Без промедления принять от поверенного все исполненное им по договору.
Если поверенный надлежащим образом выполнил свои обязательства по договору поручения и представил исполненное доверителю, последний обязан без каких-либо затяжек принять исполненное по договору.
При невыполнении этой обязанности доверителем поверенный вправе требовать применения меры ответственности в виде возмещения убытков, вызванных просрочкой принятия исполнения.
Уплатить вознаграждение поверенному, если это предусмотрено договором.
Указанная обязанность возникает только в возмездном договоре поручения, т.е. если это предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором.
В случае когда доверитель уклоняется от уплаты вознаграждения, поверенный имеет право:
потребовать уплаты вознаграждения;
требовать применения меры ответственности (уплата процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ);
(в договоре коммерческого представительства) удерживать имущество доверителя.
Действия в чужом интересе без поручения.
Институт действий в чужом интересе - новый для современного российского гражданского права. Впервые он был закреплен ст. 118 Основ гражданского законодательства 1991 г. По своей сути он охватывает две достаточно разнородные группы обязательственных отношений:
во-первых, обязательства, возникающие из действий, совершенных в целях предотвращения вреда личности или имуществу другого лица;
во-вторых, обязательства, возникающие в связи с совершением сделки одним лицом в интересах другого лица без его поручения.
В первом случае речь идет о действиях фактического порядка, совершенных одним лицом в интересах другого без его на то согласия в силу неотложной необходимости (например, участие в тушении пожара). Порожденные ими внедоговорные (квазиделиктные) обязательства по возмещению за счет этого лица понесенных в его интересах расходов, причем независимо от достижения желаемого результата (спасения жизни, здоровья или имущества), ранее были известны отечественному правопорядку под именем "обязательств из спасания социалистического имущества" (ст. 95 Основ гражданского законодательства 1961 г., ст. 472 ГК РСФСР 1964 г.). По своей юридической природе они близки к обязательствам из причинения вреда (деликтным).
Во втором случае дело касается последствий совершения в интересах другого лица сделки, т.е. юридического действия, не уполномоченным на то лицом (или лицом, действовавшим с превышением имевшихся у него полномочий), когда это также было вызвано неотложными обстоятельствами (например, необходимостью осуществить срочный платеж за проведенный ремонт или охрану имущества отсутствующего лица). Здесь совершившее сделку лицо прежде всего стремится передать полученные по такой сделке права и обязанности лицу, в интересах которого (хотя и без надлежащих полномочий) оно действовало. Данная ситуация, так или иначе связанная с появлением договорных обязательств, давно известна гражданскому праву в качестве института "ведения чужих дел без поручения" (negotiorum gestio, признававшееся в римском праве квазидоговорным обязательством). Во многом она тождественна ситуации, предусмотренной ст. 183 ГК, которая регулирует последствия совершения сделки неуполномоченным лицом.
Но у обоих названных случаев имеются общие черты:
одно лицо действует в имущественных интересах другого лица;
отсутствует согласие последнего на охрану или представление его имущественных интересов;
в результате совершения указанных действий у лица, интересы которого охранялись, возникают гражданско-правовые обязанности в отношении лица, осуществившего охрану.
Поэтому ГК объединил институты спасания чужого имущества и ведения чужих дел без поручения в новый единый институт действий в чужом интересе без поручения. Понятием "действия" при этом охватываются действия как фактического порядка (по предотвращению угрозы жизни или имуществу иного лица, не создающие для него прав и обязанностей в отношениях с третьими лицами), так и юридического (по ведению чужих имущественных дел путем совершения сделок с третьими лицами).