Характеристика современного бизнеса
Бизнес (от староанглийского bisig – активный, занятый работой, деловой) занимает определяющую роль в современной экономике. Бизнес представляет собой совокупность материальных, финансовых, трудовых и информационных ресурсов в целях производства товаров, предназначенных для продажи другим экономическим агентам – предприятиям (организациям).
Основной целью бизнеса является максимизация прибыли, т. е. получение экономического эффекта. В таблице 6.1 представлен классификатор целей бизнеса.
Таблица 6.1. Классификация целей бизнеса
Окончание
Бизнес как система имеет три составляющие:
♦ субъекты бизнеса;
♦ компоненты;
♦ интегративные качества.
Субъектами бизнеса выступают:
♦ предприятие. Основной целью предприятия является обеспечение экономической безопасности, разработка планов развития организации. В лице предприятий выступают производители, покупатели, посреднические структуры;
♦ собственник бизнеса занимается выбором варианта распоряжения собственностью, обоснованием цены купли-продажи организации или его доли;
♦ кредитные организации – организации, определяющие размер ссуды, выдаваемый под залог предприятия, занимаются проверкой финансовой дееспособности заемщика;
♦ страховые организации – организации, устанавливающие размер страхового взноса, страховых выплат;
♦ фондовые биржи занимаются расчетом конъюнктурных характеристик, проверкой обоснованности котировок ценных бумаг;
♦ инвесторы занимаются проверкой целесообразности инвестиционных вложений;
♦ государственные органы предусматривают подготовку организации к приватизации, использование на предприятии различных видов налогов и т. д.
Помимо субъектов система бизнеса характеризуется тремя основными компонентами:
♦ производство продукции;
♦ торговля;
♦ коммерческое посредничество.
Система бизнеса обладает необходимыми системными свойствами (интегративными качествами) в составе двух составляющих.
1. Социально-экономический суверенитет. Суверенитет позволяет идти на самостоятельный поиск предмета сделок, рисковать, проявлять инициативу, нести юридическую и экономическую ответственность. Суверенитет не означает полную независимость. Он означает самостоятельность предприятия в установленных законами рамках.
2. Консенсус интересов субъектов деловых отношений. Консенсус означает взаимное обязательство не нарушать суверенитета участников бизнеса. Консенсус – плод эволюции предпринимательства.
На рисунке 6.1 представлена структура современного бизнеса.
Предметом исследования бизнеса является как изучение хозяйствующих субъектов в целом (макроаспект), так и отдельных субъектов рыночной экономики (микроаспект).
Макроэкономический аспект бизнеса как вид экономической деятельности в системе определяется экономикой предприятия и регионов хозяйствования, а именно:
♦ экономика предприятия регулируется с позиций микро– и макроэкономической теории. Здесь постулируется основополагающая роль внешних рыночных сил по отношению к предприятию: рынки, сферы, о бизнесе в которых работает фирма;
♦ во внешней среде ближайшего окружения предприятия рассматривают экономические процессы при взаимодействии с конкурентами, поставщиками, покупателями. Здесь выбираются типы поведения, технологии, модели поведения на рынках товаров, труда;
♦ во внешней среде дальнего окружения рассматривается деятельность предприятия (бизнеса) с учетом макроэкономических воздействий (учет информации, ставки банковского процента, налоговая политика);
Рис. 6.1. Характеристика современного бизнеса
♦ внутренняя и внешняя среда ближайшего окружения формирует микросреду предприятия, которая и определяет содержание экономики фирмы.
Бизнес как система обладает собственными внутренними импульсами развития: конкуренция, системы обеспечения и воспроизведения хозяйственных связей, инфраструктуры, системы менеджмента, системы изучения контрагентов, системы оценки деятельности (деньги).
Бизнес – это саморегулирующаяся система. Существуют три вида регуляторов бизнес-деятельности:
♦ законодательный (разграничение теневого и нормального бизнеса, защита, налоги, таможня);
♦ нормативно-ориентирующие регуляторы (принятые в стране экономические стимуляторы, рычаги поддержки бизнеса, макроэкономические инструменты);
♦ регуляторы свободного предпринимательства (свободное ценообразование, производство, действие закона спроса и предложения).
Виды бизнеса
Выделяют следующие виды бизнеса в зависимости от отраслевой принадлежности, размера бизнеса и формы собственности. Любой бизнес так или иначе связан с такими фазами воспроизводственного цикла – производство продукции или услуг, обменом и распределением, их потреблением. В зависимости от того, к какой стадии воспроизводственного цикла преимущественно принадлежит бизнес, выделяют следующие виды предпринимательской деятельности: производственное, коммерческое, финансовое и услуги. В этом разделе мы рассмотрим каждый вид более подробно.
Производственное предпринимательство – это ведущий вид предпринимательства. Его основная функция – организация производства. К производственному бизнесу относят автомобильные, строительные, фармацевтические фирмы, предприятия занятые в производстве косметики, пошиве одежды, и многие-многие другие. Производственное предпринимательство относится к числу самых распространенных, общественно необходимых и одновременно самых сложных видов бизнеса, именно он формирует основу современной рыночной экономики – массовое производство. В его рамках предприниматели преобразуют сырьевые материалы в готовую продукцию. При этом он использует в качестве факторов собственные или приобретаемые орудия и предметы труда, рабочую силу, организует производство продукции для последующей продажи потребителям или торговым организациям.
Осуществление производственного бизнеса связано с необходимостью приобретения предпринимателем значительного набора производственных факторов. Для изготовления продукции необходимы оборотные средства: материалы и полуфабрикаты, основные средства – рабочие помещения, машины, оборудование, приборы. Необходимо знание технологии. Приобретаемые предпринимателем основные средства имеют длительный срок службы и переносят свою стоимость на готовую продукцию не за один производственный цикл, поэтому надолго замораживают средства в каком-то бизнесе. Предприниматель также несет расходы по привлечению рабочей силы, приобретению самой разнообразной информации, на транспортировку и хранение материалов, готовой продукции, ремонт оборудования и многое другое. При этом отсутствие работников подходящей квалификации и оборудования, дорогое и некачественное сырье могут стать серьезным препятствием на пути создания производственного бизнеса. Производственный бизнес, как ни один другой вид предпринимательства, зависит от состояния уровня развития инфраструктуры и экономики в целом.
Таблица 6.2. Сильные и слабые стороны производственного предпринимательства
Производственное предпринимательство не приносит столь быстро прибыль, как другие виды бизнеса, одновременно более чем какие-либо другие виды предпринимательства нуждается в значительной сумме денег для организации бизнеса (табл. 6.2). Поэтому этот вид предпринимательства нуждается в серьезной государственной поддержке для своего успешного развития. Она может выступать в форме программ поддержки тех или иных форм бизнеса, налоговых льготах, предоставлении гарантий. Желание части предпринимателей получать сиюминутный доход ведет к тому, что многие бизнесмены, занимающиеся производственным предпринимательством в неблагоприятных условиях, идут на снижение качества и фальсификацию товаров, используют опасные технологии, начинают хищнически использовать природные ресурсы и рабочую силу. Поэтому производственное предпринимательство помимо государственной поддержки, как правило, испытывает очень серьезное государственное регулирование в форме лицензирования деятельности, стандартизации, ограничения или полного запрета заниматься отдельными видами производственной деятельности и т. д. На регулирование производственного бизнеса в наибольшей степени направлено трудовое и экологическое законодательство.
Коммерческий бизнес. Полем деятельности коммерческого бизнеса являются операции по купле-продаже товаров. В этом виде бизнеса предприниматель выступает в роли торговца, коммерсанта, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц. Примерами коммерческого бизнеса могут служить разнообразные оптовые торговцы и посредники, магазины, бензоколонки, аптеки и т. д.
Коммерческий бизнес занят тем, что приобретает товары у производителей, перевозит ее в разные уголки страны и мира, складирует и доставляет другим посредникам или потребителям. При прохождении товара от производителя к потребителю товар не изменяется, но потребители получают возможность не заботиться о доставке товаров и в то же время более равномерно потреблять необходимую продукцию. Коммерческий предприниматель берет на себя и риски, связанные с изменением спроса, цен. Этот вид бизнеса проще производственного. К его достоинствам можно отнести и быстроту создания. Не случайно в Российской Федерации в первые годы перехода к рынку этот вид предпринимательства получил наиболее быстрое развитие. Коммерческий бизнес высокорентабелен. Если во всем мире производственная деятельность обеспечивает, как правило, не более 10–12 % рентабельности предприятия, то коммерческая – 20–30 %, а нередко и выше.
К рискам данного вида бизнеса можно отнести высокую зависимость от рыночной конъюнктуры. Эффективное коммерческое предпринимательство требует знания тонкостей по ведению переговоров об установке низких закупочных цен, умения завоевывать доверие партнеров и потребителей, навыков по прогнозированию изменений в потребностях общества. Поэтому в коммерческой торговле очень высоки риски, связанные с подбором персонала. Предприниматели, занятые в этом виде бизнеса, сильно зависят от уровня развития предпринимательской инфраструктуры. В этой сфере бизнеса во всем мире много мелких и средних фирм, и, как следствие, в этом бизнесе ниже государственное регулирование и большая доля «теневого» предпринимательства (табл. 6.3).
Таблица 6.3. Сильные и слабые стороны коммерческого предпринимательства
Финансовое предпринимательство. Особым видом предпринимательской деятельности является финансовый бизнес. Сфера его деятельности – денежное обращение и кредит. Финансовая деятельность выступает в таких формах, как банковская деятельность, страховой и венчурный бизнес. Оно распространяется на такой круг операций, как продажа и покупка иностранной валюты, обмен ценных бумаг на деньги, валюту или другие ценные бумаги. К этой сфере относятся услуги разнообразных финансовых посредников: брокеров, дилеров и т. д. Прибыль предпринимателя возникает в результате операций с финансовыми ресурсами и получением процентов (табл. 6.4).
К конкурентным преимуществам фирм занятых финансовым бизнесом, можно отнести высокую мобильность ресурсов, гибкость, способность быстро аккумулировать ресурсы, к рискам – значительную зависимость от состояния национальной экономики, политические риски, зависимость от международных финансовых рынков.
Таблица 6.4. Сильные и слабые стороны финансового предпринимательства
Бизнес в сфере услуг. Услуги – это очень привлекательный бизнес для предпринимателей. В настоящее время именно в этой сфере идут активные инновационные процессы, которые приносят предпринимателям прибыль более высокую, чем в торговле. Особенно рентабельным и быстрорастущим является бизнес в сфере деловых услуг (табл. 6.5).
Таблица 6.5. Сильные и слабые стороны предпринимательства в сфере услуг
Бизнес в сфере услуг особенно сильно зависит от конъюнктурных и политических факторов. Многие виды услуг в современной рыночной экономике выживают благодаря государственной поддержке и работе в кооперации с крупным производственным бизнесом.
Принципы бизнеса
Принципы бизнеса проявляются в деловых отношениях и возникают при зарождении данных отношений. Их воздействие на развитие системы бизнеса происходит независимо от воли и желаний трудовых ресурсов, вступающих в деловые отношения. Рассмотрим основные принципы бизнеса.
1. Принцип ограниченности. Деловая деятельность субъектов бизнеса осуществляется в условиях ограниченности материальных благ, ограниченности возможностей, ограниченности способностей. Ограниченность материальных благ предопределила необходимость взаимодействия субъектов бизнеса для удовлетворения своих потребностей. Ограниченность возможностей каждого из субъектов бизнеса и ограниченность его способностей закрепляют за этим субъектом бизнеса определенное деловое предназначение.
2. Принцип обмена. Ограниченность материальных благ делает их недоступными для многих членов общества. Для большинства субъектов бизнеса важным способом удовлетворения потребностей служит обмен. Обмен результатами деятельности позволяет трудовым ресурсам удовлетворять потребности в тех благах, к которым у него нет доступа.
3. Принцип возвышения. Стремление субъектов бизнеса получить доступ к благам заставляет их действовать различными способами. Развитие способностей субъектов бизнеса происходит одновременно с возвышением его потребностей.
4. Принцип неограниченности. Ограниченность благ заставляет субъекты бизнеса постоянно искать наиболее эффективные пути доступа к ним, а это в свою очередь вместе с возвышением потребностей трудовых ресурсов обусловливает необходимость постоянного развития разнообразных потребностей, которые могли бы проявиться в их деловой деятельности.
5. Принцип состязательности. Ограниченность материальных благ обусловливает необходимость состязательности между субъектами бизнеса. Разделяя с другими субъектами бизнеса ограниченные блага, каждый участник деловых отношений оказывается втянут в состязательность по поводу товаров и рынков.
6. Принцип общности. Стремясь преодолеть ограниченность благ, обмениваясь результатами деятельности, субъекты бизнеса развивают общественный характер деловой деятельности.
7. Принцип развития. Вступая в деловые отношения, субъекты бизнеса стремятся реализовать свои эгоистические и общественные деловые интересы. Развитие собственности субъектов бизнеса – одно из важнейших условий устройства общества, организации деловых отношений. Поэтому развитие собственности является одним из важнейших принципов бизнеса.
8. Принцип компромисса. Компромисс – это одно из ключевых принципов формирования и развития деловых отношений. Удовлетворяя свои потребности в ограниченных благах путем обмена результатами деятельности, субъекты бизнеса сталкиваются с необходимостью учитывать интересы других субъектов бизнеса. Под компромиссом понимается отказ от обязательности реализации собственных интересов в текущем периоде деловой деятельности в пользу интересов других субъектов бизнеса во имя стабильного и гарантированного существования в перспективе.
9. Принцип свободы. Свобода выбора является и предпосылкой, и следствием способности субъектов бизнеса заключать сделки, вступать в деловые отношения между собой. У каждого субъекта бизнеса всегда имеется право выбора и партнеров по сделкам, и объекта бизнеса.
10. Принцип субъективизма. Состоит в том, что общественный прогресс обусловливается активной деловой деятельностью субъектов бизнеса. Поэтому субъективизм пронизывает всю систему деловых отношений.
11. Принцип ценности. Каждый из объектов бизнеса обладает ценностью, под которой понимается способность данного объекта быть предметом сделки, в ходе которой субъекты бизнеса осуществляют обмен результатами деловой деятельности, сделав свободный выбор. Ценность объектов является критерием для осуществления свободного выбора благ.
12. Принцип неопределенности. В развитой экономической системе имеет место многообразие видов деловой деятельности, ни один из которых не может быть полностью изначально спланирован из-за необходимости постоянного обеспечения свободы выбора всеми участниками сделок. Постоянные динамические изменения и асинхронные индивидуальные действия субъектов бизнеса постоянно усиливают неопределенность развития событий. В связи с тем что субъектам бизнеса приходится делать свой выбор в условиях неопределенности, он вынужден стремиться к прогнозированию последствий своих действий и к планированию их последовательности.
13. Принцип стремления. Осуществляя свой субъективный выбор в условиях относительной неопределенности, субъекты бизнеса постоянно стремятся к достижению определенности. Субъектам бизнеса необходимо анализировать спрос и предложение объектов бизнеса, а также своих потенциальных партнеров по сделкам и детерминировать собственные действия.
14. Принцип ассоциативности. Деловая деятельность субъектов бизнеса находится под воздействием его способности к осознанию принципов бизнеса, деловых интересов, состава объектов бизнеса и потенциальных партнеров по сделкам.
15. Принцип риска. Неопределенность условий протекания деловых отношений обусловливает риск каждого из субъектов бизнеса, на который он вынужден идти, осуществляя свободный выбор. Данный риск воплощается в возможности несения убытков, в том числе из-за необязательных действий партнеров, действия макроэкономических, политических и природных факторов, вхождения в состояние банкротства. Наличие рисков обусловило существование отдельного вида предпринимательского бизнеса – страхового бизнеса, понимание обязательности рисков в любом виде деловой деятельности служит основой действий субъектов бизнеса по обеспечению безопасности своей деятельности.
16. Принцип рациональности. Поскольку деловые отношения всегда связаны с риском, в основу рискованных действий необходимо заложить рациональность выбора. Каждое решение в условиях неопределенности должно быть максимально взвешенным, продуманным, обоснованным – рациональным. Если действия субъекта бизнеса нерациональны, он гарантированно проигрывает в конкурентной борьбе. Если же его действия рациональны, то он, конечно, добивается большей определенности в процессе выбора и, следовательно, оказывается более конкурентоспособным.
17. Принцип анализа. По мере развития деловых отношений рационализм формирует у субъектов бизнеса потребность в осуществлении системного анализа всей совокупности деловых связей, постоянного стратегического и оперативного наблюдения и контроля ситуации, оценки собственной деятельности и деятельности других субъектов деловых отношений.
18. Принцип стоимости. Все блага, за доступ к которым конкурируют между собой субъекты бизнеса, имеют стоимость. Стоимость является денежной оценкой благ и, следовательно, параметром оценки рациональности выбора. С помощью стоимостного оценивания благ субъекты бизнеса могут соизмерять собственные затраты с затратами конкурентов. С помощью стоимостного оценивания степени рациональности своего выбора они могут сопоставлять степень своей конкурентоспособности. Благодаря стоимостным оценкам они могут соотносить свои затраты с доходами, а объемы инвестиций в развитие бизнеса с объемами личного потребления.
19. Принцип ответственности. Выбор, который совершает каждый из субъектов бизнеса, обязывает его ответственно выполнять условия сделки. Ответственное исполнение принятых обязательств не только предусматривается международным законодательством и законами стран с рыночно ориентированной экономикой, но и выступает необходимым обстоятельством долговременного развития системы деловых отношений. Напротив, безответственное отношение к принятым обязательствам подрывает основу делового сотрудничества субъектов бизнеса, заключивших сделку.
20. Принцип синтеза. Реализация деловых интересов приводит к синтезу частного и общественного отношения в интересах субъектов бизнеса и в их действиях.
21. Принцип концентрации. Развитие деловых отношений проявляется в постепенном освоении субъектами бизнеса элементов общества и природы, из состава которой используют естественные ресурсы для всех видов деловой деятельности. Все ресурсы имеют природную основу, за исключением социальных ресурсов, формирующихся в ходе коммуникаций между людьми. И природные ресурсы, и социальные ресурсы анализируются, отбираются и концентрируются субъектами бизнеса для осуществления своей деятельности.
22. Принцип дифференциации. Развитие деловых отношений сопровождается дальнейшим углублением разделения труда между субъектами бизнеса и дифференциацией отдельных видов деловой деятельности. Вместе с тем дифференциация отдельных видов бизнеса развивает потребности в общественных связях и усиливает, укрепляет их, так как каждый выделившийся вид деловой деятельности может осуществляться лишь как частичка единой совокупной экономической деятельности общества.
23. Принцип интеграции. С развитием деловых отношений становится все более очевидным, что все расчеты в бизнесе имеют условный характер в том случае, если разделение труда и связанная с ней специализация субъектов бизнеса, порождая потребность в устойчивых деловых отношениях в обществе, не сопровождается интеграцией упомянутых субъектов бизнеса в одно целое. Это целое называется системой бизнеса. Системная интеграция субъектов бизнеса, их деловых интересов, их целей и их действий представляет собой объективный процесс. Он выражается посредством не устранения противоречий в деловых отношениях, а превращения данных противоречий во внутренний источник самостоятельного развития данных отношений и общества, в котором эти отношения существуют.
24. Принцип самоорганизации. Системная самоорганизация бизнеса и менеджмент на микро– и макроэкономическом уровнях являются обязательными условиями устойчивого развития деловых отношений как основы развития всего человеческого общества и придают устойчивость движению всей системы бизнеса.
Концепции бизнеса
Современное состояние бизнес-деятельности во многом связано с развитием концепций бизнеса. Рассмотрим некоторые концепции бизнеса.
Критическая концепция бизнеса исходит из того, что понятие «бизнес» объединяет совокупность действий различных субъектов рыночных отношений, имеющих одинаковую направленность на обогащение одних людей за счет других.
Позитивная концепция бизнеса – полная противоположность критической концепции бизнеса. Ее суть состоит в том, что бизнес понимается и оценивается как общественно-полезная деятельность людей, осуществляется в порядке личной инициативы, целью которой является производство товаров и услуг для людей.
Согласно позитивной концепции, бизнес трактуется как деятельность людей по обслуживанию друг друга, а также их совместная деятельность, нацеленная на благо общества. Он подчинен всеобщим интересам и, по сути, предстает как явление, непротиворечивое в своей форме. Обе рассмотренные концепции бизнеса являются двумя крайними позициями в оценке бизнеса как объективного явления.
Сущность прагматической концепции бизнеса состоит в том, что бизнес рассматривается как явление, неизбежное в контексте развития общества. Роль конкуренции как позитивного фактора состоит в том, что обострение конкуренции до разумных пределов стимулирует развитие экономики. В целом можно выделить следующие элементы прагматической концепции бизнеса: бизнес – это необходимый и неизбежный компонент жизни людей в целом; он объединяет, с одной стороны, стремление отдельных граждан к реализации эгоистических интересов, с другой – стремление других людей к удовлетворению своих потребностей в товарах, работах и услугах. Бизнес – это развивающееся явление; его направления, виды, технологии и инструменты постоянно совершенствуются в соответствии с изменениями, происходящими в обществе (табл. 6.6).
Таблица 6.6. Особенности позитивной, критической и прагматической концепций бизнеса
Итак, позитивная и критическая концепции бизнеса явно преувеличивают значение соответственно общественных и эгоистических интересов субъектов бизнеса. Между тем лишь в рамках прагматической концепции бизнеса можно избежать идеализации настоящего и прошлого, равным образом как и уничтожением рыночного настоящего в пользу нерыночного коммунистического будущего с его принципом распределения: «От каждого по способностям, каждому – по потребностям».