Обязательства по оказанию услуг.

Обязательства по оказанию услуг являются наиболее сложными и противоречивыми в теории и практике гражданского права. Споры вызывает не только проблема классификации обязательств по оказанию услуг, но и само их понятие. Более того, длительное время ряд ученых вообще отрицали существование обязательств по оказанию услуг в системе гражданского права.

Сегодня услуги рассматриваются как самостоятельный и все чаще встречающийся объект гражданских правоотношений. О них, в частности, упоминается в ст. 1 и 2 ГК РФ, закрепляющих принципы и предмет гражданско-правового регулирования.

Понятие услуги

Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ подуслугами понимается совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности.

В ст. 128 ГК РФ наряду с другими объектами гражданских прав (имущество, интеллектуальная собственность, нематериальные блага) указаны работы и услуги.

Отношения, предметом которых являются работы и услуги, носят обязательственный характер и называются обязательствами по выполнению работ и оказанию услуг.

По общему правилу услуга не имеет вещественного результата, как операция она обладает свойством неосязаемости и этим кардинально отличается от наиболее распространенных объектов гражданских прав — вещей. Услуга проявляется в ее эффекте, который воспринимается зачастую на уровне чувств. Этим обусловлена трудность обособления и неотделимость от источника. Товар же, вещь может существовать отдельно от своего источника, т. е. производителя.

Отсутствие материального результата (вещественной формы) услуги обычно приводят в качестве признака, позволяющего отграничить услуги от работ. Вместе с тем некоторые авторы считают, что такое категорическое утверждение не в полной мере соответствует существу ряда отношений в сфере услуг (медицинских, по туристическому обслуживанию, почтовой связи).

В некоторых случаях результатом оказания услуг почти всегда выступает какой-либо вещественный объект. Например, услуги стоматолога практически во всех случаях связаны либо с лечением зубов, либо с протезированием. Однако наряду с созданием материального объекта (например, установка пломбы) стоматолог также осуществляет ряд других действий, неразрывно связанных с этим процессом (производит обследование, ставит диагноз, в необходимом случае выписывает лекарства, проводит подготовительный курс процедур), и каждое из этих действий имеет значение для пациента, страдающего от зубной боли. Само же создание материального объекта является скорее способом, орудием достижения невеществленного результата. В этом состоит отличие обязательств по оказанию услуг от обязательств по выполнению работ. Однако следует отметить, что во многих случаях отграничение работ от услуг бывает весьма условным.

К признакам услуг относят:

активность характера поведения исполнителя, имеющего разовое (действие) или неоднократное проявление;

отсутствие интереса заказчика в материальном (вещественном) результате действия (деятельности) исполнителя;

неотделимость результата деятельности от исполнителя;

синхронность оказания и получения услуги.

В теории гражданского нрава обязательства по оказанию услуг принято подразделять на две группы:обязательства по оказанию фактических услуг и обязательства по оказанию юридических услуг.

Первую группу составляют услуги, оказание которых не влечет прямых юридических последствий (перемещение груза из одного пункта в другой, обеспечение сохранности имущества и т. п.). К ним, в частности, относятся договоры перевозки и хранения.

Во вторую группу включают услуги, оказание которых влечет прямые юридические последствия (совершение сделки, подписание договора и т. п.). Сюда можно отнести комиссию, поручение и агентирование.

Обязательствам по оказанию услуг отведено наибольшее количество глав в части второй ГК РФ, что обусловлено главным образом их разнообразием.

Систему обязательств по оказанию услуг составляют:

▪ транспортные обязательства (обязательства по перевозке — гл. 40 ГК. РФ, транспортной экспедиции — гл. 41 ГК РФ), буксировке — гл. XII КТМ РФ);

▪ обязательства по страхованию (страхование — гл. 48 ГК РФ);

▪ кредитные и расчетные обязательства (обязательства, вытекающие из договоров займа и кредита, — гл. 42 ГК РФ, финансирования под уступку денежного требования — гл. 43 ГК РФ, банковского вклада — гл. 44 ГК РФ, банковского счета — гл. 45 ГК РФ, расчетные обязательства — гл. 46 ГК РФ);

▪ обязательства по оказанию иных фактических и юридических услуг (хранение — гл. 47 ГК РФ, поручение — гл. 49 ГК РФ, действия в чужом интересе без поручения — гл. 50 Г К РФ, комиссия — гл. 51 ГК РФ, агентирование — гл. 52 ГК РФ, доверительное управление имуществом — гл. 53 ГК РФ);

▪ иные обязательства по возмездному оказанию услуг — гл. 39 ГК РФ.

Понятие и виды конкуренции.

В соответствии с ФЗ “ О защите конкуренции”

Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Конкуренция — борьба за спрос

Виды:

по масштабам развития:

1. индивидуальная (один участник рынка стремится занять свое место под солнцем — выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг);

2. местная (среди товаровладельцев какой-то территории);

3. отраслевая (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода);

4. межотраслевая (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода);

5. национальная (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны);

6. глобальная (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке).

по характеру развития:

1. Ценовая конкуренция возникает, как правило, путем искусственного сбивания цен на данную продукцию.

2. Неценовая конкуренция проводится главным образом посредством совершенствования качества продукции, технологии производства, инноваций и нанотехнологий, патентирования и брендирования и условий ее продажи, «сервизации» сбыта.

в зависимости от выполнения предпосылок конкурентного равновесия рынка:

1. Совершенная конкуренция - конкуренция, базирующаяся на выполнении предпосылок конкурентного равновесия, к которым можно отнести следующие: наличие множества независимых производителей и потребителей: возможность свободной торговли факторами производства; самостоятельность субъектов хозяйствования; однородность, сопоставимость продукции; наличие доступности информации о рынке.

2. Несовершенная конкуренция - конкуренция, базирующаяся на нарушении предпосылок конкурентного равновесия. Несовершенная конкуренция имеет характеристики: раздел рынка между несколькими крупными фирмами или полное господство: ограниченная самостоятельность предприятий; дифференциация продукции и контроль за сегментами рынка.

В зависимости от соотношения спроса и предложения(товаров, услуг)

1. Чистая конкуренция представляет собой предельный случай конкуренции и относится к виду совершенной конкуренции. Ключевыми характеристиками рынка чистой конкуренции являются: большое число покупателей и продавцов, не обладающих достаточной силой, чтобы повлиять на цены; недифференцированные, полностью взаимозаменяемые товары, которые продаются по ценам, определяемым соотношением между спросом и предложением (товары схожи, много товарозаменителей); полное отсутствие рыночной силы.

2. Олигополистическая конкуренция — это конкуренция, относящаяся к несовершенному виду. Ключевыми характеристиками рынка олигополистической конкуренции являются: незначительное число конкурентов, создающих сильную взаимосвязь; большая рыночная сила: сила реактивной позиции, измеряемая эластичностью реакций фирмы на действия конкурентов; схожесть товаров и ограниченность количества их типоразмеров.

3. Монополистическая конкуренция — это конкуренция, несовершенного вида. Основные характеристики рынка монополистической конкуренции: многочисленность конкурентов и уравновешенность их сил; дифференцированностьтоваров (с точки зрения покупателя товары обладают отличительными качествами, которые воспринимаются таковыми всем рынком)

В соответствии с потребностью, заложенной в основе товара:

Горизонтальная конкуренция — это конкуренция между производителями одного и того же вида товара. Является разновидностью внутриотраслевой конкуренции, т.е. конкуренции по поводу наиболее лучшего производства функциональных свойств и параметров товара (производители телевизоров конкурируют между собой по размеру диагонали, яркости звука, дополнительным услугам: сервисное обслуживание, условия доставки и др.). Лидерами становятся те. кто применяет инновации в области технологии, товара, упаковки, ноу-хау и др.

Вертикальная конкуренция — это конкуренция между производителями разных товаров, способных удовлетворить одну и ту же потребность покупателя.

в зависимости от соотношения числа субъектов хозяйствования по поводу приложения капитала в области производства или сбыта

Внутриотраслевая конкуренция — это конкуренция между субъектами отрасли за более выгодные условия производства и сбыта продукции, получение сверхприбыли.

Межотраслевая конкуренция — это конкуренция между предпринимателями различных отраслей за более выгодное приложение капитала на основе перераспределения прибыли.

Наши рекомендации