Раздел 1. предприятие, как основное звено рыночной экономики

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине: «Основы экономики»

Разработчик:

Преподаватель экономических дисциплин ГОУ ДТЭ и КТ

Питель М.В.

раздел 1. предприятие, как основное звено рыночной экономики - student2.ru

Днестровск, 2017г

РАЗДЕЛ 1. ПРЕДПРИЯТИЕ, КАК ОСНОВНОЕ ЗВЕНО РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Тема 1.3. Организационно-правовые формы предприятия

Тема 1.4. Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность предприятия».

Нормативно – правовые акты, регламентирующие деятельность предприятия

Все предприятия независимо от организационно-правовой формы и формы собственности в своей деятельности, начиная от создания предприятия, его функционирования до ликвидации руководствуются законами, положениями и инструктивными материалами, регламентирующими деятельность предприятия.

К таким нормативным актам следует отнести:

* Гражданский кодекс

ПМР (части I и II);

* Трудовой кодекс;

* Закон ПМР «Об основах налоговой системы в Приднестровской Молдавской Республике»;

* Единые нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов;

* Положение о составе затрат на производство и реализацию продукции, включаемых в себестоимость продукции и порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли;

* Положение о бухгалтерском учете и отчетности и др.;

* Налоговый кодекс ПМР

* Устав предприятия, утверждаемый при создании предприятия, в котором закрепляются основные положения о капитале, видах деятельности, цель функционирования предприятия, распределение прибыли и др. основные моменты.

Тема 2.1. Производственные ресурсы и капитал предприятия

Ресурсы как основа производственной деятельности предприятия.

Ресурсы - это факторы, используемые для производства экономических благ. Под экономическими ресурсами понимаются все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг.

К основным видам ресурсов, используемых предприятием, относят:

материальные,

средства труда,

трудовые, в том числе интеллектуальные ресурсы,

финансовые,

информационные.

Материальные ресурсы– совокупность предметов труда, предназначенных для использования в процессе производства общественного продукта. К материальным ресурсам относят сырье, материалы, топливо, энергию, полуфабрикаты, детали и т.п. Достаточно часто к материальным ресурсам относят все ресурсы в материально-вещественной форме.

Средства труда – то, с помощью чего осуществляется производственный процесс. В качестве средств труда выступают здания, станки, машины и.т.п.

Трудовые ресурсы– это часть населения страны, располагающая совокупностью физических и духовный способностей, которая может принять участие в процессе труда. Трудовые ресурсы характеризуют численность трудоспособного населения.

Информационные ресурсы – совокупность данных организованных для получения достоверной информации. Они включают отдельные документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных и т.п.

Финансовые ресурсы предприятия – это совокупность денежных средств предприятия, предназначенных для выполнения финансовых обязательств и осуществления затрат по расширенному воспроизводству.

Уставный капитал

Уставный капитал предприятия представляет собой совокупность вкладов (долей, акций, паевых взносов) учредителей, его размер зафиксирован в учредительских документах. Взнос в уставный капитал может осуществляться как в денежной форме, так и в имущественной - в виде зданий, оборудования, прав пользования землей и природными ресурсами, патентов, лицензий, товарных знаков и других видов нематериальных активов. Он может пополняться за счет прибыли предприятия.

Порядок формирования уставного капитала зависит от организационно-правовой формы предприятия.

Добавочный капитал

Денежным фондом собственных средств предприятия является также добавочный капитал. Он аккумулирует денежные средства, поступающие предприятию в течение года по указанным далее каналам.

Добавочный капитал создастся в результате:

- прироста стоимости внеоборотных активов после их переоценки;

- получения дополнительных денежных средств (или имущества) при продаже акций в случае их первичного размещения по цене, превышающей их номинальную стоимость (эмиссионный доход);

- прироста активов в результате безвозмездного получения имущества и денежных средств;

- прироста стоимости внеоборотных активов, созданных за счет чистой прибыли или фондов предприятия;

- отражения положительной курсовой разницы по вкладам иностранных инвесторов в уставные капиталы российских предприятий.

Что включать в состав добавочного капитала и как его использовать, решают собственники предприятия, разрабатывая соответствующие положения. Основным каналом являются результаты переоценки основных фондов. Вполне естественным является ежегодное увеличение уставного капитала за счет добавочного.

Резервный капитал

Резервный капитал предприятий - это фонд, создаваемый в соответствии с законодательством ПМР, объем которого должен быть не менее 15% уставного капитала предприятия (на предприятиях с иностранным капиталом - 25%), формируется только за счет ежегодною отчисления чистой прибыли предприятия в размере не менее 5%. Отчисления прекращаются при достижении установленного уставом объема этого фонда. Средства фонда в первую очередь используются на покрытие убытков от хозяйственной деятельности, а в акционерных обществах в случае отсутствия иных средств - для погашения облигаций общества и выкупа собственных акций. Ни на какие другие цели деньги резервного фонда не используются.

Прочие собственные средства

Нераспределенная прибыль - это часть чистой прибыли, которая не была распределена между акционерами и осталась в распоряжении предприятия.

Нераспределенная прибыль также может аккумулироваться как в резервных фондах так и в фондах специального назначения, из которых покрываются расходы, не связанные непосредственно с производственным процессом. При возможности создания множества таких фондов для различных целей их по экономическому содержанию можно подразделить на два типа - инвестиционные фонды и фонды социальной сферы, а также фонды потребления.

В инвестиционном фонде, предназначенном для развития производства, концентрируются:

- амортизационный фонд, предназначенный для простого воспроизводства основных фондов;

- фонд накопления, образуемый за счет отчислений от прибыли, предназначенный для развития производства;

Основные средства

Каждое предприятие обладает уставным капиталом, состоящим из основных и производственных фондов.

Фонды предприятия – это запас тех или иных благ и факторов производства, которые находятся в его собственности определенный промежуток времени. В процессе производства часть фондов служит для непосредственного создания товаров и услуг, а другая является средством производства или же основой функционирования предприятия. В связи с этим различают два вида фондов.

Основные фонды – важная часть всех производственных фондов предприятия, которые вещественно воплощены в средствах труда. Основные фонды сохраняют свою натуральную форму в течение длительного времени независимо от продолжительности и частоты производственного процесса, они переносят собственную стоимость на готовую продукцию по частям и, соответственно, возмещаются только после проведения нескольких производственных циклов.

В зависимости от роли участия в производстве основные фонды предприятия делятся на 2 большие группы.

1. Основные производственные фонды (ОПФ) непосредственно участвуют в производстве или создают для его протекания благоприятные условия. К ОПФ относятследующее:

1) здания (совокупность цехов и производственных подразделений;

2) сооружения (виде инженерно-строительных объектов, мостов и тоннелей);

3) передаточные устройства (объекты для транспортировки и передачи энергии, например электро-, тепло-, газовые и водопроводные сети);

4) машины и оборудование (силовые, предназначенные для выработки энергии; рабочие (прессы, станки и пр.), измерительные приборы (оборудование лабораторий), вычислительная техника и прочие машины и оборудование (телефонные станции, противопожарная оборона и др.);

5) транспортные средства для рабочего персонала и грузов непосредственно для передвижения по территории предприятия или доставки на другие производственные объекты;

6) инструменты и приспособления вспомогательных цехов сроком службы свыше 1 года;

7) производственный и хозяйственный инвентарь, представленный столами, контейнерами, стеллажами, сейфами и предметами обстановки (мебель);

8) земельные участки, находящиеся на балансе предприятия, а также многолетние насаждения, например кустарники;

9) прочие ОПФ, например библиотеки и музейные ценности.

В зависимости от степени участия в производственном процессе ОПФ бывают активные (машины и оборудование, изготавливающие продукцию) и пассивные (здания и сооружения).

2. Основные непроизводственные фонды (ОНФ) включают в себя объекты бытового и культурного назначения, которые находятся непосредственно на балансе предприятия. К ним относят медицинские учреждения, детские дошкольные учреждения (детсады), дома быта, дворцы культуры и т. д. В целом ОНФ формируют социальную инфраструктуру предприятия.

Как правило, они создаются непосредственно для сотрудников данного предприятия или организации. Это обеспечивает привлекательность рабочих мест, т.е. организация активно занимается социальным обеспечением и поддержкой персонала.

Сегодня это одно из важных условий успешной организации, поскольку на работника и качество его труда влияет не только заработная плата, но и сами условия труда.

Оборотные фонды предприятия

Оборотные средства представляют собой сумму денежных средств, авансированных для создания оборотных производственных фондов и фондов обращения.

1. Оборотные производственные фонды – это часть средств производства, которые один раз участвует в производственном процессе, сразу и полностью переносит свою стоимость на производимую продукцию и в процессе производства изменяют (сырье, материалы) или утрачивают (топливо) свою натурально-вещественную форму. К ним относятся: сырье, основные и вспомогательные материалы, комплектующие изделия, не законченная производством продукция, топливо, тара, спецодежда, расходы будущих периодов и др., т.е. это малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, стоимость которых не превышает 1 тыс. руб. или срок службы которых менее года независимости от стоимости.

Оборотные фонды подразделяются на три группы:

1) производственные запасы – это предметы труда, которые находятся на складах. К ним относятся основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо, тара, запасные части для ремонта, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы;

2) незавершенное производство – это продукция, не прошедшая всех стадий, предусмотренных технологическим процессом, а также изделия, некомплектные и не прошедшие технико-химического контроля;

3) расходы будущих периодов – это затраты на научные исследования, подготовку и освоение новых видов продукции, маркетинговые исследования. Эти расходы производятся в отчетном, а относятся на издержки производства в последующие периоды.

Оборотные фонды учитываются как в натуральном, так и стоимостном выражении.

2. Фонды обращения включают средства, обслуживающие процесс реализации продукции. К ним относятся:

- произведенная продукция, хранящаяся непосредственно на складе предприятия;

- готовая продукция, находящаяся в пути;

- готовая продукция, отгрузка которой была уже произведена поставщикам и клиентам;

- денежные средства, перечисленные за продукцию на расчетный счет покупателями, а также находящиеся в кассе предприятия;

- дебиторская задолженность это долги предприятию со стороны юридических и физических лиц.

Основное назначение оборотных фондов производства (производственных запасов и незавершенного производства) – обеспечить бесперебойность и ритмичность процесса производства.

Готовые изделия, а также денежные средства в кассе, на расчетном счете и средства в расчетах составляют оборотные фонды обращения. Потребность в этих оборотных фондах обусловливается непрерывностью процесса кругооборота фондов производственных объединений (предприятий).

Доходы организации

Конечный финансовый результат хозяйственной деятельности организации формируется в виде прибыли или убытка, определяемого как разница между полученными доходами и произведенными расходами организации.

Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и/или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Не признаются доходами организации поступления от других юридических и физических лиц:

сумм налога на добавленную стоимость, акцизов, экспортных пошлин и иных аналогичных обязательных платежей;

в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг;

авансов в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг; -задатка;

в залог, если договором предусмотрена передача заложенного имущества залогодержателю;

в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику.

В зависимости от характера получения доходов, условий их получения и направлений деятельности организации доходы подразделяются на двеосновные группы:

на доходы от обычных видов деятельности;

на прочие доходы.

В общем случае доходами от обычных видов деятельности являются выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанныес выполнением работ, оказанием услуг (далее — выручка).

Если организация имеет предмет деятельности, отличный от продажи товаров, продукции, работ, услуг, например предоставление за платуво временное пользование своих активов в аренду, участие в уставных капиталах других организаций и др., то выручкой считаются поступления, связанные с этой деятельностью.

В случае если предоставление за плату во временное пользование своих активов в аренду, участие в уставных капиталах других организаций и др.не является предметом деятельности организации, т. Е. не относится к обычным видам деятельности, то доходы, получаемые от этойдеятельности, относятся к прочим доходам.

В состав прочих доходов включаются:

поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организациив случаях, когда это не является предметом деятельности организации;

поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности в случаях, когда это не является предметом деятельности организации;

поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам)в случаях, когда это не является предметом деятельности организации;

прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);

поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции и товаров;

проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке;

штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;

поступления в возмещение причиненных организации убытков;

прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;

курсовые разницы;

сумма дооценки активов.

Также отнесены к прочим доходам поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т. Д.), например стоимость материальных ценностей, остающихся от списаниянепригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов.

Расходы организации

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и/или возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Не признается расходами организации выбытие активов:

в связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активови т. п.);

в виде вкладов в уставные (складочные) капиталы других организаций, приобретения акций акционерных обществ и иных ценных бумаг нес целью перепродажи (продажи);

по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т. п.;

в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

в виде авансов, задатка в счет оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

в погашение кредита (займа), полученного организацией.

В зависимости от характера расходов, условий осуществления и направлений деятельности организации расходы подразделяются на две основные группы:

на расходы по обычным видам деятельности;

на прочие расходы.

В общем случае к расходам по обычным видам деятельности относятся расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг. Расходами по обычным видам деятельности считаются также возмещение стоимости основных средств, нематериальных активови иных амортизируемых активов, осуществляемое в виде амортизационных отчислений.

Установлено, что если организация имеет предмет.деятельности, отличный от продажи товаров, продукции, работ, услуг, например предоставлениеза плату во временное пользование своих активов в аренду, участие в уставных капиталах других организаций и др., то расходами по обычным видам деятельности считаются расходы, связанные с этой деятельностью.

Расходы, осуществление которых связано с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов, прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, и от участияв уставных капиталах других организаций, когда это не является предметом деятельности организации, относятся к прочим расходам.

Обобщенно в состав расходов по обычным видам деятельности входят:

расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов;

расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи;

расходы по продаже (перепродаже) продукции, товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы и др.).

При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:

материальные затраты;

затраты на оплату труда;

отчисления на социальные нужды;

амортизация;

прочие затраты, связанные с изготовлением и реализацией продукции.

Прочие расходы, классифицированные таковыми для целей бухгалтерского учета, не учитываются в составе затрат на производство и расходовна продажу продукции, так как они не связаны с процессом создания и реализации продукции.

В состав прочих расходов включаются:

расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организациив случаях, когда это не является предметом деятельности организации;

расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности в случаях, когда это не является предметом деятельности организации;

расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;

расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций в случаях, когда это не является предметом деятельности организации;

расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров и продукции;

проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);

отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение финансовых вложений и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности;

штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

возмещение причиненных организацией убытков;

убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;

суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;

курсовые разницы;

сумма уценки активов;

перечисление средств (взносов, выплат и т. д.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий.

Прочими расходами также являются расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т. п.).

Сущность налогов

Налоги- это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические и физические лица - предприятия, организации, граждане.

Налоги являются важнейшим звеном финансовых отношений в обществе и как форма финансовых отношений возникают одновременно с возникновением государства.

Их экономический смысл - это финансовые отношения между государством и плательщиками налогов с целью создания общегосударственного централизованного фонда денежных средств, необходимых для выполнения государством своих функций. [15]

Функции налогов

- Фискальная - изъятие части доходов в бюджет для использования на

определенные цели.

- Стимулирующая - при помощи налоговых льгот, санкций решаются

вопросы технического прогресса, капитальных вложений, расширение

производства первичных товаров и ограничение вторичных.

- Регулирующая - регулирование отношений между бюджетами и внутри

бюджетной системой.

- Распределительная и перераспределительная - При помощи налога

распределяет и перераспределяет национальный доход. Перераспределяет

первичные доходы и формирует вторичные.

- Социальная функция - за счет налоговых льгот осуществляется

поддержка объектов социальной инфраструктуры: освобождение от налогов

отдельных физических и юридических лиц.

- Контрольная - при помощи налогов осуществляется контроль за

деятельностью предприятия, формирование затрат и прибыли. Эффективность

зависит от деятельности органов налоговых служб.

Регулирующую и стимулирующую функции называют экономической функцией.

Такое разграничение функций налогов носит целевой характер, так как все

функции переплетаются и осуществляются одновременно.

Виды налогов

Характеристика видов налогов

В Приднестровской Молдавской Республике устанавливаются следующие виды налогов: республиканские и местные.

Республиканскими налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым Кодексом и законодательными актами о налогах (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов и порядок зачисления их в бюджеты и внебюджетные фонды) и обязательны к уплате на всей территории Приднестровской Молдавской Республики.

К республиканским налогам относятся:

а) налог на добавленную стоимость;

б) налог на прибыль;

в) налог на имущество юридических лиц;

б) налоги (сборы), служащие источниками образования дорожных фондов;

в) акцизы на отдельные группы и виды товаров;

г) государственная пошлина;

д) подоходный налог с физических лиц;

е) земельный налог;

ж) таможенная пошлина;

з) платежи за загрязнение окружающей среды и пользование природными ресурсами;

и) единый социальный налог (отчисления в государственные внебюджетные фонды);

к) налог на игорную деятельность;

л) платежи за вывоз транспортных средств

Местными налогами признаются налоги, устанавливаемые Налоговм Кодексом, вводимые в действие в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих административно - территориальных единиц Приднестровской Молдавской Республики.

а) налог на имущество физических лиц

б) разовый сбор за право торговли.

в) сбор за право проведения местных аукционов, распродаж и лотерей

г) сбор за стоянку, парковку и использование пунктов остановки маршрутными и легковыми такси.

е) налог на содержание жилищного фонда, объектов социально-культурной сферы и благоустройство территории города (района).

д) сбор за право использования местной символики.

и) сбор за приобретение недвижимого имущества

) сбор за выдачу заключений, включая все сопутствующие согласования, для строительства (реконструкции), благоустройства на территориях муниципальных образовани

Подготовка и проведение деловой беседы: этапы, ошибки, последовательность, сущность моделирования хода беседы

Эффективное ведение беседы чрезвычайно тяжелое дело. Известно, что специальная методика ведения бесед помогает лишь в семи случаях из десяти достигнуть максимального результата, а в остальных он лишь хороший. Отсутствие умения вести деловую беседу, в частности у юриста, менеджера является пробелом в их профессиональной подготовки и экономически обходится намного дороже, чем это кажется на первый взгляд. Правильное поведение деловых бесед способствует приросту производительности труда на 20-30%. Некоторые фирмы за рубежом имеют в своих штатах специалистов-беседчиков, идеально владеющих искусством деловой беседы.

Деловая беседа состоит из пяти фаз:

Задачи первой фазы беседы.

-установление контакта с собеседником;

-создание приятной атмосферы для беседы;

-привлечение внимания к предмету собеседования;

-пробуждения интереса к беседе;

-перехват инициативы (в случае необходимости).

Передача информации собеседнику.Фаза передачи информации логически продолжает начало беседы и одновременно является «трамплином» для перехода к фазе аргументации. Цель этой части беседы заключается в решении следующих задач:

1.Сбор специальной информации по проблемам, запросам и пожеланиям собеседника и его фирмы.

2.Выявление мотивов и целей собеседника.

3.Передача запланированной информации.

4.Формирование основ для аргументации или предварительная проверка правильности отдельных узловых пунктов аргументации и создание в случае необходимости новых «точек опоры» в сознании собеседника.

5.Анализ и проверка позиции собеседника.

6.По возможности предварительное определение конечных результатов беседы.

Аргументирование.Следующая фаза деловой беседы - аргументирование. В этой фазе формируется предварительное мнение, занимается определенная позиция по данной проблеме как со стороны инициатора беседы, так и со стороны собеседника.

Принятие решения и завершение беседы.Основные задачи, решаемые в конце беседы, следующие:

1.Достижение основной, или в самом неблагоприятном случае, запасной (альтернативной), цели.

2.Обеспечение благоприятной атмосферы в конце беседы, независимо от наличия или отсутствия взаимопонимания.

3.Стимулирование собеседника к выполнению намеченных действий.

4.Поддержание (в случае необходимости) в дальнейшем контактов с собеседниками и их коллегами.

5.Составление развернутого резюме беседы, понятного для её участников, с четко выделенным основным выводом.

Завершающую часть беседы можно начать, например, с таких фраз: «давайте подведем итоги…», «мы подошли к концу нашей беседы…», «таким образом, в результате состоявшейся беседы можно сделать следующие выводы…» Окончание беседы, как и её начало, требует особого внимания. Конец обычно запоминается лучше всего, так как последние слова оказывают наиболее длительное действие на собеседника. В этой связи рекомендуется записывать и заучивать наизусть несколько последних предложений или хотя бы заключительное. Опытные деловые люди обычно обдумывают заранее две или три группы заключительных, чтобы потом в зависимости отхода беседы решить, какие из них - более мягкие или более жесткие по форме - произнести.

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине: «Основы экономики»

Разработчик:

Преподаватель экономических дисциплин ГОУ ДТЭ и КТ

Питель М.В.

раздел 1. предприятие, как основное звено рыночной экономики - student2.ru

Днестровск, 2017г

РАЗДЕЛ 1. ПРЕДПРИЯТИЕ, КАК ОСНОВНОЕ ЗВЕНО РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Наши рекомендации