Анализ статистической информации о состоянии внешней среды предприятия и/или отраслевого рынка
Как и любая компания ООО «Инженерные технологии» имеет сильные и слабые стороны. К сильным сторонам относятся:
- благополучное финансовое состояние фирмы;
- гибкая ценовая политика;
- высококачественное предоставление услуг;
- квалифицированные специалисты;
- хорошие взаимоотношения директора с персоналом и между сотрудниками.
К слабым относятся:
- неудовлетворенность персонала в заработной плате и мотивации;
- недостаточно эффективная организационная структура;
- затраты на аренду помещения;
- отсутствие маркетингового отдела.
Особенности макросреды были рассмотрены с помощью PEST- анализа, он включает в себя факторы внешней среды: политический, экономический, социальный, технологический. PEST-анализ факторов внешней среды отражен в таблице 2.
Таблица 2
PEST- анализ факторов внешней среды
Группы факторов | События/ Факторы | Угроза(-)/ Возможность(+) | Вероятность события или проявления фактора | Воздействие на компанию |
Политические | Изменение законодательства | - | Низкая | Изменение законодательства может привести к увеличению издержек |
Экономичес-кие | Спрос на услуги | + | Высокая | Услуги компании пользуется постоянным спросом |
Социальные | Реклама и связи с общественностью | + | Высокая | Рекламная кампания и акции способствуют укреплению позиций на рынке |
Технологи-ческие | Специализированные технологии | - | Высокая | Необходимость использования специализированных технологий приводит к дополнительным издержкам |
Развитие конкурентных технологий | + | Высокая | Внедрение и развитие конкурентных технологий может повысить конкурентоспособ-ность |
Анализ показал, что воздействие политического фактора (изменение законодательства) - это угроза, вероятность этого события низка, но проявление этого фактора приведет к увеличению издержек. Спрос на услуги (экономический фактор), вероятность события высока, потому что услуги постоянно пользуются спросом.
Реклама и связь с общественностью (социальный фактор) - это возможность укрепить свои позиции на рынке. Появление специализированных технологий (технологический фактор) требует их использования, которая приводит к дополнительным издержкам и это еще одна угроза. Развитие конкурентных технологий это возможность повышения своей конкурентоспособности.
Необходимо также провести анализ конкурентной среды, используя методику «Пять сил портера». Модель 5-ти сил Портера - инструмент стратегии, который используется для анализа привлекательности структуры рынка. Анализ проводится путем идентификации 5 основных сил:
1.Угроза появления конкурентов. Насколько легко или трудно для новых участников начать конкурировать, какие существуют барьеры.
2.Уровень конкуренции среди существующих компаний.
Присутствует ли сильная конкуренция между существующими компаниями? Есть ли доминирующая компания или все равны по силе и размеру.
3.Рыночная власть покупателей. Насколько сильно положение покупателей. Могут ли они совместно заказывать большие объемы.
4.Рыночная власть поставщиков. Насколько сильно положение компании. Много ли существует потенциальных поставщиков или только несколько, монополия?
5.Угроза появления продукции - заменителей. Насколько просто заменить продукт или услугу, в частности, удешевить.
Модель «5-ти сил» по Портеру:
1. Барьеры очень низкие, даже при возможном появлении новых конкурентов, ООО «Инженерные технологии» имеет вполне достаточное количество сильных сторон для победы в конкурентной борьбе.
2. Что касается соперничества в отрасли, то здесь можно провести анализ рынка по основным конкурентам.
Анализ рынка по основным конкурентам представлен в таблице 3.
Таблица 3
Анализ рынка по основным конкурентам
Формы конкурентоспособности | ООО «Инженерные технологии » | Конкуренты | |
«Строй-ресурс» | Коломна-строй | ||
1. Месторасположение | |||
2. Уровень сервиса | |||
3. Качество обслуживания | |||
4. Комфортность | |||
5. Имидж компании | |||
6. Ассортимент услуг | |||
7.Дополнительные услуги | |||
Общее количество баллов |
Данные таблицы 3 отражены на рисунке 5.
Рис.5. Анализ рынка по основным конкурентам
Оценки в баллах от 1 до 5 означают:
- явный лидер в отрасли (означает, что по сравнению с другими конкурентами является наиболее выгодным);
- выше среднего уровня, показатели стабильные (означает, что показатель является хорошим, но не достаточным для лидерства);
- средний уровень, полное соответствие отраслевым стандартам (означает, что показатель по сравнению с другими конкурентами соответствует стандартам, но не достаточно);
- ухудшение показателей (несоответствие уровню);
- кризисное положение (означает, что положение форм конкурентоспособности является кризисным по сравнению с другими конкурентами).
Как видно из анализа, предприятие ООО «Инженерные технологии» имеет преимущества перед другими конкурентами:
- возможность клиентов компании «торговаться» отсутствует, так как цены установлены стабильно;
- давление со стороны поставщиков также отсутствует, так как компания для большинства своих поставщиков является постоянным и стабильным клиентом. В связи с этим поставщики дорожат организацией и даже предоставляют скидки.
3. Угроза появления заменяющих услуг хоть и возможна, но маловероятна.
Целью SWOT-анализа является критическая оценка текущего положения предприятия, выраженное во внутренних преимуществах и слабостях, оценить его способность предотвращать угрозы и использовать возможности, которые возникают в его окружении, анализ текущего положения предприятия представлен в таблице 4.
Таблица 4
Анализ текущего положения предприятия
ВНЕШНЯЯ СТОРОНА ВНУТРЕННЯЯ СТОРОНА | Возможности O: - появление новых поставщиков; - появление новых клиентов; - слабость конкурентов; - предоставление государством субсидий. | Угрозы S: - появление рядом потенциальных конкурентов; - преимущества имеющихся конкурентов; - изменение покупательских предпочтений; - появление большого количества товаров заменителей; - потеря поставщиков. |
Сильные стороны T - благополучное финансовое состояние фирмы; - более гибкая ценовая политика; - высококачественные услуги; - квалифицированные специалисты; - хорошие взаимоотношения директора с персоналом и между сотрудниками. | Поле СИВ - получить субсидии; - скидки, акции, рассрочки платежа, дополнительные услуги. | Поле СИУ - удержать покупателей от перехода к конкуренту, проинформировав их о высоком качестве нашей продукции и доступной цене; - улучшение деловых отношений, рассмотрение и, если возможно, решение существующей проблемы; иметь контракт с поставщиком на экстренные заказы; - нахождение и устранение причин отставания от конкурентов. Постараться «обойти» конкурента другими преимуществами. |
Слабые стороны W - неудовлетворенность персонала в заработной плате и мотивации; - недостаточно эффективная организационная структура; - затраты на аренду помещения. | Поле СЛВ - приобретение торгового помещения (в собственность). | Поле СЛУ - падение уровня продаж, возможно, потеря клиентов; - увеличение стоимости предоставляемых товаров; - нескоординированная работа компании. |
Анализ показал, что практически любая угроза ведет за собой цепь негативных факторов, конечным звеном которой всегда являются финансовые убытки, а вслед за этим и падение репутации предприятия, любая возможность дает шанс упрочить позицию на рынке, а также, при возможности, продвигаться дальше.
Анализ финансовой, бухгалтерской и иной экономико-статистической информации, содержащейся в отчетности предприятия и характеризующей её операционную (производственную) деятельность за последние 2-3 года
Базой для проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности исследуемого предприятия является ее отчетность за 2015- 2016 гг. (Приложение 2). Анализ экономических показателей ООО «Инженерные технологии» представлен в таблице 5.
Таблица 5
Основные экономические показатели ООО «Инженерные технологии» за 2015-2016гг.
Наименование | Ед.изм. | 2015г. | 2016г. | Отклонение 2016г. к 2015г.,% |
1.Выручка от реализации продукции | Тыс.руб | 193,12 | ||
2.Себестоимость реализованной продукции | Тыс.руб | 205,97 | ||
3.Прибыль от реализации продукции | Тыс.руб | 101,86 | ||
4.Прочие расходы | Тыс.руб | 94,47 | ||
5.Прочие доходы | Тыс.руб | - | - | - |
6.Чистая прибыль | Тыс.руб | 103,66 |
Как видно из таблицы 5, произошло увеличение объема реализуемой продукции в 2016 году на 7688 тыс.руб., рост себестоимости показал 14904 тыс.руб. и увеличение прибыли в сравнении с предыдущим годом до 1038 тыс.руб. Остающаяся в распоряжении предприятия чистая прибыль также увеличилась в 2016 году до 850 тыс.руб.
Группировка и анализ статей актива и пассива баланса характеризуют ряд важнейших показателей финансового состояния предприятия (таблица 6).
Таблица 6
Группировка и анализ статей актива баланса за 2016г.
Актив баланса | Ед.изм. | На начало периода | На конец периода | Абс.откл., тыс.руб. | Темп роста, % | ||
Тыс.руб. | % к итогу | Тыс.руб. | % к итогу | ||||
1.Имущество | Тыс.руб | +786 | +24,45 | ||||
1.1 Внеоборотные активы | Тыс.руб | 1,02 | - | - | -33 | -100 | |
1.2 Оборотные активы | Тыс.руб | 98,98 | +819 | +25,75 | |||
1.2.1 Запасы | Тыс.руб | 9,96 | 11,15 | +126 | +39,38 | ||
1.2.2 Дебиторская задолженность | Тыс.руб | 87,43 | 87,7 | +698 | +24,84 | ||
1.2.3 Денежные средства | Тыс.руб | 1,59 | 1,15 | -5 | -9,8 |
Данные таблицы 6 отражены на рисунке 6.
Рис. 6. Анализ статей актива баланса за 2016г., тыс.руб.
Общая стоимость имущества увеличилась в течение 2016 года на 786 тыс.руб (24,45%). Стоимость иммобилизованных активов уменьшилась на 33 тыс. руб. (100%). В целом стоимость оборотных средств увеличилась на 819 тыс.руб., это произошло вследствие увеличения дебиторской задолженности на 689 тыс.руб.
На исследуемом предприятии наблюдается рост объема продаж по сравнению с прошлым годом почти в два раза (на 193,12%) при темпах роста активов в этом же периоде 24,45%, это свидетельствует о хорошей работе предприятия. Необходимо также проанализировать пассив баланса (таблица 7).
Таблица 7
Группировка и анализ статей пассива баланса за 2016г.
Пассив баланса | На начало периода | На конец периода | Абс. отклонение | Темп роста, % | ||
Тыс.руб. | % к итогу | Тыс.руб. | % к итогу | |||
1.Источники имущества | +786 | +24,45 | ||||
1.1Собственный капитал | 39,08 | 51,28 | +795 | +63,29 | ||
1.2 Заемный капитал | 60,92 | 48,72 | -9 | -0,46 | ||
1.2.1 Долгосрочные обязательства | - | - | - | - | - | - |
1.2.2 Краткосрочные обязательства | 12,04 | 17,2 | +77,77 | |||
1.2.3 Кредиторская задолженность | 48,88 | 31,52 | -310 | -19,73 |
Данные таблицы 7 отражены на рисунке 7.
Рис.7. Анализ статей пассива баланса за 2016г.
Из таблицы 7 и рисунка 7 видно, что объем источников средств предприятия увеличился в 2016 году на 786 тыс.руб. или на 24,45%. За указанный период произошло увеличение собственных средств на 795 тыс.руб, также произошло увеличение краткосрочных обязательств на 301 тыс. руб., произошло также уменьшение кредиторской задолженности на 310 тыс. руб.
В целом можно отметить, что заемный капитал за отчетный период имеет тенденцию к снижению, это для исследуемого предприятия является положительным моментом. Также важно отметить, что предприятие ООО «Инженерные технологии» располагает нераспределенной прибылью, как отетного периода, так и прошлых лет, такая тенденция свидетельствует о повышении производственной и коммерческой деятельности предприятия.
Это также увеличивает экономическую самостоятельность и финансовую устойчивость, а следовательно и укрепляет надежность предприятия как партнера. Следовательно, сравнение актива и пассива баланса позволяет определить, что на предприятии ООО «Инженерные технологии» наблюдается рост в продажах, а также стоимость мобильного капитала увеличивается, что в свою очередь определяет тенденцию к ускорению оборачиваемости всей совокупности активов предприятия и создает благополучные условия для финансовой деятельности.