Организация информационно-консультационной службы в аграрном производстве Беларуси
Для существенного повышения уровня профессионального обслуживания сельскохозяйственного производства необходимо внедрить в республике широко апробированный зарубежный опыт создания хозрасчетных консультационных центров.
Поэтому в ближайшие годы консалтингу предстоит стремительно развиваться, поскольку с экономической точки зрения вложение средств в интеллектуальный капитал в форме консультационных услуг считается не менее эффективным, нежели вложение в новое оборудование или передовую технологию.
Сложившаяся в настоящее время практика профессионального обеспечения сельхозпроизводителей сформировалась еще в условиях становления колхозно-совхозного строя и плановой экономики, рассчитана на обеспечение каждого хозяйства полным комплектом специалистов.
Принятая в республике система профессионального обеспечения субъектов хозяйствования АПК не имеет аналогов в развитых в аграрном отношении странах. Например, в Германии в крупных предприятиях, располагающих 4–5 тыс. гектаров пашни, работают 4–5 специалистов. Вся новейшая необходимая для интенсивного ведения хозяйства информация предоставляется сельхозпроизводителям различными консультационными службами. Эти организации имеют широкую сеть своих создателей, включающую Министерство сельского хозяйства, Сельскохозяйственную палату, Крестьянский союз, отраслевые объединения, обслуживающие сельское хозяйство фирмы, и даже Союз женщин. Существуют также частные независимые консультационные бюро.
Такая же практика обслуживания сельскохозяйственных предприятий высококвалифицированными специалистами уже давно отработана в европейском и американском аграрном производстве, она существует более чем в 100 странах мира с развитым аграрным производством.
В последние годы в аграрной отрасли Беларуси произошли принципиальные изменения. Обновились номенклатура и эксплуатационные показатели машинно-технического парка. Где ранее для выполнения конкретного объема работ использовались десятки машин, ныне требуется одна. Широкое распространение получили информационные технологии управления производством. Осуществляется компьютеризация менеджерской деятельности. Возросла доступность для практического использования новейших достижений отечественной аграрной науки, а через Интернет – и зарубежной. И только порядок обслуживания сельхозпроизводителей специалистами остался прежним. Каждое хозяйство стремится содержать полный набор этих работников. И каждый из них в силу своего понимания или непонимания современных задач в аграрной сфере и оптимальных путей их решения по-своему выполняет должностные обязанности. В их руках находится механизм использования огромных материальных ресурсов и финансовых средств, включая выделяемые государством. И от уровня профессионализма этих рук зависит судьба производства в хозяйствах. У одних затраченные ресурсы высоко окупаются результатами, у других – ниже или даже приносят убытки.
Целью консультирования является повышение производительности труда и создание на этой основе конкурентоспособного производства, развитие рыночной и социальной инфраструктуры села.
Схема организации ИКС в Республике Беларусь представлена на рис.15. В соответствии с этой схемой консультационная служба является элементом системы управления АПК и создается в рамках Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь и его территориальных органов. Она состоит из национального и областных центров ИКС и расположенных в районах консультационных служб.
| ||||||
|
Рис. 15.Схема организации ИКС в Республике Беларусь.
Национальный центр консультирования обеспечивает:
· разработку и реализацию проектных решений по развитию и функционированию ИКС на всех уровнях;
· организует и формирует информационную базу, обеспечивает доступ к ней и передачу ее региональным центрам и товаропроизводителям;
· выполняет прикладные исследования самостоятельно или с помощью структурных подразделений Национальной академии наук Республики Беларусь на договорной основе;
· оказывает консультационные услуги предприятиям республиканской собственности;
· организует подготовку консультантов и менеджеров.
Структурная модель информационно-консультационной службы области (на базе комитетов по сельскому хозяйству и продовольствию облисполкомов) представлена на рис.16.
Областной центр консультирования осуществляет:
· консультирование и информационное обслуживание районных АКС и предприятий областной собственности;
· маркетинговые исследования и оказание услуг хозяйствам в организации сбыта продукции путем проведения ярмарок, выставок, поиска партнера;
· подготовку и повышение квалификации консультантов и проводит исследования возникших проблем, намечает пути их решения.
Предполагается, что базой консультационной службы на региональном уровне должны быть районные управления сельского хозяйства, функции специалистов которых практически уже изжиты. Так, учет в сельском хозяйстве ныне ведут статистические органы, а контроль – службы Госконтроля. Остается консультационная деятельность.
При создании консультационных центров на нынешнем этапе необходимо сосредоточить в них лучших из имеющихся в райсельхозпродах и сельхозпредприятиях специалистов. В дальнейшем нужно организовать целевую подготовку для этой сферы специалистов за счет лучших студентов обеспечить работников консультационных центров транспортом и компьютерной техникой, что позволит иметь полную базу данных по каждому хозяйству. На основе этой базы и с использованием модемных систем представится возможным оперативно и более квалифицированно обслуживать потребности сельхозпредприятий, чем ныне.
Рис.16. Структурная модель информационно-консультационной службы
областного уровня.
Районные информационно-консультационные службы осуществляют непосредственное консультирование товаропроизводителей. Их организационная схема показана на рис.17.
Главными задачами службы консультирования на районном уровне являются:
· внедрение в производство сельскохозяйственных предприятий новейших достижений научно-технического прогресса;
· создание комфортабельных безопасных условий проживания людей и защита окружающей среды;
· содействие преобразованию форм собственности и развитию новых форм хозяйствования;
· оптимизация численности аппарата управления предприятий АПК.
Консалтинговые услуги могут осуществляться в форме устных разовых советов. Однако чаще всего они представляются в виде консалтинговых проектов и включают следующие основные этапы:
· выявление проблем (диагностика);
· разработка решений, проекта;
· осуществление решений, проекта.
Создание ИКС позволит предприятиям отказаться от большой армии специалистов и тем самым сократить расходы на производство продукции.
В странах с рыночной экономикой количество руководителей и специалистов в расчете на одно предприятие меньше, а эффективность управления значительно выше. Это объясняется высокой квалификацией и мотивацией труда работников производства, а также наличием консультационных служб.
Рис.17.Схема регионального информационно-консультационного центра
(на базе районного управления сельского хозяйства).
Основным двигателем рыночной экономики является конкуренция. Побеждает то предприятие, которое производит продукцию высокого качества и с наименьшими затратами. Необходимым условием поддержания такого состояния является научно-технический прогресс, которым насыщаются предприятия и производственная сфера при посредничестве ИКС.
Для нынешнего этапа развития экономики, когда экономическая ситуация и деятельность отдельных предприятий претерпевают существенные изменения и постоянно возникают новые проблемы, консультанты не просто нужны, они крайне необходимы. Большинству предприятий, учитывая ограниченность финансовых средств, следует приглашать консультантов главным образом для выявления и определения степени важности проблем предприятия, фирмы, стратегии их развития.
Следовательно, ИКС являются важным институтом управления в условиях рынка. Они осуществляют трансформацию идей науки в производство, обучают сельских работников новым технологиям.
ИНФРАСТРУКТУРА СЕЛА
11.1. Основные цели и задачи Государственной программы устойчивого развития села на 2011–2015 годы.
11.2. Объективная необходимость многофункционального развития сельских территорий.
11.3. Государственная поддержка мелкотоварного производства на селе.
11.1. Основные цели и задачи Государственной программы устойчивого развития села на 2011–2015 годы. (самостоятельно)