Методика проведения контрольного диктанта

Слова с неизученными орфограммами заранее записываются на доске и чётко проговариваются учителем во время диктовки. Слова с непонятным лексическим значением должны быть прокомментированы учителем до прочтения текста диктанта в целом. Постановка знаков препинания, выходящих за рамки учебной программы для начальных классов, предупреждается учителем во время чтения текста.

Важно заранее подготовить рабочие места учеников: убрать со столов все ненужные предметы, оставив только необходимые для записи диктанта и выполнения грамматических заданий учебные принадлежности.

В начале урока учитель сообщает учащимся цельпроведения контрольной работы. Медленно и выразительно прочитывает весь текст, предлагаемый для диктанта. В момент чтения текста ученики внимательно слушают учителя, осмысливают содержание текста. Первичное восприятие текста на слух помогает учащимся избежать ряда ошибок, часто вытекающих из непонимания пишущим того, что он записывает.

Затем текст диктанта читается учителем по отдельным предложениям. Каждое предложение учитель диктует два раза подряд: первый раз для восприятия и понимания, а второй раз — для записи. Школьники должны приступать к записи предложения только по окончании его чтения учителем. Нельзя допускать распространённого среди учащихся стремления торопливо записывать диктуемое тогда, когда учитель ещё не окончил чтение.

Если предложение является трудным для понимания или осложнено однородными членами предложения, в этом случае диктовать, как и писать, следует не отдель­ными предложениями, а законченными смысловыми отрезками (словосочетаниями).

Одно из основных требований к диктующему — это достаточно громкий голос. Необходимо, чтобы все ученики отчётливо слышали весь текст, диктуемый учителем. Чёткая дикция избавит учащихся от лишнего напряжения при слушании и от необходимости «угады­вать» плохо услышанное. Диктовать следует, стоя на одном месте, чтобы не заставлять учащихся каждый раз напрягать свой слух по-новому.

В процессе контрольного диктанта подсказки учи­теля исключаются, в том числе и при произношении слов. Совершенно недопустимо искажение произноше­ния с целью «поймать» ученика, как равно и орфографи­ческое, «подсказывающее» чтение, в отдельных случаях резко расходящееся с нормами речи (например, чтение слов ко[го], твое[го] вместо ко[во], твое/во]).

Чтение должно быть медленным, но не настолько, чтобы терялась или разрывалась мысль, выраженная данным предложением. Необходимо обеспечить воз­можность всем учащимся успевать записывать дик­туемый текст, для чего необходимо соблюдать ровный темп чтения. Учитель должен выбрать одного, не очень торопливого ученика и, следя за темпом его письма, ориентироваться в чтении на него.

После записи всех предложений текст диктанта чита­ется учителем повторно, с более продолжительными паузами после каждого предложения, чтобы учащиеся успели проверить правильность написания слов, испра­вить выявленные ошибки, дописать слова, если они были пропущены. После самопроверки диктанта учащиеся выполняют грамматические задания.

Содержание грамматических заданий учитель записывает по вариантам на доске до начала урока. Перед выполнением грамматических заданий учитель прочитывает и комментирует все задания всех вариан­тов. Затем учащиеся самостоятельно, без помощи учи­теля выполняют грамматические задания независимо от их последовательности.

После выполнения грамматических заданий, если позволяет время, нужно дать учащимся возможность ещё раз проверить всю работу.

Со звонком с урока учитель собирает все работы учеников.

2.3. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ РАЗБОР — вид языкового анализа; включает анализ слов, словосочетаний, пред­ложений, текстов с целью обнаружения орфограмм, их объяснение, указание способа проверки и выполнение орфографического действия — проверки. Является важнейшим приёмом обучения орфографии, обеспе­чивает сознательное усвоение и применение изученных правил правописания, формирует орфографическую зоркость, развивает мышление и речь учащихся. При­меняется как самостоятельное упражнение и как эле­мент упражнений другого вида. Выполняется только устно (другие действия не должны быть предметом активности учащегося).

Отсутствие устного орфографического анализа текста перед его записью (на первом этапе работы с орфограммой) ведёт к механическому письму, поэтому расценивается как грубая методическая ошибка

учителя.

Виды орфографического разбора:

1)полный — разбору повергаются все орфограммы;

2)тематический, выборочный — разбору подверга­ются только определённые орфограммы.

Наши рекомендации