Кафедра экономики и управления предприятиями

МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра экономики и управления предприятиями

  УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебно-методической работе университета   И.И.Егорова Рег.№  

ПРОГРАММА ПРАКТИКИ

Методические указания по организации и проведению

Производственной практики

для студентов всех форм обучения

Направление подготовки: 38.03.01 «Экономика»

Профиль: «Экономика предприятий и организаций»

Квалификация - бакалавр

Санкт-Петербург

Рекомендовано научно-методическим советом университета

Методические рекомендации по организации и проведению производственной практики для студентов направления подготовки 38.03.01 «Экономика» всех форм обучения.

Методические указания по проведению производственной практики составлены на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего образования и положения об организации и проведении практики обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», утвержденного ректором СПБГЭУ 27 декабря 2013 г. и принятым Ученым советом СПбГЭУ (протокол №11 от 25.12.13).

СОСТАВИТЕЛИ

д-р. экон. наук, проф. В.Д. Морозова

канд.экон.наук, ст. преп. М.В. Макеенко

канд.экон.наук, доцент М.В. Тихонова

канд.экон.наук, доцент П.И. Тишков

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры экономики

и управления предприятиями

Рецензент доктор экон. наук, проф. В.Г. Шубаева

© СПбГЭУ, 2016

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Производственная практика студентов является важнейшей частью подготовки высококвалифицированных бакалавров в области управления и проводится на предприятиях, в организациях и учреждениях всех организационно-правовых форм, осуществляющих свою деятельность во всех сферах и отраслях национальной экономики,

Производственная практика проводится с целью закрепления и расширения теоретических и практических знаний студентов на основе практического участия в деятельности предприятий, организаций, учреждений; приобретения профессиональных навыков и опыта самостоятельной работы по специальности; сбора, анализа и обобщения материалов для подготовки и написания выпускной квалификационной работы на степень бакалавра (далее ВКР).

Сроки проведения практики определяются учебным планом и графиком учебного процесса:

- для студентов 4 курса 2012 года поступленияс 13.04.2016 по 24.05.2016с отрывом от учебы:

- производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (3 зачетные единицы (далее ЗЕ) – 2 недели (оценка) - с 13.04.2016 по 26.04.2016;

- производственная практика: научно-исследовательская работа (3 ЗЕ) – 2 недели (оценка) - с 27.04.2016 по 11.05.2016;

- производственная преддипломная практика работа (3 ЗЕ) – 2 недели (оценка) - с 12.05.2016 по 24.05.2016.

- для студентов 3 курса2013 года поступления:

- производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (3 ЗЕ) – 2 недели (оценка);

- производственная практика: научно-исследовательская работа (3 ЗЕ) – 2 недели (оценка);

- производственная преддипломная практика работа (6 ЗЕ) – 4 недели (оценка).

Содержание практики определяется программой, разработанной кафедрой и утверждённой Методическим советом факультета, положением об организации практики студентов, а также индивидуальными заданиями для студентов.

В программе практики определяются:

- цели и задачи практики с учётом особенностей направления подготовки и профиля, плана, программы обучения;

- место практики, порядок её прохождения и распределения рабочего времени;

- содержание практики, примерная тематика индивидуальных заданий;

- сроки и методы контроля, порядок защиты отчёта.

Компетенции, формируемые в результате прохождения
производственной преддипломной практики:

· способностью собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

· способностью на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2);

· способностью выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);

· способностью на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-4);

· способностью анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-5);

· способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-6);

· способностью, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-7);

· способностью использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-8);

· способностью организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-9);

· способностью использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);

· способностью критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-11).

Программа практики согласовывается с предприятиями, учреждениями и организациями.

Места и базы практики определяются договорами, заключаемыми между университетом и предприятиями, условиями контрактов, заявками предприятий, организаций и учреждений. Для студентов очно-заочной формы обучения место практики определяется местом их трудовой деятельности. В случае если это место не соответствует профилю подготовки студента и последний не располагает возможностями предоставления информации и данных для выполнения ВКР, студент самостоятельно вместе с научным руководителем определяет место прохождения производственной практики.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ

Общее организационное руководство практикой осуществляет ректорат СПбГЭУ в лице проректора по учебной работе.

Организационно-методическое руководство практикой возлагается на руководителя Управления планирования и развития карьеры.

Учебно-методическое руководство возлагается на начальника учебно-методического управления.

Ответственность за организацию и проведение практики на факультетах несёт декан факультета.

Непосредственное организационное и учебно-методическое руководство производственной практикой осуществляется кафедрой.

Учебно-методическое и организационное руководство практикой на кафедре осуществляет заведующий выпускающей кафедры, который:

- обеспечивает своевременную разработку кафедральных методических указаний по практике, программ практики в соответствии с направлением и специализацией кафедры, предоставляет их для утверждения на методическом совете факультета;

- проводит по согласованию с деканатами организационные собрания студентов;

- назначает из числа наиболее опытных преподавателей ответственных за организацию и проведение практики на кафедре, а также преподавателей-руководителей практики и выпускной квалификационной работы студентов, инструктирует их и оказывает им необходимую помощь в период проведения практики;

- утверждает комиссии по приёму отчётов студентов по результатам практики и организует их работу;

- заслушивает на заседании кафедры отчёты ответственных за практику о проведённой работе в текущем учебном году;

- по завершении практики представляет на утверждение декану факультета отчёты по итогам практики;

- обеспечивает взаимосвязь аналитических результатов практики с ВКР;

- организует использование результатов практики в учебном процессе с применением активных методов обучения;

- разрабатывает мероприятия по совершенствованию проведения практики и принимает меры по реализации этих мероприятий;

- до начала практики представляет в деканат сведения о распределении студентов по местам практики и закреплении за ними руководителей от кафедры и руководителей от предприятия.

Для руководства практикой студентов в структурных подразделениях университета приказом ректора утверждается руководитель практики из числа преподавателей выпускающей кафедры, ответственных за её проведение в соответствие с учебным планом по специальности и направлению.

Ответственный за организацию и проведение практики обеспечивает выполнение всей текущей работы по организации и проведению практики студентов на кафедре:

- координирует организационные и методические вопросы практики с Управлением планирования и развития карьеры, методической комиссией кафедры и методическим советом факультета;

- участвует в разработке программы практики и методических указаний по её выполнению в составе методической комиссии кафедры;

- принимает участие в проведении организационных собраний студентов по практике, своевременно предоставляет студентам информацию о местах, сроках и процедуре проведения практики;

- собирает информацию о распределении студентов по местам и преподавателям-руководителям практики от кафедры и предприятия, контролирует соответствие мест практики направлению подготовки бакалавров;

- обеспечивает студентов и преподавателей-руководителей практики от кафедры необходимой документацией по практике (программой, бланками направлений на практику, индивидуальных заданий, личного листка);

- по согласованию с преподавателями-руководителями практики разрабатывает для студентов графики консультаций по вопросам практики;

- участвует в работе кафедральной комиссии по приёму отчётов по практике;

- предоставляет в установленные сроки необходимую промежуточную и отчётную информацию о прохождении практики декану факультета, заведующему кафедрой, методическому совету факультета, Управлению планирования и развития карьеры;

- подготавливает отчёт кафедры по итогам практики с последующим предоставлением его в деканат и Управление планирования и развития карьеры в установленные сроки;

- организует на кафедре хранение отчётов по практике в электронном виде (3года) и бумажном виде (1год);

Каждому студенту назначается из числа преподавателей кафедры и ее филиалов руководитель практики, который проводит следующую работу:

- разрабатывает тематику индивидуального задания, которое учитывает предполагаемые темы ВКР, а также тематику докладов научных конференций;

- контактирует с руководителем практики от организации, согласует с ним индивидуальное задание с учётом профиля деятельности организации – места практики, особенностей хозяйствующего субъекта и его возможностей обеспечить студента необходимой информацией;

- оказывает методическую помощь студентам при выполнении ими индивидуальных заданий и сборе материалов для ВКР;

- принимает участие в распределении студентов по местам практики;

- доводит до студентов календарные сроки поэтапного сбора информации, порядок предоставления отчёта по практике;

- отслеживает своевременное прибытие студентов на места практики;

- осуществляет контроль за соблюдением сроков практики и её содержанием, предоставляет информацию о студентах ответственным за практику на кафедре обо всех изменениях, связанных с практикой студентов (смене места практики, смене руководителя от организации, форс-мажорных обстоятельствах);

- проводит по графику обязательные консультации с целью обработки собранного материала, его использования в отчёте и бакалаврской работе;

- принимает защиту отчётов студентов по практике в составе комиссии;

- принимает участие в рассмотрении представленных отчётов по результатам производственной практики, аттестации студента и выставлении оценки в зачётную книжку;

- сдаёт отчёты студентов по практике ответственным за организацию практики на кафедре.

Практика в организациях осуществляется как на основе договоров, так и без их заключения с назначением руководителя от предприятия (предприятия, учреждения).

Образец бланка направления на практику и договора о прохождении практики представлен в Приложении 1 и 2 соответственно.

ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ПРАКТИКИ

Студенты имеют право:

- самостоятельно осуществлять поиск предприятия или организации, где они будут проходить практику, либо использовать в качестве места практики организацию, в которой они уже работают на условиях частичной занятости;

- обращаться за помощью с целью содействия в поиске места практики в деканат, на кафедры, в Управление планирования и развития карьеры в случае отсутствия к установленному сроку подходящего места практики;

- получать консультации по вопросам прохождения практики у ответственных за практику на кафедрах (преподавателей-руководителей практики);

- выбирать тему для написания ВКР с учётом предполагаемого места практики;

- получать направления на практику от имени университета.

Студенты при прохождении производственной практики обязаны:

- пройти практику в указанные учебным графиком сроки в соответствии с приказом ректора;

- своевременно, точно и полностью выполнять задачи, предусмотренные индивидуальным заданием по практике, выданным преподавателем-руководителем практики и предусмотренные программой практики;

- выполнять поручения руководителя практики по месту её прохождения, подчиняться действующим в организации правилам внутреннего распорядка, соблюдать технику безопасности, требования охраны труда, правила эксплуатации оборудования и другие условия работы;

- собрать необходимые материалы для написания выпускной квалификационной работы до окончания срока прохождения практики;

- после завершения практики представить на кафедру по утверждённой форме отчёт и характеристику, подтверждающую прохождение практики за подписью руководителя практики от предприятия.

Студентам университета, зачисленным на период практики на рабочие места с выплатой заработной платы, стипендия сохраняется.

Проезд студентов-практикантов к месту практики и обратно, связанный с выездом за пределы Санкт-Петербурга, а также пользованием средствами городского, пригородного транспорта независимо от расстояния оплачивается студентами за свой счёт.

Оценки по практике приравнивается к оценкам по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.

Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие отрицательную оценку за практику, могут быть отчислены из университета как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном Уставом университета.

На студентов-практикантов, нарушающих правила внутреннего распорядка, руководителями предприятий, организаций и учреждений могут налагаться взыскания, о чем сообщается ректору университета, в отдельных случаях ректор может рассматривать вопрос об отчислении студента из университета.

При нарушении студентом трудовой дисциплины он может быть отстранен от прохождения практики по представлению руководителей практики от предприятия или университета.

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

В ходе производственной практики студент должен приобрести профессиональное представление и приобрести профессиональные навыки работы в экономических отделах, службах и подразделениях, используя теоретические знания, приобретенные в процессе учебы.

Процесс организации и проведения производственной практики состоит из 3 этапов:

1. Подготовительный.

2. Основной.

3. Заключительный.

На первом, подготовительном, этапе осуществляется поиск предприятия – места практики; определяется тематика ВКР; разрабатывается и утверждается индивидуальное задание по практике.

На втором, рабочем, этапе студенты проходят практику в установленные сроки на выбранных предприятиях (в организациях, учреждениях) с представлением окончательных и полных итоговых отчетов руководителям практики от кафедры.

На третьем, заключительном, этапе студенты защищают выполненные отчеты перед комиссией кафедры по приему отчетов по производственной практике.

Подготовительный этап практикипроходит с 14 сентября (для очной формы обучения) до дня выхода студентов на практику и завершается следующими результатами:

- выбором студентами и утверждением кафедрами тем ВКР;

- определением студентами и утверждением кафедрами конкретных мест практики;

- распределением студентов по преподавателям - руководителям практики;

- разработкой комплексных индивидуальных заданий по прохождению рабочего этапа практики и их утверждением заведующим кафедрой и руководителем практики от предприятия.

Основной этап. В этот период студенты выполняют свои обязанности, определенные Положением об организации практики, данными методическими рекомендациями по организации и проведению практики и соответствующими инструкциями предприятий и организаций. Результатом основного этапа является выполнение студентами программы практики и индивидуальных заданий.

В рамках производственной практики студент должен:

1) В период прохождения производственной практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности:

- изучить характер деятельности предприятия в современных условиях;

- ознакомиться с историей развития предприятия;

- проанализировать организационную структуру предприятия;

- приобрести навыки работы по сбору, обработке и анализу экономической информации;

- выполнять задания руководителя практики от предприятий, направленные на изучение специфики предприятия в целом и отдела, за которым закреплен студент;

2) В период прохождения производственной практики: научно-исследовательской работы:

- проанализировать отрасль (подотрасль), в рамках которой осуществляет свою деятельность предприятие – база практики, в том числе оценить место предприятия на рынке;

- изучить основные законодательные и нормативные документы и материалы, регулирующие и определяющие деятельность предприятия;

- осуществить сбор и анализ литературы необходимой для проведения анализа специфики деятельности предприятия и позволяющей сформировать базу для написания выпускной квалификационной работы;

- проанализировать экономические показатели деятельности предприятия, технико-экономические показатели (в том числе финансовые) (по данным годовых отчетов и финансовой отчетности предприятия и т.д.);

- изучить постановку экономической, организационной и управленческой деятельности на предприятии;

3) В период прохождения производственной преддипломной практики:

- определить круг своих профессиональных интересов, совместно с руководителями практики от кафедры и предприятия выбрать направление, тему выпускной квалификационной работы;

- оценить возможность выполнения индивидуального задания и круг необходимой информации для его выполнения.

- осуществить сбор и анализ эмпирических данных для написания ВКР;

- провести всесторонний анализ деятельности предприятия, являющейся предметом исследования в ВКР;

- оценить перспективы развития предприятия;

- предложить меры по совершенствованию деятельности предприятия.

В процессе прохождения студентами практики предусматриваются индивидуальные консультации и следующие виды контроля:

- наличие студентов на местах практики;

- контроль своевременного выполнения индивидуального задания по каждому модулю и отчета по практике.

Заключительный этап. Производственная практика заканчивается написанием и представлением руководителю и на кафедру отчета по практике (состоящего из трех разделов) с последующей его защитой перед кафедральной комиссией в течение 2 недель после официального срока окончания практики.

Положительные результаты защиты отчета (по каждому разделу), зафиксированные в ведомости и зачетной книжке студента, считаются окончательным этапом производственной практики.

Невыполнившим программу практики по уважительной причине студентам предоставляется возможность пройти практику вторично в свободное от учебы время по индивидуальным графикам и формам контроля.

Студенты, не прошедшие практику и не предоставившие отчет в установленные сроки без уважительных причин или получившие неудовлетворительную оценку за практику, признаются имеющими академическую задолженность и не допускаются к сдаче сессии с последующим отчислением из университета.

Сданный на кафедру отчет и результат защиты, зафиксированный в ведомости и зачетной книжке студента, служат свидетельством успешного окончания практики.

Требования к структуре и содержанию отчета по производственной практике

Отчет по практике строится в соответствии с программой практики и индивидуальным заданием студента. В отчете должны найти отражение ответы на все поставленные в индивидуальном задании вопросы.

Отчет должен состоять из трех разделов и включать:

- 1 раздел - отчет по производственной практике по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности:

- название предприятия; историю развития предприятия; характеристику (краткое описание) организации; виды выпускаемой продукции (работ, услуг); структуру и органы управления; описание структурного подразделения организации, служившего местом практики (его положение в организации, сфера деятельности, результаты работы) и т.д.;

- 2 раздел - отчет по производственной практике: научно-исследовательской работе:

- анализ положение, занимаемого предприятием в отрасли; изучение документации, нормативной базы предприятия в зависимости от специфики деятельности; основные показатели деятельности предприятия (в том числе характеристика материалов и общий анализ экономических, финансовых показателей деятельности как организации в целом, так информация по конкретному подразделению, в котором проходил практику студент); анализ постановки экономической, организационной и управленческой деятельности на предприятии и т.д.

- 2 раздел –отчет по производственной преддипломной практике:

- всесторонний анализ деятельности предприятия, являющейся предметом исследования в ВКР; оценку перспектив развития предприятия; заключительные выводы, предложения и рекомендации, сделанные студентом по результатам исследования системы управления, организационной структуры, процессов принятия управленческих решений, проведенного анализа экономических показателей деятельности организации или его отдельного подразделения в соответствии с тематикой ВКР.

Также отчет может быть дополнен приложениями. В данные приложения рекомендуется включать материалы, связанные с выполненной работой, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть.

К отчету прилагаются макеты документов, расчеты и таблицы, подготовленные с использованием собранных на месте практики материалов, с которыми работал студент в период практики, заполненные реальными или примерными показателями и использованные им для анализа деятельности организации или ее подразделения - места практики.

По своему содержанию отчет должен быть приближен к теме ВКР. Отчет сдается на кафедру вместе с документами по практике, включая характеристику от организации – базы практики. После проверки и предварительной оценки руководителя отчет защищается на кафедре перед кафедральной комиссией.

Образец содержания отчета по производственной практике представлен в Приложении 7, а также в Приложении 8 отражены рекомендации по составу отдельных элементов отчета.

Требования к оформлению отчета по практике:

– среда – Microsoft Word;

– объем отчета — 30–40 страниц компьютерного текста без учета приложений;

– гарнитура шрифта – «Times New Roman»;

– размер шрифта - 14пт.;

– междустрочный интервал – полуторный;

– цвет шрифта - черный;

– параметры страницы - формат бумаги А4, поля сверху и снизу — 2 см, справа — 1 см, слева 3 см;

– выравнивание – по ширине страницы;

– нумерация страниц - в нижней части листа арабскими цифрами с выравниванием по центру;

– отчет подшивается в папку;

– бланк титульного листа отчета по производственной практике (см. Приложение 3).

При выполнении отчета необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всему отчету. Опечатки, графические неточности, повреждения листов не допускаются.

Также стоит обратить внимание на следующие аспекты при оформлении отчета по производственной практике:

1) Заголовки разделов располагаются на странице с выравниванием по центру. Заголовки разделов, подразделов, таблиц и рисунков не должны размещаться на другой странице по отношению к связанному с ними тексту.

2) Таблицы, рисунки и прочие наглядные материалы, иллюстрирующие содержание отчета, могут располагаться как в тексте, так и выноситься в приложения. Все наглядные материалы и таблицы должны иметь заголовок и быть пронумерованы. Нумерация осуществляется по порядку в пределах главы, при этом номер будет состоять из двух арабских цифр, разделенных точкой (например, таблица 1.1.). Первая цифра показывает номер главы, вторая – номер иллюстрации в главе. Может использоваться и сквозная нумерация, если таблиц (рисунков) в тексте немного. Нумерация различных наглядных материалов осуществляется отдельно.

Подпись рисунка располагается непосредственно под рисунком, с выравниванием по центру. Под рисунком ставится надпись «Рис.» и порядковый номер арабскими цифрами, далее название рисунка.

Заголовок таблицы должен отражать ее содержание. Размещается он над таблицей, пишется с прописной буквы, точка в конце заголовка не ставится, выравнивание заголовка на странице по центру. Над заголовком, строчкой выше, в правом верхнем углу пишется с прописной буквы слово «Таблица» с ее порядковым номером.

Если таблица не умещается на стандартном листе бумаги, ее можно представить с продолжением на следующей странице, где пишется «Продолжение таблицы 1.1» или «Окончание таблицы 1.1». Название таблицы на новой странице не повторяется. В графах таблицы нельзя оставлять свободные места. Если данные отсутствуют, то ставится тире или слово «нет». На все таблицы документа должны быть приведены ссылки в тексте документа, при ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера. Примечания и сноски к таблицам должны быть отпечатаны непосредственно под соответствующей таблицей. Сноски к цифрам в таблице обозначаются только звездочками.

3) При использовании в отчете по практике формул порядковый номер формулы приводится в круглых скобках справа от нее. Под формулой пишут слово «где», а затем расшифровывают ее составляющие в последовательности, в которой они приведены в формуле (каждая составляющая с новой строки).

4) При использовании в отчете цитат, заимствований цифрового материала, мнений других авторов обязательны библиографические ссылки на первоисточники. При ссылке на издание, включенное в список литературы, после упоминания о нем или цитаты, в квадратных скобках проставляют номер, под которым это издание значится в списке использованной литературы, приводимом в конце отчета, при цитировании – также номер страницы. Например: [33], [15, с.2].

В конце отчёта размещается библиографический список, где использованные студентом источники располагаются по алфавиту фамилий авторов. Для оформления списка рекомендуется пользоваться ГОСТ Р 7.0.5-2008.

Порядок написания библиографического списка соблюдается следующий: законодательные акты; статистические сборники; учебники, учебные пособия, статьи в журналах (по алфавиту в соответствии с фамилией первого автора); литература на иностранных языках, электронные ссылки (название ссылки (Режим доступа: ссылка)). Нумерация источников в списке должна быть сплошной.

Защита отчета по практике

Защита отчета о практике проводится в форме собеседования студента со специально созданной комиссией, в состав которой включаются преподаватели кафедры, научный руководитель студента и ответственный за организацию и проведение практики на кафедре. В процессе защиты отчета по практике студент должен изложить основные результаты проделанной работы, выводы, к которым он пришел, предложения и рекомендации, подготовленные для практического применения. Оценка защиты отчета по практике производится по каждому разделу отчета по практике по четырехбалльной шкале - отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно (студент получает три оценки по итогам прохождения производственной практики).

ТРЕБОВАНИЯ К ДОКУМЕНТАЛЬНОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ

Требования к содержанию Индивидуального задания по практике

Индивидуальное задание составляется на специальном двухстороннем бланке (Приложение 4), содержащем информацию об индивидуальном задании и перечне заданий, подлежащих разработке на практике, в котором представлено:

1. Тема выпускной квалификационной работы;

2. График прохождения производственной практики;

3. Перечень заданий подлежащих разработке на практике с учетом ранее перечисленных задач для каждого этапа.

Требования к содержанию Характеристики студента.

Характеристика составляется на специальном бланке (обратная сторона личного листка) и имеет следующую структуру (Приложение 5):

1. Подтверждение факта прохождения практики в организации, включая полное наименование организации, должность (если была), период, за который характеризуется студент.

2. Краткая характеристика работы студента (достигнутые результаты, как себя зарекомендовал):

- приобретённые практические навыки и умения в профессиональной сфере;

- описание характера и содержания работы, проводимой студентом по поручению руководителя, в том числе в рамках специализации;

- перечень подразделений организации, в которых студент работал;

- отношение студента к выполняемой работе, степень выполнения поручений, качественный уровень и степень подготовленности студента к самостоятельному выполнению отдельных заданий.

3. Характеристика личных и деловых качеств студента (компетенции):

- личные и деловые качества, которые проявил студент во время практики (например, аналитические способности, инициативность, ответственность, внимательность), характеристика профессиональной компетентности студента (владение им теоретическими знаниями, их глубина, умение применять на практике);

- умение контактировать с клиентами, сотрудниками, руководством организации.

4. Характеристика качества подготовленного отчёта:

- наиболее важные результаты проведённого исследования; выявленные проблемы; предложения по их решению; практические выводы и рекомендации.

5. Рекомендации:

- краткое заключение. Рекомендации о дальнейшей работе. Предложение постоянной работы в организации.

6. Итоговые оценки за прохождение практики по четырехбалльной системе.

7. Дата составления характеристики, подпись руководителя практики от организации (с указанием Ф.И.О., должности, структурного подразделения, контактного телефона), заверенная печатью организации.

Образец заполнение Характеристики представлен в Приложении 6.

Приложение 1

(образец)

МиниОбрНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение

высшего образования

«Санкт-Петербургский государственный

экономический университет»

(СПбГЭУ)

Садовая ул., д. 21, г. Санкт-Петербург,

Россия, 191023

Тел./факс (812) 310-40-78

e-mail: [email protected] http://www.finec.ru

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



На основании предварительной договоренности ректорат университета просит Вас принять студента (студентов) на производственную практику, в соответствии с учебным планом по следующим направлениям подготовки и графику:

№ п\п ФИО Курс Направление (профиль) Календарный период практики
1. Сидоров Антон Петрович «Экономика» (Экономика предприятий и организаций) с 13.04 по 24.05.2016 г.

Начальник Управления планирования

и развития А.К. Бобылева

Приложение 2

ДОГОВОР № от

на проведение практики (стажировки)

Мы, нижеподписавшиеся, с одной стороны, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт- Петербургский государственный экономический университет» (СПбГЭУ), именуемый в дальнейшем «Университет» в лице Начальника Управления планирования и развития карьеры БОБЫЛЕВОЙ АЛЕКСАНДРЫ КОНСТАНТИНОВНЫ, действующего на основании доверенности №________ от _____________, с другой стороны___________________________________________

______________________________, именуемое в дальнейшем «Предприятие»/

«Учреждение»/ «Организация» в лице ___________________________________, действующего на основании ___________________________________ заключили между собой договор о проведении практики студентов и магистрантов Университета:

1. ПРЕДПРИЯТИЕ, УЧРЕЖДЕНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЯЗУЕТСЯ:

1.1. Предоставить университету в соответствии с графиком учебного процесса места для проведения практики (стажировки) студентов и магистрантов. Количество студентов и магистрантов по специальностям (направлениям подготовки) _____________ обсуждается в течение учебного года и фиксируется индивидуальными документами по практике (направление, индивидуальное задание, личный листок).

1.2. Создать необходимые условия для выполнения практикантами программы (индивидуального задания) практики. Не допускать использования студентов- практикантов на должностях, не предусмотренных программой практики и не соответств

Наши рекомендации