Ответственность сторон за нарушение обязательств по договорам перевозки: основания и условия привлечения, особенности подтверждения оснований на отдельных видах транспорта.

Статья 793. Ответственность за нарушение обязательств по перевозке

1. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполненияобязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

2. Соглашения транспортных организаций с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными уставами и кодексами.

Статья 794. Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование поданных транспортных средств

1. Перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с принятой заявкой (заказом) или иным договором, а отправитель за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам несут ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

2. Перевозчик и отправитель груза освобождаются от ответственности в случае неподачи транспортных средств либо неиспользования поданных транспортных средств, если это произошло вследствие:

· непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий;

· прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях, установленного в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом;

· в иных случаях, предусмотренных транспортными уставами и кодексами.

Статья 795. Ответственность перевозчика за задержку отправления пассажира

1. За задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штрафв размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, чтозадержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

2. В случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату.

Статья 796. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа

1. Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

2. Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком:

· в случае утраты или недостачи груза или багажа - в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;

· в случае повреждения (порчи) груза или багажа - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа - в размере его стоимости;

· в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, - в размере объявленной стоимости груза или багажа.

Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

3. Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.

4. Документы о причинах несохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.),составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа.

Статья 797. Претензии и иски по перевозкам грузов

1. До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.

2. Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.

3. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.

Имущественная ответственность перевозчика, грузоотправителя и грузополучателя за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств по перевозке груза наступает при наличии общих оснований, предусмотренных гражданским законодательством, в частности ст. 401 ГК. Применительно к транспортному законодательству вина как одно из оснований ответственности перевозчика выражается в формуле: "...если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело" (ст. 796ГК). Примерно аналогичным образом закреплено положение о виновной ответственности перевозчика в новых транспортных уставах и кодексах (ст. 108 ТУЖД, ст. 118 ВК, ст. 166 КТМ). Это положение нашло отражение в ст. 132 УАТ, ст. 191 УВВТ.

Содержание ст. 796 ГК возлагает бремя доказывания невиновности перевозчика на него самого, а также не предусматривает оснований, освобождающих его от имущественной ответственности*(76).

Правила о виновной ответственности по договорным транспортным обязательствам распространяются и на клиентуру перевозчика.

Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу, повреждение и порчу груза за весь период нахождения его во владении перевозчика, т.е. с момента принятия груза к перевозке и до выдачи груза грузополучателю или уполномоченному им на получение груза лицу.

ГК устанавливает единые для всех видов транспорта пределы ответственности перевозчика за несохранность груза, сохраняя при этом правила об ограниченной ответственности: ущерб, причиненный при перевозке груза, возмещается перевозчиком лишь в размере стоимости утраченного или недостающего груза либо в размере суммы, на которую понизилась стоимость груза из-за повреждения или порчи, произошедших в процессе перевозки по причинам, зависящим от перевозчика. При невозможности восстановить поврежденный груз возмещается его стоимость, которая определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором. При отсутствии данных о цене груза в счете продавца и в договоре стоимость груза определяется по правилам так называемого обычного права, т.е. исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары (ст. 796 ГК, ст. 110 УЖД).

В транспортных отношениях широко применяется практика объявления ценности груза, сдаваемого к перевозке*(77). Естественно, что при этом повышаются тарифы за перевозку. Однако грузоотправители идут на эти дополнительные расходы, полагая, что, во-первых, перевозчик проявит наибольшую заботу о сохранности такого груза, поскольку при утрате ему придется заплатить грузовладельцу сумму объявленной ценности груза. Во-вторых, владелец груза нередко завышает реальную стоимость своего груза, полагая, что в случае его утраты*(78) он может как-то компенсировать возможные убытки, вызванные этим обстоятельством (зная, что обычно возможные убытки перевозчик ему не возместит). Единственное, что можно еще потребовать от перевозчика, - это возвращение платы за перевозку груза, внесенной грузоотправителем при заключении договора перевозки, если данная плата не входит в стоимость утраченного груза.

Транспортное законодательство запрещает любые предварительные соглашения перевозчика с грузоотправителями или грузополучателями, имеющие целью ограничить либо устранить имущественную ответственность, установленную законодательством. Эти соглашения не имеют силы. И любые отметки об этом в перевозочных документах недействительны (ст. 793 ГК, ст. 113 ТУЖД)*(79). Однако сторонам - перевозчику и грузоотправителю - предоставлено право на соглашение, в силу которого повышаются пределы их ответственности по сравнению с пределами, установленными законодательством (ст. 123 ВК).

Ответственность за просрочку наступает в случаях виновного несоблюдения транспортного времени, установленного законодательством или соглашением сторон, т.е. времени, в течение которого перевозчик выполняет совокупность всех необходимых операций в пункте отправления груза, в пути его следования и в пункте выдачи груза получателю. К категории таких операций относятся:

- своевременная погрузка, если это обязанность перевозчика;

- отправка груза с территории станции, порта, аэропорта в сроки, предусмотренные правилами перевозки или договором;

- обеспечение перевалочных работ при смешанных перевозках;

- информирование грузополучателя о прибывающем или о прибывшем в его адрес грузе;

- своевременная разгрузка вагонов, судов, контейнеров, если это входит в обязанности перевозчика.

Ответственность за просрочку доставки груза также носит ограниченный характер*(80). Так, железная дорога за просрочку доставки груза уплачивает лишь пени в размере девяти процентов платы за перевозку груза за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку данного груза (ст. 111 ТУЖД). Несколько иной размер ответственности за просрочку установлен на воздушном транспорте: перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы (ст. 126 ВК)*(81).

При длительной просрочке доставки груза (30 дней со дня истечения срока доставки, четыре месяца со дня приема груза для перевозки в прямом смешанном сообщении) груз признается утраченным. Грузополучателю в этих случаях предоставляется право требования возмещения ущерба в связи с несохранностью груза (ст. 796 ГК, ст. 110 ТУЖД, ст. 118 ВК). При прибытии груза после указанных сроков (просрочке) грузоотправитель вправе*(82) отказаться от такого груза либо возвратить перевозчику сумму, полученную за утрату груза.

Особенностью правового регулирования транспортных отношений является то, что общегражданское и специальное транспортное законодательство наибольшее внимание уделяют главному контрагенту - перевозчику, что естественно, поскольку именно от него зависит реальное исполнение обязательства по перевозке грузов.

Разграничение ответственности между перевозчиком, грузоотправителем и грузополучателем за несохранность грузов и просрочку их доставки может иметь место на стадиях как заключения, так и исполнения договора перевозки. Основаниями для наступления имущественной ответственности клиентуры перевозчика являются нарушения действующих на каждом виде транспорта правил сдачи груза к перевозке, его упаковки, своевременного получения груза в пункте назначения, оформления перевозочных документов и т.д. Так, за неправильное указание в транспортной накладной наименования груза, за отправление запрещенного для перевозки груза, за неправильное указание свойств груза с грузоотправителя взыскивается штраф в размере пятикратного размера платы за перевозку такого груза независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика (ст. 113 ТУЖД)*(85).

Повышенными по сравнению с размерами договорной ответственности перевозчика являются и имущественные санкции, применяемые к грузоотправителю и грузополучателю за повреждение или утрату предоставленных железной дорогой вагонов и контейнеров. В этих случаях, кроме уплаты железной дороге штрафа в размере пятикратной стоимости поврежденных или утраченных вагонов, контейнеров по их ценам на момент повреждения или утраты, возмещаются убытки в части, не покрытой штрафом (ст. 122 ТУЖД).

На автомобильном транспорте ответственность грузоотправителя и грузополучателя наступает за задержку по их вине автомобилей, поданных под погрузку или выгрузку, сверх установленных сроков (ст. 141УАТ), а также в других случаях, предусмотренных ст. 142-160 УАТ. При этом, как и на железнодорожном транспорте, взыскиваются и штраф, и убытки.

Примерно аналогичные порядок и условия ответственности грузоотправителя и грузополучателя установлены и на внутреннем водном транспорте (ст. 198-200 УВВТ)*(86).

Претензии и иски по обязательствам, возникающим из перевозки грузов, порядок и сроки их предъявления и рассмотрения установлены законодательством (ст. 797 ГК, ст. 135 ТУЖД, ст. 124-126 ВК, ст. 158-159УАТ, ст. 218-219 УВВТ, ст. 403 КТМ). Во-первых, предусматривается обязательность предъявления к перевозчику претензии до предъявления к нему иска. Во-вторых, иск к перевозчику может быть предъявлен как грузоотправителем, так и грузополучателем при наличии двух необходимых условий:

- если имел место полный или частичный отказ перевозчика удовлетворить заявленную претензию;

- если перевозчик в тридцатидневный срок не дал ответа на претензию.

Таковы правила, закрепленные в п. 1 и 2 ст. 797 ГК, которые дают основания считать, что новый ГК, в отличие от ГК РСФСР 1964 г., транспортных уставов и кодексов, не устанавливает каких-либо сроков на предъявление претензий к перевозчику и не предоставляет такой возможности транспортным уставам и кодексам. Такое понимание содержания ст. 797 ГК возражений, естественно, не вызывает. Однако ТУЖД и ВК, принятые после введения в действие второй части нового ГК, проигнорировали содержание ст. 797 ГК: сроки на предъявление претензии установлены ст. 139 ТУЖД, ст. 126 ВК и ст. 406 КТМ*(87).

Железная дорога обязана рассмотреть полученную претензию и о результатах ее рассмотрения уведомить в письменной форме заявителя в течение тридцати дней со дня получения претензии (п. 2 ст. 797 ГК, ст. 140 ТУЖД, ст. 128 ВК). В противном случае у грузоотправителя или грузополучателя возникает право на предъявление к перевозчику иска.

Претензии и иски по обязательствам, возникающим из перевозки пассажира и багажа, порядок и сроки их предъявления также установлены транспортными уставами и кодексами. Так, до предъявления к железной дороге иска, возникшего в связи с осуществлением перевозки пассажира или багажа, претензия к перевозчику предъявляется в следующих случаях:

- задержки отправления или опоздания поезда;

- просрочки доставки багажа;

- недостачи или повреждения (порчи) багажа;

- утраты багажа.

2. Договор доверительного управления имуществом: понятие, содержание, сферы применения, особенности исполнения.

Статья 1012. Договор доверительного управления имуществом

1. По договору доверительного управления имуществомодна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срокимущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).

Данный договор – РЕАЛЬНЫЙ. Он вступает в силу с момента передачи управляющему имущества в доверительное управление, а при передаче в управление недвижимого имущества – с момента его гос. регистрации. Он может быть как ВОЗМЕЗДНЫМ, ТАК И БЕЗВОЗМЕЗДНЫМ, но ДВУСТОРОННИМ.

Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.

2. Осуществляя доверительное управление имуществом, доверительный управляющий вправесовершать в отношении этого имущества в соответствии с договором доверительного управлениялюбые юридические и фактические действия в интересах выгодоприобретателя (ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА!!!).

Законом или договором могут быть предусмотрены ограничения в отношении отдельных действий по доверительному управлению имуществом.

При отсутствии указания о действии доверительного управляющего в этом качестве доверительный управляющий обязывается перед третьими лицами лично и отвечает перед ними только принадлежащим ему имуществом.

4. Особенности доверительного управления паевыми инвестиционными фондами устанавливаются законом.

5. Особенности доверительного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения устанавливаются законом.

Статья 1013. Объект доверительного управления

1. Объекты - предприятия и другие имущественные комплексы, отдельные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу, ценные бумаги, права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами, исключительные права и другое имущество.

2. Не могут быть самостоятельным объектом доверительного управления деньги, за исключением случаев, предусмотренных законом.

3. Имущество, находящееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении, не может быть передано в доверительное управление. Передача в доверительное управление имущества, находившегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, возможна только после ликвидации ЮЛ, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которого имущество находилось, либо прекращения права и поступления его во владение собственника по иным предусмотренным законом основаниям.

Статья 1014. Учредитель управления

Учредителем доверительного управления является собственник имущества, а в случаях, предусмотренных статьей 1026 настоящего Кодекса, другое лицо.

Статья 1015. Доверительный управляющий

1. Доверительным управляющим может быть индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия.

В случаях, когда доверительное управление имуществом осуществляется по основаниям, предусмотренным законом, доверительным управляющим может быть гражданин, не являющийся предпринимателем, или некоммерческая организация, за исключением учреждения.

2. Имущество не подлежит передаче в доверительное управление государственному органу или органу местного самоуправления.

3. Доверительный управляющий не может быть выгодоприобретателем по договору доверительного управления имуществом.

Статья 1016. Существенные условия договора ДУИ

1. В договоре доверительного управления имуществомуказываются:

· состав имущества, передаваемого в доверительное управление;

· наименование юридического лица или имя гражданина, в интересах которых осуществляется управление имуществом (учредителя управления или выгодоприобретателя);

· размер и форма вознаграждения управляющему, если выплата вознаграждения предусмотрена договором;

· срок действия договора.

Договор доверительного управления имуществом заключается на срок, не превышающий пяти лет.Для отдельных видов имущества, передаваемого в доверительное управление, законом может быть установлен иной срок.

При отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора по окончании срока его действия он продлевается на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены договором.

Статья 1017. Форма договора доверительного управления имуществом

1. Договор доверительного управления имуществом должен быть заключен в письменной форме (под страхом признания его ничтожным).

2. Договор доверительного управления недвижимым имуществом должен быть заключен в форме, предусмотренной для договора продажи недвижимого имущества. Передача недвижимого имущества в доверительное управление подлежит государственной регистрации в том же порядке, что и переход права собственности на это имущество.

3. Несоблюдение формы договора доверительного управления имуществом или требования о регистрации передачи недвижимого имущества в доверительное управление влечет недействительность договора.

Обязанности доверительного управляющего:

1. По общему правилу должен лично осуществлять юридические и фактические действия по управлению имуществом учредителя Управляющий вправе поручить иному лицу совершение от своего имени действий, необходимых для управления, если такая возможность предусмотрена договором или получено от учредителя письменное согласие.

2. При совершении сделок с третьими лицами извещать их, что он действует в качестве управляющего чужим имуществом (Д.У. ФИО). Только тогда он становится стороной заключенных сделок в качестве доверительного управляющего и получает возможность погашать долги по вытекающим из них обязательствам за счет переданного в управление имущества. В противном случае (без Д.У.) сделка считается заключенной в интересах управляющего, и по вытекающим обязательствам отвечает управляющий своим личным имуществом.

3. Предоставлять учредителю и выгодоприобретателю отчеты о результатах деятельности Порядок и сроки предоставления таких отчетов устанавливаются договором. Принятие отчетов без возражений свидетельствует о надлежащем исполнении управляющим своих обязанностей по договору.

4. По окончании срока действия договора должен возвратить имуществоучредителю.

Доверительный управляющий в интересах учредителя и выгодоприобретателя вправе требовать устранения всякого нарушения их прав: виндикационным иском (истребование имущества из чужого незаконного владения) и негаторным иском (нарушение прав, не связанных с лишением владения).

Обязанности учредителя:

1. Если договор носит возмездный характер, то должен выплатить доверительному управляющему вознаграждение, а также компенсировать ему расходы, понесены в связи с осуществлением управления. Вознаграждение управляющему устанавливается: в форме однократно уплачиваемой суммы; периодических выплат; часть доходов от управления имуществом.

2. Передать в доверительное управление имущество, свободное от прав третьих лиц. Если передается обремененное имущество, то доверительный управляющий должен быть уведомлен об этом. Если доверительный управляющий об обременении не знал, то он может потребовать расторжения договора доверительного управления и уплаты за 1 год. Передача в доверительное управление заложенного имущества не лишает права залогодателя обратить взыскание на это имущество.

Ответственность доверительного управляющего:

Как предприниматель доверительный управляющий несет ответственность независимо от вины в виде возмещения убытков. Реальный ущерб возмещается всегда. Упущенная выгода возмещается в тех случаях, когда он не проявил должной заботливости. Упущенная выгода возмещается за все время доверительного управления.

Доверительный управляющий может быть освобожден от ответственности, если докажет, что убытки возникли вследствие непреодолимой силы или из-за действий самого учредителя/выгодоприобретателя.

Если доверительный управляющий превысил свои полномочия или нарушил установленные для него ограничения, он лично отвечает по данным сделкам. Учредитель в данном случае имеет право требовать возмещения убытков в полном объеме.

Долги, возникшие при доверительном управлении, погашаются за счет имущества, находящегося в доверительном управлении. При недостаточности этого имущества взыскание обращается на имущество доверительного управляющего. А при недостаточности имущества управляющего взыскание обращается на имущество учредителя управления, которое не передано в доверительное управление.

Основания прекращения договора:

1. Истечение срока договора, либо предельного срока.

2. Смерть управляющего, признание его недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим, либо ликвидация коммерческой организации, которая выступала в качестве управляющего, признание банкротом ИП-управляющего.

3. Отказ выгодоприобретателя.

4. Односторонний отказ доверительного управляющего в связи с невозможностью осуществлять управление переданным имуществом (например, в связи с болезнью ИП). Управляющий об отказе должен предупредить за 3 месяца, если иной срок не предусмотрен договором.

5. Односторонний отказ учредителя с выплатой управляющему обусловленного вознаграждения. Учредитель об отказе должен предупредить за 3 месяца, если иной срок не предусмотрен договором.

6. Смерть учредителя (однако в данном случае возможно правопреемство) либо ликвидация юридического лица - учредителя.

Статья 1021. Передача доверительного управления имуществом

1. Доверительный управляющий осуществляет доверительное управление имуществом лично, кроме случаев, когда может поручить другому лицу совершать от имени доверительного управляющего действия, необходимые для управления имуществом, если он уполномочен на это договором доверительного управления имуществом, либо получил на это согласие учредителяв письменной форме, либо вынужден к этому в силу обстоятельств для обеспечения интересов учредителя управления или выгодоприобретателя и не имеет при этом возможности получить указания учредителя управления в разумный срок.

Доверительный управляющий отвечает за действия избранного им поверенного как за свои собственные.

Статья 1023. Вознаграждение доверительному управляющему

Доверительный управляющий имеет право на вознаграждение, предусмотренное договором доверительного управления имуществом, а также на возмещение необходимых расходов, произведенных им при доверительном управлении имуществом, за счет доходов от использования этого имущества.

Билет 44

Договор буксировки: понятие, сфера применения, содержание, особенности исполнения.

Подоговору буксировки владелец одного судна обязуется за вознаграждение буксировать другое судно или иной плавучий объект на определенное расстояние (морская буксировка) либо для выполнения маневров на акватории порта, в том числе для ввода судна или иного плавучего объекта в порт либо вывода их из порта (портовая буксировка).

Договор морской буксировки заключается в письменной форме.

Договор портовой буксировки может быть заключен в устной форме. Соглашение о возложении обязанностей по управлению буксировкой на капитана буксирующего судна должно быть заключено в письменной форме.

Права и обязанности сторон.

Отметим, что каждая из сторон по договору буксировки обязана заблаговременно привести ϲʙᴏе судно (объект буксировки) в состояние, годное для буксировки. Буксировщик обязан подать тягу в установленный срок и в заранее определенное место для осуществления буксировки. Исключая выше сказанное, буксирующее судно по ϲʙᴏим техническим данным должно ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙовать требованиям конкретной буксировки, а на морском транспорте - общему требованию мореходности. Владелец буксирующего судна не отвечает за недостатки ϲʙᴏего судна, если докажет, что они не могли быть обнаружены при проявлении им должной заботливости (скрытые недостатки).

Буксировщик обязан осмотреть передаваемый ему для буксировки объект с позиции годности его к плаванию и к буксировке. В случае если им будут обнаружены дефекты, он должен потребовать их устранения, причем необходимое для ϶ᴛᴏго время рассматривается перевозчиком как просрочка, допущенная владельцем буксируемого объекта. При ϶ᴛᴏм на речном транспорте составляется акт с подробным перечнем дефектов и с указанием времени их устранения (ст. 91 КВВТ). По устранении дефектов производится вторичный осмотр буксируемого объекта (плота), и если дефекты устранены, то представитель перевозчика отмечает ϶ᴛᴏ в акте, после чего буксируемый объект (плот) считается годным к буксировке, что дает возможность сторонам заключить договор буксировки. Наряду с проверкой состояния буксируемого объекта проверяются документы, составленные в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с действующими правилами. В случае нарушения отправителем технических условий, соблюдение кᴏᴛᴏᴩых обязательно при буксировке, перевозчик вправе отказать в приеме буксируемого объекта к транспортировке.

При отсутствии дефектов представитель перевозчика и владелец буксируемого объекта составляют акт о готовности объекта к буксировке (ст. 91 КВВТ).

Во время буксировки экипажи буксира и буксируемого объекта должны принимать все меры, направленные на предотвращение причинения вреда как буксируемому объекту, так и встречным судам и береговым сооружениям. Экипаж буксируемого объекта подчиняется в оперативном отношении капитану буксирующего судна. Начальник экипажа буксируемого объекта обязан:

точно выполнять указания капитана буксирующего судна;

принимать меры к сохранности груза, такелажа и другого имущества, находящегося на буксируемом объекте;

производить текущий ремонт буксируемого средства в пути.

В случае аварии буксируемого объекта его экипаж совместно с экипажем буксира обязан под руководством капитана принять все меры к ликвидации аварии. Ответственность за ущерб, причиненный при морской буксировке буксируемому судну в результате ненадлежащего осуществления буксировки, а также находящимся на нем людям или имуществу, несет владелец буксирующего судна, если не докажет, что ущерб причинен не по его вине (ст. 229 КТМ).

.

Наши рекомендации