
Упрямо ни с кем не соглашается, приводит примеры из лич-
ного опыта, возвращается к вопросам, которые уже решены.
Рецепт.
1. Напоминать о цели и предмете обсуждения. Задавать ему
вопросы типа: "То, что вы говорите, относится к нашей цели или
этому обсуждению?". 2. Тактично напоминать "блокировшику",
что он уходит в сторону.
3. "Удалившийся".
Не хочет участвовать, рассеян, разговаривает на личные те-
мы.
Рецепт.
Предложить ему высказаться и внести свои предложения: "А
вы что думаете по поводу...?" или: "Какие предложения есть у
вас?".
4. "Ищущий признания".
Хвастается, много говорит, утверждает свои статус.
Рецепт.
Задавать вопросы, показывающие, что его высказывания -
это высказывания о себе, а не о деле: "То, что вы нам сообщили,
можно ли использовать для решения обсуждаемого вопроса?".
5. "Прыгающий с темы на тему".
Постоянно меняет тему разговора.
Рецепт.
Останавливать вопросами типа: "Мы разве закончили рас-
смотрение проблемы?" или: 'То, что вы говорите, относится к
нашему совещанию?".
6. "Доминирующий".
Пытается захватить власть и манипулировать присутствую-
щими.
Рецепт.
Спокойно и уверенно останавливать его высказывания
встречными: "Ваше предположение - лишь только одна из воз-
можных альтернатив. Давайте послушаем и другие предложе-
ния."
7. "Повеса".
Тратит время собравшихся, пуская пыль в глаза, рассказыва-
ет развлекательные истории, беспечен, циничен.
Рецепт.
Спрашивать: соответствуют ли его высказывания теме со-
вещания.
8. "Адвокат дьявола".
В предыдущей книге рассказывалось о его полезной роли
при некоторых обстоятельствах, но на совещании, которое идет
с помехами, такой человек больше дьявол, чем адвокат. Он спе-
циально задает заведомо острые вопросы, ведущие в тупик, к
провалу совещания.
Рецепт.
1. Оценивай остроту его вопросов: "Ваш новый вопрос не
обостряет анализируемую проблему, а уводит нас от нее".
2. Акцентируй внимание на неоправданной полемичности
или провокационности его заявлений для текущей ситуации.
3. Переадресовывай его вопрос ему же для ответа: "А вы са-
ми что думаете по этому вопросу?" или: "Мы бы хотели послу-
шать ваш вариант ответа на ваш же вопрос."
ВОСЕМЬ СИТУАЦИЙ, УГРОЖАЮЩИХ
УСПЕШНОМУ СОВЕЩАНИЮ,
И ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ГРАМОТНОЕ
ПОВЕДЕНИЕ ВЕДУЩЕГО.
Многим людям свойственно использовать для достижения
своих целей нечестные или неэтичные средства и методы.
Твоя задача как ведущего:
а) выявлять эти приемы и средства,
б) нейтрализовать их вредное воздействие
Ситуация 1.
Явный обман, искажения, нечестные заверения.
Психологически грамотный подхол:
1. Не стоит грубо обличать в обмане, а если решил изобли-
чить, то делай это тонко.
2. Потребуй обоснования и факты, подтверждающие его за-
верения: "Вы не продали бы мне автомобиль в ответ на
мое голословное заявление, что у меня есть деньги. Про-
шу подтвердить".
3. Предположи вслух, что действия твоего оппонента про-
диктованы неясными, но, вероятно, более полезными для
него намерениями.
4. Предложи ему самому обозначить свою тактику и оце-
нить ее.
5. Предложи шутливо по очереди обмениваться подобными
тактиками. "Сначала вы мне обещаете и не продаете, по-
том я".
Ситуация 2.
Кто-то пошел ва-банк.
1. Не поддавайся его нажиму.
2. Не заостряй внимание на его тактике, как бы не придавая
ей значения. Тогда и ему будет легче отступить.
3. Дай в необидной форме характеристику его, в общем-то,
детской позиции.
4. Сравни выгоды и потери для него в случае продолжения
игры ва-банк и в случае компромисса.
Ситуация 3.
Кто-то "застрял" на объяснении причин или выяв-
Лении виновных.
Скажи, что понять причины важно, но найти пути выхода из
ситуации еще важнее, поэтому давайте не тратить время на то,
что менее важно.
Ситуация 4.