Характеристика классификационных признаков предприятий

1. Первый признак классификации предприятий – отраслевой, в соответствии с которым предприятия подразделяются на:

- промышленные

- строительные

- торговые

- научные

и т.д.

2. Второй признак классификации – региональный. Этот признак дает возможность судить о степени использования имеющихся на части территории страны природных, трудовых ресурсов, о перспективах развития экономики.

3. Третий признак – это организационно-правовые формы. В соответствии с этим признаком Гражданский Кодекс РФ определяет такую структуру организаций:

Юридические лица:

1. Коммерческие предприятия

- хозяйственные товарищества и общества:

1) хозяйственные товарищества: а) полные; б) коммандитные

2) хозяйственные общества: а) общества с ограниченной ответственностью; б) с дополнительной ответственностью; в) АО: ЗАО И ОАО.

- производственные кооперативы

- государственные и муниципальные унитарные предприятия

2. Некоммерческие:

- потребительские кооперативы

- фонды

- общественные и религиозные организации

- учреждения

- объединения юридических лиц (ассоциации, союзы и т.д.)

Все коммерческие организации создаются с целью осуществления предпринимательской деятельности и повышения благосостояния владельцев этих организаций.

В отличие от них некоммерческие организации создаются для достижения целей, сформулированных в уставах этих организаций. Это могут быть удовлетворение материальных, духовных и иных нематериальных потребностей людей, например благотворительного, образовательного характера, которое не сопровождается обязательной необходимостью получения прибыли. При этом законодательство России не исключает возможности участия некоммерческих организаций в предпринимательстве, а значит – получении прибыли, но ограничивает предпринимательскую деятельность рамками достижения уставных целей. Эта предпринимательская деятельность не должна отрицательно сказываться на решении уставных задач. Полученная в результате прибыль не подлежит распределению между участниками организации. Она должна быть полностью использована в интересах достижения уставных целей организации. Законодательство страны разрешает некоммерческим предприятия либо самим создавать коммерческие организации, либо совместно участвовать с другими организациями в создании подобных структур.

4. Четвертый признак – деление предприятий по видам предпринимательской деятельности. В соответствии с этим критерием различают 3 вида предприятий:



  1. Производственное предпринимательство
  2. Коммерческое предпринимательство
  3. Финансовое предпринимательство

Производственное предпринимательство создает разнообразные продукты.

Коммерческое предпринимательство предполагает доведение произведенного продукта до потребителя (оно функционирует в сфере обращения).

Причина появление коммерческого предпринимательства – стремление сэкономить трансакционные издержки, то есть издержки обращения. Поэтому производитель стал продавать продукцию оптом посреднику, торговцу. Сегодня мы говорим о 4 видах торгово-посреднических операций:

  1. Торговый дом. Он действует от своего имени и за свой счет. Он закупает оптом произведенную продукцию, становится ее собственником, а затем осуществляет розничную торговлю этими товарами.
  2. Комиссионная фирма. Она осуществляет сбыт продукции от своего имени, но за счет владельца этой продукции (продавца). Обычно это связано с разными поручениями продавца. Обычно комиссионная фирма действует в интересах получения комиссионного вознаграждения.
  3. Агентская фирма. Это такой посредник, который выступает от имени и за счет собственника товара, будучи юридически независимым от него.
  4. Брокерская фирма. Она устанавливает контакт между собственником товара и покупателем. Брокер представляет интересы только одной стороны из контракта, которая выплачивает ему соответствующее вознаграждение.
  5. Биржа (дополнительно) – это одна из форм оптовой торговли по заранее установленным правилам. Эти правила включают в себя: регулярность осуществления торгов, определенное место проведения торгов, определенное место проведения, унификацию требований к качеству, условиям и срокам поставки товара. При этом на биржах сделки могут осуществляться с товаром, который находится на складе (существует реально), а также с товаром, производство которого еще не начато. Биржи существуют разные: сырьевых товаров, ценных бумаг и т.п.

Финансовое предпринимательство обслуживает производственное и коммерческое предпринимательство. В первую очередь это коммерческие банки и иные коммерческие учреждения финансовой организации (инвестиционные компании, паевые фонды и т.п.). Их основные функции:

- привлечение временно свободных денежных средств;

- предоставление на платной основе кредитов

- осуществление расчетных операций по поручению своих клиентов. Это могут быть операции с ценными бумагами (эмиссия, покупка, продажа и т.д.), лизинговые операции, факторинговые и др.

Наряду с этими основными 3 видами предпринимательства можно назвать и другие виды предпринимательства:

- консалтинговые фирмы

- рекламные

- страховые

- аудиторские

и др.

Наряду с вышеназванными критериями классификации существуют другие критерии:

5. Субъективность собственности в отношении имущества. В соответствии с законодательством РФ существует 3 формы отношения собственности (пользование, владение, распоряжение). Выделяются:

- организации, находящиеся в частной собственности

- государственные или муниципальные организации. Это организация, имущество которого принадлежит всему обществу.

Частные предприятия составляют частные сектор экономики, не находящийся под руководством государства, но контролируемый государства и регулируемый им в рамках законодательства.

6. Характер выпускаемой продукции. Каждой организации свойственен вещественный или невещественный результат деятельности, который выступает как товар, работа или услуга.

Товар – это материальное изделие, предназначенное для продажи. Особенностью товара является то, что производитель не имеет непосредственного контакта с потребителем. Производит товар производитель на основе собственного замысла с перспективой выхода на рынок для участия в конкурентном противостоянии с другими производителями. Товар может оказаться и не реализованным. Затраты, связанные с производством товара, несет производитель. Как правило, производится товар на стационарных рабочих местах.

Работа, с одной стороны, – некий процесс, то есть деятельность человека, с другой стороны – результат. Результатом работы также является некоторое готовое изделие:

А) вновь созданное

Б) усовершенствованное

Во всех случая работа осуществляется на основе предварительного, конкретного заказа потребителя (это отличие от товара), следовательно, ей предшествует заключение договора между производителем и потребителем. Во многих случаях работа не связана со стационарным местом (пример – ремонт помещения, ремонт предметов домашнего обихода).

Услугой называют действие, удовлетворяющее чью-либо потребность, но не сопровождающееся созданием материального изделия. Как и работа услуга выполняется по заказу определенного лица на основе договора, который предшествует данному действию. Пример – организация спортивных занятий, медицинское обслуживание, образовательная услуга. Услуги оказываются как в стационарных условиях, так и вне их частное репетиторство).

7. Степень концентрации производства продукции. В мировой практике выделяют 3 группы предприятий:

- малые

- средние

- крупные

Такое деление довольно условно. В основу деления положены:

Во-первых, - численность персонала

Во-вторых, - стоимость основного капитала

В-третьих, - объем выпускаемой продукции

В России малыми предприятии считаются с численностью работников – до 100 человек (промышленность, строительство, транспорт). Субъектам РФ предоставлено право самим определять критерии. В Москве к малым относятся предприятия с численность персонала до 200 работников.

Преимущества малых предприятий:

  1. Возможность быстро реагировать на потребности рынка
  2. Возможность избирательно удовлетворять нужды потребителя в зависимости от платежеспособности потребителя, от моды и т.п.

Наряду с малыми предприятиями создаются средние и крупные предприятия. Их преимущества состоят в возможности иметь высокие экономические показатели за счет концентрации ресурсов, за счет специализации, за счет возможности использовать высокопроизводительного сложного оборудования, за счет возможности использовать достижения НТП.

8. Состав типов производимой продукции. С этой точки зрения говорят о существовании:

- узкоспециализированных предприятий

- многопрофильных предприятий

- комбинированных предприятий

Узкоспециализированное предприятие имеет ограниченный ассортимент продукции. Преимущества:

- экономия на удельных (средних) затратах за счет массовости производства.

- использование ограниченного ассортимента сырья (упрощаются связи с поставщиками сырья)

- ограничены требования к персоналу по умению выполнять сложные операции

- специализация труда приводит к быстрому повышению квалификации работников

Слабая сторона:

- определенные трудности обновления номенклатуры выпускаемой продукции (узел телефонной связи, курсы иностранного языка, часовая мастерская, завод бетонной смеси и т.д.).

Многопрофильные – это предприятия, которые создаются для выполнения нескольких видов деятельности. Достоинства:

- занимая сразу несколько ниш, имеет возможность маневра на рынке (снижается зависимость от неблагоприятных факторов рынка, например, - падение спроса на тот или иной вид продукции, обострение конкуренции и т.д.).

Слабые стороны:

- значительная потребность в капиталовложении

- необходимость налаживания многочисленных связей с контрагентами (партнерами)

Комбинированные производства– такие производства, при которых в одном предприятии сконцентрированы разные виды производств, при этом хотя бы часть продукции одного подразделения предприятия является исходным ресурсом для другого ресурса предприятия. Примером является домостроительный комбинат. В котором, например, одно подразделение выпускает бетонную смесь, другое – железобетонные конструкции, а другое – строительство. При этом и бетонная смесь и железобетонные конструкции могут быть реализованы.

9. Устойчивость производственного процесса во времени. Продукция предприятия может иметь круглогодичное востребование, а может – сезонное. Сезонное востребование зависит от времени года, от погодных условий, от обычаев, от традиций, от веяния моды. Например, на многих территориях прекращается речное судоходство. В зависимости от сезонного характера спроса на продукцию и условий производства различают:

1. Круглогодичное производство без перерывов и накопление готовой продукции на складе к предстоящему периоду появления спроса (елочные игрушки). Недостатки:

- дополнительные затраты на хранение продукции

- замедление оборота капитала

Преимущество – непрерывная загрузка производственных мощностей и обеспечение непрерывной работы персонала.

2. Невозможность или нецелесообразность производства продукции в запас. Например – предприятия, производящие продукты питании с ограниченным сроком годности. Предприятие, производящее мороженное, зимой уменьшают его производство и организуют производство кондитерских товаров.

10. Доминирующий фактор осуществления хозяйственной деятельности. Различают:

- предприятия с трудоемким характером производства. Имеют место большие затраты живого труда на изготовление единицы продукции. То есть в стоимости единицы продукции удельный вес зарплаты высок.

- предприятия с материалоемким производством.

- энергоемкое производство. Имеет место высокое потребление газа, электроэнергии и т.п.

- капиталоемкое производство. Предприятия, где имеют место большие затраты основного капитала.

- наукоемкое производство. То есть предприятия, которые требуют предварительных больших научно-исследовательских разработок.

Наши рекомендации