Государственное и муниципальное управление»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ государственный НЕФТЕГАЗОВЫЙ университет»

Институт менеджмента и бизнеса

Кафедра маркетинга и муниципального управления

Государственное и муниципальное управление» - student2.ru

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплина учебная, производственная и преддипломная практика

направление 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»

профиль/ «Государственная и муниципальная служба»

«Маркетинг территорий»

квалификация академический бакалавр

форма обучения очная, заочная

курс 1,2,3,4

семестр 2,4,6,8

Отчет по практике___ 2,4,6,8 семестры

Общая трудоемкость 8 недель, 12 зачетных единиц

Тюмень, 2015

Государственное и муниципальное управление» - student2.ru

Рабочая программа разработана в соответствии требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по направлению 38.03.04 Государственное и муниципальное управление (уровень бакалавриата) утвержденного Приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 10 декабря 2014г.№ 1567

Рабочая программа рассмотрена

на заседании кафедры маркетинга и муниципального управления

Протокол № 8 от « 4 » марта 2015 г.

Заведующий кафедрой ________________ Белоножко М.Л.

Рабочую программу разработал:_________Колтунова Ю.И., к.с.н., доцент

ЦЕЛИ ПРАКТИКИ

Учебным планом подготовки бакалавра по направлению 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» предусмотрены 4 вида практики: учебная во 2 семестре (2 недели) и производственная в 4 семестре (2 недели), производственная в 6 семестре (2 недели) и преддипломная в 8 семестре (2 недели). Практика является обязательной составной частью учебного плана подготовки бакалавров, продолжением учебного процесса в производственных условиях, эффективной формой подготовки студента к предстоящей трудовой деятельности. Практика дает общее представление о профессиональной деятельности бакалавра ГМУ. Она формирует общие требования, предъявляемые к бакалавру в области знаний, умений, навыков, которые будут формироваться у обучаемого в течение всего периода подготовки в вузе.

Основная цель практики - приобретение студентом необходимых практических умений и навыков в осуществлении профессиональной, аналитической, научно-исследовательской, организационно-управленческой и педагогической деятельности.

Цель учебной практики заключается в приобретении обучающимися практических навыков и опыта самостоятельной профессиональной деятельности на основе использования информационных технологий, а также в углублении компетенций.

Цель производственной практики бакалавров в 4-м семестре заключается в приобретении обучающимися практических навыков сбора, систематизации, анализа и представления информации и ведения самостоятельной исследовательской работы в сфере управления, а также в систематизации, расширении и закреплении профессиональных знаний, полученных при изучении основ менеджмента и информационных технологий, а также в углублении компетенций.

Цель производственной практики бакалавров в 6-м семестре заключается в закреплении теоретических знаний, полученных обучающимися основе исследования организационно-экономических и технологических особенностей деятельности предприятия (организации), а также в приобретении практических навыков организации и управления производством. Расширение знаний в области истории становления и системы государственного и муниципального управления в России. Углубление понимание специфики и своеобразия государственного управления экономикой, политикой, социальной, духовной и др. сферами в России (регионе).

Цель преддипломной практики бакалавров в 8-м семестре заключается в закреплении теоретических знаний, полученных обучающимися при изучении дисциплин, приобретении опыта организации аналитической и плановой работы на предприятии, а также сбор необходимой информации для выполнения выпускной квалификационной работы бакалавра.

ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ

Основными задачами учебной практики являются:

- приобретение умений и навыков работы в наиболее распространенных программных средах; приобретении практических навыков обработки данных и информации;

- изучение и приобретение практических навыков использования информационных технологий для сбора, обработки, систематизации, хранения и представления информации:

- в области аналитической, научно-исследовательской деятельности приобретение практических навыков: поиска информации по полученному заданию, сбор и анализ данных, необходимых для проведения конкретных исследований; анализа и интерпретации показателей, характеризующих социальные процессы и явления на микро- и макро- уровне как в России, так и за рубежом; проведения статистических обследований, опросов, анкетирования и первичной обработки их результатов; участия в разработке проектных решений в области профессиональной деятельности, подготовки предложений и мероприятий по реализации разработанных проектов и программ; приобретение управленческих навыков.

Основными задачами производственных практик являются:

- приобретение умений и навыков работы в наиболее распространенных программных средах; приобретении практических навыков обработки данных и информации;

- изучение и приобретение практических навыков использования информационных технологий для сбора, обработки, систематизации, хранения и представления информации:

- в области расчетно-аналитической деятельности приобретение практических навыков: организации сбора и анализа эмпирического материала; работа с базами данных предприятия;

- в области аналитической, научно-исследовательской деятельности приобретение практических навыков: обработки массивов статистических данных в соответствии с поставленной задачей, анализ, оценка, интерпретация полученных результатов и обоснование выводов; разработка концепции управления; подготовки предложений и мероприятий по реализации разработанных проектов и программ; приобретение управленческих навыков; участие в процессе планирования на производстве.

- в области организационно-управленческой деятельности приобретение практических навыков: разработки вариантов управленческих решений, обоснования их выбора; организации выполнения порученного этапа работы;

подготовки решений по вопросам организации управления и совершенствования деятельности служб управления предприятий, организаций, ведомств, получение коммуникативных навыков.

Основными задачами преддипломной практики являются:

-углубление профессиональных навыков работы и решения практических задач;

- совершенствование практического опыта работы в коллективе;

- сбор материалов для выполнения выпускной квалификационной работы;

- углубление теоретических знаний.

МЕСТО ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ

Учебная, производственная и преддипломная практики обучаемых по направлению подготовки бакалавров 38.03.04«Государственное и муниципальное управление» проводятся в организациях (учреждениях, на предприятиях), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом и осуществляющим свою деятельность в сферах, связанных с направлением (профилем) подготовки бакалавров, органах управления города, области. Для студентов, обучающихся по заочной форме, базами практики могут являться предприятия и организации, на которых они работают, либо на выпускающей кафедре или в лабораториях (НИИ) университета.

В период практики, по решению принимающей организации, обучаемые могут быть заняты на рабочих местах на управленческих должностях.

РУКОВОДСТВО ПРАКТИКОЙ

Руководство практикой осуществляется с двух сторон:

- со стороны университета - руководителем практики - преподавателем кафедры, реализующей ОПОП ВО по данному направлению (профилю) подготовки;

- со стороны предприятия - квалифицированными специалистами – сотрудниками предприятия, назначенными руководителями в установленном в организации порядке.

Руководитель практики от кафедры:

- устанавливает связь с руководителем практики от предприятия и совместно с ним уточняет программу ее проведения и индивидуальное задание;

- консультирует обучаемого по вопросам прохождения практики и оказывает методическую помощь при выполнении им индивидуального задания;

- осуществляет контроль за ходом прохождения практики, оценивает результаты выполнения программы практики;

Руководитель практики от предприятия:

- организует проведение инструктажа по технике безопасности;

- в случае необходимости решает жилищно-бытовые проблемы обучаемого в период практики;

- организует проведение производственных экскурсий;

- проводит консультации с обучаемым по программе практики;

- организует встречи со специалистами других отделов предприятия;

- решает вопросы по ознакомлению студентов с документацией предприятия;

- оценивает работу обучаемого во время практики и дает заключение об его работе;

- проверяет и оценивает отчет по практике.

По окончании практики письменный отчет о ее прохождении, заполненный табель практической работы по практике, отзыв руководителя практики от предприятия, содержащий данные о выполнении программы практики и индивидуальных заданий, а также об отношении обучаемого к работе и его подготовленности к будущей профессиональной деятельности, заверяются руководителем практики от предприятия и его печатью.

КОМПЕТЕНЦИИ, ФОРМИРУЕМЫЕ

Уметь

· ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;

· интегрировать в деятельность подразделения положения федерального и регионального законодательства, инструкции и нормативы;

· анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию;

· организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач; анализировать коммуникационные процессы в организации и разрабатывать предложения по повышению их эффективности;

· диагностировать организационную культуру, выявлять ее сильные и слабые стороны, разрабатывать предложения по ее совершенствованию;

· разрабатывать программы осуществления организационных изменений и оценивать их эффективность

· проводить аудит кадрового потенциала организации, прогнозировать и определять потребность организации в персонале, определять эффективные пути ее удовлетворения;

· разрабатывать мероприятия по привлечению и отбору новых сотрудников и программы их адаптации;

· использовать различные методы оценки эффективности профессиональной деятельности государственных служащих и муниципальных служащих;

· разрабатывать мероприятия по мотивированию и стимулированию персонала организации;

· диагностировать этические проблемы и применять основные модели принятия этичных управленческих решений;

· оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения,

· анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы, принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом, использовать и составлять нормативные и правовые документы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности;

· логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.

Владеть

· методами реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование и контроль)

· современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации;

· современными методами управления человеческими ресурсами;

· инструментами развития сотрудников через оценку результатов их деятельности и планирование карьеры, обеспечение возможности для повышения образования и роста;

· юридической терминологией;

· навыками работы с правовыми актами;

· навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности;

· современным инструментарием управления человеческими ресурсами

· навыками деловых коммуникаций

· методами планирования служебной карьеры

· навыками разработки планов развития территорий с учетом географических особенностей регионов

· навыками оценки экономические и социальные условия осуществления государственных программ навыками разрешения конфликт интересов с позиций социальной ответственности

· навыком практического анализа уровня и особенностей развития региона и страны в целом

· способностью оперировать методами историко-демографического, социально-экономического исследования действительности

· приемами выявления и распознавания организационных, экономических и финансовых проблем управления муниципальным хозяйством

· инструментами анализа уровня развития экономической основы функционирования муниципального хозяйства

· методологией анализа сущности и содержания процесса муниципального управления

· системной характеристикой муниципального образования как социально -экономической системой

· технологией анализа опыта и результатов современной практики муниципального управления.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

Общая трудоемкость:

· учебной практики во 2-м семестре - 108 час. (3 зачетных единицы),

· производственной практики в 4-м семестре - 108 час. (3 зачетных единицы);

· производственной практики в 6-м семестре - 108 час. (3 зачетных единицы)

· преддипломной практика в 8 –м семестре -108 час. (3 зачетных единицы) (табл. 2).

Таблица 2

Структура и содержание практики по видам

№ п/п Разделы (этапы) практики Виды работы на практике, включая самостоятельную работу студента и трудоемкость в часах Формы текущего контроля и промежуточной аттестации
Подготовительные работы (ознакомит. лекции) Выполнение учебных (произв.) заданий Обработка и обобщение полученных результатов Формирование текстовых и графич. документов
1. Учебная практика (2-й семестр)
1.1. Подготовительный этап (в т.ч. инструктаж по технике безопасности; ознакомительная лекция; составление плана работы)       Роспись в журнале по ТБ. Собеседование
1.2. Производственный этап, в.т.ч. изучение вопросов: 1) краткая организационно-экономическая и технико-технологическая характеристика предприятия; 2) характеристика предприятия, как операционной системы 3) изучение цели, функции, организационной структуры предприятия, а также, структура управления   Собеседование
1.3. Научно-исследовательская работа студента (Изучение особенностей становления ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной; уровни государственного управления)   Собеседование
1.4. Подготовка отчета по практике     Защита отчета. Собеседование
1.5. Итого за 2-й семестр Всего: 108 час. (3 з.ед.)
2. Производственная практика (4-й семестр)
2.1. Подготовительный этап (в т.ч. инструктаж по технике безопасности; ознакомительная лекция; составление плана работы)       Роспись в журнале по ТБ. Собеседование
2.2. Производственный этап, в.т.ч. изучение вопросов: Изучение типов и функции органов государственного управления;, взаимосвязь и взаимодействие органов государственной власти.   Собеседование
2.3. Научно-исследовательская работа студента (изучение региона как субъект федерации; особенности федеративного устройства государства и их влияние на систему)   Собеседование
2.4. Подготовка отчета по практике     Защита отчета. Собеседование
2.5. Итого за 4-й семестр Всего: 108 час. (3 з. ед.)
3. Производственная практика (6-й семестр)
3.1. Подготовительный этап (в т.ч. инструктаж по технике безопасности; ознакомительная лекция; составление плана работы)       Роспись в журнале по ТБ. Собеседование
3.2. Производственный этап, в.т.ч. изучение вопросов: социальной структура общества, групповых институтов и их отражение в системе государственного управления.   Собеседование
3.3. Научно-исследовательская работа студента:   Собеседование
3.3.1 Изучение региона как субъект федерации; особенности федеративного устройства государства и их влияние на систему   Собеседование
3.4. Изучение регионального управления: региональное управление в структуре государственного управления;   Собеседование
3.5. Подготовка отчета по практике     Защита отчета. Собеседование
3.5. Итого за 6-й семестр Всего: 108 час. (3 з.ед.)
4. Преддипломная практика (8-й семестр)
3.1. Подготовительный этап (в т.ч. инструктаж по технике безопасности; ознакомительная лекция; составление плана работы)       Роспись в журнале по ТБ. Собеседование
3.2. Производственный этап, в.т.ч. изучение вопросов: муниципальное управление в системе государственного управления.   Собеседование
3.3. Научно-исследовательская работа студента:   Собеседование
3.3.1 Изучение региона как субъект федерации; особенности федеративного устройства государства и их влияние на систему   Собеседование
3.4. Подготовка отчета по практике   Собеседование
3.5. Защита отчета по практике     Защита отчета. Собеседование
3.5. Итого за 8-й семестр Всего: 108 час. (3 з.ед.)

ТРЕБОВАНИЯ ПО ОФОРМЛЕНИЮ И СОДЕРЖАНИЮ

ОТЧЕТА ПО ПРАКТИКЕ

8.1. Требования по оформлению отчета по практике

Отчет по практике составляется студентом в период пребывания на предприятии в соответствии с программой прохождения практики. Отчет должен содержать:

- титульный лист;

- командировочное удостоверение;

- содержание;

- типовое задание;

- индивидуальное задание;

- заключение;

- список использованных источников;

- приложения.

Титульный лист является первой страницей отчета. Образец оформления титульного листа приведен в Приложении 1 настоящей рабочей программы.

Введение содержит цели и задачи практики, краткую характеристику предприятия - места практики (полное фирменное наименование в соответствии с уставом, организационно-правовой статус, местоположение, основной вид экономической деятельности, виды выпускаемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг).

Заключение должно содержать краткие выводы по результатам практики, оценку полноты решения типовых и индивидуальных заданий и оценку практической работы в соответствии с будущей квалификацией, предложения по совершенствованию рабочей программы и организации практики (если таковые имеются).

В приложения к отчету включаются:

- дневник практики (Приложение 2);

- справочные материалы, связанные с прохождением практики, материалы внутрифирменной отчетности предприятия – места практики;

- отзыв руководителя практики от предприятия;

- информация для выполнения курсовых работ (проектов).

Объем отчета по всем видам практики не должен превышать 30 страниц печатного текса на листах формата А4.

Все страницы отчета нумеруются арабскими цифрами по порядку от титульного листа до последней страницы. На титульном листе и содержании номер не ставится, а далее проставляется в правом верхнем углу листа.

Разделы отчета нумеруются арабскими цифрами с точкой в конце. Введение и заключение не нумеруются. Подразделы нумеруются арабскими цифрами в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела (например, «1.3.»).

Пункты нумеруются арабскими цифрами в пределах каждого подраздела. Номер пункта состоит из номера раздела, подраздела и пункта (например, «1.2.3.»). Заголовки разделов пишутся прописными буквами, заголовки подразделов и пунктов – строчными, кроме первой. Точку в конце заголовка раздела (подраздела, пункта) не ставят.

Каждый раздел следует начинать с нового листа.

Все иллюстрации отчета именуются рисунками и нумеруются последовательно в пределах раздела арабскими цифрами. Номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации в данном разделе (например, «Рис. 2.3.»).

Цифровой материал в отчете оформляется в виде таблиц, которые нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах раздела. В правом верхнем углу над соответствующим заголовком помещают надпись «Таблица» с указанием ее номера (например, «Таблица 2.1»).

В список использованных источников включают все источники информации, располагая их в алфавитном порядке и следующей иерархии:

- официально-документальные материалы и нормативно-правовые акты;

- методические материалы;

- остальные в алфавитном порядке.

При ссылке в тексте на источники документальной информации приводят порядковый номер по списку литературы, заключенный в квадратные скобки с указанием страницы (например, [5,с.27]).

Более подробно требования к оформлению отчета по практике изложены в Методических рекомендациях по оформлению студенческих работ, изданных Институтом менеджмента и бизнеса [16].

Отчет оформляется студентом во время практики, для чего дается 2-3 дня. После этого отчет предоставляется на кафедру в недельный срок после окончания практики и подлежит защите.

Требования к содержанию отчета по практике

Содержание отчета по учебной практике (2 семестр)

В соответствии с требованиями, предъявляемыми к современным менеджерам, обучающиеся по направлению «Государственное и муниципальное управление», в процессе учебной практики должны изучить следующие вопросы.

Общая часть: краткая организационно-экономическая и технико-технологическая характеристика предприятия:

· миссия, цели и задачи организации;

· историческая справка развития организации;

· характеристика организационной структуры управления организацией;

· краткая организационно-экономическая и технико-технологическая характеристика предприятия;

· характеристика предприятия, как операционной системы

· изучение цели, функции, организационной структуры предприятия, а также, структура управления.

Типовое задание: студенты направления 38.03.04«Государственное и муниципальное управление» выполняют задания, учитывающие работу всех структурных подразделений унитарных предприятий, учреждений, государственных и муниципальных органов власти. Эти задания касаются следующих типовых вопросов и являются обязательными для каждого студента:

– конституционная система РФ и РБ, применение гражданского законодательства: гражданские правоотношения; объекты гражданских прав; государственная и муниципальная собственность; гражданско-правовой договор (содержание, заключение, расторжение); миссия, цели и задачи организации; историческая справка развития организации; характеристика организационной структуры управления организацией; краткая организационно-экономическая и технико-технологическая характеристика предприятия; характеристика предприятия, как операционной системы, изучение цели, функции, организационной структуры предприятия, а также, структура управления.

Индивидуальные задания по учебной практике направлены на закрепление изученного теоретического материала на первом курсе, на расширение кругозора в области будущей профессиональной деятельности, сбор исходной информации для выполнения курсовых проектов по дисциплине «Основы государственного и муниципального управления».

Перечень индивидуальных вопросов на учебную практику разрабатывают и предоставляют руководителю практики от университета в соответствии с базой практики ведущие преподаватели по дисциплинам, заведующий кафедрой, руководитель практики от организации. Индивидуальное задание руководитель практики от университета указывает в журнале практик.

Содержание отчета по производственной практике (4 семестр)

В соответствии с требованиями, предъявляемыми к современным менеджерам, обучающиеся по направлению «ГМУ» должны изучить на производственной практике в 4-м семестре и отразить в отчете о ее прохождении следующие вопросы.

1. Общая часть - организационно-экономическая характеристика предприятия: историческая справка развития предприятия; характеристика видов деятельности предприятия; организационно-правовая форма; размеры предприятия и масштабы производства; характеристика видов деятельности; место предприятия в отрасли.

2. Типовое задание – исследование социально-экономических процессов: управление социально-экономическими процессами; социологические исследования; оценка эффективности социологических исследований; социально-экономическое развитие муниципальных образований.

Производственный этап, в.т.ч. изучение вопросов: Изучение типов и функции органов государственного управления; взаимосвязь и взаимодействие органов государственной власти;

– региональная экономика: региональные особенности хозяйства; межрегиональные связи; ресурсы региональной экономики; отраслевая структура региональной экономики; экономическая эффективность региональной экономики; анализ экономики местного хозяйства;

– демография: население РБ, города, села (состав, структура); миграция населения; качество населения как важнейшая составляющая развития экономики; экономические аспекты роста населения;

– геополитика: система международных отношений РБ, геополитика на территории РБ.

3. Индивидуальное задание производственной практики включает:

- выполнение НИР (студент самостоятельно выбирает и согласовывает с руководителем практики индивидуальное задание в соответствии с выбранным модулем вариативной части профессионального цикла, направлением будущей профессиональной деятельности, целью выполнения НИР);

- сбор информации для выполнения курсовых работ в процессе предстоящего обучения (характер информации, которую необходимо собрать в период учебной практики для выполнения курсовых работ и проектов в процессе предстоящего обучения в 5 – 6 семестре, приведен в п. 8.2.4 настоящей рабочей программы).

3.1. Научно-исследовательская работа студента заключается в углубленном изучении одного из видов профессиональной деятельности менеджера на конкретном предприятии, на котором обучаемый проходил практику. Индивидуальное задание согласовывается с руководителем практики.

Содержание отчета по производственной практике (6 семестр)

В соответствии с требованиями, предъявляемыми к современным менеджерам, обучающиеся по направлению «ГМУ» должны изучить на практике и отразить в отчете о ее прохождении следующие вопросы (табл. 3).

Таблица 3

Содержание разделов отчета по производственной практике в 6 семестре

Раздел Перечень вопросов, подлежащих отражению в отчете
1. Технико-экономическая характеристика предприятия – места практики История создания; организационно-правовой статус, права и обязанности; миссия и производственный профиль; характеристика выпускаемой продукции (услуг): объем, ассортимент, качество; природно-геологические и технико-технологические особенности производства; характеристика производственной мощности предприятия, оценка показателей ее использования; основные технико-экономические показатели предприятия за два года. Организация производства: производственная структура предприятия; характеристика организации основного и вспомогательного производства (тип и формы, особенности производственных процессов и производственного цикла). Организация управления персоналом: организационная структура управления; функции управленческих звеньев; характеристика профессионально-квалификационной структуры персонала; формы организации труда; режим работы предприятия; нормирование труда на предприятии, инструменты мотивации персонала (система материальных и нематериальных стимулов отдельных работников и структурных подразделений).
2. Государственное регулирование деятельности предприятия Система налогов, уплачиваемых предприятием.
3.Региональный аспект Региональное управление: региональная структура управления; информационные технологии управления; информатизация государственного и муниципального управления; информационная система города, района, республики; модели социального управления; виды манипулирования в РБ, городе, районе; различные среды управления
4. Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия Понятие, цели, виды инновационной деятельности предприятия. Характеристика научно-технического потенциала предприятия (научно-технические и инженерные кадры; материально-техническая база научно-технической деятельности, информационное обеспечение: отчеты, публикации, банки данных, нормативно-техническая, проектно-конструкторская и технологическая документация, образцы новых продуктов; планирование НИОКР, система мотивации и стимулирования персонала к инновационной деятельности). Обобщающие показатели инновационной деятельности (количество осуществленных за период научно-технических мероприятий, полученная экономия от снижения себестоимости продукции, роста производительности труда и т.д.).
5. Информация по теме ВКР (перечень согласуется с руководителем ВКР до начала практики) Информация для подготовки и выполнения выпускной квалификационной работы (ВКР). Перечень вопросов, которые необходимо отразить в данном разделе, согласуется с руководителем ВКР после обсуждения ее темы и содержания и оформляется в виде таблицы (Приложение 3)

Содержание отчета по преддипломной практике (8 семестр)

В соответствии с требованиями, предъявляемыми к современным менеджерам, обучающиеся по направлению «ГМУ» должны изучить на практике и отразить в отчете о ее прохождении следующие вопросы (табл. 4).

Таблица 3

Содержание разделов отчета по преддипломной практике в 6 семестре

Раздел Перечень вопросов, подлежащих отражению в отчете
1. Технико-экономическая характеристика предприятия – места практики История создания; организационно-правовой статус, права и обязанности; миссия и производственный профиль; характеристика выпускаемой продукции (услуг ): объем, ассортимент, качество; природно-геологические и технико-технологические особенности производства; характеристика производственной мощности предприятия, оценка показателей ее использования; основные технико-экономические показатели предприятия за два года. Организация производства: структура управления, производственная структура предприятия; характеристика организации основного и вспомогательного производства (тип и формы, особенности производственных процессов и производственного цикла). Организация управления персоналом: организационная структура управления; функции управленческих звеньев; характеристика профессионально-квалификационной структуры персонала; формы организации труда; режим работы предприятия; инструменты мотивации персонала (система материальных и нематериальных стимулов отдельных работников и структурных подразделений).
2.Муниципальный аспект Модели и методы принятия решений; требования к государственному и муниципальному аппарату и его работникам; проектирование систем управления; управление человеческими и трудовыми ресурсами; занятость населения; управление карьерой; коммуникации организации; конфликты в общественной деятельности; национально-этнические конфликты, мировоззренческие и нормативно-ценностные конфликты, роль конфликтов в социально-экономическом развитии территорий.
3.Региональный аспект Региональное управление: региональная структура управления; информационные технологии управления; информатизация государственного и муниципального управления; информационная система города, района, республики; модели социального управления; виды манипулирования в РБ, городе, районе; различные среды управления
4. Информация по теме ВКР (перечень согласуется с руководителем ВКР до начала практики) Информация для подготовки и выполнения выпускной квалификационной работы (ВКР). Перечень вопросов, которые необходимо отразить в данном разделе, согласуется с руководителем ВКР после обсуждения ее темы и содержания и оформляется в виде таблицы (Приложение 3)

ПО ИТОГАМ ПРАКТИКИ

Оценка результатов работы обучаемого при прохождении практики осуществляется руководителем практики от кафедры на основе устной защиты отчета, составляемого обучаемым, и имеет вид дифференцированного зачета. Оценка по практике заносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку.

При подведении итогов работы обучаемого на практике учитываются отзыв руководителя практики от предприятия – места практики и ответы студента на вопросы.

Законченный и полностью оформленный отчет, вместе с дневником практики, обучаемый сдает руководителю практики для комплексной проверки качества отчета перед защитой.

В случае обнаружения существенных отклонений от требований к содержанию и оформлению отчета, он возвращается студенту на доработку.

Критерии дифференциации оценки (по 100-балльной шкале) отчета по практике следующие.

- от 91 до 100 баллов - содержание и оформление отчета по практике и дневника прохождения практики полностью соответствуют предъявляемым требованиям, характеристики студента положительные, ответы на вопросы по программе практики полные и точные;

- от 76 до 90 баллов - при выполнении основных требований к прохожде­нию практики и при наличии несущественных замечаний по содержанию и формам отчета и дневника, характеристики ст

Наши рекомендации