Статья 145. Инструкции по охране труда, обязательные для работников
Работники обязаны соблюдать инструкции по охране труда, устанавливающие правила выполнения работ и поведения в производственных помещениях и на строительных площадках. Такие инструкции разрабатываются и утверждаются администрацией предприятия, учреждения, организации совместно с соответствующим выборным профсоюзным органом предприятия, учреждения, организации.
Министерствами, государственными комитетами и ведомствами по согласованию с соответствующими профсоюзными органами, а в необходимых случаях и с соответствующими органами государственного надзора (статья 244) могут утверждаться типовые инструкции по охране труда для рабочих основных профессий.
Работники обязаны также соблюдать установленные требования обращения с машинами и механизмами, пользоваться выдаваемыми им средствами индивидуальной защиты.
Трудовые коллективы контролируют соблюдение всеми работниками правил и инструкций по охране труда на предприятиях, в учреждениях, организациях.
Статья 146. Контроль за соблюдением требований инструкций по охране труда
Постоянный контроль за соблюдением работниками всех требований инструкций по охране труда возлагается на администрацию предприятий, учреждений, организаций.
Скорее врача!
Работа вожатого начинается еще до начала смены. Вы уже продумали программу, собрали нужные материалы и везете за спиной большой рюкзак, но надо еще сделать одно маленькое, но очень важное дело – на медосмотре узнать у врача об особенностях здоровья детей: хронические заболевания, непереносимость определенных продуктов питания, индивидуальные особенности. В ближайшие три недели именно вы отвечаете за жизнь и здоровье детей в отряде.
В лагере всегда есть врач и именно его нужно вызвать к больному ребенку, а тем более, к месту происшествия, но вожатый должен уметь оказать первую помощь заболевшему или получившему травму, а при необходимости организовать и осуществить его транспортировку, что требует определенных знаний и умений. Вожатому необходимо знать назначение медикаментов, уметь сделать искусственное дыхание, обработать рану, сделать перевязку, овладеть навыками транспортировки пострадавшего подручными средствами (носилки из шестов и штормовок, волокуши из лыж и т.д.).
На пляже
В лагере купание проводят организованно. Дети купаются только под наблюдением взрослых. Вожатый обязан соблюдать следующие правила:
· в неизвестных местах предварительно обследовать место, выбранное для купания, и, по возможности, установить ограничительные знаки;
· объяснить детям правила поведения на воде;
· контролировать время купания;
· запретить ныряние в неизвестных местах;
· на организованных пляжах не заплывать дальше ограничительных знаков;
· не разрешать плавать в холодную и ветреную погоду.
Купание может разрешить только врач или директор лагеря. Вожатый не может сам решить, можно ли детям сегодня купаться.
На пляже опасность для детей и взрослых представляют не только вода, но и солнце.
Во избежание теплового и солнечного удара, а также ожогов ультрафиолетовыми лучами важно придерживаться следующих правил:
а) перед купанием необходимо остыть в тени;
б) прикрывать голову, особенно затылочно-теменную область, легким светлым головным убором не только детям, но и взрослым;
в) нельзя загорать на сытый или голодный желудок, a также спать на солнце.
Тепловой удар– наступает при перегревании тела.
Нарастающая слабость. Головокружение, затем внезапное повышение температуры, головная боль, тошнота, рвота, обморок, покраснение и одутловатость лица, учащение дыхания и пульса
Нужно:При появлении первых признаков теплового удара пострадавшего перенести в тень, освободить от стесняющей одежды, расстегнуть крючки, пуговицы, тесемки, голову приподнять, смочить тело водой, холод на голову, обильное питье, создать покой, вызвать врача.
Солнечный удар
Появляется головокружение, слабость, острая головная боль, мелькание в глазах. В более тяжелых случаях наступает потеря сознания, рвота, повышение температуры тела.
Ожог ультрафиолетовыми лучами.
При покраснении небольших участков кожи и при появлении пузырей – смочить их осторожно спиртом с помощью ватного тампона. Пузырей не вскрывать! На область пузырей наложить повязку стерильным бинтом.
При покраснении обширных участков кожи – смочить всю поверхность ожога слабым раствором марганцовокислого калия с помощью ватного тампона. При появлении озноба и общего плохого состояния – вызвать врача. При сильной боли принять внутрь анальгин и на ночь снотворное.
В поездке
Для предупреждения головокружения детям, плохо переносящим транспорт, перед поездкой на катере, в автотранспорте и т.д., надо принять таблетку аэрона. При поездках в машинах делать остановки по мере появления приступов головокружения (тошнота, бледность лица). Детей, подверженных головокружениям, усаживать в автотранспорте на переднее сидение. На водном транспорте отводить места в центре.
Травмы
Ссадины – повреждения только кожи (поверхностные), иногда обширные.
Нужно:Смазать йодом только вокруг ссадины и наложить асептическую повязку (с синтомиииновой мазью).
При резаных, колотых и ушибленных ранах смазать йодом кожу вокруг раны и наложить стерильную повязку. При венозном и капиллярном кровотечении из тканей (рану заливает кровью) наложить давящую повязку с помощью индивидуального пакета.
При артериальном (пульсирующем) кровотечении, помимо повязки, необходимо наложить жгут выше места ранения, обязательно подложив под него край рукава рубашки, чистый носовой платок или несколько слоев марли (непосредственно на кожу жгут накладывать нельзя). Жгут затягивают постепенно до прекращения кровотечения.
Отметьте время наложения жгута на записке, приколотой к одежде, так как жгут может находиться на конечности не более 1, 5 – 2 часов. Если по истечении указанного времени пострадавшему не оказана хирургическая помощь, жгут нужно снять на 10 мин, и, придав конечности возвышенное положение, попытаться прижатием кровоточащего сосуда остановить кровотечение до повторного наложение жгута. При продолжающемся все же кровотечении немедленно наложить жгут повторно.
При закрытом переломе верхней конечности – иммобилизация шиной, имеющейся в аптечке или из подручного материала. Шину наложить с таким расчетом, чтобы захватить два соседних сустава и прикрепить бинтами конечности в положении, согнутом в локтевом суставе, после чего конечность уложить на косынку или широкий бинт, подвязанный к шее. Шину наложить на одежду или подложить под нее вату.
При закрытом переломе нижней конечности – особенно бедра – изготовить шины из подручного материала и наложить их с наружной и внутренней стороны по всей длине вытянутой конечности (охватывая также не меньше двух суставов), закрепив их бинтами.
При открытом переломе, когда в области перелома имеется рана, а тем более видна кость, необходимо разрезать и снять одежду, покрывающую конечность, смазать йодом большую поверхность кожи вокруг раны, наложить повязку с помощью индивидуального пакета, после чего шинировать так же, как и при закрытом переломе. Внутрь давать анальгин и тетрациклин.
При переломе ребер– боль при дыхании и движении туловища.
Нужно:Тугое бинтование грудной клетки полотенцем на выдохе, с последующем зашиванием краев полотенца. Подшить лямки через оба плеча для предупреждения сползания полотенца. Внутрь анальгин или любое обезболивающее.
При переломе ключицы – деформация ключицы, боль при движении соответствующей руки.
Нужно:Под мышку этой же стороны подложить валик, скатанный из полотенца или из другого материала и прибинтовать плечо к туловищу. Предплечье подвесить на косынку, бинт.
Ушибы сопровождаются болью и различной степени внутренним кровоизлиянием.
Ушиб черепа сопровождается, как правило, в той или иной степени сотрясением головного мозга.
Легкая степень сотрясения головного мозга может проявляться только головокружением, иногда тошнотой. Больной быстро приходит в нормальное состояние.
Средняя степень проявляется кратковременной потерей сознания, тошнотой, иногда однократной рвотой.
При тяжелой степени сотрясения головного мозга наблюдается длительная потеря сознания и неоднократная рвота.
Нужно:Во всех случаях пострадавшим необходимо создать полный покой и обязательно показать врачу. В остальном, мероприятия те же, что и при переломе черепа.
При ушибах других частей тела прикладывать холод к месту ушиба (лед, вода, холодные металлические предметы и т.п.) в течение 1-ого, 2-го часа для предупреждения внутреннего кровотечения. В дальнейшем для рассасывания кровоизлияния применять тепло: грелки, горячие ванны для конечностей и т.п. (только не солнечные ванны).
Вывих – изменение очертания сустава, острая боль, отсутствие движений в суставе.
Не пытаться вправлять!
Нужно:Мероприятия те же, что и при переломах – иммобилизация конечностей. Во всех случаях переломов и вывихов давать внутрь анальгин, направить к врачу для вправления вывиха.
Растяжения связок голеностопного сустава– припухлость сустава. Боль при попытке ходить.
Нужно:Тугое бинтование сустава, холод, покой, возвышенное положение конечностей.
Утопления
Нужно:После извлечения утопающего из воды, здесь же, на берегу, освободить от стесняющей одежды. При спазме челюсти разжать ее. Вытянуть наружу запавший язык языкодержателем из аптечки или пальцами через марлю, чистый носовой платок и т.п. и удерживать его в таком положении во время искусственного дыхания. Очистить пальцами полость рта от попавших туда инородных тел – ила, песка и т.д. Повернуть пострадавшего лицом вниз через подставленное колено и легким нажатием выдавить воду, попавшую в легкие и желудок. Подложить под голову одежду и приступить к искусственному дыханию, которое продолжать, сменяясь, до прибытия врача или появления самостоятельного дыхания. В последнем случае перенести пострадавшего в помещение, укутать одеялом, обложить грелками (бутылками), крепкий горячий сладкий чай или черный кофе.
Способ искусственного дыхания по Сильвестеру
Если искусственное дыхание выполняется одним человеком, то он становится на колени у изголовья пострадавшего, берется руками за верхние части предплечий и производит следующие движения: вдох – осуществляется отведением рук пострадавшего в стороны и кверху до скрещения их над головой; выдох – сильным, но плавным прижатнем локтей к нижней половине грудной клетки. (Резкое и сильное прижатие может привести к перелому ребер). Таких движений нужно делать 16-18 в минуту, то есть так же, как дышит нормальный человек.
Если искусственное дыхание проделывают вдвоем, то каждый из участников становится на колени с боков пострадавшего, левыми руками берутся за кисти, а правыми за предплечья. Действуют они одновременно по команде. Движения проделывают те же, что и один человек.
Поражение электротоком
Нужно:Если пострадавший связан с токонесущим проводом, его нужно оторвать от него. Взяв за ноги через одежду (за обувь), или палкой оттащить провод в сторону. При потере сознания и отсутствии дыхания освободить пострадавшего от стесняющей одежды и приступить к искусственному дыханию, которое продолжается до прибытия врача или до появления естественного дыхания. В последнем случае прекратить искусственное дыхание, дальнейшие мероприятия – по указанию врача.
Отравление продуктами питания
Появление боли в животе вскоре после еды, побледнение кожи лица, рвота.
Нужно:Промыть желудок путем приема нескольких стаканов теплой воды до появления обильной рвоты. Проделать это несколько раз, до тех пор, пока рвота не будет без каких-либо остатков пищи. Строжайшая диета. Только крепкий, горячий сладкий чай. Грелки на живот и к ногам.
При носовом кровотечении
Нужно:Покой. Возвышенное положение головы (можно сидя в удобном положении или лежа с приподнятым туловищем). В одну или в обе ноздри, в зависимости от кровотечения ввести ватные (марлевые) тампоны, смоченные предварительно перекисью водорода. На область носа холод. Не сморкаться. Не закидывать назад голову. При продолжающемся обильном кровотечении, особенно связанном с травмой, показать врачу.
При укусе ядовитой змеи Нельзя: прибегать к действиям, травмирующим укушенное место: разрезам в области укуса, прижиганиям, наложению жгута и т.д.
Нужно: Первая помощь заключается в немедленном отсасывании яда ртом в течение первых 5-7 мин после укуса. При этом место укуса захватывают большим и указательным пальцами и слегка сдавливают, отсасываемую кровянистую жидкость сразу сплевывают. При укусе в руку пострадавший может оказать себе эту помощь сам. Отсасывание яда не могут проводить люди, у которых во рту свежие язвы или ссадины. В этом случае ограничиваются отжиманием яда. Отсасывание яда ртом – метод оказания первой помощи исключительно эффективный и абсолютно безопасный для здорового человека.
Следующее важнейшее мероприятие – придание пораженной конечности полной неподвижности. Это задерживает развитие отравления и уменьшает боли, так как змеиный яд распространяется не по кровеносным, а по лимфатическим сосудам. Отток лимфы из неподвижной конечности замедлен, поэтому общие признаки отравления развиваются медленнее.
При укусе в руку, ее в согнутом положении подвешивают к шее и прибинтовывают к грудной клетке.
Ногу фиксируют при помощи тут же изготовленных шин, жердей или из того материала, который имеется под руками. В крайнем случае, укушенную ногу прибинтовывают к здоровой. Пострадавшего в лежачем положении возможно скорее доставляют в лечебное учреждение.
При укусе насекомого (пчелы, осы и др.)
Нужно:Тонким пинцетом удаляют жало, если оно застряло в коже. К месту поражения прикладывают холодные примочки. Холод снимает боль и уменьшает местную воспалительную реакцию. При обморочном состоянии, при головокружении – вдыхание нашатырного спирта.
Несчастные случаи могут произойти с вашими детьми и за территорией лагеря (например, в походе), поэтому необходимо также запомнить следующие правила:
1. Во всех случаях ранений, ссадин, наколов и потертостей во избежание заражения столбняком, при прибытии в населенный пункт немедленно обратиться в медучреждения для производства противостолбнячной прививки.
2. При укусе человека животным, также немедленно обратиться в ближайший медпункт для производства прививки от бешенства.
3. При удалении от населенных пунктов и отсутствии транспорта пострадавших необходимо доставить своими силами на импровизированных носилках или на руках. И в том и в другом случае нужно идти не в ногу, так как это обстоятельство усиливает тряску и ухудшает состояние больного.
Примерное содержание аптечки
Стерильные бинты 5x5 | 3 шт. |
Вата гигроскопическая | 3х100 гр. |
Лейкопластырь | 1 шт. |
Лейкопластырь бактерицидный | 15-20 шт. |
Настойка йода | 1 п. |
Раствор перекиси водорода | 1 п. |
Нашатырный спирт | 1 п. |
Аэрон (от тошноты) | 10 табл. |
Цитрамон (от головной боли) | 10 табл. |
Баралгин, темпалгин (от головной, зубной или иной боли) | 10 табл. |
Парацетамол (жаропонижающее) | 10 табл. |
Но-шпа (от боли в желудке) | 20 табл. |
Фталазол или Смекта (от боли в животе) | 10 п. |
Уголь активированный | 30 табл. |
Тавегил или супрастин (от аллергии и укусов насекомых) | 20 табл. |
Раствор сульфацила натрия (альбуцид) | 2 стерильных тюбика |
Настойка валерианы или пустырника (успокоительное) | 1 п. |
Жгут резиновый или матерчатый | 1 шт. |
Ножницы, иголки и нитки |
Во что играть с детьми
Игры на знакомство и запоминание имен
Снежный ком.
Все сидят в кругу и первый человек называет свое имя. Его сосед называет имя первого и свое. Сосед соседа называет имя первого, второго и свое. И так далее".
1 чел. Петя;
2 чел. Петя, Вася;
3 чел. Петя, Вася, Лена;
4 чел. Петя, Вася, Лена, Оля ...
Желательно чтобы вожатый оказался последним и правильно без ошибок назвал все имена ребят.
Варианты этой игры:
- назвать свое имя и сделать какое-нибудь движение;
- имя и слово, с которым ты ассоциируешься;
- имя и слово или предмет, который тебе нравится на ту же букву.
Ветер дует на…
Все играющие сидят в кругу на стульях (свободных стульев нет). Ведущий стоит в центре круга. Он произносит фразу, которая начинается словами: «Ветер дует на тех, кто…». Например, «Ветер дует на тех, кто любит яблоки», «Ветер дует на тех, у кого на обуви есть шнурки», «Ветер дует на тех, кто любит купаться» и т.д. Те, кто отвечает условию, должны пересесть на другое место. Если ведущий первым занимает свободный стул, то игрок, оставшийся без стула становится ведущим.
Флажки
Группа разбивается на две команды, выбираются капитаны. После этого капитаны убегают и прячутся на местности, задача команд найти капитана противоположной команды первыми.
Чайник-тормоз
Перед началом игры каждый сидящий в кругу напоминает всем свое имя. Все стараются друг друга запомнить. Затем все вместе начинают хлопать в ладоши, два раза - в ладоши, два раза - по коленкам, в ритм. Хлопки не должны останавливаться. Первый игрок должен назвать два имени - свое и любого сидящего в кругу - на хлопки в ладоши. Услышавший свое имя пропускает один или два интервала (по предварительной договоренности) и тоже на два хлопка в ладоши называет свое имя и другое. Так как в кругу может быть несколько человек с одним именем, договоритесь, чтобы играющие смотрели на того, чье имя называют. Главное - не сбить общий ритм хлопков и не остановиться. Затем можно усложнить игру, исключив интервалы. Например, раз-два, Света-Лена, раз-два, Лена-Миша, раз-два, Миша-Оля и т.д.
Если кто-то из участников ошибся и не успел вовремя вступить, его имя заменяют на прозвище. Обычно первый получает прозвище "тормоз" или "чайник". Таким образом, теперь этому человеку нужно называть не свое имя, а прозвище.
Я люблю своего соседа справа…
Группа рассаживается в кругу. Первый игрок узнает, как зовут соседа справа (например, Коля) и должен произнести четыре фразы, дополняя их словами, начинающимися с той же буквы, что и имя.
К примеру:
«Я люблю своего соседа… Колю»
«Я увезу его в… Калугу»
«Я подарю ему… карандаш»
«Я накормлю его… картошкой»
И так по кругу.
Мяч
Эта игра уже не только служит для знакомства, но и учит принимать коллективное решение. Участники встают в круг и поднимают одну руку над головой. Начать игру может любой ребенок. Он бросает мяч любому другому игроку, отчетливо называя свое имя, и опускает руку. Получивший мяч бросает его следующему (нужно стараться бросать мяч через круг, а не рядом стоящему), также называя свое имя, и опускает руку. Так продолжается до тех пор, пока мяч не побывает у всех игроков по одному разу (поднятые руки служат сигналом, что игрок еще не получал мяча). Когда мяч вернется к тому, кто начинал игру, огласите начало следующего раунда: предложите бросать мяч в том же порядке, только называть не свое имя, а имя того, кому бросаете. Обратите внимание, что не все ребята еще запомнили имена друг друга, поэтому нуждаются в подсказке со стороны вожатого.
Паровоз
Снова все стоят в кругу. Один участник выходит в центр и трижды выкрикивает свое имя, приседая на полусогнутых ногах, похлопывая себя ладонями по щекам. Затем игрок подходит к любому, стоящему в кругу, и, повторив свое имя, спрашивает: «Как тебя зовут?» Услышав ответ, снова подпрыгивает, машет руками и трижды выкрикивает названное имя. Затем тот, кого только что столь экстравагантно представили, встает впереди первого, тот кладет ему руки на плечи, и они паровозиком отправляются знакомиться с остальными.
Диалог повторяется, с той лишь разницей, что все «вагончики» паровозика выкрикивают вновь названное имя вместе. Игра продолжается до тех пор, пока в паровозик не будут включены все игроки.
Зарядки
Колобок
Перед началом каждому ребенку раздаются роли из сказки «Колобок»: дед, бабка, внучка, жучка, кошка или мышка. У каждого должна быть одна роль. Также каждому дается роль колобка. Теперь, каждой роли придумывается движение, например: дед – поднять и опустить руки, бабка – повернуться вокруг своей оси на 360 гр. и т.д. Роли колобка присваивается приседание.
Начинаем игру. Вожатый рассказывает сказку «Колобок» и, когда ребенок слышит свою роль, он повторяет то движение, которое было придумано. Когда произносится слово «Колобок», все приседают.
Саймон сказал
Ребята делают те движения, которые просит их сделать вожатый, но только в том случае, когда он добавляет кодовую фразу “Саймон сказал…”.
Например:
«Саймон сказал….подняли руки»– ребята должны сделать;
«Саймон сказал….опустили» – повторяем;
«Саймон сказал….присели» – сделано;
«А теперь, встали» – этого делать нельзя, нет кодовой фразы.
Командные
Крокодил
Группа разбивается на команды. Команда выбирает какую-нибудь крылатую фразу и записывает ее на листочек. Когда все готовы, каждая команда выбирает из любой другой одного человека, отдает ему записку и его задача жестами объяснить своей группе эту фразу.
Ромбы
Играют обычно 2-3 команды. Каждый ребенок в команде получает карточку с цифрой: 5, 10, или 15. У каждой команды карточки своего цвета. Какому-то игроку достается карточка с надписью «Босс», а кому-то «Киллер». «Босс» - самый сильный игрок, он может «уничтожить» любого. «Киллер», наоборот, слабее всех, но только он может вывести «Босса» из игры. Задача команд найти и «уничтожить» «Босса» соперников. По команде ведущего игроки начинают охоту за «Боссом». Когда игроки разных команд встречаются друг с другом, они сравнивают свои карточки, и если встретились, например, 5 и 15, то пятерка считается убитой, ее карточка переходит к игроку с цифрой 15. Если цифры одинаковые, то игроки разбегаются и продолжают охоту.
Дли того, чтобы выиграть, нужно сохранить своего «Киллера» и натравит его на «Босса» соперников. Если «Босс» противников убит, а ваш жив, - поздравляем, вы выиграли.
Игры на командное сплочение
Семафор
Все участники сидят в кругу. Ведущий просит их выбросить на правой руке определенное количество пальцев: от одного до пяти. Цель игры: на определенном ходу все должны показать одно и то же количество. Сговариваться нельзя.
Чертова дюжина
Группа должна по порядку посчитать до 13, причем каждую цифру должен произносить только один человек. Договариваться, кто, что произносит нельзя. Как только какое-то число произносят несколько человек одновременно или долго не произносит никто, счет начинается с начала. Факультативное правило: Каждый человек должен произнести хотя бы одно число.
Гляделки
Группа стоит в кругу. В центре ведущий, который старается занять чье-нибудь место. Тот, чье место занял ведущий – водит. Люди договариваются взглядом, кто с кем меняется.
Путанка
Число участников: 4-8 человек плюс один. Условия: Водящий отворачивается. Участники, стоя в кругу и взявшись за руки, начинают путаться между собой, образуя живой клубок. Задача водящего распутать этот клубок, не разрывая рук.
Бип
На полу рисуется поле из 49 клеток (7*7), поля должны быть достаточно большими, чтобы на них можно было встать. Группа делится на две команды.
Начинает первая, все стоят у одного края сетки. Ведущий объясняет, что перед ними лабиринт, стенок не видно, но через них не пройти, когда человек касается стены, звучит сигнал: «Бип». Команды должны пройти по лабиринту на противоположный край. Задача усложняется тем, что стенки лабиринта заколдованы, если человек касается стены, он не может двигаться дальше, только назад и вместо него продолжать путь к выходу может другой член команды. Всей команде нужно пройти через лабиринт как можно быстрее так, как засекается время прохождения, а за ними пойдет другая команда.
План находится у ведущего, он и произносит сигнал «Бип» когда кто-то касается стенки.
Молекулы
Все играющие беспорядочно передвигаются по игровой площадке, в этот момент они все являются «атомами». Как известно, атомы могут превращаться в молекулы - более сложные образования, состоящие из нескольких атомов. В молекуле может быть и два, и три, и пять атомов. Играющим по команде ведущего нужно будет создать «молекулу», т.е. нескольким игрокам нужно будет схватиться друг за друга. Если ведущий говорит: «Реакция идет по три!», то это значит, что три игрока - «атома» сливаются в одну «молекулу».
Сигналом к тому, чтобы молекулы вновь распались на отдельные атомы, служит команда ведущего: «Реакция окончена». Если ребята еще не знают, что такое «атом», «молекула», «реакция», – взрослый человек должен популярно им объяснить. Сигналом для возвращения в игру временно выбывших игроков служит команда: «Реакция идет по одному».
Игры на внимание
Чингисхан
Все вы знаете могущественного полководца Чингисхана, на протяжении своей жизни он вел много войн. Как в любой войне у обеих враждующих сторон были разведчики. Очень часто его разведчиков захватывали в плен, и тайные донесения доставались врагу. Тогда Чингисхан придумал зашифрованную систему передачи чисел от 1 до 10, так как чаще всего разведчики передавали именно количественные данные. Сейчас я, с помощью любых трех небольших предметов, буду вам показывать различные числа, а ваша задача догадаться, какая же система применялась великим полководцем?
Ведущий начинает на полу показывать определенные комбинации предметов и спрашивать какое число он показывает. Ребята отгадывают.
Ключ к игре: На самом деле, при любой комбинации предметов, показывается то число, каким количеством пальцев ведущий касается пола.
МПС
Игру можно провести для конкретного человека только один раз.
Несколько добровольцев, которые никогда не играли в эту игру, покидают зал на одну минуту. Все остальные договариваются о том, что отвечать будут про своего правого соседа (МПС = мой правый сосед). Водящему, по возвращении, говорят: "Сейчас мы все вместе выбрали и загадали человека из нашей группы. Тебе нужно отгадать, кто это и расшифровать его кодовое название МПС. Ты можешь задавать любому из нас вопросы про этого человека, только спрашивай нас по одному».
Черная магия
Для того чтобы сыграть в эту игру потребуется два ведущих. Один выходит за дверь. В это время участники игры загадывают любую вещь, которую можно увидеть в том помещении, где они находятся. Второй ведущий говорит, что он может, настроившись на волну своего партнера, передать ему информацию о той вещи, которую загадали. Естественно, ему мало кто верит. Входит первый ведущий, второй же начинает перечислять все предметы, которые находится в комнате, и если он называет ту вещь, которую загадали, первый останавливает его и говорит, что это именно она. Так может повторяться несколько раз, причем во время каждой попытки участники могут прелагать разные ограничения и запреты для ведущих (например, не показывать рукой на предметы, закрыть глаза, отвернуться к стене) но, что бы они ни требовали, первый ведущий всегда безошибочно угадывает именно ту вещь, которую загадали. В чем секрет? Все достаточно просто: Второй ведущий называет задуманный предмет после любой вещи черного цвета. Поэтому-то игра и названа черная магия. Детям додуматься до этого достаточно сложно, но вы не раскрывайте им секрет раньше времени, ведь игру можно продолжить и на следующей смене.
Искра
Все сидят в кругу. Первый хлопает в ладоши один раз, после него, сразу, хлопает его сосед справа, дальше третий и т.д. Надо пустить своеобразную искру по кругу. Цель: чтобы искра вернулась к первому игроку как можно быстрее.
Ритм
Все сидят в кругу. Ведущий задает хлопками какой-то ритм. Цель игры: группа должна повторить этот ритм. Каждый хлопок может делать только один ребенок, поэтому ритм из 7 хлопков может воспроизвести только группа из 7 ребят, хлопая по одному хлопку каждый с определенной скоростью, паузами и силой хлопка.
Ай-да я
Группа сидит в кругу. Начинают с того, что по кругу каждый друг за другом считают вслух. Каждый произносит одно число – это легко. Потом задача усложняется тем, что, в дальнейшем, если кому-то надо будет сказать число кратное 3 или содержащее в написании цифру 3, он должен заменить его на фразу «Ай-да я! », а если число кратно 4 или содержит в написании цифру 4, то «Ай-да ты!». Если же число кратно и 3 и 4, то произносятся обе эти фразы. Группа начинает считать по кругу, кто сбивается – выбывает.
Пример: 1, 2, Ай-да я, Ай-да ты, 5, Ай-да я, 7, Ай-да ты, Ай-да я…
Крест-параллель
Игроки, вместе с ведущим, сидят в кругу на стульях. Ведущий бросает мяч любому игроку и говорит одну из фраз Крест-Крест, Крест-Параллель, Параллель-Крест, Параллель-Параллель. Игрок, получивший мяч, тоже бросает его любому другому, и также должен сказать одну из фраз, ведущий говорит, правильно он сказал или нет. Так все перебрасывают мяч и говорят, задача догадаться по какому принципу ведущий определяет правильность фразы.
Ключ к игре: Если нога на ноге, то крест, если ноги не перекрещены, то параллель.
Первое слово относится к тому, кто кидает, второе – к тому, кому кидают.
Наоборот
Ведущий выбирает одного из ребят, говорит ему слово и предлагает произнести его наоборот. Игроку дается немного времени на раздумье и три попытки, и, начав говорить, он не должен останавливаться. После выполнения задания игрок выбирает, кто продолжит, и говорит ему слово. Если игрок все три раза ошибся, он выбывает.
Игры на каждый день
Ипподром
Ведущий: Приготовьте свои ладошки. Ладошки – это лошадка, а побежит она по коленкам. Давайте разучим, что умеет делать лошадка: бегать галопом (звонкие хлопки по коленям), скакать по камням (стучим кулачками по груди), скакать по песочку (трем ладошками друг о друга), брать барьеры (руки поднимают вверх и опускают, хлопая по коленям). Итак, мы на ипподроме. Начинаются скачки. На старт! Внимание! Марш!
Джойстик
Все встают друг против друга, причем каждый берет за руку соседа за большой палец. Большой палец соседа будет джойстиком. Первый в цепочке протягивает руку вперед над столом. На стол кладется небольшой предмет (монета, сережка и т.п.). Все закрывают глаза, кроме последнего участника команды. Он и управляет "джойстиком", передавая первому команду через остальных участников. Цель первого опустить палец точно на предмет на столе.
Игру можно провести в форме соревнования. Если вы решили устроить из этой игры соревнование, не забудьте определить независимых судей, чтобы никто не жульничал.
Почта
Дети встают в круг, взявшись за руки. Ведущий – в середине круга. По его выбору, кто-то из детей произносит фразу: «Я передаю письмо … (называет имя одного из детей, стоящих в круге)». После чего одной рукой пожимает руку соседу, по цепочке дети незаметно передают рукопожатие. Как только пожмут руку игроку, которому передавалось письмо, он должен сказать: «Письмо получил». Только после этого он получает право передать письмо. Водящий должен заметить момент передачи и сказать: «Здесь». Если он прав, то передававший рукопожатие ребенок становится водящим, а водящий становится на его место и получает право передать письмо. Игра продолжается.
Колобок
Все сидят на стульях (стоят в кругу). Стулья расставлены по комнате на большом расстоянии друг от друга, чтобы можно было обежать вокруг (если все стоят в кругу, то можно приседать). Каждый получает роль “колобка” и еще какую-нибудь (дед, баба, лиса, волк, медведь, тропинка) так, чтобы у каждого участника было минимум две роли. Ведущий начинает сказку: “Жили-были дедушка и бабушка (те, кто “дед” и “баба” должны обежать вокруг своих стульев) в маленьком домике. И попросил как-то дед (обегает) бабушку (обегает) испечь колобок (все обегают вокруг своих стульев)... и т.д., рассказ идет с постепенным учащением употребления слова “колобок” (“А лиса колобку и говорит: “Колобок, колобок, колобок румяный бок, я тебя, колобок, съем...”) и в какой-то момент ребята уже не будут успевать бегать - игра сама собою оканчивается.
(Можно рассказать для разнообразия сказку “Репка”, “Теремок”)
Блохи
Все встают (или садятся) в круг. Ведущий показывает два одинаковых предмета. Их нужно быстро передавать по кругу. Тот, у кого их окажется сразу два, вылетает.
Если участников больше 20, можно пустить трех блох.
Кошки-собаки
Играющие становятся в круг. У ведущего в руках два предмета (допустим шарф и шапка), изображающие "кошку" и "собаку". Когда все сосредоточатся, ведущий в одну сторону запускает "кошку", а в другую – "собаку", со словами "я дарю тебе кошку" и "я дарю тебе собаку". Соседи должны переспросить у него: "Что?" и ведущий отвечает "Кошку (собаку)". Затем предмет передается дальше по кругу по аналогичной схеме, причем вопрос "Что?" должен обязательно доходить до ведущего. Чей предмет быстрее придет обратно, та сторона круга победила!
Хорошо - плохо
Ребята садятся в круг, вожатый начинает. Он говорит любую фразу заканчивающуюся словами “… ,и это хорошо”. Например: “ Солнце светит, и это хорошо”. Следующий за ним ребенок должен его опровергнуть: “Солнце светит - это плохо потому, что не видно звезд”. Второй участник продолжает опровергать: “Не видно звезд – это хорошо потому, что не отвлекаешься от дел”. И так, все друг за другом, опровергая предыдущего. Следите за тем, чтобы ребята чередовали “…это хорошо потому, что…” и ”…это плохо потому, что…”
Контакт
Играть могут от трех человек и больше. Один участник загадывает любое слово и называет его первую букву. Другие участники, думают, что же может быть за слово на эту букву, предполагают и спрашивают о том, что предположили. Например, буква В. Спрашивают: Это не птица (предположили ворону) не качество человека? (верность) не цветы, растущие во ржи (васильки), не человек в белом халате (врач) вопросы могут быть самые разнообразные, главное чтобы ведущий не понял, что же имеется в виду, а поняли остальные участники. Если кто-то понял, что подразумевалось под ответом, то говорит КОНТАКТ и они вдвоем с тем, кто задал вопрос, начинают считать до 10. Если за это время ведущий не догадается, что они имеют в виду, то они вместе, после числа 10 называют то, что считают ответом на вопрос. Если участники назвали разные слова, то ведущий не говорит следующую букву. Если слово оказалось одинаковым, то есть если