Любой твой успех заслуживает вознаграждения, но вовсе

Не обязательно, что он повторится. Потому нельзя расслаб-

ляться и уповать на "кривую" жизни, которая может вывес-

Ти тебя не туда, куда ты хотел.

Удачи тоже требуют анализа. Попытайся определить

Свои способности, гарантировавшие успех дела, а также то,

Чего тебе не хватает для стабильного успеха.

Необходимы специальные знания: производства, тех-

ники сбыта, менеджмента, конкретной экономики.

» 2. Не менее важны твои общая эрудиция, контакты и

связи.

» 3. Немалая роль твоих личных качеств: физическое со-

стояние, умение быть в форме, выносливость, манера

держать себя, активность, выдержка, коммуникабель-

ность, умение выслушать, интуиция, приспособляе-

мость, готовность прийти на помощь, восприимчивость к

критике, самокритика.

4. Нужно обладать способностями руководителя: про-

бивная сила, умение убеждать и распределять обязан-

ности, давать указания, разбираться, как стимулировать

и мотивировать труд отдельных людей и коллектива,

желание быть «в команде» и кооперироваться.

5. Оцени свои интеллектуальные способности: рассуди-

тельность, творческие устремления, логическое мышле-

ние, структурное и системное мышление.

6. Осознай иногда неосознанно понимаемые рабочие

моменты твоей жизни: рациональность в системной ра

боте, техника принятия решений и «снятия» проблем,

умение концентрироваться, рациональное чтение, мето-

дика работы, организация труда, умение говорить, тех-

ника ведения дискуссий и переговоров.

ПРЕОДОЛЕЙ ВНУТРЕННИЕ БАРЬЕРЫ

ДИАГНОЗА ПОМЕХ,

АВТОР КОТОРЫХ – ТЫ САМ

1. Смутное понимание цели.

2. Неспособность рассмотреть проблему с разных точек зре-

ния, несистемное, однобокое видение проблемы.

3. Нерешительность, страх перед риском.

4. Излишняя критичность как по отношению к чужим идеям

и предложениям, так и к своим.

5. Неспособность отказываться от неправильного подхода к

решению (негибкость мышления).

6. Недостаток инициативы. Скованность, шаблонность

мышления, неспособность пустить свои мысли на самотек, не-

достаточное понимание ценности воображения и фантазии.

7. Неспособность различать причину и следствие. Неспо-

собность выявлять причины.

8. Предрассудки, предубеждения.

9. Строгое следование указаниям и правилам, запретам.

10. Слабая способность к анализу проблемы и самого про-

цесса ее решения (слабая рефлексия).

11. Вера в достаточность собственных знаний.

Ни один из этих барьеров не мешает тебе? Попробуй по-

Смотреть на себя со стороны и пристрастно.

12. Стремление останавливаться в поиске решения на пер-

вом приемлемом варианте, «закрытость» ума.

13. Неконкретное мышление, оперирование размытыми

понятиями, абстракциями и штампами, излишнее теоретизиро-

вание.

14. Нехватка фактов.

15. Ориентация на ближайшие выгоды без анализа и про-

гнозирования последствий (ограниченный временной горизонт).

16. Чрезмерная зависимость от авторитетов, ориентация на

вышестоящих (вождизм).

17 Ориентация на поиск виновных, а не на анализ обстоя-

тельств.

18. Нетерпимость к противоречиям.

19. Страх показать себя с невыгодной стороны.

20. Пессимистическое мышление («неудачник»).

21. Неспособность к постепенному разрешению клубка про-

тиворечий, стремление решить все сразу или не решать совсем.

22. Смешение фактов и мнений.

23. Стремление видеть только чужие проблемы, не замечая

своих собственных.

СЛОВО БЫВАЕТ ОРУЖИЕМ.

НАУЧИСЬ СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ

Это - тяжелый труд. Одновременно и дар, которым мож-

Но порадовать другого. Слушать - значит платить внимани-

Ем и заинтересованностью в обмен на информацию и пони-

Мание. Умение слушать - и комфорт, и развлечение. Это -

Активный процесс, который требует определенных навыков.

Люди, не умеющие слушать, получают намного меньше ин-

Формации и чаще принимают неверные решения.

Правил на два уха

» 1. Помоги говорящему раскрепоститься. Эмоционально

поддерживай его: «Да, да, я вас слушаю», «Понимаю» и

т.п. Создавай ощущение свободы. Твоя поддержка не

означает согласие, а означает лишь готовность понять

другого.

2. Слушая, старайся понять, а не искать изъяны и пово-

ды для возражений. Не делай оценок услышанного. По-

ищи то, что объединит с говорящим.

» 3. Сопереживай собеседнику. Попробуй встать на его

позицию и оттуда посмотреть на проблему. Именно так

лучше поймешь мотивы и эмоции говорящего. А это по-

зволит глубже и точнее выявить смысл его речи.

4. Будь терпелив. Не смотри на часы, не прерывай гово-

рящего. Не пытайся выйти или уйти, не делай нетерпе-

ливых жестов, не читай свои бумаги, не слушай одно-

временно радио, не смотри на экран телевизора, не бе-

ри телефонную трубку.

» 5. Постарайся не терять тему разговора. Не отвлекайся

на специфические качества говорящего. Отдели челове-

ка от интересующей его проблемы. Слушай вниматель-

но, даже если говорящий тебе неприятен.

6. Задавай вопросы и уточняй. Убедись, что ты понял

всё: «Правильно ли я вас понял...», «Вы хотите сказать,

что...» и т.д. Помни, что ничего нельзя сказать так, чтобы

другой не мог исказить смысл услышанного.

» 7. Слушая, улыбайся, если сможешь, склоняйся к гово-

рящему, кивай головой, смотри в глаза, поддакивай

8. Попробуй эмоционально настроиться ближе к состоя-

нию говорящего. Это наводит мост доверия. Он чувству-

ет, что его состояние от вас не ускользнуло. Если вы

говорите: «Мне кажется, это вас очень волнует», другой

человек ощущает ваше внимание и заботу. Одно ухо у

тебя для того, чтобы воспринимать смысл речи, другое

— чувства говорящего.

9. Сдерживай свое раздражение или гнев, вызываемые

услышанными словами. В таком состоянии ты не все

поймешь или придашь словам неверный смысл.

» 10. Сам не говори почти ничего. Трудно слушать, разго-

варивая или пытаясь комментировать то, что слышишь.

Природа дала человеку два открытых всегда уха

и только один язык, спрятанный во рту. И она (при-

рода) четко обозначила, что лучше намного больше

слушать, чем говорить.

"УМЕЮ ЛИ Я ГОВОРИТЬ?*

Самоанализ

1. Правильно или нет поняли то, что я сказал?

2. Что сказать, чтобы он подготовился к восприятию

главного?

3. Обдумал ли я свои слова, прежде чем их сказать?

4. Доброжелателен ли я, тактичен и выдержан?

5. Слушатель не задал вопросов после того, как я высказал

новую мысль. Он не понял ее?

6. Ясно ли я выражаюсь? Мои высказывания были опреде-

ленными или не очень?

7. Использовал ли я аргументы противника в своих контрдо-

водах?

8. Поощрял ли я вопросы слушателя? Или был к ним равно-

душен?

9. Задавал ли я вопросы, чтобы выяснить, о чем думает мой

собеседник, или считал, что догадываюсь об этом?

10. Был ли я более энергичен в защите своей позиции, когда

собеседник привел более сильные доводы?

11. Не злоупотребил ли я профессиональными терминами,

непонятными слушателю?

12. Какое впечатление производят мои слова, внимателен ли

слушающий меня?

13. А как у меня с преднамеренными паузами в разговоре

для того, чтобы собраться с мыслями, обратить внимание на

сказанное или дать возможность обдумать мои предложения,

задать вопросы?

14. Улавливаю ли я мотивы собеседника?

15. Не были ли мои слова предвзятыми и предубежденны-

ми?

16. Не монополизировал ли я разговор?

ТЕБЯ СПРАШИВАЮТ –

КАК ОТВЕЧАТЬ?

СЕМЬ ГЛАВНЫХ ПРАВИЛ

1. Чем больше спрашивающий переполнен эмоциями,

тем спокойнее, хладнокровнее должен быть ты.

2. Избегай жаргона, говори просто, используя примеры и

иллюстрации.

3. Чем «круче» вопрос, тем короче должен быть твой ответ.

4. Если спрашивающий использует в своем вопросе нега-

тивные, некорректные слова или предположения, не надо повто-

рять их в ответе.

5. На информационные вопросы и вопросы по поводу твоего

мнения, позиции следует давать ответы по существу.

6. На сложные проблемные вопросы отвечай, если имеешь

продуманный вариант решения этой проблемы. Если не имеешь,

не импровизируй. Легко попасть впросак.

7. На провокационные вопросы лучше не отвечать. Или пе-

реведи разговор на самого спрашивающего или на характер во-

проса. Можно ответить шуткой.

БУДЬ ГОТОВ К ТРИУМФУ

И ПОРАЖЕНИЮ

УДАЧУ НЕ ПРИНЕСУТ

ЛЮДИ ИЛИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

Посмотри на людей вокруг тебя. Они умеют делать все,

но не умеют единственного - достигать своих целей. А как

они относятся к друг к другу? Почти постоянно, явно или

неявно конфликтуют. И что имеют? - Почти ежедневные

стрессы.

• Такое поведение вызывает:

потери времени на переживания,

неэффективную деятельность,

потерю здоровья,

озлобление,

потери в заработке.

Наши рекомендации