Доказательства наличия корпоративной культуры
МЕТОД: оценивая степень наличия корпоративной культуры в исследованных компаниях, мы принимали во внимание факты, указывающие на то, что компания стремится к воспитанию лояльности и преданности и к тому, чтобы поведение сотрудников соответствовало ее идеологии. Такие факты изучались по трем следующим параметрам:
A — воспитание, обучение;
B — жесткие стандарты соответствия;
C — элитизм.
Основываясь на всех имеющихся у нас фактах деятельности компаний, всем им были даны оценки по каждой категории. Затем путем суммирования баллов была получена итоговая оценка для каждой компании, при этом отметка «H» расценивалась в 3 балла, «M» — в 2 балла, «L» — в 1 балл.
А: ВОСПИТАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ.
H: Весомые доказательства того, что компания обладает традициями применения формальных и/или ощутимых методов воспитания, обучения сотрудников. Такие методы могут включать:
• ориентационные программы по обучению ценностям, поведенческим нормам, корпоративной идеологии, истории и традициям;
• непрерывное идеологическое воспитание;
• внутренние публикации — книги, газеты, журналы, поддерживающие идеологию;
• идеологическая общность с коллегами и непосредственными руководителями в процессе работы;
• сотрудники компании являются основной социальной средой для новых работников. Поощряется общение сотрудников преимущественно друг с другом;
• пение корпоративных гимнов и скандирование лозунгов;
• поддержка мифов о героических подвигах сотрудников;
• использование уникального языка и терминологии, поддерживающих систему ценностей компании;
• присяги и клятвы;
• наём молодых, продвижение изнутри, формирование сознания с «младых ногтей»; новые сотрудники нанимаются только на низшие позиции, так что их организационный рост происходит в соответствующей идеологической обстановке.
M: Есть свидетельства того, что компания имеет долгую историю формальных и ощутимых методов воспитания и обучения сотрудников, но она делает это в меньшей степени и/или менее последовательно, чем это характерно для компаний, получивших оценку «H».
L: Незначительные свидетельства (или полное их отсутствие) того же.
B: ЖЕСТКИЕ СТАНДАРТЫ.
H: Существенные свидетельства о том, что компания исторически налагала жесткие стандарты соответствия; люди либо хорошо подходят компании, либо не подходят совершенно. Стандарты очень жесткие (особенно в отношении идеологии). Компания использует различные действенные методы для соблюдения стандартов, в том числе:
• весомые знаки признания и награды для тех, кто соответствует стандартам, и ощутимые наказания для тех, кто не удовлетворяет стандартам (подходящие люди счастливы, высоко ценятся, вознаграждаются; неподходящие люди несчастны, ценятся невысоко, не получают признания);
• терпимость к ошибкам, которые не входят в противоречие с идеологией («не грехи»); жесткие наказания за пренебрежение идеологией («грехи»);
• тщательные процессы отбора, либо в период найма, либо в первое время работы;
• жесткие требования к проявлению лояльности. Наказания и/или обвинения в предательстве за «недостаток лояльности»;
• жесточайшие нормы поведения и навязчивый контроль, направленный на вытеснение неподходящих людей;
• ожидание проявлений рьяной приверженности идеологии;
• стремление привязать сотрудника к компании (финансовыми средствами, за счет личного времени), что позволяет выявить и вытеснить тех, кто не желает «отдать всего себя» компании.
M: Наличие свидетельств того же самого, однако в меньшей степени и/или менее последовательно, чем это характерно для компаний, получивших оценку «H».
L: Незначительные свидетельства (или полное их отсутствие) того, что компания налагала жесткие стандарты соответствия.
C: ЭЛИТИЗМ.
H: Существенные свидетельства о том, что компания исторически поддерживала чувство принадлежности к чему-то особенному и элитарному. Принадлежность и особенность одинаково важны. Такой настрой поддерживается разными путями, например:
• постоянный упор — в устной и письменной форме — на принадлежность к особой группе, элите;
• одержимость секретностью и контролем за информацией, особенно в отношении внешней среды;
• праздничные мероприятия, поддерживающие успешность, принадлежность и особенность;
• использование прозвищ («норди», «проктоиды», «моторольцы», «члены труппы») и особого языка;
• большой упор на принадлежность к «большой и счастливой семье»;
• физическая изолированность. Компания располагает собственной почтой, ресторанами, оздоровительными клубами, местами для встреч, что минимизирует контакты сотрудников с внешней средой.
M: Свидетельства того же самого, однако в меньшей степени и/или менее последовательно, чем это характерно для компаний, получивших оценку «Н».
L: Незначительные свидетельства этого (или полное их отсутствие).
Таблица А.7