Предпринимательские объединения

Предпринимательским объединением является группа организаций осуществляющих согласованную предпринимательскую деятельность в общих интересах. Основными формами предпринимательских объединений являются холдинг, финансово-промышленные группы, стратегические альянсы и виртуальные объединения.

Холдинг – это компания, включающая в себя материнскую и одну или несколько дочерних фирм, объединенных общим владением. Дочерние фирмы имеют право юридического лица и являются полноценным субъектом хозяйственных отношений. Реальный контроль деятельности дочерней структуры остается за материнской компанией.
Различают следующие виды холдингов:
• исходя из форм собственности – государственные и частные холдинги,
• по способам интеграции – горизонтальные, вертикальные, диверсифицированные холдинги,
• с точки зрения функций головной (материнской) компании – финансовые, управляющие, финансово-управляющие холдинги,
• с учетом сферы применения капитала – отраслевые и межотраслевые холдинги.
Целью создания холдинга является приобретение целого ряда преимуществ по сравнению с деятельностью обособленных производителей:
• минимизация негативного влияния конкуренции,
• создание условий для централизации капитала,
• расширение возможностей диверсификации,
• снижение рисков,
• уменьшение налогов,
• увеличение масштабов деятельности,
• приобретение имиджа крупной влиятельной структуры.
Другой формой предпринимательского объединения является финансово-промышленная группа (ФПГ), которая, как правило, строится при помощи горизонтальных имущественных связей (перекрестное владение акциями, взаимное участие в советах директоров).
Целью ФПГ является создание организационных предпосылок технологической и экономической интеграции для реализации крупных инвестиционных программ и повышения конкурентоспособности.
ФПГ способствуют решению следующих задач:
• облегчение структурной перестройки экономики,
• укрепление и обновление технологических цепочек,
• создание условий для маневра финансовыми ресурсами,
• ускорение темпов роста производства.
Стратегический альянс – среднесрочное или долгосрочное устойчивое соглашение о горизонтальной межфирменной кооперации нескольких независимых компаний для реализации крупных проектов (НИОКР, совместное освоение новых рынков и др.) и получения при этом синергетического эффекта. Альянс не означает слияния фирм, не является самостоятельным юридическим лицом, слабо регулируется законодательством, а его участники могут одновременно входить во множество других альянсов.
Выгоды, которые могут получить члены альянса:
• приобретение возможности внедриться в новые сферы, на новые рынки,
• облегчение решения непредвиденных сложных проблем, отражение натиска конкурентов, диверсификация,
• возможность получить знания и опыт,
• доступ к ресурсам, улучшение использования производственных мощностей.
Возможные проблемы, ожидающие членов альянса:
• возможность неудачи по вине партнеров,
• риск утраты превосходства в технологии, конкурентной позиции,
• утрата автономии, единоличного контроля над деятельностью.
Виртуальное объединение создается как объединение независимых организаций на основе информационных технологий для осуществления совместных проектов. Оно не имеет ярко выраженной организационной структуры и не оформлено юридически.
Виртуальные объединения возникают в наиболее передовых отраслях, имеющих высокий уровень производства и высокую степень технологической расчлененности. Задачей объединения становится оптимальное комбинирование и дистанционное управление с помощью компьютерных сетей и телекоммуникаций составляющими его предприятиями, находящимися в разных уголках мира.
Экономический эффект от виртуальной интеграции возникает в результате оптимизации трансакционных издержек и накладных расходов благодаря использования информационных технологий. Доход между членами объединения делится согласно договоренности. Ответственность основана на взаимном доверии.

16. Государство и муниципальные образования как участники предпринимательской деятельности

Субъекты предпринимательства - это лица, правомочные осуществлять предпринимательскую деятельность. Но прежде чем стать субъектом предпринимательской деятельности, лицо является субъектом гражданского права. Субъектами права являются все участники общественных отношений, которые в соответствии с действующим законодательством способны быть носителями прав и обязанностей.

Все возможные субъекты гражданского права, объединяемые единым понятием «лица», подразделяются на три группы. Первая - физические лица. Вторая - юридические лица. Третью группу составляют Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, их органы и организации.

Существенная особенность государства и муниципальных образований как субъектов гражданского правоотношения состоит в том, что возможность быть стороной таких отношений не обусловливается наличием у них статусом юридического лица. Нормы, определяющие участие юридического лица в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, применяются к ним в силу самого факта вступления в эти отношения. Однако сами государство и муниципальные образования вступать в гражданские правоотношения не могут. Действующим законодательством предусмотрены два варианты возможного участия государства и муниципальных образований в гражданских правоотношениях. Во-первых, от имени Российской Федерации и субъектов Федерации, а также муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Во-вторых, в случаях и в порядке предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ муниципальных образований, по специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Как субъекты гражданского права государство и муниципальные образования через свои компетентные органы вступают в самые различные отношения. Так, обширны договорные и внедоговорные отношения с участием государства и муниципальных образований. Например, органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ вправе выпускать муниципальные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты.

Совершенно иначе регулируется участие государства и муниципальных образований в предпринимательстве. Правительство РФ постановлением от 30 декабря 2002 г. № 939 СЗ РФ. - 2003.-№1.-Ст. 132. внесло важное уточнение в свое постановление от 4 января 1999 № 1 «О прогнозе развития государственного сектора экономики Российской Федерации». Сейчас установлен четкий перечень хозяйствующих субъектов этого сектора экономики. Ими являются: государственные унитарные предприятия, в том числе казенные, государственные учреждения, хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% акций (долей) находящихся в государственной собственности, хозяйственные общества, относящиеся к государственному сектору экономики. Тем самым определены основные границы государственного предпринимательства в структуре предпринимательства страны.

У государственных и муниципальных образований отчетливо выделяются, по крайней мере, три направления предпринимательской деятельности.

Первое - участие в предпринимательской деятельности через посредство создаваемых коммерческих и некоммерческих организаций. Различаются три вида таких организаций. Это прежде всего государственные и муниципальные унитарные предприятия, которым имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения. Его собственники, т.е. государство и муниципальные образования, утверждают устав предприятия, назначают его руководителей и заключают с ним контракт, определяют цели, предмет и виды деятельности предприятия, осуществляют контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, имеют право на получение части прибыли от использования имущества.

Унитарные предприятия ведут деятельность, которую по законодательству могут осуществлять только и исключительно государственные предприятия (производство оружия и боеприпасов, наркотических и ядерных веществ, переработка драгоценных металлов и радиоактивных элементов и др.).

Два других вида - казенные предприятия и учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления. Собственники имущества вправе изъять у них излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться изъятым по своему усмотрению. Собственник же определяет порядок распределения доходов казенного предприятия. Если учреждению в соответствии с учредительными документами предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Второе направление государственной предпринимательской деятельности - участие в управлении, приватизированном государственным и муниципальным имуществом. Это деятельность весьма обширна. Остановимся на деятельности представителей Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в органах управления ОАО, акции которых закреплены в государственной и муниципальной собственности. Представителями могут назначаться государственные или муниципальные служащие, а также иные лица, которые осуществляют свою деятельность на основании положения, утвержденного Правительством РФ. При использовании специального права «золотой акции» - представители назначаются в совет директоров (наблюдательный совет) и ревизионную комиссию.

Правовое средство «золотая акция» впервые была введена в практически оборот Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г. № 1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» САПП РФ. - 1992.- № 21. - Ст. 1731. в виде особой ценной бумаги, служившей средством сохранения ограниченного контроля государства за деятельностью приватизированных предприятий. «Золотая акция» могла выпускаться при преобразовании в акционерные общества предприятий, приватизация которых разрешалась Правительством РФ или Госкомимуществом. Эти акции находились лишь в госсобственности, устанавливался запрет на их передачу в залог или траст. По номиналу «золотая акция» приравнивалась к остальным акциям, однако она одна предоставляла ее владельцу на срок до 3 лет право вето при принятии собранием акционеров решений по перечисленным в Указе вопросам.

«Золотую акцию» восприняли федеральные законы о приватизации 1997г и 2001г., одновременно существенно изменив ее роль в процессе приватизации. В частности: а) статус «золотой акции» - ценной бумаги заменен на «золотую акцию» - специальное право участия ее собственника в управлении открытым акционерным обществом? б) уточнены субъекты, могущие принимать решение об использовании специального права. Такое право имеют теперь Правительство РФ и органы государственной власти субъектов РФ. Органы местного самоуправления по Федеральному закону от 2001 г. такого права лишены? в) решение об использовании специального права принимаются не произвольно, а в строго ограниченных Федеральным законом 2001г целях - для обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья и законных интересов граждан? г) решение об использовании специальног8о права может быть принято при приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий или при принятии решения об исключении открытого акционерного общества из перечня стратегических акционерных обществ независимо от количества акций, находящихся в государственной собственности? д) субъекты, принявшие решение об использовании специального права, назначают своих представителей в совет директоров и ревизионную комиссию открытого акционерного обществ? е) значительно расширено содержание правомочий собственника «золотой акции». Например, неопределенны никакие предельные сроки действия специального права - оно прекращается только по решению субъектов - Правительства РФ и др., принявших решение о его использовании. Представители этих субъектов в ОАО имеют право налагать вето при принятии общим собранием акционеров решения о внесении изменений и дополнений в устав или об утверждении устава общества в новой редакции, о реорганизации и ликвидации общества? об изменении уставного капитала общества? о заключении указанных в гл. X и XI Федерального закона «Об акционерных обществах» крупных сделок и сделок открытого акционерного общества, в совершении которых имеется заинтересованность.

Представители действуют на основании Указа Президента РФ от 10 июня 1994г. № 1200 «О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой» СЗ РФ. - 1994. - №7. - Ст. 700, постановлений Правительства РФ и иных органов власти, наделяющих их полномочиями. Правительство РФ 21 мая 1996 г. приняло постановление № 625 «Об обеспечении представления интересов государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплены в федеральной собственности». Постановлением утверждены Примерный договор на представление интересов государства в указанных коммерческих организациях и Порядок заключения и регистрации этих договоров.

Наряду с участием государства через своих представителей в управлении приватизированным государственным имуществом более активно используются также новые возможности, открывшиеся с принятием частей первой и второй ГК РФ. Президент РФ 9 декабря 1996г. издал Указ № 1660 «О передаче в доверительное управление закрепленных в федеральной собственности акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации». СЗ РФ. - 1996. - №51.- СТ. 5764. Во исполнение Указа Правительство РФ приняло постановление от 7 августа 1997 г № 989 «О порядке передачи в доверительное управление закрепленных в федеральной собственности акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, и заключении договоров доверительного управления этими акциями». СЗ РФ. - 1997. - №45.- Ст. 5193.

Постановлением утверждены два важных нормативных акта, детально регулирующих соответствующие общественные отношения: Правила проведения конкурсов на право заключения договоров доверительного управления закрепленными в федеральной собственности акциями акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, и Положение о комиссии по проведению конкурсов на право заключения договоров доверительного управления закрепленными в федеральной собственности акциями акционерных обществ, созданных в процессе приватизации. От имени Российской Федерации учредителем доверительного управления закрепленными в федеральной собственности акциями поручено выступать Министерству государственного имущества РФ теперь - Министерство имущественных отношений. Оно же и заключает соответствующие договоры с победителями конкурсов на право заключения договоров доверительного управления акциями. Цель договора - увеличение поступления в федеральный бюджет доходов от акций, переданных в доверительное управление. Она достигается решением следующих основных задач: проведением мероприятий по повышению курсовой стоимости и ликвидности акций? ликвидацией и недопущением в дальнейшем возникновения задолженности акционерного общества перед бюджетами всех уровней по выплате заработной платы и иными обязательными платежами? иных задач» определяемых Правительством РФ при принятии решений о проведении конкурсов на право заключения договоров доверительного управления акциями.

Успех доверительного управления обусловливается двумя обстоятельствами. Во-первых, тем, насколько компетентно будут действовать доверительные управляющие - лица, которым акции передают в управление, что делает актуальным предварительный доконкурсный отбор этих лиц. Во-вторых, успех доверительного управления зависит от того, насколько действенно будет отлажен механизм взаимосвязи между государством в лице учредителя доверительного управления и доверительным управляющим. Поэтому, Министерство имущественных отношений РФ, совместно с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в установленной сфере деятельности, обязаны обеспечить: разработку заданий доверительного управления в соответствии с основными задачами доверительного управляющего? контроль за выполнением доверительными управляющими договоров доверительного управления акциями.

В последнее время в пределах второго направления предпринимательской деятельности государства и муниципальных образований выделяется еще один относительно самостоятельный участок - внесение государственного и муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ. Оно осуществляется по решению соответственно Правительства РФ, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Логическим результатом подобной акции является получение части прибыли хозяйственного общества тем государственным или муниципальным образованием, которое внесло имущество.

Третье направление - занятие предпринимательской деятельностью непосредственно самих органов государства и местного самоуправления. Они осуществляют предпринимательство наряду с выполнением других функций. Хотя, по общему правилу такого рода деятельность им запрещена. Согласно ст. 66 ГК РФ государственные органы и органы местного самоуправления не могут быть участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере. Они не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками товариществ на вере. Но из приведенного общего правила федеральным законом могут устанавливаться исключения. Так, в соответствии с приватизационными законами федеральный орган по управлению государственным имуществом от имени Российской Федерации является учредителем открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе приватизации, и осуществляет права акционера (участника) хозяйственных обществ, акции (доли в уставном капитале) которых находятся в федеральной собственности. Соответственно как учредитель он получает и соответствующую прибыль.

Таким образом, государственное предпринимательство осуществляется в трех направлениях предпринимательской деятельности.

Первое - участие в предпринимательской деятельности через посредство создаваемых коммерческих и некоммерческих организаций.

Второе направление- участие в управлении приватизированном государственным и муниципальным имуществом.

Третье направление - занятие предпринимательской деятельностью непосредственно самих органов государства и местного самоуправления.

Наши рекомендации