Зарубежный опыт работы консультационных служб
Консалтинговый рынок за рубежом получил широкое развитие. Об этом свидетельствует тот факт, что в западных странах на рынок консультационных услуг приходится около 4 млн. рабочих мест с годовым оборотом капитала свыше 30 млрд. долларов. Масштабы развития консультационных услуг могут характеризоваться количеством жителей, приходящихся на одного консультанта. Этот показатель составляет в Японии 2,5,в США – 4,5, в странах Западной Европы - 12,5, в то время как в развивающихся странах – 250–300 тыс. человек.
В западных странах консультирование выполняет пять функций:
· собственно консультирование;
· подготовка и повышение квалификации менеджеров, руководителей и специалистов;
· передача знаний и информации клиентам;
· защита интересов клиента;
· решение официальных государственных задач.
Наиболее распространенными методами консультирования являются убеждение, демонстрация, экскурсия, выставка, групповое обсуждение, лекция, семинар, сообщение в средствах массовой информации и др.
В США консультационная служба находится в составе Министерства сельского хозяйства. Региональные консультационные службы создаются при университетах. Преподаватель университета специализируется на преподавательской, научно-исследовательской и консультационной работе. Финансирование затрат этой службы производится из федерального бюджета и бюджета штатов. Широко развита сеть частных консультационных фирм.
В Англии имеются консультационные службы как государственные, так и частные. Государственная представлена Британским институтом консультантов по сельскому хозяйству, Королевским институтом привилегированных экспертов и другими объединениями. Среди крупных фирм выделяется Ассоциация независимых консультантов по полеводству.
Консультирование ведется по следующим направлениям: производство продукции животноводства; основные сельскохозяйственные культуры; садоводство; окружающая среда; менеджмент и ведение фермерского хозяйства; управление земельными ресурсами; маркетинг продукции; строительство сооружения и оборудование; исследования, проведение лабораторных анализов; специализированные проекты. Исследовательская работа финансируется как государством, так и из фонда корпораций производителей (например, производителей минеральных удобрений, сельскохозяйственной техники).
Датская консультационная служба состоит из двух уровней – общенационального и местного. Общенациональная представлена консультационным центром сельского хозяйства, который проводит научные исследования и опытную работу и передает их результаты местным центрам. Местный уровень представлен 95 центрами. Управление консультационными службами осуществляется ассоциацией фермеров. Консультационные службы оказывают услуги по двум направлениям: хозяйственно-политическое (отношение фермеров с правительством и парламентом), профессиональное (консультации по профессиональным вопросам). Консультационные службы субсидируются государством в размере 40–50% их расходов, остальные расходы оплачиваются фермерами.
Основными задачами консультационной службы являются:
· обеспечение фермеров самыми современными специальными знаниями, необходимыми для эффективного ведения хозяйства;
· выдача советов в конкретных ситуациях;
· регистрация и обработка экономических данных;
· составление счета прибылей и убытков с целью оптимизации налогообложения и управления фирмой;
· проведение анализа хозяйственной деятельности фермерского хозяйства и выдача рекомендаций по ее улучшению, испытание новых машин и технологий непосредственно на ферме;
· разработка проектов по практическому обучению фермеров;
· создание эффективной связи между фермерами и исследовательскими институтами.
Консультационные службы Германии организованы при крестьянских земельных союзах и действуют либо через Министерство сельского хозяйства с подчиненными ему структурами, либо через другие органы. В северных землях наряду с государственными консультационными службами существуют частные, но под покровительством государства, которое субсидирует до 50% их расходов. Группы консультационных служб формируются по предприятиям с родственным производством. На одного консультанта группы приходится 15–40 клиентов.
Широкое развитие консультационные службы получили в Австралии, Венгрии, Китае, Тунисе, Франции, Швеции и других странах.
В последние годы аграрное консультирование начало применяться в республиках бывшего СССР (России, Литве, Эстонии, Кыргызстане и др.).
Информационно-консультационная служба (ИКС) Российской Федерации создается как федеральная государственная информационно-консультационная служба Минсельхозпрода Российской Федерации и местных органов управления АПК. Она предназначена для обслуживания сельских товаропроизводителей всех форм собственности и их партнеров по агробизнесу, а также оказания помощи органам управления в решении местных проблем продовольственного обеспечения населения и развития сельских местностей.
Опыт западных стран свидетельствует о том, что успешная деятельность местных консультационных пунктов возможна только при наличии сильного научно-методического центра. Он должен быть предназначен для выполнения следующих функций:
· разработка стратегии, целей и задач консультационной службы, определение приоритетных направлений деятельности;
· проведение исследований и экспериментов в наиболее важных сферах фермерской деятельности;
· осуществление научно-методического руководства работой местных консультационных центров;
· обеспечение местных консультационных центров информационными материалами, компьютерными программами;
· организация обучения и повышения квалификации консультантов местных центров и фермеров и др.