Ii. старайся не травмировать

И НЕ ЗАДЕВАТЬ «Я-образ» сотрудников

ЭТО ВОЗМОЖНО, ЕСЛИ ТЫ БУДЕШЬ:

􀂃 1. Уважать людей, несмотря на любые их отклоне-

ния от желаемого уровня. Можешь быть требова-

тельным, жестким, но обязательно справедливым

и уважающим личность подчиненных. Оценив не-

гативно их действия, не переноси свое отношение

на их личности.

2. Признавать индивидуальные достоинства каж-

дого. Люди любят, чтобы их индивидуальная не-

повторимость была отмечена.

􀂃 3. Замечать любой положительный сдвиг в работе

или поведении подчиненных.

􀂃 4. Создавать в общении с людьми атмосферу от-

крытости, доброжелательности, положительных

эмоций.

􀂃 5. Не задевать ни в каких случаях «болевые точки»

людей, их уязвимые места и слабости.

МАНЕРЫ И МАНЕВРЫ

ЭТИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА

СЛУЖЕБНЫХ ОТНОШЕНИЙ

􀂄1. Улыбайся

Управляй своим поведением в любых условиях. Будь при-

ветливым, вежливым. Улыбайся людям. Поддерживай хорошее

настроение и у себя, и у окружающих.

Можно ли сохранить хорошее настроение в конфликтных

ситуациях? Можно. Вспомни, чему тебя учили еще в детском

садике: толкнул кого-то — извинись. Любая зарождающаяся

ссора может быть погашена шуткой, улыбкой.

􀂄2. Здоровайся

Вошедший в комнату-кабинет после других обязан (не-

зависимо от должностного ранга) первым приветствовать

присутствующих. А присутствующие отвечают не хором,

как в средней школе, только те, кто ближе сидит, кому

удобнее.

Вряд ли нужно при встрече с группой знакомых всем по

очереди жать руку. Но зато, если уж остановился и пожал

руку знакомому, который разговаривает с одним или двумя

незнакомыми, приветствуй всех, называя себя, как при

первом знакомстве.

Первым приветствует тебя, начальника, подчи-

ненный, а вот рукопожатие должен первый предложить ты.

Впрочем, если ты встречаешь женщину, тебе подчинен-

ную, здоровайся первым, даже если она — твоя «личная»

секретарша. Ну, молодой женщине, девушке незазорно

первой поздороваться со своим начальником.

Помни, что начальник первым приветствует ветерана

труда, старшего по возрасту подчиненного. Случается, что

руководитель не отвечает на приветствие подчиненных.

Такое поведение неизбежно ухудшает отношение к нему.

Придя на работу, приветствуй всех коллег. Дай им по-

нять, что ты рад начать с ними новые рабочий день и рад

их видеть.

􀂄3. Не путайся между«ты» и «вы».

Если отношения между коллегами доброжелательные или

дружеские, то и обращение друг к другу на ты — норма. А

вы возникает при напряженных или формальных отношениях.

Если начальник обращается с одним подчиненным, на ты,

а с другим на вы, то возникает впечатление, что среди подчи-

ненных у него есть приближенные.

Другой вариант: начальник своим ты показывает меньшее

значение для него одних подчиненных, уважительным вы

другим — их большее значение для дела.

В обоих вариантах последствия отрицательные. Не годится

и одинаковое обращение ко всем на ты, которым прослави-

лись большие советские начальники.

Но ты — небольшой начальник, и твое ты, с самого нача-

ла применяемое ко всем подчиненным, показывает твое пренеб-

режение служебной этикой и ведет к панибратству.

Местоимение «вы» не только показывает культуру общения,

но и служит инструментом для поддержания служебной дистан-

ции и трудовой дисциплины. И потому лучше «вы-кай», чем

«ты-кай»

􀂄4. Терпеливо слушай

Проявляй максимум доброжелательности к участникам

совещания, которое ведешь. Люди приходят на них для

того, чтобы найти решения проблем, в которых в первую

очередь заинтересован ты сам.

Научись терпеливо слушать своих людей. Не переби-

вай их своими репликами. Не отвергай высказанные пред-

ложения только потому, что тебе они не нравятся или ты

не согласен. Пусть выскажут все, что хотят. Придерживай-

ся принципа — «Каждый говорит то, что хочет сказать».

􀂄5. Больше проси, чем приказывай

Приказ нужен в экстремальных условиях: угроза срыва важ-

ного задания, нарушения правил техники безопасности, всякого

род ЧП.

В повседневных условиях приказ, видимо, срабатывает, если

не выполняются поручения, входящие в круг прямых обязанно-

стей подчиненного. Но тон всегда и непременно должен быть

спокойным и вежливым.

Поручения, не входящие в круг обязанностей подчиненного,

лучше давать в форме прошу. Люди лучше воспринимают со

стороны начальника слово прошу, чем приказываю.

􀂄6. Благодари, но и взыскивай.

Поощрения и наказания — серьезные инструменты ру-

ководителя. Опыт показывает, что поощрения больше

влияют на трудовую активность людей, чем наказания. И

потому чаще поощряй.

Применяя различные меры наказания, помни об эле-

ментарных нормах этики. Неразумно одинаково наказы-

вать работников разного возраста, пола и темперамента

за одинаковые проступки.

Например, пожилому человеку или женщине достаточ-

но высказать замечание наедине и предельно вежливо. А

молодому человеку с норовом или флегматику по натуре

полезнее сделать замечание публично и твердо.

Замечай каждый успех подчиненных и поощряй за это.

Простое «спасибо», сказанное вовремя, в подходящей об-

становке, может быть для человека дороже, чем денежная

премия, полученная в кассе вместе с зарплатой. И человек

не понял, то ли ему премию дали, то ли повысили оклад.

􀂄7. Пойми, запомни и помоги

Многие руководители, особенно в больших организациях,

ведут регулярные приемы работников, имеющих личные и слу-

жебные вопросы. У тебя, скажем, небольшая фирма и такие во-

просы могут быть заданы между делом.

Тебе этот вопрос может показаться пустячным, а для за-

дающего он важен. Это очень ответственная функция руководи-

теля — понять, запомнить и помочь своему подчиненному. Или

отказать тактично и справедливо, если человек хочет от тебя то,

что тебе непосильно

􀂄8. Не преследуй за критику

Умело и осторожно критикуй своих подчиненных, не

унижая их достоинство, не придираясь, без грубостей, ве-

дущих к напряженности.

Критиковать будут и тебя. Не преследуй критикующих.

Если тебя несправедливо критикуют, объясни и дока-

жи, что человек не имеет полной информации.

А за конструктивную критику снизу, помогающую избе-

жать ошибок и упущений, будь благодарен. Даже если

подчиненные и задевают твою личность.

И откровенная самокритика не подорвет твой автори-

тет. Несамокритичных руководителей вряд ли будут ува-

жать подчиненные.

􀂄9. Опирайся на самостоятельных, крепких людей

Избегай подхалимов, ватных людей, не имеющих своего

суждения. Цени самостоятельных, крепких людей. Они — твоя

опора. Они создают здоровый психологический микроклимат в

твой команде и помогают тебе руководить. Ты — главный, ты

можешь один все решить. И это хорошо, но нехорошо, когда

люди, желающие помочь тебе, остаются неуслышанными. Сове-

туйся с ними — и ты победишь в любой ситуации.

ЧТО ТАКОЕ «ЗАДАТЬ ТОН»?

ВОСЕМЬ ПРАВИЛ

КОРРЕКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Правильное поведение

Может быть вызвано только

Правильным поведением.

Если ты обращаешься к че-

ловеку с мыслью, что он все

равно не проявит к тебе долж-

ного внимания, что тебя обяза-

тельно ждет неудача... Все это

отразится в твоих интонациях и

мимике, во всем твоем облике

и вызовет соответствующее

поведение. В данном случае —

небрежное обращение.

Если ты не уверен, что тебя

выслушают, то едва ли тебя

будут слушать. Твой раздра-

женно-неприязненный тон вы-

зовет такой же ответный. Не-

приязнь, ненаказуемое оскорб-

ление личности зависящего от

нас человека рано или поздно

вызовут его агрессию в качест-

ве самозащиты.

Люди уважают силу.

Они, как правило, чувствуют

Наши рекомендации