Чтолучше для больного и путника, поститься или разговляться?
Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, ответил: «Мы говорим, что лучше для него совершать то, что будет для него более легким. Если же в соблюдении поста будет вред ему, то в таком случае поститься ему запрещено, исходя из слов Всевышнего Аллаха: «И не убивайте самих себя, поистине, Аллах милостив к вам» (ан-Ниса, 29). Поистине, этот аят указывает на то, что бы ни причиняло человеку вред, оно является для него запретным.
Если же кто-нибудь скажет: «Этот аят касается лишь убийства, а не касается любого вреда», то мы скажем: Да, подобное понимается из внешнего смысла аята. Однако ‘Амр ибн ‘Ас привел в качестве довода этот аят на само вред, после чего Пророк(салля Ллаху ‘алайхи ва саллям)подтвердил это. Однажды Пророк(салля Ллаху ‘алайхи ва саллям)отправил ‘Амр ибн ‘Аса с отрядом (для решения чего-то), потом тот осквернился в пути и совершил очищение песком (тайаммум), не совершив полного омовения. После возвращения с похода, Пророк(салля Ллаху ‘алайхи ва саллям)сказал ему: «Разве ты совершил намазы со своими спутниками, тогда как ты был в состоянии осквернения?» Он ответил: «О Посланник Аллаха, я вспомнил аят: «И не убивайте самих себя, поистине, Аллах милостив к вам» по причине чего я совершил тайаммум землей, так как ночь была холодной. После чего Пророк(салля Ллаху ‘алайхи ва саллям)улыбнулся, подтверждая тем самым его поступок».
И на основании этого, мы говорим: Если пост вредит больному, то пост в отношении его является запретным.
Если кто-нибудь спросит: «Как определяется вред? - то мы ответим: Поистине, вред может познаваться чувством или сообщением. Что касается чувства, то это когда больной ощущает, что пост ему навредит, вызовет боли, станет причиной промедления выздоровлений и прочее.
Что касается сообщения, то это когда сообщает ему знающий врач, который уверен в том, что пост ему навредит. Поэтому если ему сообщит какой-нибудь простолюдин, который не является врачом, то его мнение не принимается в расчет. Если же ему сообщит незнающий врач, который изучает медицину, то его мнение не принимается так же.
Обуславливается ли то, чтобы врач был мусульманином, дабы мы ему доверяли, так как не мусульманин не надежный?
Правильным является то, что не обуславливается. Поистине, если мы доверяем его мнению, то поступаем согласно его мнению, что пост снимается (от больного), поскольку это его ремесло. Быть может, неверующий заботится о своем ремесле и репутации, по причине чего говорит лишь правильное мнение, в котором он уверен. Пророк(салля Ллаху ‘алайхи ва саллям)доверял неверующему, находясь в опасном для себя положении. Когда Пророк(салля Ллаху ‘алайхи ва саллям)переселялся из Мекки в Медину, то нанял мужчину многобожника, чтобы он указывал ему дорогу. (аль-Бухари, 2144). Это положение было для него опасным, поскольку курайшиты разыскивали Посланника(салля Ллаху ‘алайхи ва саллям)и обещали сто верблюдов тому, кто укажет, где находится Пророк(салля Ллаху ‘алайхи ва саллям). Однако Посланник(салля Ллаху ‘алайхи ва саллям)доверился ему, что указывает на то, что если мы доверяем многобожнику-неверующему, то мы принимаем во внимание его мнение.
Вопрос:Что лучше для путника, поститься или же разговляться?
Ханбалиты считают лучшим не поститься, более того, они считают порицаемым поститься в пути.
Шафи’ты же говорят, что поститься лучше.
Правильное мнение заключается в подробном изложении. Если для путника поститься и разговляться легко, то тогда ему лучше поститься, а если ему тяжело поститься в пути, то тогда ему лучше разговляться.
Довод на это служит следующий хадис: Пророк(салля Ллаху ‘алайхи ва саллям)когда был в пути, разговелся лишь тогда, когда ему сообщили, что людям тяжело поститься, и они ожидали действие Пророка(салля Ллаху ‘алайхи ва саллям). Во время похода для открытия Мекки, Пророк(салля Ллаху ‘алайхи ва саллям)постился, пока не дошел до места, которое называется «кур’ ал-гъамим*, несмотря на то, что сподвижники знали, что постящийся имеет выбор между постом и разговением, однако они желали подражать Посланнику(салля Ллаху ‘алайхи ва саллям). После чего Посланник(салля Ллаху ‘алайхи ва саллям)после ‘асра (послеполуденного намаза) велел принести кружку воды и поднял ее над головой, а когда люди стали смотреть на него, отпил из нее. Сподвижники наблюдали за ним, чтобы подражать ему. Спустя некоторое время ему сообщили, что все еще есть люди, которые продолжают поститься. Тогда он сказал:«Они неповинующиеся! Они неповинующиеся!» (Муслим 1114), поскольку они постились с тяжестью.
Поэтому мы говорим, что если тяжело поститься в пути, то лучше тогда не поститься. А если эта тяжесть невыносимая, то поститься в таком случае запрещено».
Источник: «Шарх Мумтиъ» 3\20-22.
*[Прим. переводчика: кур’ ал-гъамим – это название долины, которая находится на расстоянии 64 км от высокочтимой Мекки. Источник: Шейх Бассам ибн АбдуЛлах Бассам «Шарх Булугуль-Марам» 2\223)].
Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, также сказал: «И это мнение у меня является более правильным, что поститься в пути лучше. За исключением того человека, который ощущает тяжесть, даже если это небольшая трудность, в таком случае ему лучше не поститься в пути. Кто опасается за себя вреда или ощущает непереносимую тяжесть, то пост в отношении его является запретным, поскольку он отказывается от разговения, несмотря на то, что ощущает невыносимую тяжесть, что указывает на излишество в религии.Пророк(салля Ллаху ‘алайхи ва саллям)сказал: «Пропали излишествующие!»»
Источник: «Шарх Булугуль-Марам» 3\72.
70 Что такое аль-и’тикаф, какое его положение в Исламе, что дозволенно в нем, а что нет и дозволено ли женщинам соблюдать аль-и‘тикаф в мечетях?
Шейха ибн База, да смилуется над ним Аллах, спросили: «Что такое аль-и‘тикаф? Если человек захочет совершить аль-и’тикаф, то что ему следует совершать и отчего ему следует воздержаться? Дозволено ли женщине совершать аль-и‘тикаф в запретной мечети (в Мекке)?..».
Шейх ответил: «Аль-и‘тикаф– это поклонение, которое является сунной.Лучше его совершать в месяце рамадан в любой мечети, в которой совершают групповую молитву. О чем сказал Всевышний Аллах:«Не вступайте с ними в близость, когда вы совершаетеаль-и‘тикаф в мечетях» (аль-Бакъара,187).Нет проблем, чтобы совершали аль-и’тикаф в запретной мечети (в Мекке) и пророческой как мужчины, так и женщины, если это не принесет вреда молящимся и никому не причинит страдания.Тому, кто совершает аль-и’тикаф, надлежит пребывать в мечети, быть занятым поминанием Аллаха и поклонением Ему, и не выходить из мечети, кроме как по нужде, например, для исправления малой и большой нужды и прочего.Или выходитьиз мечети, чтобы принести себе еду, если неполучается, чтобы кто-либо доставил ему еду. Поэтому он может выходить из мечети по своей нужде, поскольку Пророк(салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) выходил по нужде. И недозволенно женщине вступать с ее мужем в близость, тогда как она совершает аль-и’тикаф, так же, как и мужу недозволенно иметьблизость со своей супругой в то время, когда он в состоянии аль-и’тикафа. Ибо Всевышний Аллах сказал: «Не вступайте с ними в близость, когда вы совершаетеаль-и’тикафв мечетях» (аль-Бакъара,187). Также будет лучше для него, чтобы он часто не беседовал с людьми, а был занятым поклонением Аллаху и подчинением Ему. Однако если мужчину проведают некоторые его братья, или навестят женщину некоторые ее махрамы или сестры по вере, и она будет с ними беседовать, то в этом нет проблем. Пророка(салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) навещали его жены, когда он был в состоянии аль-и’тикафа и он беседовал с ними, затем они уходили. И это указывает на то, что в подобном деянии нет никаких проблем.
Аль-и’тикаф – это пребывание в мечети для повиновения Всевышнему Аллаху, независимо от того, будет этот срок маленьким или большим, поскольку, как мне известно, не пришло то, что указывает на ограничение, ни одним днем, ни двум и ни большим. Аль-и’тикаф – это узаконенноепоклонение, кроме как если человек не дал обет (назр) Аллаху, что он совершит аль-и’тикаф, в этом случае совершение аль-и’тикафа для него является обязательным действием. Аль-и’тикаф может совершать женщина и мужчина, ибо они равны в этом обрядепоклонения.И не обуславливается, чтобы они были постящимися по более правильному мнению. Если мужчина или женщина будут совершать аль- и’тикаф вне месяца рамадана, тогда как они не являются постящимся, то в этом нет проблем*».
Источник: «Маджмуъ Фатауа» 15\440.
*[Прим. переводчика: Шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) считал, что аль-и’тикаф не узаконен, кроме как в последние десять дней месяца Рамадана. Источник: «Шарх аль-Арба’ин ан-Науауи» стр.206)].
Шейх Ибн Баз, да смилуется над ним Аллах, также сказал: «Желательно тому, кто хочет совершить аль-и’тикаф, войти в мечеть, предназначенную для совершения аль- и’тикафа, после утренней молитвы на двадцать первый день и выходитьиз нее, когда завершатся десять дней, чтобы последовать в этом Пророку(салля Ллаху ‘алайхи ва саллям). И нет проблем, если он прервет свой аль-и’тикаф, кроме как если этоталь-и’тикаф не будет в качестве выполнения обета, который был дан Аллаху. Лучше будет, если человек, совершающий аль-и’тикаф, предназначит определенное место в мечети, чтобы отдыхать там, если ему предоставляется такая возможность. Было узаконено совершающему аль-и’тикаф, чтобы он много поминал Аллаха, читал Коран, просил прощение у Аллаха, взывал к Нему и совершалдобровольные молитвы в не запретное время.
И нет проблем, чтобы проведывали его некоторые друзья и беседовали с ним. Как навещали Пророка(салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) его некоторые жены и они беседовали с ним. Один раз его навестила София (да будет доволен ею Аллах), тогда как Пророк(салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) был в состоянии аль-и’тикаф в месяце рамадан, а когда она вставала, то он тоже вставал и провожал ее до двери мечети. (аль-Бухари,2934 и Муслим,2175). И это указывает на то, что в подобном действии нет никаких проблем.Его такое отношение указывает на его совершенную скромность и хорошее взаимоотношение с его женами.Да восхвалит и избавит Аллах нашего пророка Мухаммада, членов его семьи, всех его сподвижников ивсех тех, кто последовал по его пути самым наилучшимследованиемот всякого зла и бедствия!»
Источник: «Маджмуъ Фатауа» 15\442.
Шейха Ибн Усаймина, да смилуется над ним Аллах, спросила некая женщина: «Я совершаю аль-и’тикаф в запретной мечети (в Мекке). До этого я искала свою сестру, которую я люблю ради Аллаха и сильно хочу повидать ее уже на протяжении многих лет. И вот сегодня по предопределению Аллаха я встретилась с моими сестрами, которые хотят со мной отправиться домой к той сестре, чтобы повидать ее. Если я не увижу ее сегодня, то возможно я не смогу ее увидеть так легко впредь. Она не может прийти ко мне в мечеть по причине ее месячных (хайда). Будет ли считаться мой выход из аль-и’тикафа крайней необходимостью, чтобы повидать ее?».
Ответ: «Обязательно является знать, что аль-и’тикаф является сунной, то есть, если человек нарушит его без уважительных оправданий, то нет на нем греха. В данный момент совершение аль-и’тикафа в последниедесять дней месяца рамадан является сунной, и нет в этом сомнения. Однако если человек выйдет из мечети и нарушит свой аль-и’тикаф, то нет на нем ничего, поскольку оно является сунной.Сунну же дозволено оставлять, даже без уважительных причин. Однако не следует оставлять сунну без уважительных оправданий. А той женщине, которая говорит, что она хочет встретиться со своей сестрой по вере, однако ей не удается этого сделать, кроме как если она не выйдет из аль-и’тикафа, мы скажем: Ей лучше остаться в своем аль-и’тикафе, а если она выйдет, то нет в этом проблем, однако (ее) аль-и’тикаф будет недействительным.Ибо выход из аль-и’тикафа без необходимости делает его недействительным». Источник: «Маджмуъ Фатауа» 20\177.