Необработанные (в черном виде) оси на средней или подступичной части должны иметь знаки и клейма в соответствии с рисунком 1.
Рисунок 1 – Знаки и клейма на необработанные (в черном виде) оси на средней или подступичной части
Условный номер предприятия-изготовителя,
Месяц (римскими цифрами) и год (две последние цифры изготовления),
Номер плавки,
Клейма приемки,
Порядковый номер оси,
Год (две последние цифры)
Окончательно обработанные оси на правом торце должны иметь знаки и клейма в соответствии с рисунками 2,3,4
Рисунок 2 – Знаки и клейма на правом торце оси колесной пары
а —тепловоза с наружными буксовыми шейками и торцовым упором скольжения;
б — электровоза на подшипниках качения без торцового упора:
1 — условный номер предприятия-изготовителя необработанной оси;
2 — месяц (римскими цифрами) и год (две последние цифры) изготовления необработанной оси;
3 — порядковый номер оси;
4 — клейма технического контроля предприятия-изготовителя и представителя приемки, проверивших правильность переноса маркировки с необработанной оси и принявших обработанную ось;
5 — условный номер предприятия-изготовителя, обработавшего ось;
6 – клейма метода формирования колесной пары («ФТ» – тепловой, «Ф» – прессовый, «Ф» и «ТЗ» – комбинированный при прессовом методе посадки колес (колесных центров) и тепловом методе посадки зубчатого колеса на ось, «ТК» и «Ф» – комбинированный при тепловом методе посадки колес (колесных центров) и прессовом методе посадки зубчатого колеса на ось) или клеймо замены оси на вновь изготовленную («СО»);
7 – условный номер предприятия, производившего сборку колесной пары;
8 – месяц (римскими цифрами) и год (две последние цифры) сборки колесной пары;
9 – клейма технического контроля предприятия-изготовителя и представителя приемки, принявших колесную пару;
10 – клеймо балансировки;
11 – клейма переформирования колесной пары;
12 – номер ремонтного пункта, производившего переформирование;
13 – месяц (римскими цифрами) и год (две последние цифры) переформирования;
14 – клейма технического контроля ремонтного пункта и приемщика локомотивов (инспектора-приемщика), принявших колесную пару после переформирования
Рисунок 3 – Знаки и клейма на правом торце оси колесной пары локомотива с торцовыми упорами качения
1 – условный номер предприятия-изготовителя необработанной оси;
2 – месяц (римскими цифрами) и год (две последние цифры) изготовления необработанной оси;
3 – порядковый номер оси;
4 – клейма технического контроля предприятия-изготовителя и представителя приемки, проверивших правильность переноса маркировки с необработанной оси и принявших обработанную ось;
5 – условный номер предприятия-изготовителя, обработавшего ось;
6 – клейма метода формирования колесной пары («ФТ» – тепловой, «Ф» – прессовый, «Ф» и «ТЗ» – комбинированный при прессовом методе посадки колес (колесных центров) и тепловом методе посадки зубчатого колеса на ось, «ТК» и «Ф» – комбинированный при тепловом методе посадки колес (колесных центров) и прессовом методе посадки зубчатого колеса на ось) или клеймо замены оси на вновь изготовленную («СО»);
7 – условный номер предприятия, производившего сборку колесной пары;
8 – месяц (римскими цифрами) и год (две последние цифры) сборки колесной пары;
9 – клейма технического контроля предприятия-изготовителя и представителя приемки, принявших колесную пару;
10 – клеймо балансировки;
11 – клейма переформирования колесной пары;
12 – номер ремонтного пункта, производившего переформирование;
13 – месяц (римскими цифрами) и год (две последние цифры) переформирования;
14 – клейма технического контроля ремонтного пункта и приемщика локомотивов (инспектора-приемщика), принявших колесную пару после переформирования.
Рисунок 4 – Знаки и клейма на правом торце оси колесной пары МВПС
1 – клеймо технического контроля;
2 – клейма технического контроля предприятия-изготовителя и представителя приемки, проверивших правильность переноса маркировки с необработанной оси и принявших обработанную ось;
3 – условный номер предприятия, производившего обработку оси и перенесшего знаки маркировки;
4 – порядковый номер оси, начинающийся с номера предприятия-изготовителя поковки;
5 – клейма инспектора приемщика;
6 – год (две последние цифры) изготовления;
7 – клейма формирования и балансировки;
8 – условный номер предприятия, сформировавшего колесную пару;
9 – клеймо технического контроля;
10 – дата формирования.
4.5 Бандажи на боковой наружной грани должны иметь знаки и клейма в соответствии с рисунком 5
Рисунок – 5 Знаки и клейма на наружной грани бандажа
1 – условный номер предприятия изготовителя,
2 – год (две последние цифры) изготовления,
3 – марка бандажа,
4 – номер плавки,
5 – клейма приемки,
6 – порядковый номер бандажа по системе нумерации
предприятия-изготовителя.
На импортных бандажах наносятся следующие знаки: знак фирмы, две последние цифры года изготовления, номер плавки, номер бандажа. При сквозной нумерации плавок (не по годам) год изготовления не наносится. Порядковый номер бандажа отдельными фирмами не наносится.
4.6 Литые центры на наружной стороне ступицы или диска должны иметь знаки и клейма в соответствии с рисунком 6. Размещение и размеры знаков маркировки – по рабочим чертежам центров.
Рисунок 6 – Знаки и клейма на колесном центре
а) б)
а – на дисковом центре, б – на спицевом центре
1 – условный номер предприятия-изготовителя,
2 – год (две последние цифры) изготовления,
3 – порядковый номер центра по системе нумерации
предприятия-изготовителя,
4 – обозначение марки стали,
5 – клейма технического контроля предприятия- изготовителя и представителя заказчика
4.7 Цельнокатаные колеса на наружной боковой поверхности обода должны иметь знаки и клейма в соответствии с рисунком 7
Рисунок 7 – Знаки и клейма наружной боковой поверхности
обода цельнокатаного колеса
1 – год (две последние цифры) изготовления,
2 – марка стали,
3 – номер плавки,
4 – условный номер предприятия-изготовителя,
5 – клейма технического контроля предприятия-изготовителя и
представителя заказчика,
6 – порядковый номер колеса по системе нумерации
предприятия-изготовителя
7– дополнительный код, обозначающий собственность колес стран СНГ и Балтии
4.8. Зубчатое колесо или венец ТПС должны иметь знаки и клейма в соответствии с рисунком 8
Рисунок 8 – Знаки и клейма зубчатого колеса и венца
а — на зубчатом колесе; б — на венце зубчатого колеса
1 – условный номер предприятия-изготовителя,
2 – порядковый номер зубчатого колеса (венца),
3 – марка стали,
4 – номер плавки,
5 – месяц (римскими цифрами) и год (две последние цифры) из-
готовления,
6 – клейма технического контроля предприятия-изготовителя и
представители заказчика,
7 – условный номер предприятия, проводившего установку
зубчатого колеса или венца,
8 – месяц (римскими цифрами) и год (две последние цифры)
установки,
9 – клейма технического контроля предприятия, проводившего
установку
4.9. Перенос знаков и правильность обработки осей в соответствии с технической документацией удостоверяется постановкой клейм контрольного мастера службы технического контроля и инспектора-приемщика (на заводе) («Серп и молот»), мастера колесного цеха и приемщика (в депо) с постановкой условного номера пункта, проводившего обработку.
4.10 Новые оси, бандажи, цельнокатаные колеса, центры, венцы и зубчатые колеса, поступающие от заводов-изготовителей без приемочных клейм инспектора-приемщика, а также с неясной маркировкой бракуют.
4.11 Сторона колесной пары, на торце оси которой находятся знаки и клейма, относящиеся к изготовителю оси, считается правой.
4.12 При полном освидетельствовании колесных пар на левом торце осей ставятся знаки и клейма в соответствии с рисунком 9. Впереди вышеуказанных клейм при замене бандажа дополнительно ставится клеймо «СБ».
При перепрессовке одного из центров (цельнокатаного колеса) — клеймо «ЛД» или «ПД» в зависимости от того, с какой стороны колесной пары перепрессовывался колесный центр или цельнокатаное колесо. При перепрессовке зубчатого колеса – клеймо «ЛЗД» или «ПЗД» - левого или правого зубчатого колеса.
При сборке колесной пары тепловым методом после распрессовки - клеймо «ЛДТ» или «ПДТ» - левого или правого колесного центра (цельнокатаного колеса), клеймо «ЛЗДТ» или «ПЗДТ» - левого или правого зубчатого колеса.
Рисунок 9 – Знаки и клейма на левом торце оси колесной пары: а — тепловозов с торцовыми упорами качения; б — тепловозов с торцовым упором скольжения; в — электровозов и МВПС на подшипниках качения без торцового упора;
1 – место постановки клейм замены бандажей, спрессовки левого или правого центра (цельнокатаного колеса);
2 – условный номер ремонтного пункта;
3 – месяц (римскими цифрами) и год (две последние цифры) проведения полного освидетельствования;
4 – клейма службы технического контроля и приемщика локомотивов (инспектора-приемщика).
4.13 После постановки клейм торцы осей с торцовым упором необходимо обработать. Шероховатость поверхности должна соответствовать Ra не более 1,25 мкм.
Запрещается заварка или зачеканка знаков и клейм изготовления оси и формирования колесной пары на правом торце оси. Они должны сохраняться на все время эксплуатации оси для локомотивов. Клейма формирования (переформирования) колесной пары для МВПС и клейма переформирования для локомотивов должны сохраняться до следующего переформирования.
При заполнении всех секторов левого торца оси проводится заварка знаков предыдущих полных освидетельствований и после зачистки или механической обработки торец вновь используется для постановки знаков полного освидетельствования колесной пары. При этом сохраняют клеймо последней перепрессовки колесного центра (цельнокатаного колеса).
5. Окраска
5.1 Колесную пару, принятую после ремонта или полного освидетельствования окрашивают в соответствии с требованиями ремонтных чертежей.
5.2 Окрашивание проводят:
- открытых средней и предподступичных частей оси (в том числе предподступичные и подступичные части оси между лабиринтными кольцами и ступицами колес, а также открытые поверхности оси между центрами и подшипниковыми узлами осевых редукторов) – эмалью черного или темно-серого цвета.
- наружных граней бандажей – эмалью белого цвета.
- места соединения внутреннего торца ступицы колесного центра или цельнокатаного колеса с подступичной частью оси у прицепных вагонов МВПС – эмалью белого цвета полосой от 30 до 40 мм шириной.
5.3 Наносят контрольные полосы шириной 25 мм:
- на бандаже для обозначения места постановки контрольных отметок по всей его толщине – эмалью красного цвета;
- на месте соединения ступицы с подступичной частью оси у прицепных вагонов МВПС поперек окрашенного белой эмалью места – эмалью красного цвета;
- на ободе центра (в продолжение полосы на бандаже) по всей его толщине – эмалью белого цвета;
- при упрочнении бандажей проводят контрольную полосу шириной 10 мм эмалью зеленого цвета следом за красной полосой по часовой стрелке и в непосредственной близости от нее.
1. Заключительная часть.
1. Путем опроса установить степень уяснения изученного материала.
2. Подвести итоги занятий.
Контрольные вопросы:
Назначение колёсной пары.
Неисправности колёсной пары.
Действия л/бригады при неисправности колёсной пары.
Назначение буксового узла.
Неисправности буксового узла.
Действия л/бригады при неисправности буксового узла.
Порядок действий локомотивной бригады при получении указания «Тревога 1».
Порядок действий локомотивной бригады при получении указания «Тревога 2».
Порядок действий локомотивной бригады при получении указания «Тревога 1,2», при срабатывании приборов КТСМ, ДИСК на закрытых станциях, переведённых в разряд перегонов.
Признаки неисправности буксового узла, порядок определения степени его нагрева на перегоне или станции машинистом.
Максимальное время от момента остановки поезда по показанию приборов КТСМ, ДИСК до осмотра неисправного вагона, кто должен производить осмотр.
Список литературы для самостоятельного изучения:
1. Конструкционная книга электровозов ВЛ-10, ВЛ10у.
2. ЦТ-329.
3. Памятка по обнаружению и устранению неисправностей на электровозах серии ВЛ10, ВЛ10у.
4. Инструкция РБ-10/159 от 06.11.96г. «О порядке действий локомотивной бригады при обнаружении неисправностей вагонов в пути следования».
5. Указание № ТЖ 3/44 Гейнца В.П. от 23.08.04г.
6. Колёсные пары ТПС ж.д. колеи 1520мм. Руководство по эксплуатации, ТО и ремонту
Приложение Б