Ханафитский фикх: китаб ас-закят.

Ханафитский фикх: Китаб ас-закят.

Определение слова «закят»

Арабское слово «закят» имеет два значения - «увеличение» и «очищение» (тахарат), и оба они соответствуют смыслу, придаваемому шариатом. В качестве шариатского термина слово «закят» используется для обозначения бескорыстной передачи бедному (факыр) мусульманину части денежных средств (имущества) человеком, который выплачивает эти деньги (передает имущество) только ради Аллаха Всевышнего. Выплачивая закят, человек освобождает свою душу от порока скупости и от грехов. Выплата закята становится причиной увеличения богатства, поскольку благодаря этому определенные средства попадают в руки бедных и нуждающихся, что способствует оживлению экономики и развитию торговли. Аллах Всевышний сказал: «...что бы вы ни потратили, Он возместит вам» (Коран, 34:39), а в одном из хадисов сообщается, что Пророк сказал: «(Выплата) милостыни никогда не уменьшит богатства» (ат-Та-барани, аль-Хараиты). Выплачивать закят обязательно только с таких денежных средств (имущества), которые либо увеличиваются, либо могут увеличиться, о чем речь пойдет ниже.
Для того чтобы выплатить закят, недостаточно позволить другому человеку пользоваться своим имуществом, поскольку это не будет соответствовать смыслу веления Аллаха, Который сказал: «...и отдавайте закят...» (Коран, 2:43). Так, на-пример, если человек, намеревающийся выплатить закят, накормит сироту (ятим), это зачтется ему в качестве выплаты закята только при условии, что еда будет отдана ему. Причина заключается в том, что, отдав еду, такой человек сделает сироту ее владельцем и тот будет есть то, что принадлежит ему самому. Если же он лишь позволит сироте разделить с ним трапезу, владельцем еды тот не станет.

Место закята в Исламе


Закят является третьим из числа столпов Ислама, упомянутых в достоверном хадисе, где сообщается, что Пророк с.а.с. сказал: «Ислам основывается на пяти столпах...». Обязательность выплаты закята подтверждается указаниями Корана и Сунны, а также единодушным мнением (иджма') всех членов мусульманской общины. Во многих айатах Корана закят упоминается наряду с молитвой, а Посланник Аллаха брал с мусульман клятву в том, что они будут выплачивать закят. Сообщается, что Джарир б. 'Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я поклялся Посланнику Аллаха с.а.с. в том, что буду совершать молитвы, выплачивать закят и сердечно относиться к каждому мусульманину» (аль-Бухари).
Известно, что Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сражался с теми племенами, которые отказались от выплаты закята после смерти Пророка
Поступая так, Абу Бакр ссылался на слова Посланника Аллаха «Поистине, чистота души и имущества зависит от выполнения должного, что же касается имущества, то здесь должным является выплата закята».
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда Посланник Аллаха умер и Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, стал (халифом), а некоторые из арабов вернулись к неверию (куфр), 'Умар, да будет доволен им Аллах, спросил (Абу Бакра): "Как же ты можешь сражаться с этими людьми?! Ведь Посланник Аллаха с.а.с. сказал: "Мне было велено сражаться с этими людьми (многобожниками), пока они не скажут: "Нет бога, кроме Аллаха", а кто произнесет (эти слова, тем самым) защитит от меня свое имущество и свою жизнь, если только (не совершит ничего такого, за что его можно будет лишить имущества или жизни) по праву, и тогда (лишь) Аллах произведет с ним расчет"!" (В ответ на это Абу Бакр, да будет доволен им Аллах,) сказал: "Клянусь Аллахом, я непременно стану сражаться с теми, кто отделяет молитву от закята, ведь закят с имущества брать обязательно! И, клянусь Аллахом, если они откажутся отдать мне хотя бы веревку, которую отдавали Посланнику Ал-лаха я стану сражаться с ними из-за этого!". (А потом) 'Умар, да будет доволен им Аллах, говорил: "Клянусь Аллахом, не иначе как Сам Аллах раскрыл сердце Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, (принявшего решение) сражаться, а я понял, что это - правильное (решение)!"» (аль-Бухари).
Таким образом, двух мнений относительно обязательности закята быть не может, а тот, кто отрицает это, заслуживает обвинения в неверии (куфр). Выплачивать закят мусульманам было предписано раньше, чем соблюдать пост (саум), а именно во втором году хиджры. Если не считать молитвы, этот вид поклонения в рамадан является наилучшим, и поэтому, по единодушному мнению улемов, человек, отказывающийся от выплаты закята, совершает великий грех. Так, например, одну из глав «Книги закята» своего «Сахиха» имам аль-Бухари озаглавил «Грех человека, отказывающегося выплачивать закят», ссылаясь на слова Аллаха Всевышнего «...а тех, которые копят золото и серебро, не расходуя этого на пути Аллаха, порадуй вестью о мучительном наказании в тот День, когда (накопленное золото и серебро) будет раскалено в пламени ада, и заклеймят им лбы их, бока и спины (и будет сказано им): "Вот что скопили вы для себя, так вкусите же то, что вы копили!"» (Коран, 9:34-35).
В этой главе приводится следующий хадис. Передают со слов Абу Хурай-ры, да будет доволен им Аллах, что Пророк сказал: «(В День воскресения) верблюды придут к своему хозяину в наилучшем виде, который они имели (в этом мире), и если он не отдавал с них должного, они станут топтать его своими ногами, и овцы придут к своему хозяину в наилучшем виде, который они имели (в этом мире), и если он не отдавал с них должного, они станут топтать его своими копытами и бодать своими рогами». (Пророк с.а.с. также) сказал: «И они имеют право на то, чтобы во время доения перед ними была вода». (Пророк также) сказал: «И пусть в День воскресения никто из вас не является ко мне с блеющей овцой на шее (Имеется в виду такая овца, с которой человек не уплатил положенного закята) и не говорит: "О Мухаммад!", ибо я скажу: "У меня ничего для тебя нет (То есть я ничем не смогу тебе помочь.), ведь я уже довел (до твоего сведения послание Аллаха)!". И пусть никто не является ко мне с ревущим верблюдом на шее и не говорит: "О Мухаммад!", ибо я скажу: "У меня ничего для тебя нет, ведь я уже довел (до твоего сведения послание Аллаха)!"» (аль-Бухари).
Кроме того, со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передают, что Посланник Аллаха сказал: «В День воскресения богатство, дарованное Аллахом тому, кто не выплачивал с него закят, предстанет перед ним в образе плешивого ядовитого змея с двумя черными пятнами на глазах, который обовьется вокруг него, вопьется ему в щеки и скажет: "Я - твое богатство, я - твое сокровище"», а потом (Пророк с.а.с.) прочитал: «И пусть скупящиеся на то, что даровал им Аллах по милости Своей, ни в коем случае не считают, что это лучше для них, напротив, это для них хуже: в День воскресения обязательно закуют их в ошейники из того, на что они скупились. Аллаху принадлежит наследие небес и земли, и Аллах ведает о том, что вы творите» (Коран, 3:180).





Выплата закята


Каждый совершеннолетний и дееспособный мусульманин, обязанный выполнять установления шариата, должен выплачивать закят во исполнение веления Аллаха Всевышнего, Который сказал: «...отдавайте закят...» (Коран, 2:43).
Как уже отмечалось, необходимым условием выплаты закята является владение установленным минимумом (нисабом) денежных средств (имущества), которыми человек может распоряжаться по своему усмотрению в течение лунного года. Необходимо также, чтобы человек обладал вышеупомянутым минимумом в начале и конце года. Ниже будет указано, что истечение года не является необходимым условием для выплаты закята с урожая различных видов растений и плодов деревьев. Необходимым условием действительности выплаты закята, как и в тех случаях, когда дело касается прочих видов поклонения, является наличие соответствующего намерения у человека, который выплачивает закят.
Достаточно, чтобы такое намерение было у него в то время, когда он выделяет средства для выплаты, поскольку закят может распределяться среди многих людей, но каждый раз принимать необходимое решение затруднительно. Здесь имеется в виду намерение, с которым человек отдает что-либо бедняку, а не доверенному лицу (вакиль), которому он поручает распределить выделенные средства среди нуждающихся. В том случае, когда человек отдает что-либо, а потом решает, что это отдано в качестве закята, выплата считается действительной, если эти средства (имущество) все еще находятся у бедняка, которому они были вручены, в отличие от такого случая, когда решение принимается после того, как средства, полученные бедняком, были израсходованы. Таким образом, вышеупомянутое решение является действительным, даже если оно принимается через несколько дней, но при том условии, что полученные средства все еще находятся в распоряжении бедняка. Если человек скажет бедняку, что он хочет сделать ему подарок, на самом деле намереваясь выплатить закят, такая выплата будет действительной.
Если человек, которому поручено раздать закят, выплатит его собственными деньгами, намереваясь вернуть потраченное из средств того, кто дал ему такое поручение, выплата будет действительной при том условии, что человек, уполномочивший его сделать это, уже выделил необходимые средства. Упол-номоченный может отдать эти средства своему совершеннолетнему нуждающемуся сыну, если тот, кто выплачивает закят, не распорядится отдать его определенному лицу. Уполномоченный может также отдать полученные средства своей нуждающейся жене, но взять их для себя он не вправе, если только тот, кто выплачивает закят, не скажет: «Используй это по своему усмотрению».
Выделение средств на выплату закята еще не означает, что мусульманин вы-полнил эту обязанность. Обязанность выплаты закята считается выполненной только после вручения выделенных средств тем, кто имеет право на их получение. В тех случаях, когда выделенные средства пропадают, не дойдя до тех, кому они предназначены, обязанность выплаты закята не снимается. Если же человек умрет, не успев выполнить эту обязанность, соответствующую сумму необходимо выплатить из его наследства (мирас).
Закят необходимо (ваджиб) выплачивать сразу, используя первую представившуюся возможность. Если же человек выплатит его по истечении года, он поступит дурно и совершит грех, поскольку закят было велено отдавать беднякам для удовлетворения их неотложных потребностей. Таким образом, если закят не выплатить немедленно, цель достигнута не будет.
Поскольку выплата закята вменяется в обязанность в течение всей жизни человека, эта обязанность считается выполненной, когда бы он ни выплатил положенное, однако в случае задержки выплаты ему следует принести покаяние за этот грех. Если человек станет откладывать выплату закята до конца жизни, ему будет трудно выполнить эту обязанность, и поэтому он должен стараться выплачивать положенное при первой возможности во исполнение веления Аллаха Всевышнего, который сказал: «И расходуйте из того, чем Мы наделили вас, прежде чем придет к кому-либо из вас смерть, и станет он говорить: "Господь мой, если бы Ты дал мне небольшую отсрочку, я бы раздавал милостыню и стал одним из праведных!". (Но) никогда не дает Аллах человеку эту отсрочку, если подошел срок его; Аллах осведомлен о том, что вы делаете» (Коран, 63:10-11).
Если человек, откладывающий выплату закята, заболеет и захочет занять деньги, чтобы выплатить положенное, лучше всего так и поступить при том условии, что он будет склоняться к мнению, что долг удастся вернуть. В противном случае занимать деньги не следует, поскольку тяжба с заимодавцем повлечет за собой более тяжкие последствия. В День воскресения заимодавец непременно потребует возвращения долга, тогда как Аллах может простить грех.
Если человек, у которого имеется определенный минимум средств, выплатит закят за несколько лет вперед, такая выплата будет действительной. В данном случае необходимым условием является реальное обладание этими средствами, поскольку не допускается, чтобы человек заранее выплачивал положенные 2,5% от имеющейся суммы наличных денег, то есть пять дирхемов в качестве закята с двухсот дирхемов, которых у него нет, даже если к концу года он будет располагать такой суммой. Кроме того, есть два других необходимых условия: определенным минимумом средств надо располагать на протяжении всего года, и эти средства должны полностью быть в наличии к концу года. Так, например, если человек, у которого есть триста дирхемов, выплатит сто дирхемов в качестве закята с двухсот дирхемов за двадцать лет вперед, такая выплата будет действительной. Если же он выплатит эти сто дирхемов за текущий год и за девятнадцать лет вперед, имея только двести дирхемов, такая выплата будет действительной лишь при том условии, что уже в текущем году в его распоряжении окажется еще сто дирхемов. Если же эта сумма появится у него только в следующем году, тогда закят следует выплачивать за каждый год отдельно. Известно, что лучше вообще не выплачивать закят заранее, так как улемы расходились во мнениях по этому вопросу.

Ханафитский фикх: Китаб ас-закят.

Определение слова «закят»

Арабское слово «закят» имеет два значения - «увеличение» и «очищение» (тахарат), и оба они соответствуют смыслу, придаваемому шариатом. В качестве шариатского термина слово «закят» используется для обозначения бескорыстной передачи бедному (факыр) мусульманину части денежных средств (имущества) человеком, который выплачивает эти деньги (передает имущество) только ради Аллаха Всевышнего. Выплачивая закят, человек освобождает свою душу от порока скупости и от грехов. Выплата закята становится причиной увеличения богатства, поскольку благодаря этому определенные средства попадают в руки бедных и нуждающихся, что способствует оживлению экономики и развитию торговли. Аллах Всевышний сказал: «...что бы вы ни потратили, Он возместит вам» (Коран, 34:39), а в одном из хадисов сообщается, что Пророк сказал: «(Выплата) милостыни никогда не уменьшит богатства» (ат-Та-барани, аль-Хараиты). Выплачивать закят обязательно только с таких денежных средств (имущества), которые либо увеличиваются, либо могут увеличиться, о чем речь пойдет ниже.
Для того чтобы выплатить закят, недостаточно позволить другому человеку пользоваться своим имуществом, поскольку это не будет соответствовать смыслу веления Аллаха, Который сказал: «...и отдавайте закят...» (Коран, 2:43). Так, на-пример, если человек, намеревающийся выплатить закят, накормит сироту (ятим), это зачтется ему в качестве выплаты закята только при условии, что еда будет отдана ему. Причина заключается в том, что, отдав еду, такой человек сделает сироту ее владельцем и тот будет есть то, что принадлежит ему самому. Если же он лишь позволит сироте разделить с ним трапезу, владельцем еды тот не станет.

Место закята в Исламе


Закят является третьим из числа столпов Ислама, упомянутых в достоверном хадисе, где сообщается, что Пророк с.а.с. сказал: «Ислам основывается на пяти столпах...». Обязательность выплаты закята подтверждается указаниями Корана и Сунны, а также единодушным мнением (иджма') всех членов мусульманской общины. Во многих айатах Корана закят упоминается наряду с молитвой, а Посланник Аллаха брал с мусульман клятву в том, что они будут выплачивать закят. Сообщается, что Джарир б. 'Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я поклялся Посланнику Аллаха с.а.с. в том, что буду совершать молитвы, выплачивать закят и сердечно относиться к каждому мусульманину» (аль-Бухари).
Известно, что Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сражался с теми племенами, которые отказались от выплаты закята после смерти Пророка
Поступая так, Абу Бакр ссылался на слова Посланника Аллаха «Поистине, чистота души и имущества зависит от выполнения должного, что же касается имущества, то здесь должным является выплата закята».
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда Посланник Аллаха умер и Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, стал (халифом), а некоторые из арабов вернулись к неверию (куфр), 'Умар, да будет доволен им Аллах, спросил (Абу Бакра): "Как же ты можешь сражаться с этими людьми?! Ведь Посланник Аллаха с.а.с. сказал: "Мне было велено сражаться с этими людьми (многобожниками), пока они не скажут: "Нет бога, кроме Аллаха", а кто произнесет (эти слова, тем самым) защитит от меня свое имущество и свою жизнь, если только (не совершит ничего такого, за что его можно будет лишить имущества или жизни) по праву, и тогда (лишь) Аллах произведет с ним расчет"!" (В ответ на это Абу Бакр, да будет доволен им Аллах,) сказал: "Клянусь Аллахом, я непременно стану сражаться с теми, кто отделяет молитву от закята, ведь закят с имущества брать обязательно! И, клянусь Аллахом, если они откажутся отдать мне хотя бы веревку, которую отдавали Посланнику Ал-лаха я стану сражаться с ними из-за этого!". (А потом) 'Умар, да будет доволен им Аллах, говорил: "Клянусь Аллахом, не иначе как Сам Аллах раскрыл сердце Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, (принявшего решение) сражаться, а я понял, что это - правильное (решение)!"» (аль-Бухари).
Таким образом, двух мнений относительно обязательности закята быть не может, а тот, кто отрицает это, заслуживает обвинения в неверии (куфр). Выплачивать закят мусульманам было предписано раньше, чем соблюдать пост (саум), а именно во втором году хиджры. Если не считать молитвы, этот вид поклонения в рамадан является наилучшим, и поэтому, по единодушному мнению улемов, человек, отказывающийся от выплаты закята, совершает великий грех. Так, например, одну из глав «Книги закята» своего «Сахиха» имам аль-Бухари озаглавил «Грех человека, отказывающегося выплачивать закят», ссылаясь на слова Аллаха Всевышнего «...а тех, которые копят золото и серебро, не расходуя этого на пути Аллаха, порадуй вестью о мучительном наказании в тот День, когда (накопленное золото и серебро) будет раскалено в пламени ада, и заклеймят им лбы их, бока и спины (и будет сказано им): "Вот что скопили вы для себя, так вкусите же то, что вы копили!"» (Коран, 9:34-35).
В этой главе приводится следующий хадис. Передают со слов Абу Хурай-ры, да будет доволен им Аллах, что Пророк сказал: «(В День воскресения) верблюды придут к своему хозяину в наилучшем виде, который они имели (в этом мире), и если он не отдавал с них должного, они станут топтать его своими ногами, и овцы придут к своему хозяину в наилучшем виде, который они имели (в этом мире), и если он не отдавал с них должного, они станут топтать его своими копытами и бодать своими рогами». (Пророк с.а.с. также) сказал: «И они имеют право на то, чтобы во время доения перед ними была вода». (Пророк также) сказал: «И пусть в День воскресения никто из вас не является ко мне с блеющей овцой на шее (Имеется в виду такая овца, с которой человек не уплатил положенного закята) и не говорит: "О Мухаммад!", ибо я скажу: "У меня ничего для тебя нет (То есть я ничем не смогу тебе помочь.), ведь я уже довел (до твоего сведения послание Аллаха)!". И пусть никто не является ко мне с ревущим верблюдом на шее и не говорит: "О Мухаммад!", ибо я скажу: "У меня ничего для тебя нет, ведь я уже довел (до твоего сведения послание Аллаха)!"» (аль-Бухари).
Кроме того, со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передают, что Посланник Аллаха сказал: «В День воскресения богатство, дарованное Аллахом тому, кто не выплачивал с него закят, предстанет перед ним в образе плешивого ядовитого змея с двумя черными пятнами на глазах, который обовьется вокруг него, вопьется ему в щеки и скажет: "Я - твое богатство, я - твое сокровище"», а потом (Пророк с.а.с.) прочитал: «И пусть скупящиеся на то, что даровал им Аллах по милости Своей, ни в коем случае не считают, что это лучше для них, напротив, это для них хуже: в День воскресения обязательно закуют их в ошейники из того, на что они скупились. Аллаху принадлежит наследие небес и земли, и Аллах ведает о том, что вы творите» (Коран, 3:180).

Наши рекомендации