Процедуры финансового оздоровления организаций по законодательству о банкротстве.
Практика рассмотрения дел о банкротстве показала крайнюю неэффективность внешнего управления в процессе банкротства. Поэтому по аналогии с законодательством некоторых зарубежных стран в Закон о банкротстве были включены нормы о совершенно новой процедуре, позволяющей не отстранять руководство должника от занимаемых должностей.
Финансовое оздоровление – процедура, направленная на восстановление платежеспособности должника, а также на погашение его задолженности в соответствии со специальным графиком.
Инициатива проведения финансового оздоровления может исходить от участников (учредителей); собственника имущества должника – унитарного предприятия; третьего лица (третьих лиц) (по согласованию с должником) (указанные субъекты на стадии наблюдения вправе обратиться к первому собранию кредиторов с соответствующим ходатайством).
Финансовое оздоровление может быть введено арбитражным судом по итогам наблюдения:
1) на основании решения первого собрания кредиторов;
2) в отсутствие какого бы то ни было решения первого собрания кредиторов, если имеется ходатайство указанных субъектов при условии предоставления обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности;
3) вопреки решению первого собрания кредиторов о введении внешнего управления либо открытии конкурсного производства при условии предоставления аналогичного ходатайства и банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств должника по графику погашения задолженности.
Основная цель финансового оздоровления - восстановить платежеспособность должника и следовать графику погашения задолженности, который контролируетадминистративный управляющий.
Законодательство устанавливает достаточно жесткие требования в отношении сроков и порядка погашения задолженности перед кредиторами. В частности, указанный график погашения задолженности должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после введения финансового оздоровления. Требования всех кредиторов, включенные в реестр требований кредиторов, должны быть удовлетворены не позднее чем за месяц до окончания срока этой процедуры. Требования кредиторов первой и второй очередей - не позднее чем через 6 месяцев с даты введения финансового оздоровления. Погашение требований кредиторов должно осуществляться ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с момента начала удовлетворения требований кредиторов.
В ходе финансового оздоровления органы управления должника, продолжая выполнять свои функции, ограничиваются в распоряжении средствами. Например, должник не вправе без согласия собрания (комитета) кредиторов*(79)совершать сделки, в отношении которых у него имеется заинтересованность или которые связаны с приобретением, отчуждением имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости его активов. Устанавливаются ограничения и на совершение сделок, которые влекут за собой выдачу займов (кредитов), поручительств и гарантий, а также на учреждение доверительного управления имуществом должника.
Вместе с тем Закон о банкротстве устанавливает, что должник не вправе совершать определенные сделки без согласия административного управляющего. К ним относятся сделки, которые влекут за собой увеличение кредиторской задолженности более чем на 5% от суммы требований кредиторов, уступку прав требований, перевод долга, получение займов (кредитов) и т.д.
Финансовое оздоровление вводится на срок до 2 лет. За месяц до истечения этого срока должник представляет административному управляющему отчет, включающий баланс должника, отчет о прибылях и убытках, документы, подтверждающие требования кредиторов. Если график погашения задолженности не выполнен, требования кредиторов погашаются лицами, предоставившими обеспечение, и тогда эти лица становятся для должника кредиторами третьей очереди.
По итогам рассмотрения результатов финансового оздоровления, а также жалоб кредиторов арбитражный суд принимает один из судебных актов: определение о прекращении производства по делу о банкротстве, если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными; определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника; решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.
17. Связь приватизации с предпринимательской деятельностью.
Приватизация – процесс привлечения частного сектора к владению или управлению государственными предприятиями.
Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21.12.2001 N 178-ФЗ
Приватизация государственных и муниципальных предприятий – приобретение гражданами, акционерными обществами у государства и местной администрации в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов предприятий государства и местных администраций в капитале акционерных обществ, принадлежащих приватизируемым предприятиям, долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ, а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий.
«Выгодные» аспекты приватизации:
• высвобождаются государственные ресурсы для инвестиций в инфраструктуру и социальные программы;
• растут масштабы и динамизм существующего частного сектора;
• более широкое распределение собственности;
• стимулируются и облегчаются капиталовложения частного сектора как из отечественных, так и из зарубежных источников;
• государство получает доходы, создаются новые рабочие места;
• сокращается административное бремя государства;
Конкретные выгоды приватизации для предприятий:
• повышается производительность труда;
• растет производственный потенциал;
• растет прибыль для новых владельцев и других акционеров;
• растет прибыль, ускорение роста и более эффективное сдерживание расходов.
В некоторых случаях приватизация приводит к ликвидации нежизнеспособных фирм, которые раньше существовали благодаря правительственным субсидиям и покровительству. Банкротства, закрытие и ликвидация предприятий отнюдь не свидетельствует о неправомерности приватизации. Закрытие убыточных фирм как государственных, так и частных может высвободить активы для продуктивного использования, снять бремя с экономики и обеспечить возможности для более плодотворных капиталовложений и создания новых рабочих мест.