Состояние и особенности развития лизинговой деятельности в Беларуси
В настоящее время в Республике Беларусь остро стоит проблема повышения фондооснащенности сельскохозяйственных предприятий, технический потенциал которых за последнее десятилетие сократился на 50%, а степень износа основных производственных фондов достигла 80%. При этом затраты материальных ресурсов на производство единицы сельскохозяйственной продукции в республике в 2–4 раза выше, чем в наиболее развитых странах. И, как следствие, продукция отечественного сельского хозяйства становится не достаточно конкурентоспособной не только на внешнем, но уже и на внутреннем рынке. В этой связи важная роль в снижении остроты положения в техническом оснащении отводится лизингу как эффективному инструменту технико-технологической модернизации сельскохозяйственного производства.
Политику государства в области лизинговой деятельности можно рассматривать в трех направлениях: создание специальных лизинговых компаний для осуществления отраслевых программ, организация фондов для стимулирования инвестиций в отдельные сектора экономики, а также участие самого правительства в льготном финансировании лизинговой деятельности в части государственных программ. При этом круг вопросов, связанных с участием государственного капитала в лизинге, в принципе тот же, что и при государственных инвестициях вообще. Государственные инвестиции должны способствовать развитию рыночной инфраструктуры в приоритетных для государства направлениях, например, в сфере АПК.
Лизинг стал активно использоваться при поставках техники сельскохозяйственным предприятиям. Причем это касается не только тракторов и зерноуборочных комбайнов, но и многих других видов сельскохозяйственной техники и оборудования. В структуре приобретения различных видов машин лизинг стал занимать от 20 до 80%.
В Беларуси появилось два вида лизингодателей, оперирующих на рынке сельскохозяйственной техники и оборудования:
Независимые коммерческие фирмы.
РО «Белагросервис».
Они осуществляют два вида лизинга – коммерческий и государственный соответственно. Коммерческий лизинг – это классический лизинг, основанный на трехстороннем договоре, организация которого у нас в республике мало чем отличается от мировых стандартов. Государственный же лизинг финансируется за счет средств республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки (РФППСХПАН) и применяется только в сфере сельского хозяйства.
В республике предпринят ряд мер, направленных на создание благоприятной экономической и правовой среды для развития лизинговых отношений. Так, возможность отнесения лизинговых платежей на себестоимость продукции, работ и услуг, а также механизм применения свободной амортизации позволили создать в Беларуси выгодные условия для развития лизинговых отношений.
Наличие благоприятной правовой базы, однако, не явилось залогом успешного развития агролизинга в республике. Финансовая неустойчивость многих сельскохозяйственных предприятий-лизингополучате-лей привела к тому, что уровень собираемости платежей по сделкам государственного лизинга составил только 20% от договорных сумм, а прямые убытки государства за этот период – 280 млн. долларов США. Объяснением тому служит низкая платежеспособность и эффективность работы большинства сельскохозяйственных предприятий, которые не соответствуют жестким требованиям, предъявляемым лизинговыми компаниями потенциальным лизингополучателям.
В целом, оценивая правовые условия коммерческого лизинга, созданные в Беларуси, можно отметить, что они благоприятны для ведения лизингового бизнеса. При этом необходимо выделить следующие преимущества белорусского законодательства в отношении лизинга:
· срок лизинга не определен нормальным экономическим сроком использования объекта лизинга по примеру развитых стран (США, Германии, Нидерландов, Польши). Это позволяет заключить договор финансового лизинга на короткий срок (1 год), что способствует уменьшению рисков, связанных с фактором времени;
· нет обязательного условия покупки лизингополучателем объекта лизинга по истечении договора лизинга, как это есть в США, Нидерландах, Германии, Польши, Украине. Это преимущество очень важно для лизингополучателя, которому нет необходимости выкупать морально устаревший за время лизинга договора объект лизинга;
· лизингодатель Республики Беларусь не обязан в финансировании лизинговой сделки участвовать собственными средствами, как это требуется в США. Эта позиция очень важна для отечественных лизингодателей, так как в нашей республике не имеется достаточного количества мощных финансовых организаций, которые смогли бы сами, без привлечения заемных средств, осуществлять лизинговую деятельность;
· свободная амортизация объекта лизинга в течение договора лизинга, что позволяет лизингополучателю: относить лизинговый платеж в части погашения стоимости объекта лизинга на нематериальные затраты и снижать налог на прибыль; снижать налог на основные фонды.
Однако наряду с положительными моментами в белорусском законодательстве имеются и некоторые отрицательные черты.
Во-первых, согласно Методическим указаниям Государственного налогового комитета Республики Беларусь «По налогообложению «других доходов» иностранных юридических лиц, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство», с них должен быть удержан налог по ставке 15 % с дохода, а так как удержать его непосредственно с зарубежной лизинговой фирмы невозможно, то эти суммы обязали вносить белорусских лизингополучателей.
Во-вторых, в соответствии с нормативными документами Министерства финансов Республики Беларусь доход лизингодателя рассматривается как вся выручка за вычетом погашаемого кредита, т.е. в него включаются не только маржа лизинговой фирмы, но и банковские проценты. С этой суммы уплачиваются отчисления в фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и в жилищный фонд. Если учесть, что в настоящее время маржа лизинговой компании составляет 5–10% от банковской процентной ставки, то становится ясной невыгодность таких условий.
В-третьих, в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.04.2001 г. № 490 запрещены расчеты производимой продукцией за предоставляемые услуги, в том числе лизинговые. Это значит, что стало практически невозможно применять схемы компенсационного лизинга, которые до этого были фактически самыми распространенными в отечественном сельском хозяйстве.
В настоящее время белорусским лизингодателям сдается в лизинг практически любое имущество, подходящее по своим характеристикам к основным средствам. Для финансирования своей деятельности лизинговые компании в основном прибегают к банковским кредитам.
Преобладающим видом лизинга является финансовый, при этом, как правило, от лизингодателей требуется залог на сумму от 30 до 100 % стоимости имущества, либо поручительство третьего лица на эту сумму. Наиболее распространенный срок лизинга 1–1,5 года (по мировым меркам является относительно коротким) обусловлен нестабильностью отечественной законодательной базы и низкой платежеспособностью лизингополучателя.
Чаще всего услугами лизинговых некоммерческих компаний в Беларуси пользуются банковская сфера, сферы промышленной переработки и транспортных перевозок. Именно в этих отраслях экономики имеются предприятия, которые способны высокорентабельно работать, получать прибыль и выплачивать все необходимые лизинговые платежи.
В условиях низкой платежеспособности сельхозпроизводителей коммерческий лизинг не получил достаточного распространения в сфере АПК. Однако в связи с необходимостью обновления парка сельскохозяйственных машин в сельском хозяйстве Беларуси был задействован механизм государственного лизинга. Министерствами экономики, финансов, сельского хозяйства и продовольствия был разработан соответствующий Порядок формирования и использования средств на закупку тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования и передачи их субъектам хозяйствования Республики Беларусь на условиях долгосрочной аренды.