Понятие и виды транспортных договоров, их общая характеристика.
К транспортным договорам относятся:
- договоры об организации перевозок грузов;
- договоры перевозки грузов, пассажиров и багажа;
- договоры буксировки.
Договоры перевозки, в свою очередь, различаются по виду транспортных средств:
- железнодорожная перевозка;
- автомобильная перевозка;
- воздушная перевозка;
- воздушный чартер;
- морская перевозка;
- перевозка по внутренним водным путям.
В зависимости от предмета:
-пассажирские
-багажные
-грузоперевозки
-почтовые
-контейнерные.
В зависимости от кол-ва транспортных организаций:
-местные(1 вид транспорта и 1 транспортная организация)
-прямые(1 вид транспорта и несколько транспортных организаций)
-смешанные.
Участники транспортных договоров - грузоотправитель, перевозчик и грузополучатель, причем грузоотправитель и грузополучатель могут совпадать в одном лице. Каких-либо специальных требований к статусу грузоотправителя и грузополучателя закон не предъявляет - ими могут быть любые дееспособные лица. Перевозчик (пароходство, железная дорога и т.д.) - профессиональная организация, юридическое лицо, действующее на основании лицензии.
Договоры перевозки требуют письменной формы, установленной, как правило, транспортными уставами и кодексами.
Правовое регулирование. Гражданский кодекс, традиционно определяя основные принципы гражданско-правового регулирования перевозок, отсылает к иным специальным законам, составляющим транспортное законодательство:
Воздушный кодекс РФ;
Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта РФ";
Кодекс торгового мореплавания РФ;
Кодекс внутреннего водного транспорта РФ;
Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.
Участники транспортных договоров (грузоотправители, перевозчики, грузополучатели) несут гражданско-правовую ответственность на общих основаниях. Этот основной принцип выражен в ст. 793 ГК РФ: в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Вина как условие имущественной ответственности в транспортных обязательствах в соответствии с правилами генерального деликта присутствует и в отношениях перевозки. В частности, необходимость наличия определенной степени вины перевозчика выражается в следующей норме: он несет ответственность за несохранность груза (багажа), происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, если не докажет, что неисполнение обязательства произошло вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить, и устранение которых от него не зависело.
Перечисленные в Гражданском кодексе нормы об ответственности перевозчика предусматривают ответственность только за наиболее существенные нарушения, носящие общеправовой характер:
за неподачу транспортных средств перевозчиком и неиспользование поданных транспортных средств отправителем (ст. 794);
за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа (ст. 796). Составы иных правонарушений предусмотрены транспортными уставами и кодексами.
Ответственность в таких случаях выражается в виде штрафа, носящего характер законной исключительной неустойки. Убытки грузоотправителя, в отличие от принципов общегражданской ответственности, также определяются транспортным законодательством.
Содержание договоров перевозки грузов, пассажиров и багажа.
По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель - уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК).
По юридической природе договор перевозки грузов является: реальным; возмездным и двусторонним. Реальность договора перевозки груза вытекает из необходимости первоначальной сдачи груза для перевозки.
Договор перевозки груза транспортом общего пользования признается публичным (ст. 426 ГК).
Договор перевозки груза должен быть заключен в письменной форме. Как правило, такой формой служат два или даже три документа - транспортная железнодорожная накладная и выданная перевозчикам на ее основании квитанция о приеме груза (ст. 25 УЖТ), грузовая накладная (ст. 105 ВК), транспортная накладная и оформляемые на ее основании дорожная ведомость и квитанция о приеме груза (п. 2 ст. 67 КВВТ), товарно-транспортная накладная (ст. 47 УАТ). На морском транспорте также необходимо составление двух документов - погрузочного ордера, экспортно-импортного поручения или письменного объявления (любой из этих документов исходит от отправителя) и коносамента, в котором отражена воля другой стороны договора - перевозчика (ст. 142 КТМ).
Несоблюдение установленной законом письменной формы договора перевозки груза не влечет его недействительности, но лишает стороны права в случае спора между ними ссылаться в подтверждение заключения договора или его условий на свидетельские показания.
Стороны - отправитель груза и перевозчик. Отправителем может быть любой субъект гражданского оборота. В качестве перевозчика может выступать коммерческая организация или индивидуальный предприниматель. (На железнодорожном транспорте с введением в действие УЖТ перевозчиком может быть любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.) Для приобретения статуса перевозчика предусмотрено лицензирование перевозочной деятельности.
Помимо отправителя и перевозчика, заключающих договор перевозки груза, к числу его субъектов относится также получатель; его нельзя признать стороной договора, так как он не участвовал в его заключении.
Предмет договора перевозки грузов вытекает из основной обязанности перевозчика - в установленный срок доставить вверенный груз в пункт назначения и передать управомоченному лицу (грузополучателю).
Перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный договором перевозки, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. Отправитель груза вправе отказаться от поданных непригодных транспортных средств.